Патриотизм и социология. Или

Владимир Костылев
Патриотизм и социология. Или «ветры» г-жи Воеводиной. К статье "России хуже нет?" (ЛГ, № 49, 2016 г.)

А ведь неспроста проблемы патриотизма стали центральной темой в идеологическом пространстве России. Давно подмечено, что чем глубже и сильнее проявляются противоречия капитализма, тем чаще и настойчивей обращается буржуазная власть к проблеме воспитания патриотических чувств, видя в них последнее средство для приведения к смирению наёмных трудящихся.

Прочитав статью, я так и не понял, за что конкретно надо «считать свою страну прекрасной».

Неужели автор не понимает, что патриотизм это определённое психологическое переживание, связанное с совершенно конкретными явлениями нашей жизни. Это не некое абстрактное чувство «ни о чём». Это всегда ощущение сопричастности  делам своей Родины, ощущение принадлежности к её историческому предназначению, сопереживание её победам и неудачам. Это ощущение справедливости твоей Родины по отношению к тебе и вообще к трудящемуся человеку, это справедливые законы и Человеческие отношения вокруг тебя. Патриотизм есть чувство гордости за то, что ты есть часть своей Родины, обладающей всеми этими чертами. 

А что происходит сегодня в нашей стране? Вот несколько фактов современного положения в России (по материалам социологических исследований ВЦУЖ - всероссийский центр уровня жизни): 60%  населения живут ниже социально приемлемого потребительского бюджета. А средние доходы  незначительного высокообеспеченного слоя в 21 раз превышают средние доходы живущих ниже прожиточного минимума.

Социологическое исследование Социологического ин-та РАН (Санкт-Петербург) привело учёных социологов к интересным результатам. В течении долгого времени (1990-2015 годы) учёные следили за возможностью социального перемещения россиян (по карьерной лестнице). Вывод ошеломляющий: в течении 20 лет радикально улучшить своё положение в обществе героям исследования не удалось!!! И это при том, что, как считалось ранее, в 90-е годы каждый имел возможность взлететь по карьерной лестнице (ж-л "Огонёк" № 43 за 2016 г. статья "Неподъёмное время").

Воеводина нас поучает: "Считать свою страну прекрасной, а жизнь полной возможностей – трудно и ответственно. Не всякому по плечу." Это что же получается, все, кому не удалось улучшить своё положение в обществе в течение 20 лет, это люди, которым было "не по плечу считать свою страну прекрасной, а жизнь полной возможностей"? Естественно, это не так. Люди стремились и стремятся повысить своё благосостояние, улучшить свои жизненные условия и т.п. Но что-то им мешает? Не даёт возможностей для этого.

Вывод: современное буржуазное общество есть общество капсулированное, где каждый слой довольно жёстко ограничен в своих возможностях. Наибольшие возможности при этом находятся в руках состоятельных буржуазных кругов, способных дать своим отпрыскам элитное образование и соответствующие условия жизни. Богатые не только богатеют, но и всё крепче удерживают в своих руках бразды управления своим богатством. "Элита" консервируется. Только по официальным данным в стране 20 миллионов человек имеют доход ниже прожиточного минимума. То есть - нищих.

Итак, что мы имеем? Мы имеем гигантское расслоение общества и полную невозможность какого-либо продвижения по карьерной лестнице. Ничего хорошего в нашей стране молодёжь не ждёт, кроме работы «на дядю» (в нашем случае «на тётю»). Социальные «лифты» не работают. 

А Воеводина продолжает нам «вешать лапшу на уши» про «ветер жизни», про  «успех обычных людей», про «жизнь полную возможностей» и т.п. Неужели не стыдно? Или она живёт в другой стране? Скорее всего, она живёт в другом измерении, в том, где живут эти самые «узкие высокообеспеченные слои». 

Важнейшим компонентом патриотизма является чувство социальной справедливости. «Если у тебя от голода и по бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и в твоём сердце нет пищи для морали» (Фейербах).

Сегодня социальная несправедливость проявляется, прежде всего, в несправедливом распределении общественного богатства, которое слагается из суммы (1) природных богатств, принадлежащих всему народу России и реализуемых за границей и  (2) трудовых усилий народа - главного созидателя общественного богатства. Общественное богатство распределяется в пользу буржуазных кругов, которые лишь усиливают свой натиск на массы трудящихся. Повышаются налоги, вводятся новые, внедряются хитроумные способы поборов («Платон»…), растут цены и т.д. А прибыли и доходы нуворишей и чиновников лишь растут и множатся. 

Справедливы слова Ю.Полякова, иллюстрирующие сказанное выше: "объясните мне: откуда у главы, по сути, госструктуры такая премия – 280 миллионов, помимо зарплаты? Он, что своим телом брешь в плотине закрыл и спас спящий город от потопа? Но даже за такой подвиг, не многовато ли? Вон, вдове погибшего лётчика-героя на все про все, включая компенсацию невосполнимой утраты, в сто раз меньше дали. А ведь у нас не один такой Дод!" (статья "Ё-мобиль и перелётная элита").

Богатство современных российских нуворишей возникло не в результате их трудовых усилий или выдающихся умственных или творческих способностей, а благодаря одномоментной (в сравнении с историческим периодом первоначального накопления капитала) передаче в их руки важнейших богатств, созданных руками многих поколений СОВЕТСКИХ людей. Это справедливо??? 

Вопиющее несоответствие в распределении национального богатства не просто подрывает патриотические чувства, а формируют представления о других возможностях, которые уже имели место в России, но были безвозвратно утеряны в результате предательства и некомпетентности руководства. К тому же, пример социалистической страны (КНР), сумевшей доказать преимущества социализма, став первой экономикой мира, как нельзя лучше показывает, какую трагическую ошибку совершила Россия.

Чтобы воспитать патриотизм, надо менять материальные условия жизни людей, делая их более справедливыми. А это требует кардинальных изменений в социально-экономической сфере, открытию правды людям о том, что такое государственно-монополистический капитализм и в чём его несправедливость, и перехода на новый уровень социально-экономических отношений. Другого пути не существует.