Дети войны

Тамара Осипова
Моим родственникам и землякам посвящаю
               
                " Их некогда нянчить, им некому петь,
                Они, как и мы: всё спешат, чтоб успеть...
                Игрушками стали лопата и серп,
                Какое же счастье им будет теперь!?"
                "Поскрёбыш войны"
                http://www.stihi.ru/2012/11/14/7241

В одной семье, как в капле родниковой чистой воды отражается вся жизнь народа  российской глубинки далеко от Москвы. Мне рассказывали Ольга Кирилловна и Алексей Михайлович Шалашниковы, двоюродные моего мужа. Захотелось рассказать об этих людях в год их Золотой свадьбы. И каждый, кто прочтет этот документальный очерк на нашей малой родине, увидит в этой истории частичку своей жизни.
Хочется сделать моё повествование как можно правдивее и документальнее, чтобы у читателя не возникло ощущение надуманного и приукрашенного, я буду заключать слова рассказчиков в кавычки, чтобы цитаты их писем говорили сами за себя. Стиль изложения тоже сохраняю, потому что у детей войны "учиться дальше не было возможности"
Больше, конечно, рассказывал Алексей Михайлович, как глава семьи, как мужчина, прошедший свой жизненный путь достойно, отслуживший в рядах советской армии, воспитавший троих детей, награжденный медалью "За трудовую доблесть", ударник десятой пятилетки.
"Родился я 12 января 1939 года.
После моего рождения отец ушёл на войну с Финляндией.

 (Семья Шалашниковых до войны, на руках у матери Алексей Михайлович, сестра и мать Михаила Григорьевича)
Из войны вернулся в 1940 году. А в 1941 году началась германская война. Перед войной отца забрали в Тоцкий лагерь Оренбургской области на сорок дней. На войну забрали прямо из лагеря. Мы жили с матерью и была сестра старше меня на три года. В 1942 году отец вернулся домой после ранения
  (1942 год. После ранения: стоит Михаил Григорьевич Шалашников, сидит его дядя Иосиф Павлович Шишкин)
Месяц пожил дома, потом забрали снова на войну. А я вот отца ничего не помню. В мае пришла похоронка.
 Извещение
Ваш муж, красноармеец  Шалашников Михаил Григорьевич, уроженец Куйбышевской области Исаклинского района с.Саперкино в бою за Социалистическую родину верной воинской присяге проявив мужество и геройство был убит 4 мая 1942 года.
Похоронен в районе деревни Б.Дубовици Половского района Ленинградской области.
Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии (приказ НКО СССР №220)
Командир
Комиссар
Начальник штаба
Настоящая копия Саперкинский С/С заверяет
Пред.С/С
6Х1942г.
Так мы оказались сиротами. Мать работала на разных работах. А мы сидели дома. В то время не было ни света, ни радио, ни часов. В 1947 году пошёл в школу, в 1-й класс. В 1949 году появился свет. Построили ГЭС на реке Сок.
Во время войны и после жизнь была очень тяжелая. Сельхозналоги были высокие. Самим кушать нечего, а государству - давай.
Картошку сдавали 4,5 центнера, мясо-16 кг, топлёное масло- 8 кг, куриные яйца - 100 шт., деньгами где-то 860 руб.
В 1953 году кончил семь классов. Дальше учиться не было возможности.
После смерти Сталина все сельхозналоги отменили, а остались денежные налоги. После седьмого класса я стал работать в колхозе. В то время зарплата была - трудодни. Деньги давали сперва через полгода, а потом в конце года.
В 1959 году получил водительское удостоверение. Стал работать в колхозе водителем, но в том же году забрали в армию. В армии тоже работал за рулём. Тогда служили три года. После армии вернулся домой в 1962 году и сразу стал работать водителем. Был награжден медалью "За трудовую доблесть", почетными грамотами; мое фото все время было на доске почета.
У моей матери до сих пор хранятся четыре медали. Она тоже работала хорошо. Она после смерти отца замуж не вышла. Вырастила нас, как тяжело ни было. Умерла мама в 1997 году.
Я вышел на пенсию в 1999 году. Работал до пенсии за рулём."
В 1965 году Ольга Кирилловна и Алексей Михайлович поженились, а недавно их чествовали в администрации района как золотых юбиляров. И, конечно, фото на память с руководителем администрации Исаклинского района Ятманкиным В.Д.
 
И как настоящая жена, Ольга Кирилловна была немногословна. Но сколько мудрости, уважения друг к другу, преданности, доверия у этих супругов, унаследовавших от своих дедов и родителей любовь к труду, чести и достоинству.
" Не знаю, что писать. Тут дедушка описал всю свою жизнь. А моя жизнь была ещё горше: и милостыню просили с мамой, и нянчила чужих детей, и лебеду ели. Тоже, как дед (А.М.) в 13-14 лет работала за трудодни в колхозе.  Приходилось работать и телятницей, и свинаркой, и дояркой. В общем - все сельские профессии.
Мы с мамой стали есть хлеб только когда я стала работать.
В 1965 году поженились два голодранца, родили троих детей; вырастили их нормально. А сейчас и умирать не надо, а вот здоровья нет".
 
Да разве можно отнять победу в войне у народа, который победил не солдатами, а всеми своими людьми, начиная с новорожденных, которые не доедали, носили тяжести, мерзли и учились в темноте, чтобы сейчас сияло над Россией солнце свободы.
Я благодарна моим землякам, что они хранят и передают своим детям и внукам память о прошлом, о наших российских ценностях: любовь к Родине, труду, чести и достоинству великой страны и великого российского народа.
Перефразируя известные стихи Владимира Маяковского, можно с уверенностью сказать:...я знаю город - будет, я верю саду - цвесть, когда такие люди в России нашей есть.

Тамара Ивановна Осипова
член Российского союза писателей
 
г. Тольятти, 15 дек.2016г.