Учительница

Ирина Предтеченская
В старших классах у меня была учительница по литературе. Лариса Алексеевна. Настоящая учительница русской словесности. Эталонная. Вся такая аккуратненькая, собранная. Ничего лишнего в движениях и ничего лишнего в словах. Будто отточенная до совершенства поэма. Еще мнительная. И одинокая.

Она не доверяла мужчинам, не доверяла людям в целом. Удивительно вообще, как в какой-то неведомой сельской глуши у солдатской вдовы могло вырасти такое тонко чувствующее, такое нервное и нежное создание. Ее уроки были прекрасными. Особенно про Маяковского. Наверное, он был ее мечтой.

Однажды Лариса Алексеевна призналась мне, что ведет уроки для одной меня. Слышать это было лестно, но и неловко тоже. Ну что делать, если я буквально утопала в литературе.

По окончании первого курса я приехала домой и пришла в школу навестить Ларису Алексеевну. Купила у старушек скромненький букетик июньских цветов, тепло вручила. Мы долго сидели в школьном кабинете и разговаривали обо всем. Даже о мужчинах.

Своей радостью Лариса Алексеевна вскоре поделилась с другой учительницей по литературе. Та возьми да брось: "Не думаю, что Ирина сама догадалась прийти, да еще с цветами. Это ей Нина Ивановна (моя мама) подсказала".

... И было у Ларисы Алексеевны отчаянье. И был крах. И дошло это до меня. Маленький город! И была досада. И больше я к ней не пришла. А потом она умерла. Ей было всего-то около пятидесяти. Она была прекрасна в свои годы. Случился приступ аппендицита. Вызвала скорую. Увезли. И, никто не знает точно, что произошло - скорее всего, столкнувшись с чьей-то неделикатностью, Лариса Алексеевна просто решила покинуть больницу. Нет, не думаю, что хотела умереть, нет. Просто не вынесла общества...

К ней домой приходили из школы, пытались уговорить пойти к врачу. Но она так никого и не впустила. А после смерти все равно пришли и стали разбирать ее аккуратные скромные вещи, безупречные костюмы, идеальные тетради, книги. Когда я приехала на очередные каникулы из Воронежа, выяснилось, что на кухне у нас висит ларисыалексеевнин плафон...

На могиле, довольно скоро после смерти, появился камень с ее портретом. Красивое, гармоничное лицо. У Ларисы Алексеевны были темные волосы, зеленые глаза, ладная фигура и пухлые губы, будто нарочно созданные всевышним для поцелуев. Ласкать мужчину, лобызать ребенка...

На памятник собирала какая-то женщина. Она же ухаживала за могилой и горче всех горевала. Говорили, не подруга. Поклонница. Она одна считала Ларису Алексеевну тайной и совершенством, до которых никогда никому не дотянуться.

Где Вы теперь, Лариса Алексеевна, любимая моя учительница? В каких райских лугах плетете свой девичий венок?