Приведение часть 11

Сергий Чернец
Приведение часть 11
Прочитал Климов начальные молитвы с помощью Кати и вспомнил, что это не первый раз он читает. Оказывается, память вернула ему детские воспоминания: с бабушкой в раннем детстве он уже слышал и сам пробовал читать эти молитвы. Особенно вспомнилось ему, как бабушка читала нараспев молитву «Царю Небесный…».

Память – хранилище прошлого, залог будущего
Развитие человеческого общества, как и развитие каждого человека в отдельности, невозможно было бы без механизма, позволяющего запоминать жизненный опыт, сохранять и воспроизводить знания и умения. Этот механизм – наша память.
Существует классификация памяти в двух видах:
по времени, - это мгновенная, кратковременная, оперативная и долговременная;
по состоянию – это двигательная, эмоциональная, образная, словестно-логическая и другие.
Немножко надо в ней (в классификации)  разобраться.
В каждый момент нашей жизни органы чувств воспринимают и дают нам полную картину мира. Эта картина, без какой-либо обработки, сохраняется в нашей памяти на доли секунды. Так работает мгновенная память. Большая часть информации, захваченная мгновенной памятью,  исчезает, но наиболее существенные детали образов мира, после первичной сортировки переходят в кратковременную память.
Кратковременная память удерживает неполную, но обобщенную информацию, воспринятую в данный момент органами чувств от 10 секунд до 20 минут.
Особенно важные детали, отобранные сознательно или непроизвольно, из кратковременной памяти попадают в долговременную. Информация, хранящаяся в долговременной памяти, практически не изглаживается на протяжении жизни человека. Но мы не всегда способны её воспроизвести. Иногда, для извлечения из долговременной памяти глубоко запрятанной информации прибегают к гипнозу. Под гипнозом можно многое вспомнить с большой точностью.
Промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью занимает оперативная память. Тут информация хранится от нескольких минут до нескольких дней до момента завершения деятельности, при которой информация используется. Вот, например: на улице вам продиктовали номер телефона, вы храните его в памяти до тех пор, пока не получите возможность его записать. А если нет необходимости помнить этот номер, он улетучивается из памяти, иногда навсегда.
Теперь рассмотрим память по состоянию, по виду её:
1Двигательная – это самый древний вид памяти, с ним связаны обучение ремеслам, танцам и даже ходьбе, как и езде на велосипеде. Раз научившись ездить на велосипеде, как правило, человек не забывает и легко вспоминает, даже если много лет не ездил на велосипеде потом.
2Эмоциональная память – это память на переживания, являет также иногда скрытой. Так, однажды, чуть не попав под машину, вы услышали, например, скрежет тормозов и испытали эмоциональное потрясение. С тех пор этот звук будет вызывать у вас чувство тревоги.
3Образная память – Она сохраняет картинку, которая при необходимых обстоятельствах снова «встает перед глазами».
4Словестно-логическая память – это память на тексты, формулы, на ход мыслительных операций.
Как работает память.
Для того, чтобы иметь возможность пользоваться полученной информацией, её надо запомнить, сохранить и воспроизводить в нужный момент, - это основные процессы памяти. 1 Запоминание (кодирование). 2 Воспроизведение (извлечение). И 3 Забывание.
Сохранение – основа воспроизведения, вспоминаем мы так же, как и запомнили. Но то, что мы запоминаем, не лежит мертвым грузом: что-то «тускнеет», что-то замещается или выпадает. При хранении информация может искажаться или утрачиваться.
Воспроизведение – это процесс извлечения информации из памяти. А память хранит информацию в закодированном виде. При раскодировании информация «превращается» в слова, и воспроизведение тесно связано с речью. Частично информация теряется при воспроизведении, и тогда начинает действовать реконструкция – то есть, досочинение, домысливание. Вот почему мы вспоминаем, иногда, не то и не так, как оно было на самом деле.
Забывание – это защитный механизм, позволяющий избавиться от ненужной информации и освобождающий место для «новых поступлений». Забывание сопровождает любой процесс памяти, начиная с запоминания, - на каждом этапе какая-то часть информации утрачивается. Если запомненное однажды, долгое время не повторялось, память расценивает эту информацию как ненужную и может вытеснить её из сознания.

Как «новоначальный христианин» Климов начал читать в молитвослове все подряд:
Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Молитвы читал Климов речитативом, который вспомнился ему, как будто он знал (как езда на велосипеде). Катя с изумлением смотрела на него, будто увидела с другой стороны. А когда он, снова по всплывшему из глубины памяти, начал читать Царю Небесный нараспев, как когда-то вместе с бабушкой в детстве, Катя пришла в прямой восторг и удивление, даже с некоторым страхом глядя на Климова. Молитвы начальные были прочитаны до пятидесятого псалма классически по христиански, разве что Отче наш не пелось, а читалось речитативом.
Только теперь и Климов понял для себя, всё свое положение: «душа она христианка» и христианкой оставалась всю его жизнь. Уже после обеда ему стало значительно легче, исчезла головная боль и слабость сменилась на ощущение подъема. Катя сказала, что это молитвы помогли, и они вместе прошли к нему в комнату, где снова открыли большой Катин молитвослов и вновь прочитали молитвы начальные, молитвы к Иисусу Христу и окончательные.

Молитвослов Кате посоветовали в церкви. Это была не маленькая брошюра, как обычно, но большая книга на 700 с лишним страниц: «Полный молитвослов и Псалтирь на всякую потребу». - Главное отличие этого молитвослова, - было написано в пояснении-аннотации к нему – стремление дать читателю возможно более полное представление, как и о чем молится Православная Церковь, и какие ценности в трудных жизненных обстоятельствах становятся верной опорой православного человека.
…Для того, чтобы пользоваться молитвословом, следует иметь благословение своего священника-духовника, т. к. для новоначального христианина, делающего первые шаги в церковной жизни и часто не согласующего свое молитвенное правило с требованием духовного наставника – употребление множества указанных в этой книге молитв может вместо пользы принести вред и ввести в прелесть.
…Для воцерковленного человека молитвослов представляет действительную ценность. Ряд глав молитвослова составлен так, чтобы священно- и церковнослужители могли с удобством использовать его во время треб и богослужений, не прибегая ко множеству богослужебных книг.
 
На окончательных молитвах Катя пропела «Честнейшую Херувим», как её научили другие верующие. Она сказала, что нужно обязательно Храм посетить и уговорились они идти на следующий же день. А в этот день нашлись дела по плантациям. Климов вышел работать к своим «работникам озеленения», которые занимались уже на плантациях черноплодной рябины.
Ощущение подъема жизненных сил Климов ощущал до самого вечера, а между тем, болезнь не оставила его, и к ночи он снова почувствовал слабость. Видимо он под впечатлением выздоровления перетрудился, работая на плантациях наравне с молодыми рабочими. Перед сном они вместе с Катей предстояли перед образами и читали молитвы. А потом Климов, уже готовясь ко сну, расправив кровать вновь начал пересматривать свои конспекты, которых на столе лежало аж в две большие стопки – это было половина его «наследия», того что он написал.
«Старый – как малый» - подумал он и перечитал свои записи о формировании личности человека.

Личность и общество
В значительной мере, личность человека формируется под влиянием множества больших и малых групп общества человеческого. Именно под влиянием групп людей, в которых воспитывается человек, складываются его интересы, представления о добре и зле, формируется характер.
Для начинающего жить человека, его группа, его окружение – это зеркало, в котором он видит свое отражение в восприятии других людей. Получая групповую оценку своих действий (одобрение одних поступков и осуждение других), личность корректирует свое поведение. В группе всегда найдутся люди, обладающие бОльшим знанием и готовые им поделиться. В течении жизни человек попадает в различные «круги», в разные группы людей (говорят с кем поведешься – того и наберешься, и это верно). Чем в большее количество разнообразных групп человек входил на протяжении жизни, тем больше он обогащался духовно. В школьные годы воспитание личности проходит под влиянием учителей, а на улицах другая компания может оказать другое влияние на личность молодого человека, в институтах свой круг общения….
Есть немало и отрицательных сторон группового воспитания. В группе человек всегда испытывает на себе давление окружающих, тут важно бывает мнение сообщества. Далеко не всякий может или хочет противостоять этому давлению. Вот это умение приспосабливаться к окружающим, уступать общему мнению – называется конформизмом (это свойство присуще человеку подсознательно, генетически, наверное).
Конформизм, однако, не однозначен.
С одной стороны – это плохо, всегда «прогибаться» под окружающих, поступаться какими-то своими убеждениями, если они, вдруг, отличаются от убеждений большинства и действовать по принципу – «я как все». Так можно отучиться самостоятельно принимать решения, отстаивать свои интересы.
С другой стороны, - нет такой общности людей, где все бы имели одинаковые убеждения и принципы. Всегда в чем-то человек не сходится с мнением большинства. И это, получается, - что надо вечно спорить и ввязываться в конфликты. Человек, который действует таким образом, не уживается ни в одном коллективе.
Не хочется быть «безвольным» и не хочется быть «изгоем конфликтным». Вывод прост – надо найти «золотую середину».
В мелочах можно и уступить, когда-то лучше промолчать, а иногда стоит убедить окружающих в своей правоте. По-настоящему бороться за свою точку зрения нужно лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение и другой исход абсолютно неприемлем. Такое поведение называют – «здоровым конформизмом» и так живут многие люди. Будучи членом коллектива, следует уважать его членов и заботиться о целостности своей личности, не позволяя подчинить свою волю другим.
Во всех группах есть проблемы разделения ответственности. Есть лидеры, берущие на себя роль заступников и судей. Вот, например: группа подростков разбила чужую машину. Каждый в отдельности не решился бы это сделать, даже из мести за что-то. Но кто-то один, более смелый подтолкнул, и вместе они разделили ответственность за этот поступок: на совести каждого осталась лишь незначительная доля плохого поступка. Принять какое либо решение совместно проще, чем взять ответственность только на себя. Люди, которые привыкли принимать коллективные решения, менее самостоятельны.
Тут сказывается отрицательное влияние группы на личность на примере толпы.
Толпа – это общность безликих.
В психологии, толпой называют большую неорганизованную общность людей. В толпе на первый план выходят низменные, скрытые проявления человеческой природы. Человек в толпе теряет свойства личности, так как он никому из рядом стоящих не известен и не интересен. Он становится анонимным – не Петров, Иванов или Сидоров, которого любят в семье и уважают на работе, а просто «Человек из толпы». Это делает каждого более безответственным. В толпе человек перестает отдавать себе отчет в своих поступках, теряет способность анализировать ситуацию. Утрачивая самоконтроль, человек в толпе больше наблюдает за развитием ситуации, за поведением окружающих, заражаясь возбуждением толпы.
Эти факторы делают среднего человека более доверчивым, и агрессивным и ожесточенным. Чтобы заставить что-либо сделать одного отдельного человека или небольшую группу людей, надо привести убедительные доводы. А чтобы сдвинуть с места толпу, достаточно привести её в возбуждение сильными высказываниями. О разумности и убедительности аргументов можно не беспокоиться. Этими свойствами толпы пользуются различные «революционеры», политики и общественные деятели.
Подобный эффект наблюдается во время проведения массовых мероприятий, например, на эстрадном концерте: представьте себе, что вы попали на выступление юмориста. Публика хохотала над его шутками, и вам тоже было смешно. Но если потом вы посмотрите запись его выступления, - вы уже не будете так хохотать. Дело в том, что причина вашего смеха была не в шутках артиста, которые могут быть совсем нешуточные, - вы заражались весельем от окружающих. Задорнов, например, Трушкин и другие юмористы, говорят о плохом поведении людей, о неполадках в обществе, которые нужно бы исключить, а нард на их концертах смеется.
Государства, нации, партии, социальные классы – это крупные устойчивые общности людей и почти все они управляются по принципу толпы.