о китайской кухне и русском атамане

Ринат Барабуллин
о китайской кухне и русском атамане (на самом деле - адмирале)
   
   
В Национальном Музее-Дворце Тайбея, что на Тайване, хранятся бесценные документы относящиеся к установлению дипломатических и торговых отношений между Россией (тогда - Российская Империя) и Китаем (тогда - Цинской империей).  Эти соглашения являются уточнением Тяньцзиньских трактатов — серии договоров между Цинской империей и западными державами, подписанных в Тяньцзине в 1858 году после проигрыша Цинской империей сражения за форты Дагу. Географические карты и картинки, иллюстрирующие подписание договоров занимают добрую половину зала.

Тяньцзиньский русско-китайский трактат был подписан 1 (13) июня 1858 года комиссаром России в Китае Е. В. Путятиным и полномочным представителем китайской стороны Хуа Шанем. Поскольку заключенный в мае того же года Айгунский договор не разграничил земли от Уссури до моря, правительство России направило в Пекин для дальнейших переговоров особую миссию во главе с графом Н. П. Игнатьевым.

Уже скоро, в 1860 году было подписано Пекинское соглашение, по которому Россия получила права над северной частью Манчжурии. В 1879 году в Ливадии другой договор утвердил, что Россия владеет землями к Западу от Или и вдоль реки Текес  (кит. Тэкэсыхэ), но возвращает Китаю саму реку Или.

В Национальном Музее-Дворце Тайбея выставлены десятки картин, вышитых на шёлке или нарисованных тушью, где изображены этапы переговоров. Вот, например, атаман Путятин ест палочками Чар-Квай-Тео, дамплинги, вонтоны, чао-мэй, мясо по-монгольски, дим-сим и даже пекинскую утку. Граф Игнатьев тоже ловок в обращении с палочками. Мы видим его, подцепляющего кусочки красной свинины из пиалы с супом с лапшой, и заедающего всё это свининой же в кисло-сладком соусе. На одном из сосудов для приготовления чая (изготовленных специально к переговорам) Путятин ест кусочки утки в сливовом соусе, завернув их в плоские пресные лепёшки. На другом фарфоровом сосуде Граф Игнатьев (видимо, переусердствовав с острым соусом из чили и бобов) заедает огонь лапшой гоцяо, кубиками тофу и рисовыми пампушками. Оба дипломата неоднократно изображены, поедающими завёртки чуньцзюань.

До сих пор не обнаружено ни одного изображения наших российских переговорщиков в момент, когда они едят куриные ножки ("Феникс в тигровой шкуре") или «Столетнее яйцо» (кит. - пиньинь, пидань; вариант названия — «тысячелетнее яйцо») — такие популярные закуски китайской кухни. Научные сотрудники Национального Музея-Дворца Тайбея надеются обнаружить недостающие картины и образы в недавно поступившем к ним личном архиве генералиссимуса Чан Кайши, сохранённом его потомками, живущими в Макао (Аомынь).
   
   
   
Рината Барабулина сначала родители хотели назвать Евфимий. В честь графа Евфимия (Ефима) Васильевича Путятина (8 (20) ноября 1803, Петербург — 16 (28) октября 1883, Париж) — русского адмирала, государственного деятеля и дипломата. В 1855 году Евфимий подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией. Он был также Почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Так бы и стал Ринат Евфимием, но родители нашего героя вовремя задумались, как же будет звучать его гордое имя: Евфимий Вениаминович Барабуллин, для краткости Е.Барабуллин. Так и стал Ринат Ринатом, а не Евфимием. С его другом по фюзеляжным войскам Маратом Мустафиным (шахматистом-боксёром-сварщиком-конеедом) ситуация сложилась ещё комичнее. Его все близкие, а также недалёкие, зовут Масюня, считая, что это ласкательное от Марат. У него четверо детей, парочка жён (бывшая и нынешняя), дом всегда полон родственников и просто зашедших, во дворе лошадь и жеребёнок, на которых эти четверо детей всё время висят. Солидный человек, но все зовут его Масюней. Хоть имя в паспорте меняй.