О цели воспитания

Сергей Кокорин
Кто сменит меня, кто в атаку пойдёт?
В.Высоцкий

Все, кто размышляет об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй                зависят от воспитания молодёжи.
Аристотель

Идея обретает силу двигателя социального прогресса не раньше, чем утвердится в обыденном сознании. Сформировать именно это обыденное сознание – наиболее трудная задача воспитательной деятельности.
О.Н.Козлова

Рассматривая воспитание, как деятельность по приобщению человека растущего к социальному опыту во всех его формах, определим, что основные источники воспитания – это общество и, собственно, сама личность. Отсюда центральная проблема теории воспитания – проблема соотношения индивидуального и общественного в системе целей и ценностей воспитываемой личности.

Личность служит и обществу, и себе. Общество служит и себе, и личности. Оно оберегает основы общности, специфические общественные ценности: стиль общения, принципы взаимодействия, уровень консолидации и т.д. (в буквальном переводе с немецкого «общество» означает «родство душ»). И в то же время общество обеспечивает процесс социализации личности. Воспитание – деятельность, объектом которой является личность. Субъектом воспитания является общество – через окружающую личность среду и через специально организуемую систему воспитания, через педагогов. А личность  - сам объект воспитания,   одновременно является и субъектом самовоспитания.

Говоря о взаимодействии индивидуальных и социальных ценностей в процессе формирования   личности, необходимо определить понятия «воспитание» и «социализация», которые нередко употребляются как тождественные. Социализация – процесс передачи индивиду опыта вида. Воспитание – процесс, включающий в себя социализацию, но не сводящийся к ней. Кроме социализации в воспитание входит процесс активного воздействия самого воспитуемого на проникающий в сознание опыт – самовоспитание. Самовоспитание -  необходимый элемент, без которого воспитательная деятельность не обеспечивает не только становление самостоятельной личности, но и полноценного члена общества.
Личность, являясь, как и общество, относительно самостоятельным социальным субъектом, не может в процессе саморазвития не учитывать требования общества. Разрушение общественного спокойствия, разрыв социальных связей негативно скажется и на личности. Поведение практически каждого человека строится с учётом этого соображения, даже тогда, когда он демонстративно отказывается от помощи со стороны общества.

Правда, существует противоположная точка зрения, в рамках которой считается возможным и единственно нормальным для личности заботиться лишь о личном интересе. Если человек не эгоистичен, то он болен, он на пути к самоотрицанию, считал Ф.Ницше.

Конечно, ненормально, если личность не стремится сформировать, развить собственные способности, удовлетворить личные потребности. В то же время она может так организовать свою активность, чтобы соблюсти, не нарушить интерес общества.

Сделать это совсем не просто. «Социализация» самореализации личности предполагает ясное понимание взаимосвязи её общественных и индивидуальных интересов.

Для личности должно быть неприемлемо то, что ведёт к распаду общества. Но и для общества недопустимо то, что разрушает личность.

Попытки выстраивать систему воспитания, не учитывая противоречий взаимодействия общества и личности, неизбежно приводят к признанию приоритетной роли одного из этих двух основных социальных субъектов. В результате нарушается механизм саморегуляции социума, разрушается тот «озоновый слой», в котором существует человечество – баланс интересов общества и личности.

Прекрасна вера в светлое будущее человечества. Но как биолог выясняет способы саморегуляции в природе, так и социологу нельзя ограничиваться только этой верой, надо отыскать механизм сохранения социума. Таким механизмом саморегуляции социальной жизни является  воспитание, обеспечивающее в каждую эпоху необходимый баланс, меру усвоения личностью общественных и индивидуальных ценностей и целей, закреплённых в законодательных и нравственных нормах, которые стимулируют  созидательные и препятствуют разрушительным действиям личности.

Движение к саморегулирующейся, а не к саморазрушающейся культуре возможно через оптимизацию соотношения свободы и ответственности личности. В.И.Вернадский считал, что мерой космического значения мысли является не её способность познавать и конструировать, а способность отвечать перед собой, человечеством и природой, то есть, способность к ответственности. Лишь благодаря этой основной способности – давать ответ самому себе и другим – человек становится «ответственным существом, моральным субъектом» - считает немецкий философ Э.Кассирер.

Но нелепо надеяться на моральность личности, у которой отнято право решать. Мораль, по словам К.Маркса, «зиждется на автономии человеческого духа».

Для того, чтобы оставить простор свободе личности, общество в процессе социализации рекомендует ей норму: «Поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (И.Кант).

И недостаточно даже ориентироваться на учёт интересов двух основных социальных субъектов – личности и общества. Чтобы обеспечить стабильное, гармоничное развитие социума, нужно выйти на новый уровень упорядочения – рассматривать социальную жизнь не только как систему, но и как подсистему всей жизни на земле. Без прослеживания связей социума и биосферы нельзя надеяться на формирование системы социальной саморегуляции, самосохранения. Весь опыт 20-го и нынешнего веков доказывает, что считать социум самостоятельным, независимым от природы есть не больше оснований, чем считать личность и общество не зависимыми друг от друга. 

Самоуверенность человечества сохранялась вплоть до критического момента перехода к «самопожиранию», когда выясняется эфемерность абсолютизированной самостоятельности, небиологичности его и начинается поиск нового (хорошо забытого старого) союза с природой.

Поэтому воспитание рассматривается как деятельность по приобщению человека не только к социальному опыту во всех его формах (эмоции, верования, традиции, нормы, навыки, знания, этические, эстетические приоритеты), но и по приобщению к самому источнику этого опыта – к природе, к деятельности по включению в систему: природа – социум – группа – личность.

Для того, чтобы понять взаимодействие природы, общества, личности, и обеспечить развитие человечества, необходимо впитать социальный опыт, отражающий поиск механизма развития. Без личности, овладевшей подобным опытом, социальная жизнь и вся жизнь на земле деградирует. Вспомним цитату из В.И.Ленина: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». «Образованность и интеллектуальное развитие, - считает Д.С.Лихачёв, - это как раз и суть естественные состояния человека, а невежество, неинтеллигентность – состояния ненормальные для человека». Без образования, нравственного саморазвития личность не может выполнять свои функции созидателя.

Механизм саморегуляции социума, в отличие от механизма саморегуляции биологической жизни, включает систему воспитания, призванную помочь человеку осознать все потенциальные возможности, предоставленные ему природой, развить их и отыскать пути применения в обществе. Система воспитания, таким образом, опосредует взаимодействие личности и общества как относительно самостоятельных субъектов. Под её воздействием человек может избежать как полного подчинения общественным интересам, так и односторонней актуализации сугубо индивидуальных своих целей и ценностей. Именно педагог при этом должен определить, формированию каких целей индивида и всего общества необходимо способствовать или каким образом необходимо препятствовать появлению у человека антисоциальных качеств. Главная задача этой деятельности – обеспечить максимально возможное развитие личности при максимально возможном учёте интересов общества, то есть организовать процесс становления такой личности, которая стремилась бы к наиболее полной самореализации, осуществляемой на основе учёта интересов природы, общества, социума, то есть не противоречащей интересам развития культуры и цивилизации.

Несложно представить, какая ответственность при этом ложится на педагога, а потому «образование тех, которые призваны формировать будущего человека, является задачей величайшей важности, ибо, поразмыслив хорошенько, мы убедимся, что воспитание молодого поколения является по необходимости единственной  основой, на которой может быть возведено прочное здание общества» (Р.Оуэн).