Ретушь

Александр Киселев 6
               
     Мне было четыре года, когда закончилась война. Жизнь потихоньку входила в свое русло, но люди жили, мягко говоря, небогато. Это касалось и нашей семьи. Отец работал на заводе, а мама вела домашнее хозяйство. На руках у нее было двое детей – моя старшая сестра и я, а также бабушка. Лишних денег не было, и маме приходилось изловчаться, чтобы всех накормить. Средств на покупку одежды не было, и мама всегда что-либо переделывала и перекраивала из старых вещей. Жили мы в центре Москвы, и к нам нередко наведывались родственники или просто знакомые со всего Союза. И всем им находилось место для ночлега и за столом.
    Однако время шло, мы росли, и родителям нужно было что-то делать, чтобы содержать семью. Отец стал коллекционировать марки и за счет этого иногда приносил небольшие деньги, но этого явно не хватало, тем более, что он нередко злоупотреблял алкоголем. Как- то раз к нам в квартиру пришла мамина знакомая. Узнав о материальном положении в нашей семье, она предложила познакомить маму с фотографом, который увеличивал старые военные фотографии. Многие из них были в плачевном состоянии: помятые, перегнутые, с оторванными углами и даже обгоревшие. Нередко это было единственное, что осталось от близких, погибших или пропавших без вести в суровые годы войны. После увеличения дефекты на фотографиях становились еще более заметными, и их нужно было скрыть за счет ретуши, подрисовывая, подправляя или удаляя лишнее.   
     Фотограф отдавал увеличенные фотографии своим надежным знакомым, которые и устраняли выявленные недостатки. Делалась эта работа нелегально, так как никто из ретушеров не был официально оформлен на работе. Человек приезжал к фотографу в назначенное время, забирал упакованную в газету пачку фотографий и после завершения работы отвозил их назад в  точно назначенный срок. Расплата за ретушь производилась тут же. Несмотря на определенный риск, мама согласилась и поехала знакомиться с фотографом. Там же на месте он объяснил ей сущность и цель работы и показал, как это делается. Все, что нужно было для ретуши – это простые карандаши, ластик и скальпель. У мамы всегда были художественные способности, поэтому неудивительно, что она была принята на столь необычную работу.
    Ретушировать портреты мама могла только поздним вечером или по ночам, чтобы не дать повода знакомым сообщить об этом в милицию. Когда работы было слишком много, а срок сдачи ограничен, мама работала и днем. Она садилась где-то в глубине квартиры, ставила нужный свет и работала, не разгибая спины по многу часов. Если, случалось, что кто-то неожиданно приходил в нашу квартиру, а в те времена двери днем никогда не закрывались, мама тут же прикрывала фотографии газетой. Вот в такой нервной обстановке зарабатывались хоть какие-то деньги.
     Поначалу мама, сделав работу, созванивалась с фотографом и сама отвозила заказ ему домой. Потом,  когда я подрос, эту миссию поручали мне. Нужно было доехать на метро до Таганки и спуститься вниз к дому фотографа. Он жил на первом этаже. Я стучал ему в окно, он выглядывал, узнавал меня и открывал дверь. После получения привезенного заказа, он просматривал фотографии и давал новую партию вместе с деньгами. Были моменты, когда работы было слишком много или мама  плохо себя чувствовала, тогда моя сестра и я откладывали в сторону наши игры и забавы и помогали маме в работе. Ей же приходилось только исправлять некоторые наши недочеты.
    Прошли годы. Я закончил школу и поступил работать на завод. Наше материальное положение заметно улучшилось. К тому же сестра вышла замуж и уехала на постоянное местожительство в Венгрию. Необходимость в подработке отпала. Но все, что было связано с ретушью,  надолго осталось в моей памяти.