2017, сто лет спустя

Виктор Каменев
16 декабря 2016, опубликовано: https://topwar.ru/105644-2017-sto-let-spustya.html

В следующем году исполнится сто лет Великой русской революции, а ясности всё нет, как оценивать её события. Несомненно только, что это была великая, по своим последствиям для России и мира, революция. И несомненно, что её нужно уважать, как нужно уважать всю историю, без изъятий, или мы потеряем свою историю.

Основные лозунги русской революции известны и общепризнанны. Это была, говоря сегодняшним языком, несистемная революция, ставившая своей целью коренное переустройство общества на принципах справедливости сначала по-демократически, в феврале, а в октябре — по-коммунистически. По заветам Карла Маркса, изложенным в его священной для каждого революционера книге «Капитал» и в других марксистских апокрифах. Говоря простым языком, она бралась построить мир «без бедных и богатых», с помощью пролетарской диктатуры, путём экспроприации собственности богатых. Другими словами, за многолетнюю эксплуатацию трудового народа народу было разрешено «грабить награбленное» богатыми. Для построения светлого будущего, конечно.

Исторически русская революция была продолжением Великой французской революции, с неё она брала пример, её выставляла на щит, училась на её ошибках. Обещала завершить начатое ею дело освобождения человечества от эксплуатации. И завершила: взяла власть в России и победила на фронтах гражданской, а потом Великой Отечественной войны против немецкого и европейского фашизма.

Политически русская революция была частью мировой коммунистической революции, причём не главным её отрядом. Основной центр мировой коммунистической революции был в Европе, и управлял своими национальными отрядами с помощью интернационалов, которых успели провести несколько. Однако в Европе коммунистические восстания были подавлены консервативной частью общества, контрреволюционерами.

Русская коммунистическая революция, пожалуй, единственная победившая революция в обозримую историческую эпоху, что делает её опыт уникальным: она строила своё «царство свободы» буквально с нуля, на развалинах Российской империи в прямом и переносном смыслах.
Причём история этого революционного строительства до сих пор не осмыслена до конца, ввиду предвзятости её исследователей, как зарубежных, так и отечественных, хотя и по разным политическим причинам.

Известен феномен «революции, пожирающей своих детей», ярко проявившийся в гильотине якобинцев Великой французской революции, в немецкой нацистской революции — в «ночи длинных ножей», и русская коммунистическая этого феномена не избежала. По сути дела, это феномен любой революции: она всегда заканчивается междоусобицей среди победивших революционеров.

В истории русской революции этот феномен практически игнорируется, отмечается как странная аналогия с французской революцией, но не более того. Он, кажется, принципиально не осмысляется, и до сих пор покрыт тайной и, возможно, архивной пылью. Пыль боятся смахнуть, а тайну — разгадать: русские коммунисты-революционеры утратили идейное единство: они раскололись на два лагеря, которые стали непримиримыми врагами.

В конце 20-х годов коммунистическая партия раскололась на мировых революционеров, и, можно сказать, консервативную часть, национально-ориентированных революционеров, отступивших от первоначальных мировых планов коммунистической революции в пользу «строительства социализма в отдельно взятой стране» и «политики мирного сосуществования» с миром недобитого капитализма. Символами непримиримого противостояния стали «мировой перманентный революционер» Лев Троцкий и русский большевик грузинского происхождения Иосиф Сталин, поставивший, вместо борьбы за мировую революцию, конкретную задачу индустриализации советской России за 10 лет: «Иначе нас сомнут!»

В 1929 году Троцкий был выслан из России, но не репрессирован: слишком сильны были позиции троцкистского крыла партии в стране. Однако, перелом уже произошёл. В 1934 году реабилитируется понятие патриотизма — любви к Родине: Сталин впервые говорит в своей программной речи о советском патриотизме. Представьте масштаб события: стало разрешено говорить о любви к своей стране, её истории. Потрясающий факт, значение которого до сих пор не может понять наша официальная историография! До 1934 года официальная советская пропаганда призывала любить не Отечество, а мировую революцию, и с этой точкой зрения нельзя было спорить. И победить в надвигающейся войне с фашизмом, добавим.

Интересно, что в 1934 году, 1 апреля, Сталин дополняет УК статьёй за мужеложство, от 5 до 8 лет лишения свободы, и начинает уголовное преследование гомосексуалистов. Только ли символическое это совпадение?

Что же такое тогда 1937 год? Почему «Большой террор» Сталина обрушился вдруг на революционную страну? Для утверждения «культа личности» Сталина и репрессирования социально чуждой «пятой колонны» в преддверии войны. Примерно так объясняют нам страшные репрессии этого года наши официальные историки. Как необъяснимые с точки зрения светлых идеалов революции, и уже достигнутых ею успехов, которые в этот год узурпировал диктатор Сталин. И объявляют Сталина похоронщиком революции, утвердившим на её останках свой «культ личности».

Это поверхностный взгляд, политически выгодный разоблачителю «культа личности» Хрущёву, и сегодняшним… историкам: списать всё на Сталина! Они не могут принять, что сама логика развития революции привела к «Большому террору»: междоусобица среди революционеров была неизбежна, и как результат её, был неизбежен приход диктатора. 1937 год был годом «пожирания детей» Великой русской революции!

«Большой террор» начался централизованно, считается, с приказа НКВД № 00447 «Об уничтожении антисоветских элементов» 1 августа 1937 года, продолжался несколько более года, по ноябрь 1938, когда так же централизованно закончился очередным приказом. В первую очередь аресты обрушились на членов троцкистского крыла партии и иностранных сотрудников Интернационала, начиная с самых верхов, в партии и армии. Как и в аналогичный период Французской революции, пострадало много невинных, случайных людей, но сам масштаб России был много больше. Всего было репрессировано около 1,6 млн. человек. Закончился «Большой террор» арестом и расстрелом главного его исполнителя — главы НКВД Ежова, и его ближайших подручных. На них списали все ошибки и жестокость репрессий. Сталин объявил, что главными виновниками трагедии были враги, которые пробрались в НКВД.

Фактически это была спланированная спецоперация против троцкистов, которых объявили «антисоветскими элементами», пострадали и социально-чуждые революции классовые элементы. Если первых, как правило, расстреливали, то последних отправляли, в большинстве своём, в трудовые лагеря, и на стройки социализма.

Причём формально Сталин стал на путь контрреволюции, действительно предал идеалы освобождения мирового человечества, о чём до конца своей жизни говорил Лев Троцкий. Но, поскольку Сталин победил в революционной междоусобице, контрреволюционером в России был объявлен Троцкий, выступивший против первого в мире социалистического государства. И, соответственно, он был объявлен и агентом мировой буржуазии, так или иначе, лившим воду на её мельницу.

Фигуру Сталина многие узнают в пророческом стихотворении Лермонтова 1830 года: «Когда царей корона упадёт, забудет чернь к ним прежнюю любовь, и пища многих будет смерть и кровь… И зарево окрасит волны рек: в тот день явится мощный человек, и ты его узнаешь — и поймёшь, зачем в его руке булатный нож… И будет всё ужасно, мрачно в нём, как плащ его с возвышенным челом». «Возвышенное чело» мрачного человека Лермонтова вызывает до сих пор яростные споры: почему возвышенное? Потому что это феномен революции, но как угадал его поэтический гений?

Сегодня много говорится, что, встречая 100-летний юбилей великой русской революции, пора прекратить гражданскую войну в умах, между «белыми» и «красными». Многие «белые», кстати, ещё в эмиграции, простили своих победителей. Великие князья в своих мемуарах упрекали белое движение в торговле национальными интересами России, и отмечали, что «большевик Ленин больше всех выступает против расчленения России». Да, Ленин отстоял Россию, правда, советскую Россию, но великие князья знали, что сохранение территории важнее внешних политических атрибутов.

Ленин склеил Россию не по имперским чертежам-губерниям — это ставят ему в вину сегодняшние государственные умы, а в соответствии с коммунистическими идеалами, умонастроениями своих соратников. Иных альтернатив тогда не было, вообще. Однако, Советская Россия оказалось не мировой химерой, колоссом на глиняных ногах, как считала Европа: она выжила, провела индустриализацию и победила немецкую, а можно сказать, и европейскую нацистскую революцию в виде гитлеровского режима. Каким же образом?

Очистившись во внутренней междоусобице от мировых амбиций, советская Россия трансформировалась, по сути, в «евразийскую державу». Многие рецепты строительства «социализма в отдельно взятой стране» были позаимствованы Сталиным у русских евразийцев, вышедших, в основном, из петербургских интеллигентов-славянофилов, которые в эмиграции в Европе деятельно готовились к падению советской власти.

Евразийские организации были разгромлены в 30-х годах в результате спецоперации НКВД «Трест», однако их предложения по реформированию государства Сталин использовал, от реабилитации патриотизма и всей императорской истории с Суворовым и Кутузовым до офицерских погон в Красной армии. (Лидеры евразийцев с удивлением узнавали свои тезисы в речах Сталина! О чём оставили воспоминания.) Этим, опять контрреволюционным шагом, Сталину, и его партийному аппарату, удалось сформировать идеологическую платформу для победы России-СССР над фашистской Германией.

На мой взгляд, великая русская революция закончилась в 1953 году, со смертью Сталина. Потом началась другая история, «возвращения к истокам марксизма-ленинизма», а потом, и к идее мировой революции, хотя и без упоминания имени Троцкого, под руководством Хрущёва и его преемников. Химера мировой революции была возвращена из сталинского небытия самим советским руководством, и разрушала СССР изнутри. ЦРУ США старалось снаружи, и в конце концов СССР пришёл Горбачёв…

Парадокс: сегодня неоконы-неотроцкисты США вознамерились осуществить такую же мировую химеру в виде демократической цветной революции, так сказать, коммунизм по-западному, улучшенной рыночной конструкции. С нетерпением ждём-с потрясающих результатов!

В канун юбилея великой русской революции нужно вспомнить, что она всегда является моментом некой истины своего времени, когда проявляется и хорошее, и плохое в людях. Это исторический рок, с которым ничего не поделаешь, когда «царей корона вдруг упадёт». Сегодня нет уже ни «белых», ни «красных», те, кто считают себя таковыми, обманываются. Нам остаётся только проявить уважение и милосердие ко всем вольным и невольным участникам этой революции. И помнить её уроки. Сегодня нам стоит, наверное, вспомнить слова Ленина: «На Западе всегда может прийти к власти военная партия».
Автор: Виктор Каменев