Игры в наши ценности. Сынок

Александр Богранд
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!
...
В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!

Люди гибнут за металл,
Сатана там правит бал

(Из куплетов Мефистофеля. Опера
Шарля Франсуа Гуно; – «Фауст»)


Сейчас уже никто не говорит о золоте, как о главной реальной ценности мира. И люди уже не гибнут за этот металл, как поет Мефистофель. Гибнут чаще за другие ценности мира, которых появилось великое множество. Выбор есть за что погибнуть, но не меньший выбор есть и за что жить. Кстати на сегодня золото далеко не самый дорогой металл, есть металлы и подороже, например родий.
Сейчас середина десятых годов двадцать первого века.
В наше время люди чаще бьются и гибнут за … бумаги.  Конечно не за простые, а за ценные, как то: акции, облигации, векселя, закладные и пр. Но, более всего за деньги и даже не бумажные, а за цифры на своих счетах, как за наивысшую ценность сегодняшнего мира.
Но, есть и другие ценности человеческого мира, которые не потрогаешь руками, не увидишь глазами. Их можно только почувствовать…

Алексей вырос в простой семье бывших колхозников перебравшихся в Москву после войны. Отец сержантом прошел всю войну, командуя орудийным расчетом. Оно постоянно участвовало в составе своего подразделения в сдерживании немцев при их атаках и отходе наших частей, а потом в артподготовках перед наступлениями. Ему везло, если не ошибаюсь, ранений не было, хотя он не раз был на волосок от смерти. Но, был контужен, имел награды.
Перед войной и во время нее мать Алексея работала в колхозе счетоводом, за трудодни. Был у нее и свой небольшой участок, где она со своей младшей сестрой несколько лет подряд на не молодой  уже кобыле сама вспахивала землю, засевая часть ее то картошкой, то пшеницей, то рожью. Тем и питались. Мужиков в ее семье не было. Она, ее мать, да две сестры. Старшая уже была замужем и жила отдельно. Младшая же была слабосильная. Когда они пахали, она только вела кобылу под уздцы, а на плуг нажимала будущая мать Алексея.
После окончания средней школы в конце 60-х Алексей поступил в институт. На последнем курсе он как-то быстро женился. И окончив институт, стал работать инженером. Позже «ушел в науку». Завел двоих детей. Но, примерно через полтора десятка лет совместного проживания, а точнее в конце 80-х  его семья неожиданно для всех и даже для его самого распалась. И тут у него началась совершенно другая, «новая жизнь».

Так уж получилось, что новый период его жизни совпал с периодом перестройки.
Разговаривая с ним, я не раз задавал себе вопрос, какова была бы его судьба, если бы жизнь текла так же спокойно, как в период «развитого» социализма. Наверное, все шло бы, как обычно, как у всех. Ничего плохого в этом не было бы. Но, о настоящей жизни, о ее писаных или неписаных законах и правилах, он бы вряд ли сумел получить верное представление. Возможно, прожил бы ее тихо, спокойно, окруженный детьми и внучатами. И, в конце концов, так же спокойно лег бы в ту же землю, которую распахивала его мать. Но, судьба распорядилась его жизнью иначе. А впрочем,  может быть это он сам так распорядился своей жизнью и своей судьбой? Кто может то или иное с уверенностью утверждать…

Я часто встречался и разговаривал с ним. Он поведал мне множество своих историй, приключений из своей жизни. Не раз я его ловил на приукрашивании своих поступков. Но, в целом он был достаточно справедлив в оценках людей, их действий в различных жизненных ситуациях.
Одну историю я и привожу ниже, стремясь передать ее так, как мне рассказывал сам Алексей. Когда он рассказывал, чувствовалось, что он заново все переживает, снова и снова возвращаясь в то время.

* * *

Это было со мной в середине "нулевых" годов нашего, двадцать первого века.
Как сейчас скажут - годов благополучных или "жирных". «Лихие» 90-е уже закончились. Все, что было крупное, большое или среднее, подходящее для извлечения прибыли, уже приватизировали, выкупили и по несколько раз переделили или перепродали. Осталось не так уж много того, чем еще можно было поживиться.
Большинство поняло, что возврат к старому советскому образу жизни вряд ли получится в ближайшее время. Поэтому старики доживали свое, а молодежь и люди среднего возраста, вроде меня, стремились как-то устроиться, адаптироваться к новым условиям и правилам жизни. Кто-то становился предпринимателем. Многие переучивались на профессии, ставшие востребованными, кормящими и даже модными - на менеджеров, бухгалтеров, юристов, финансистов, и т.д.
В то время и я переучивался с научного сотрудника на финансового менеджера. В процессе учебы меня, как человека с не отмершими исследовательскими атавизмами, сильно заинтересовала психология поведения людей в условиях товарно-денежных отношений. Какая у них мотивация, какие ценности, какими правилами они руководствуются при покупках и продажах, какое у них отношение к деньгам и т.д.?  Так же у меня был личный запрос - как мне самому лучше устроиться в этой бурной новой жизни при моих данных и текущей ситуации.
Как достать, сделать, заработать и т.д. эти самые денежные знаки, без которых, например, в городах не прожить и неделю? Как надо себя вести, какими правилами руководствоваться в своей жизни и т.д. и т.п.

Интернет уже был у многих и позволял найти на интересующую тему, почти любую информацию. Благодаря ему, я и нашел небольшую контору, где работало несколько женщин, достаточно опытных, практических «психологини»,  тренеров одной из известных в мире психологических школ. Они проводили различные тренинги и игры и в частности  связанные с нашим отношением к деньгам.

Об одной из этих игр, я и расскажу.
Представьте себе не очень большой зал метров под пятьдесят. В центре зала полукругом стоят стулья. На них сидят примерно пятнадцать человек и внимательно слушают ведущую, сидящую напротив всех, про то, как следует относиться к деньгам.
- Если Вы хотите иметь деньги, то относитесь к ним с уважением. Деньги приходят и уходят, их отдают или берут. Деньги, это ваша энергия. В зависимости от того кому, за что, при каких условиях, зачем, где и т.д. вы их отдаете или получаете, у вас появляется ощущение прилива или потери энергии. Когда вы получаете деньги, у вас поднимается настроение. А когда их теряете - падает. Если удалось купить что-то полезное, интересное, красивое, вкусное и т.д. за разумную цену или недорого, то вы ощущаете радость, даже  не смотря на то, что отдали свои деньги. Если цена товара была слишком высока, но вас уговорили его купить, то потом вы можете пожалеть о покупке и расстроиться. У вас может появиться чувство обманутого, обиды или вины, в общем, какой-то внутренний конфликт. Таким образом, в зависимости от ваших решений в отношении денег, вы можете улучшить или ухудшить не только вашу материальную жизнь, но и ваше эмоциональное состояние.   
Ведущая помолчала, будто вспоминая что-то свое и продолжила.
- Наше подсознание не воспринимает просто цифры или знаки, ему нужны образы. Чтобы деньги вошли в вашу жизнь, о них надо помнить. Вы можете сделать коллажи из фотоснимков пачек купюр и груды монет, где будут изображены радующиеся люди. Поставьте или повесьте их на виду и регулярно посматривайте на них. Поверьте, ваше подсознание сработает на это и поможет вам решать финансовые вопросы с выгодой для вас.
Она вынула из папки, заранее приготовленные фотографии пачек денег и столбиков монет, и пустила их по кругу.
- А теперь перейдем к игре. Сейчас всем нужно сдать одному из вас какое-то количество денег. После окончания игры вы сами решите, что делать со сданными вами деньгами. Сдаваемая вами сумма может быть любой, но разумной. Человека, принимающего ваши деньги, выберете сами. Он запишет, кто и сколько сдал, а дальше я скажу что делать.
Все стали доставать кошельки. Большинство сдало по несколько сотен рублей. Кто-то сдал тысячу одной купюрой. А один даже пятитысячную положил. Я сдал три сотни рублей. Выбранный нами «казначей» записал, кто сколько сдал. Чтобы вы представляли цены того времени скажу, что на сто рублей можно было купить примерно пол-литра водки или полкило  свинины без костей.
Подождав, когда мы сдадим наши деньги, ведущая снова обратилась к нам.
- Сейчас я попрошу раздать их обратно каждому, в размере той же самой суммы, что он сдал. И потом скажу, что делать дальше.
Каждый из нас получил назад свои деньги другими купюрами, и приготовились слушать. Ведущая продолжила.
- Придумайте каждый себе причину, по которой вам нужны деньги. Например, вы хотите открыть свое дело, у вас больной родственник, вы мечтаете купить какую-то вещь и т.д. Затем  подходите, друг к другу и просите деньги. Но, стартом для начала игры будет некая вводная ключевая фраза. Эта фраза будет как бы фоном и мотивом для ваших действий. Не забывайте о ней. Когда к вам кто-то будет подходить и просить деньги, сразу их не давайте или не отказывайте, а всегда выслушайте. Если почувствуете, что чья-то просьба вас хотя бы немного тронула или заинтересовала, отдавайте, но с учетом сказанной мной фразы. В противном случае можете не отдавать.
Она поднялась со стула и сказала:
- Итак, было сказано, отдавать!
Фраза прозвучала странно в контексте ее же слов. Но, игра началась.
Вот кто-то подходит ко мне и говорит: "Хочу открыть такой-то магазин. Мне нужно приобрести, сделать то-то и то-то. Дайте денег". Чувствую можно дать и даю! Потом сам иду и прошу для себя: «Нужны деньги на обучение. Хочу выучиться на того-то». Дали. И т.д. Процесс игры пошел. Отдавать можно было любую сумму. Я большую часть отдавал, а меньшая оставалась у меня. Отдавали все достаточно легко, т.к. вводная фраза была - «отдавать». Так продолжалось минут десять, когда ведущая не сказала «Стоп!». 
Игру остановили. Каждый подсчитал и это записал наш «казначей», сколько у кого осталось. У меня из трехсот осталась одна бумажка в пятьдесят рублей.  Ведущая зачитала список, кто, с какой суммой остался. Оказалось, что среди нас были те, у кого ничего не осталось. И так же были другие, у которых денег осталось довольно много. Затем ведущая произнесла:
- А теперь, сказано - брать! – и игра продолжилась.
Не отдавать деньги, в общем-то, было можно. Но, у кого тогда их брать, если бы все не отдавали? Поэтому все отдавали, но требования к просящим резко выросли. Я подумал тогда, что все, наверное, будут стремиться накопить, оставить себе, как можно большую сумму. Но, как потом оказалось, я немного ошибался.
Я, как и все подходил, просил или отдавал деньги. Заметил за собой следующее. Например, подходит кто-то ко мне и просит на открытие своего дела, что-то при этом объясняя. Я чувствую, что не очень-то хочу отдавать ему деньги, но должен дать. Даю и конечно меньше, чем дал бы при вводной фразе «Отдавать». Я предполагал, что у кого будет меньше всех, тот проиграет и возможно вылетит из игры. После раздачи своих денег иду их просить сам. Но, мне тоже дают денег меньше, чем могли бы дать в первой части игры. И далее все повторялось по кругу.
Так продолжалось минут пять, десять. Ведущая не прерывала игру, молча наблюдая за нами. 

И тут произошло следующее.
В процессе очередного «выпрашивания» денег я неожиданно получил тысячу рублей одной купюрой. Это резко поменяло мою ситуацию. Если я отдам ее кому-то, то сам останусь вообще без денег. Поэтому, решив не отдавать, я спрятал ее в кулаке левой руки. Потом пошел к другим, попросил и мне дали несколько сотенных. Далее я отдавал просящим только сотенные или более мелкие купюры.
Но один "глазастый" видимо умудрился увидеть, что я «зажал крупную купюру».  Он подошел ко мне с просьбой дать денег на что-то. Я дал ему мелкую купюру. Но он, с усмешкой глядя то мне в глаза, то на мой зажатый кулак левой руки, говорил, что ему нужно больше денег и что-то объяснял мне при этом.
Поняв,  что я "засветился" с крупной купюрой, я отдал ему еще одну мелкую купюру. Потом развернулся и пошел прочь, собираясь у кого-то снова просить.
Но, не тут-то было,  "глазастый" не отставал. Он уже перестал объяснять, зачем ему нужны мои деньги. А только плелся за мной и твердил, чтобы я отдал ему тысячерублевую купюру, которую у меня в кулаке. Из-за него я не мог ни к кому подойти и ничего просить, а только ходил вокруг всех кругами, а он плелся за мной, как хвост и нудил. Я не мог отказать ему, сказав открыто: «Не дам!». Во-первых, отдавать что-то надо было всем, а у меня кроме тысячной, которую я не хотел отдавать, опасаясь проиграть, уже ничего не было.

Это продолжалось минуту. Неожиданно для меня и для всех он громко заявил, что у меня в кулаке «большие» деньги!  Услышав, что у меня есть крупная купюра, еще один игрок пошел на меня, уже издалека говоря, что ему тоже нужны деньги. Но уже ничего не объяснял при этом. Я развернулся и пошел в сторону от обоих. Но, тут еще один парень вдруг решил у меня просить и встроился в нашу цепочку.

Итак, вот ситуация. Впереди иду я, за мной первый просящий, за ним шел второй и в конце третий. Я все убыстрял шаги, лавируя между стульями. Но и они это тоже делали! Вдруг один из них сообразил и пошел мне наперерез. Получилось, что двое как бы "загоняли" меня, как дичь, а третий меня "ловил".  Что тут началось! Я носился между стульями как угорелый, увертываясь от рук догонявших и удерживая в кулаке злосчастную купюру. А за мной и наперерез мне неслось уже четверо! И это была всего лишь игра…

Молодые девушки, тоже участвовавшие в игре, стояли как вкопанные! Некоторые из них, изумленно глядели  на происходящее, прикрыв руками свои рты. Такого они не видели никогда! Обычные, хорошие ребята  вдруг стали «охотниками» или «зверями», загоняющими «дичь».  А я был их увертливой потенциальной жертвой.

А пятеро парней вот уже несколько минут бешено носились по небольшому залу, опрокидывая стулья, забегая наперерез, кажется, позабыв все правила игры.
Заигрались …

Но, тут раздался голос ведущей: "Стоп!".
Все встали, как вкопанные, глядя, удивленно друг на друга,  еле  переводя дыхание. Потом начали  поднимать упавшие стулья, открыли форточки, потому что стало душно, и снова уселись в полукруг. Ведущая попросила пересчитать и записать у кого, сколько денег осталось, и сдать их в общую кассу. Затем стала подводить итоги, зачитывая вслух у кого, сколько осталось денег.

Выяснилось, что после второй части игры, больше всего денег осталось у одного "скромного и незаметного" человека лет сорока, про которого заранее никто ничего не мог и подумать. За время первой и второй части игры, он успел тихо и незаметно скопить сумму на порядок большую, чем у самых "бедных" членов нашей группы. А ими "почему-то " оказались … все наши девушки.
У парней распределение оставшихся денег было разное. Но, на втором месте после "скромного и незаметного" человека не поверите – был Я! Я остался со своей, так никому и не отданной тысячерублевой бумажкой и еще с несколькими мелкими купюрами.  Меня же так и не поймали…

Зачитав оставшиеся суммы, ведущая игру начала свои объяснения:
- По результатам игры я могу всем сказать следующее. Более-менее удачными предпринимателями могут стать вот эти двое.
Она показала рукой сначала на "скромника", а затем на меня. И спросила, сначала его:
- Скажите, кто вы по профессии?
Не смущаясь, тот сразу ответил:
- Предприниматель.
- А вы? - переведя взгляд на меня, снова спросила она.
- Я - нет. Работаю бизнес аналитиком в одной небольшой компании и одновременно учусь на финансового менеджера.
Повернувшись, к почему-то сгруппировавшейся на стульях женской половине группы, она сказала:
- А вам девушки, я могу сказать, что бизнес для вас будет сложноват... Но, это совсем не значит, что невозможен, если вы учтете то, что здесь увидели.
Она помолчала и продолжила, скользя взглядом уже по нашим мужским лицам:
- Никто из вас не плох, и не хорош. Просто все были поставлены в сложные условия, которые требовали вашего личного выбора.  При чем, никто из вас не нарушил правил игры. Даже не смотря на все эти догонялки.
Она снова перевела взгляд на прекрасную половину.
- Девушки, обращаюсь снова к вам. Зачем вы отдавали последнее, когда вас просили? В первой части игры, «победила» вот эта девушка. Она смогла раздать все!
И спросила ее:
- Ты замужем? У тебя есть дети?
- Нет, не замужем. И детей тоже пока нет.
- А младшие брат или сестра?
- Есть. Сестренка.
- Скажи, пожалуйста. Если бы у тебя были дети и к тебе подошел бы с виду жалкий и "умирающий" ребенок, ты бы отдала ему свои последние деньги?
Девушка опустила глаза и несколько секунд молчала. Потом ответила:
- Я не знаю... Он же умирающий!?
- С виду, умирающий, - поправила ведущая.
- Ну, вот, ты и оставила себя и сестренку без денег.
Девушка подняла голову.
- Если бы я помнила, что сестренку надо было иметь в виду, я бы все решала по-другому...
- А о себе ты не хочешь позаботиться? Ты себе кто…? - спросила ведущая.
- Как кто? В смысле, вредительница или ...?
- Да.
- Ну конечно я о себе забочусь, … как могу .
- Хм..., вообще то получается наоборот. Если бы ты хоть немного позаботилась, то не отдавала бы последнее. А как ты собираешься, вести семейное хозяйство, кормить и одевать будущих детей, если сейчас так относишься к себе? Ведь, как ты относишься к себе самой, так же будут относиться к тебе окружающие люди. Ты знаешь, что в самолетах по инструкции  в случае разгерметизации салона маску с кислородом первой должна надеть мать! И только потом надеть ее своему ребенку.  Спасая сначала себя, ты можешь спасти и ребенка. Но, никак не наоборот!

Девушка глядела на тренера ведущую. Глаза ее блестели от слез. Она готова была расплакаться, но сдерживалась. Ее мама всю жизнь приучала ее к тому, что все лучшее надо было отдавать детям. И показывала, доказывала это своим примером самопожертвования, что отдавать можно практически все. И бедная девушка еще ребенком для простоты приняла, что вообще все надо отдавать. А вон как оно все повернулось ...

- Отдавать надо! Но, не самое последнее, что есть. Не было здесь такой команды или просьбы. А вот в жизни ты можешь ее где-нибудь услышать. Могут и квартиру твою попросить, или поработать бесплатно и т.д. И даже объяснения будут: почему, для чего, во имя чего и т.д. Могут даже сказать и подтвердить чем-то, что все вокруг так делают ... А могут и жизнь твою попросить. Отдашь?
Вконец измученная такими вопросами, добрая до сего момента девушка, вдруг жестко и твердо сказала:
- Нет!
Ведущая слегка улыбнулась, затем вернула себе нейтральное выражение лица и ответила:
- Ладно, посмотрим, - и снова повернулась к нам, парням.
- А теперь я хочу сказать несколько слов тем мальчикам, что бегали за "богачом". Как вам кажется, что с вами произошло? Почему так резко изменилось ваше поведение в игре?
Не поднимаясь с места «глазастый», а точнее первый в моей «цепочке преследователей» сказал:
- Увлеклись. Охотничий азарт появился.
- Да? И от чего же он вдруг появился?
- Я, неожиданно для себя, увидел у него сразу много денег. Я рассчитывал на несколько сотен рублей, а тут сразу тысяча! Внутри что-то пробило меня. Честно скажу, что слегка ошалел. А он, - кивнул на меня, - еще зажал ее в кулаке, чтобы не было видно. Спрятал ее от всех нас. Я тогда еще подумал: «А вдруг у него там еще больше?»
- Но, вообще-то он имел право никому не отдавать,  - заметила ведущая. - Не было в условиях игры правила - отдавать обязательно. И моя ключевая фраза во второй части игры тоже это не запрещала. Что ты чувствовал еще в этот момент?
- Я еще чувствовал, что меня обманывают или хитрят со мной.  А мне это не нравится. Я подумал: «Этот хитрюга не такой, как все мы. Он сейчас имеет больше чем мы, потому что обманул всех. Он против нас. Ну, тогда мы должны быть против него» Логично ведь? Поэтому мне было нужно отобрать у него деньги. Неожиданно появилась энергия и желание. Ну и команда ваша была - «Брать!».
- Минуточку, - прервала его ведущая. – А, не кажется ли вам, что вы, пришли в раздражение именно после того, как увидели часть большой купюры. Если бы вы ее не увидели, то догонялок бы не было. И тогда неизвестно, кто бы из этих двоих получил больше денег. Скажите, у кого-то из догонявших была зависть?
Сначала все молчали. Потом «глазастый» первым начал говорить:
-  Я не знаю, как назвать свои чувства в целом. Но у меня появилась некоторая злость и чувство унижения. Ведь он именно мне не отдавал деньги и обманывал именно меня.
А один из «загонщиков» добавил:
- А я почувствовал, что надо быстро присоединиться. Нас же много, мы сила! Не сможет отказать.
- Присоединиться …, вместе мы сила, … с этим понятно. Иногда неосознанно завистливые люди собираются вместе. И вроде бы для того, чтобы побороться за справедливость, за социальное равенство. А, если под микроскопом рассмотреть их переживания? Если бы удалось запомнить  промелькнувшие у них частички чувств и ощущений, обрывки мыслей и выстроить их в логическую цепочку, а затем, медленно прокрутить их снова, как на экране в кино, то окажется очевидным, что их просто объединило желание сделать c другим, чужим им что-то такое, чтобы никто, не только чужой, но и даже свой не смог бы быть: выше, лучше, умнее, ловчее, сильнее, богаче, красивее и т.д., чем они. – сказала ведущая и продолжила:
– Конечно, лучше и легче все делать в команде. Цель есть, руки, ноги тоже, можно действовать. Да и весело же, побегать. И азарт, кураж к тому же есть. Бодрит!
- А скажи мне, - снова обратилась она к «глазастому», - Какие у тебя были отношения с твоим отцом?
Парень был много моложе меня. Глаза и все его лицо вдруг неожиданно вспыхнули, но тут же погасли. Чуть опустив голову, он сказал:
- Отец у меня был в общем неплохим человеком. Но, холодным. Сколько его помню, он постоянно учил и ворчал на меня. Часто говорил, что его хорошее отношение ко мне еще надо заслужить. Когда я был маленьким, еще до школы, я тянулся к нему, хотел чтобы он гладил меня по головке, играл со мной. Но, сказать ему это я не мог, боялся, что рассердится. Я часто чувствовал себя каким-то недостойным. Может даже униженным. Я завидовал ребятам, у которых были пусть с виду строгие, но внутри добрые отцы. Какие у него были тогда отношения с мамой, я не знаю, не помню. Потом он ушел от нас.   
- Так, - сказала ведущая. – Сейчас мы кое-что сделаем. Выйди, пожалуйста, в центр круга, - сказала она ему. – Сейчас ты встанешь на коленки. Не волнуйся, ковер теплый. И на коленках будешь подползать к каждому парню, и снизу вверх, глядя каждому в глаза говорить - «Папа, прости меня, пожалуйста!». Всех «пап» прошу подойти ко мне.
«Папы» подошли к ведущей и она тихо, чтобы не услышал «глазастый» сказала:
- Когда он к вам будет подходить, вы должны для себя решить, сказать ли ему: «Я прощаю тебя сынок, будь счастлив!» или «Нет, уйди, мне некогда!». И так он будет ходить по кругу, пока я не скажу «стоп». Но, предупреждаю, сначала почувствуйте сами, легко ли он просит прощения или ему трудно. Если легко, отказывайте. В первом круге отказывают все! Понятно?
Мы ответили, да. И образовали вокруг «глазастого» круг.
- Ну, что сидишь? – обратилась она к стоящему на коленях парню. – Начинай! Иди по кругу и проси прощение.
Тот подвинулся к первому, рядом стоящему парню и, глядя ему в глаза, сказал:
- Пап, прости меня, пожалуйста?
- Нет! – ответил тот, - Уйди, мне некогда
Передвинулся ко второму:
- Пап, прости меня, пожалуйста?
- Нет! – так же ответил тот, - Уйди, мне некогда
Я был последним в круге, после меня начинался новый круг. Подползая ко мне на коленках, парень уже всматривался в мое лицо. Я тоже стал прямо смотреть в его глаза. Он произнес:
- Пап, прости меня, пожалуйста?
Я был много старше его, он почти что, годился мне в сыновья. Я хотел было стандартно отказать, как и все, но вдруг что-то сжалось у меня внутри. Тем не менее, я сказал:
- Нет! Уйди, мне некогда.
Парень чуть вздрогнул, будто его ударили. Глаза его заблестели от слез, но он не заплакал, а повторил:
- Пап, ну прости меня, пожалуйста…?
Была команда, в первом круге не прощать. Я, чувствуя, что еще немного и у самого потечет слеза, жестко, как мог, ответил:
- Нет! Уходи! Мне некогда!
Ведущая обратила на это внимание и сказала парню на коленках.
- Давай, передвигайся к следующему!
Тот передвинулся. И уже не таясь, а открыто шмыгая носом и вытирая глаза, как маленький, он передвинулся на второй круг и стал снова просить прощения:
- Папа, прости меня, пожалуйста?
- Нет! Уходи! Мне некогда! – ответил очередной «папа», которого видимо еще не пробило состояние «его ребенка».
Так он прополз второй круг. На третьем, снова дойдя до меня, он опять произнес:
- Папа, прости меня, пожалуйста?
Я молчал несколько секунд и глядел на него сверху-вниз. Мне на секунду показалось, что передо мной на коленях стоял не какой-то парень, а маленький мальчик.
Сначала у меня появилась в кистях рук мелкая дрожь. Сердце начало биться все сильнее и сильнее. «Черт всех побери!» - мысленно ругался я. «Черт бы побрал и этот тренинг, и ведущую и всех вокруг!  Какого черта они устраивают такие моральные пытки! И при чем тут я! Что он ко мне привязался!» . А парень все стоял передо мной на коленях со слезами в глазах и повторял одну и туже фразу тоже уже дрожащим голосом.

И вдруг парня пробило, он зарыдал, с трудом проговаривая сквозь рыдания:
- Папа, папочка, ну прости, прости меня, пожалуйста! Ну, пожалуйста-а…аа-а…
Неожиданно у меня по щеке потекла слеза. В горле сжался комок. Голову как бы обхватило обручем. Я не мог говорить.
Ведущая быстро подошла и сказала, обращаясь ко мне:
- Ты можешь сделать какое-то движение, если хочешь.
Мне не надо было ничего дальше объяснять. Я поднял парня с колен, обнял его и сказал:
- Я прощаю тебя сынок. Ты будешь счастливым!
Обнял его и стал гладить его по головке, как маленького. В следующие секунды к нам подошли другие «папы» и обняли нас. А потом и наши женщины и девушки. Некоторые из них вытирали слезы и стояли, обнявшись, тоже чуть не плача. А кого не затронет вид рыдающего парня? Часто такое можно увидеть? Не затронет только того, у кого нет ни сердца, ни души.

Ведущая подошла к нашей обнявшейся компании, молча развела всех, разнимая руки. Мы снова встали в круг. Взяв «ребенка» за руку, она стала подводить его к «папам», сказав ему, чтобы он снова просил у них прощения. Но, теперь уже никто не посмел ему сказать «Нет! Уходи! Мне некогда!». Все говорили:

- Я прощаю тебя сынок. Будь счастлив!

На этом, Алексей закончил свой, не прерываемый мной, рассказ. 
Закончу и я.
Потом, я еще долго пытал, выспрашивал Алексея: как, да что там было дальше,  что стало с тем парнем и многое другое. На все вопросы он отвечал уже спокойно. Поговорив еще с час, мы разошлись по домам.

Вот и хорошо, что все это происходило только в игре, а не в жизни. И что бегали друг за дружкой пареньки, и что он остался не пойманным. А то в жизни идут другие игры и он, а может и они могли бы преждевременно уйти в мир иной ...
И хорошо, что он встретил этого парня, который ассоциировал его со своим отцом. Оказалось, что важны не только денежные, материальные ценности в этом мире. Но и другие, которые не потрогаешь руками, не увидишь глазами.

Их можно только почувствовать…













.