Евразийство

Ирина Купцова
В евразийской концепции культуры государство описывается как «демотическое». 
Самое интересное толкование этого термина предложил Г.В.Вернадский: «Совокупность народов, населяющих хозяйственно самодавлеющее (автаркическое) месторазвитие и связанных друг с другом не расой, а общностью исторической судьбы, совместной работой над созданием одной и той же культуры или одного и того же государства, - это целое», - так высказался он в своих работах.

Толкования других авторов наводит на мысль, что власть для этих мыслителей  самоцель, что власть для себя — это квинтэссенция евразийства. Но это конечно заблуждение.
________________________

Н.С.Трубецкой решился написать историю Евразии основанной на некой идеологии обеспечивающей системообразующую связь. Такая идеология должна проистекать из некой абсолютной стержневой идеи, и «заземляясь», конкретизируясь, становиться элементом жизни, которую она осмысливает, преобразует и творит. Идеология придает тон, окраску культуре, является ее сущностью, квинтэссенцией, структурирующим фактором. Она и есть «архетип, определяющий перспективу развития культуры в сложном сочетании географических, этнических, психологических и иных моментов. Её черты способны проявляться в бессознательном устремлении культуры в пространстве и времени, особенностях национального творчества и стилях мышления». Как отмечал Трубецкой, Евразия представляет из себя некую геграфически, этнологически и экономически цельную, единую систему, государственное объединение которой исторически необходимо. Историческая концепция, наиболее полно выражена им в брошюре «Наследие Чингисхана».

Будучи лингвистом, Н.С. Трубецкой настаивал на том, что лингвистические группы формируются в зависимости не от происхождения, а от их геокультурной принадлежности, от общего «месторазвития»:
 «В наступающую епоху - епоху создания нового типа, существенен отбор правящего слоя, а следовательно, и в епоху создания нового типа государства с совершенно новым политическим, социальным, культурным и бытовым укладом. Именно этот новый тип отбора правящего слоя, который ныне выковывается жизнью и призван прийти на смену как аристократии, так и демократии, и может быть обозначен как идеократия, идеократический строй. При этом строе правящий слой состоит из людей, объединенных миросозерцанием» - отмечал Трубецкой. Я бы говорила не о созерцании а об едином мировосприятии. Созерцанием может себе позволить заниматься правящий класс создав систему эксплуатации и принуждения к труду народа.

Весомым вкладом Трубецкого в евразийскую теорию стало обоснование понятия «автаркия».  Трубецкой разработвал собственное понятие – «автаркии», понимаемое как неизменное гарантирующее мирное сожительство внутри и вовне единство наций, создающих целостный культурный мир и спаянных не только общей экономикой, но и историей («общностью судьбы»), цивилизацией, равновесием  национальных особенностями (т.е отсутствием господства одной из наций).
Основу автаркии по мнению Трубецкого составляют культурноисторические зоны, о которых он впервые упомянул в статье «Верхи и низы русской культур».
По Трубецкому автаркия основана на изучении прерывности между европейским и евразийским мирами для восстановления целостности. Взаимодополняемость разных экономических областей должна поддерживать евразийскую целостность.  Трубецкой так описывает эту разницу: «Автаркичное хозяйство имеет смысл для государства представляющего собой закрытый мир,... не владеющего колониями в том смысле этого понятия, которое прийнято на Западе. Автарктическая идея присуща России, потому что только она может связать непрерывность территории и общность судьбы». В работе «Вавилонская башня и смешение языков» он писал: «Культуры отдельных соседних друг с другом народов представляют всегда цельный ряд черт, сходных между собой. Благодаря этому, среди этих культур обозначаются известные культурно-исторические «зоны», например, зоны мусульманской, индостанской, китайской, тихоокеанской, степной, арктической и т. д. культур. Границы всех этих зон взаимно перекрещиваются, так что образуются культуры смешанного или переходного типа. Отдельные народы и части народов специализируют данный культурный тип, вносят в него свои специфические индивидуальные особенности. В результате получается та же радужная сеть, единая и гармоничная в своей дифференциации».

Географическая природа территории определяет форму организации государства. Политический выбор государства осуществляется и обусловлен географическими особенностями - климатом, расположением , геологическими особенности и бонусами, геодезической-геофизической стабильностью, водными путями и ресурсами. Географическое единство является естественной основой Евразийской общности.

Трубецкой много размышлял о способностях различных религий, присутствующих на территории Евразии, сформировать государственную идеологию. Государство дожно находиться на вершине евразийской иерархии ценностей. Ученый рассматривает возможность совместить различные религии в евразийском государстве. Евразия представлена им как многонациональное и многоконфессиональное пространство, но идеологией будущего он считает православие.  В работе «Вавилонская башня и смешение языков» он развил это понятие: «Культуры отдельных соседних друг с другом народов представляют всегда цельный ряд черт, сходных между собой. Благодаря этому, среди этих культур обозначаются известные культурно-исторические «зоны», например, зоны мусульманской, индостанской, китайской, тихоокеанской, степной, арктической и т. д. культур. Границы всех этих зон взаимно перекрещиваются, так что образуются культуры смешанного или переходного типа. Отдельные народы и части народов специализируют данный культурный тип, вносят в него свои специфические индивидуальные особенности. В результате получается та же радужная сеть, единая и гармоничная в своей дифференциации».  В работах Н. С. Тубецкого прослеживается несогласие с отождествлением понятий «славянский» и «православный». Культура западных славян, по мнению автора, по своей сути романо-германская. Старославянская же культура развилась и закрепилась в России в качестве представительницы православия, а не славянства. Поэтому ученый отмечает, что «славянство не есть понятие этнопсихологическое, этнографическое или культурно-историческое, а понятие лингвистическое. Язык и только язык, связывает славян друг с другом. Язык является единственным звеном, соединяющим Россию со славянским миром».

Все евразийские культуры основаны на общности судьбы.  Это обусловлено географически потому что «Евразия представляет собой культурное единство не по причине своей доказуемой единичности, а потому, что различные ее звенья входят друг в друга и не имеют реальной самостоятельности вне целого. Единство целого достается не обезличением частей, а непрерывностью самой радужной сети» – утверждал Трубецкой - «С незаметной постепенностью культура на Востоке и Юго-Востоке соприкасается с культурой «степной” (тюркомонгольской) и через нее связывается с культурами Азии».  Он ввел понятие культуры взаимодействий – «радужних лучей» или культурных звеньев, т.е. этносов, народов, наречий обусловленных природным ритмом. Ритм природы формирует ритмический рисунок жизни, жизнь на земле и жизнь земли пока она здорова это ритм.   

Межплеменные войны сулили бедствия местного масштаба потому что войны велись за место, но в итоге служили взаимообогащению культур. Общие для человеков идеи, выношенные живым разумом, приживались как инстинкт самосохранения.

Хочу предложить идею основанную на сравнении письменных свидетельств связанных с движением солнца в северном и южном полушарии:
Арии  - народ шедший с севера, в письменных изображениях располагали и читали строки с лева направо, если они обернувшись лицом к солнцу брались за работу на восходе, то строкой следовали за солнцем перемещавшимся вправо, выбивая письмена на камне или дереве – так им было удобно работать используя световой день, в Египте же, всё было наоборот, в обратном направлении справа-налево. Зеркальные Ар – Ра могут быть атрибутами общей культурной основы трансформировавшейся в соответствии с географическим положением. Известно, что в письменах прародителей не было гласных. Но речь то у них была, не были же они немыми: «А уж речь, то говорит, словно реченька журчит» А.С. Пушкин. Судя по грандиозным текстам выбитым не ленивой рукой мастера на камне, не речь это была - ария! Такие изображения видимо очень ценили и хотели сохранить. Раз уж существовало изображение бога солнца Ра, то и в обратном прочтении оно вполне могло быть тоже. Слава ходила о могучем народе жившем на обширных территориях от Юга до Севера, основавшем большую империю, где все города были связанны путями-дорогами. Может это и были славяне?

Н. С. Трубецкой и Г. В. Вернадский, составляя каталог языковых, этнических, религиозных, бытовых и культурных традиций Евразии, старались доказать наличие «единства в многообразии».
«История Евразии есть история сообщества различных народов на почве евразийского месторазвития, их взаимных притягиваний и отталкиваний и их отношения вместе и порознь к внешним народам и культурам». Теория Трубецкого строилась на сократовском принципе «познай самого себя» или «будь самим собой», т.е. у Трубецкого речь идёт не о заимствованниях у чужих народов или навязывании соседям своих навыков и представлений, а об истине самопознания основанного на отношении к миру, обществу, природе, и обусловленного группой могучих факторов в системе природа-человек, которые именуются «средой обитания», в которой формируются устойчивые связи и взаимодействия обусловленные географически. И мы в погоне за личностным комфортом не должны эти связи утрачивать и уж тем более разрушать собственную среду обитания для того чтобы удовлетворить потребности изнеженного тела. Мы научились жить над головами друг друга и использовать химические средства для того чтобы отстирывать автомобильную сажу и копоть, но мы не научились учитывать весь спектр связей и взаимодействий. Разорвало нашу страну на куски приумножив границы и таможенные посты. Парадокс времени – разрушение Берлинской стены, под стать пресловутому взмаху крыла бабочки, вызвало разрушительные последствия во всём остальном мире. Что-то объединяется и значит что-то непременно разойдётся как плохо скроенное платье, по швам. Словом, король, в любом случае остаётся голым… Так может нужно перестать уже, шить и перешивать этот странный наряд, и нудить про альянсы во имя демократии (на самом деле наоборот, это словечко сделали шлюхой и стали использовать для обслуживания этих альянсов), а просто взять да и стать нудистами, как Адам и Ева, до того, как всё это началось... 

С чего это началось? Заносчивый народ не пожелавший участвовать в  общественных работах по возведению пирамид обширной тогда Египетской империи (включавшей в себя Месопотамию) под предводительством Моисея, ограбив жителей покидаемой страны, двинулся за её пределы чтобы основать новый город за Иорданом – свой новый Вавилон. Моисей ещё грудным ребёнком, принятый и воспитанный Египетской царевной как сын и принц по крови, умел командовать войсками и прекрасно ориентировался. Его воины шли, подвергая жестокому разграблению селения, –  шли отбирать для себя чужие земли. «Земли обетованные Богом» – так им сказал Моисей. Моисей понимал – для того чтобы остановить его грабительский поход египтяне организуют погоню. И возмездия вряд ли удалось бы избежать, если б не предпринятый Моисеем манёвр – он увёл своё войско в пустыню. Когда воины уже пересекли пустыню, они были изнурены, шедшие с ними женщины и дети страдали от голода так как вместо провизии они взяли с собой захваченное золото и серебро. Случавшиеся под палящим солнцем сражениями с кочевыми войсками измотали их. Чтобы избежать конфликта и серьёзных осложнений Моисей поднялся на гору. Но что там делать? Это пока он ходил со стадами овец (такое в его жизни тоже было) он бывал сыт. А одному что делать? Подумав, он спустился. И вот что он надумал  – известные десять заповедей. Начертав их камнем на каменных скрижалях, вернулся к своим людям и сказал им о том, что они избраны Всевышним для великой миссии, и обязаны употребить все свои силы для того чтобы поднять величие своего Бога, соблюдая Закон данный в руки ему, Моисею. Некоторое время воины Моисея вели оседлый образ жизни, копили силы, возрастая и приумножаясь в течение двух поколений. А потом, по приказу Моисея, поднялись и продолжили путь, чиня ещё более жестокие расправы, ведомые необычайным величием своего предназначения. Так, по приказу Моисея, в числе жителей, живших в ближайшем селении, они убили всех женщин, ставших им жёнами, но не имевших кровного родства. Они убили также и нажитых с этими женщинами детей – всех, вплоть до подростков-полукровок, дабы не возросли они в оставляемом тылу и никогда не стали врагами. Так гордый народ выстроивший Вавилонскую башню не пожелал строить пирамид в лоне Египетской империи и отправился покорять для себя новые земли, разбоем и грабежом завоёвывая своё место под солнцем вопреки сформировавшимся между людьми законам – в ту пору сообща выжить было гораздо легче, этот ГЛАВНЫЙ закон был нарушен, с этого всё и началось (найденный в районе Междуречья, первый из известных, военный штандарт принадлежал шумерам, духовным праотцам Моисеева войска, и позволю себе провести аналогию с тем что что Адольф Гитлер, говоря об избранности арийской расы, руководствовался стратегией оставленной в качестве примера Моисеем).
После того, как наполеоновские солдаты, тренируясь в стрельбе ядрами, разбили нос сфинкса, и, спустя ещё некоторое время, в эти края была направлена экспедиция Шлимана. Он привёз оттуда сокрытые сокровища и в Европе стало чрезвычайно модным увлечение культурой Египта и Месопотамии. Где-то на рубеже 19-20 веков стали гулять слухи о том, что тот загадочный народ, который строил Ниневию и Вавилон, не исчез с лица земли вместе с теми городами а ушёл на север (-А мы пойдём на север! – кричит Акело в советском мультфильме еврейских мультипликаторов). И север стал чрезвычайно популярным направлением, также как монотеизм почерпнутый в Египте. А потом стали говорить о том, что этот народ не ушёл на север, а пришёл с севера, потому что этот народ поклонялся солнцу и реке, ведь могучие северные реки, как известно, текут с севера и сплавляться по ним удобнее вниз по течению а не вверх. Вот такое взаимодействие, взаимопроникновение и взаимовлияние культур…


Мы так и не прозрели со времён гибели Помпеи, не видим извержений вулканов, бурь, штормов, землетрясений, наводнений стирающих с лица земли наши поселения, и прочих бедствий – не замечаем и забываем о могучих природных и космических циклах. Древние греки, испугавшись сил природы, стали обожествлять их, присваивая богам человеческие лики, космические циклы определили культуру Египта и Майя. А что делаем мы? Пакостим здесь, чтобы уехать туда, где этого всего не будет – в девственные места к чистым морям, легкому прозрачному воздуху. Для чего мы пугаем друг друга апокалипсисом, используя последние достижения цивилизации, средства массовой информации? Когда человечество догадалось хоронить умерших, оно решило один из самых главных вопросов дальнейшего существования – вопрос утилизации собственных отходов. Людей БОМЖ называют помойными людьми, потому что они пользуются отходами, а мы помойки создаем – ну и кто из нас лучше? Может быть, то, чем мы теперь являемся не есть цивилизация и требуется другое название – например «конкурентная возня» или «канализация» со всеми вытекающими последствиями. Что же мешает озарениям сегодня, почему нас больше не посещают жизненно важные идеи? Может быть нескончаемый разговор между консерваторами и демократами. О чём он, о чём они?  За что воюют эти два племени – за золотой унитаз? А что за ним – за золотой оправой? Всё те же достижения всеобщей канализации? Пора понять, что лоно земли это колыбель человеческая и научится её беречь! И научится беречь друг друга — таким должно быть Евразийство,  вместо этого http://www.proza.ru/2016/10/30/1402

Текст написан по материал сайта http://evrasia-today.ru/ на основе статьи "Евразийская концепция культуры Николая Трубецкого"
и
сайта "Курс лекций по Политологии"
http://www.studfiles.ru/preview/2470580/page:5/






.