Принцесса в гостях у рокеров Горбушки

Лариса Бережная
Дворец культуры имени Горбунова, как и двенадцать лет тому назад, сверкал огнями в октябрьской  темноте.  Так же, как и тогда, выпавший утром снег серебряными блёстками висел  на ещё не опавших, жёлтых листьях Филёвского парка, а внизу только мокрые тротуары напоминали об утреннем капризе московской осени.

   Скопившиеся у светофора поклонники Имре Кальмана шумной, очень напоминавшей  рокеров ватагой уверенно  двинулись  в направлении, заботливо указанном  с верхотуры столба стрелкой-эквилибристкой. Так же, как и в тот давнишний вечер, я пристроилась в хвосте этой толпы, рассматривая идущих в «Горбушку» зрителей. Только на сей  раз вместо триединого букета, скрепленного общей лентой  и предназначенного моим любимым музыкантам, я несла в руках яркий бумажный пакетик с подарком для подруги, чей день рождения мы решили по традиции отметить в театре.

     Просека, засыпанная щебёнкой, за эти годы превратилась в широкую заасфальтированную аллею, добротные классические скамейки в свете тусклых фонарей, как заколдованные рыцари, стояли в торжественном карауле по обе стороны прославленного рок-музыкального променада.

     А вот и сам шедевр конструктивизма! Внезапно во всей красе он предстал перед  нами, освободившись наконец-то от пленивших его деревьев-великанов. Яркие прожекторы эффектно отвоевали у темноты оригинально оформленный фасад, два  бело-красно-полосатых шатра  у входа, саму   виновницу сегодняшнего представления - Принцессу цирка в пурпурно-белом фирменном платье с акробатиком на ладошке, десятка три шикарных разноцветных  авто; и даже вездесущие голубовато светящиеся исполины « Москва-Сити» тоже  попали в кадр…

   Помнится, тогда, в моём прошлом, этот пролетарский дворец, сияя электричеством сплошных окон  во мраке леса, сквозь бетон и стекло уже вовсю гремел питерским блюзом, заставляя меня ускорить и без того быстрый шаг. И потом я неслась вверх на «сидячий» балкон по нескончаемым  крутым лестницам, снимая на ходу атласную «косуху» и перекладывая из руки в руку пунцовые розы на длиннющих ножках…

   Сейчас же пришедших с искренней радостью встречали вежливые барышни, принявшие эстафету от своих  интеллигентных бабушек, которые раньше заведовали в  театральной  Москве  гардеробом, продажей программок, патронажем зрителей в зале… А, может, это и были те же самые бабушки, только превращённые взмахом волшебной палочки в юных фей.

  В центре теперешнего фойе вместо круглой в плане раздевалки, огороженной  широкой дубовой балюстрадой и ощетинившейся тысячей крючков, возникло  стильное кафе, заполненное оживлённо разговаривающими гостями, удобно расположившимися на чёрных кожаных диванчиках. Прямо около импровизированной ступенчатой эстрады под огромным парадным портретом-брендом  принцессы сидели за столиком мои друзья. Именинница призывно помахала мне рукой, и я стала пробираться на этот маячок, прикидывая по пути, как великолепно моё серое, в белых яблоках платье-клёш подойдёт для фотосессии на фоне красно-белой принцессы…

   Замысловатые лестницы остались прежними, но выглядели более благородно, чем тогда, как, впрочем, и весь интерьер нового Театра мюзикла, вселившегося в это легендарное здание. Наконец правильное слово  найдено: во всём  появилось именно благородство, но и демократичность бывшего дворца культуры никуда не исчезла, она витала где-то здесь, под высокими потолками, она подбрасывала нас вместе с неугомонной, нарисованной на стене принцессой  на простых цирковых качелях ( не подумайте, что фантазийных: самых что ни на есть настоящих). И  мы по очереди, держась за канатные верёвки, взлетали к небу под аплодисменты этой былой  клубной демократичности, одновременно запечатлевая на цифру необычайный полёт.

   А на десерт этого домашнего арт-моба перед входом в партер можно было ещё присесть в реверансе, положив свой подбородок на картонную обманку нашей многоликой восхитительной красавицы с осиной талией, облаченной в кораллово-малиновый наряд с белоснежным  высоким воротником.

  Тогдашний партер во время моего последнего визита сюда стал окончательно стоячим, боязливо жавшиеся к задней стенке несколько рядков деревянных стульчиков, на сиденьях которых неформальная публика предпочитала стоять во время рокерских сейшенов, были уже окончательно выкорчеваны…

   Теперь же зал наполнился стройными рядами чудесных, мягких кресел. Такие же комфортабельные места  ждали зрителей и в бельэтаже, и на балконе. Однако оставшиеся в памяти «родные» балконные ограждения с деревянными перилами опять вернули меня в предыдущее десятилетие, и сквозь  ажурную металлическую решётку я увидела, как куролесил на сцене неприкасаемый Гарик, то и дело пикируя в надёжные руки его почитателей. Героически свободный Кипелов делал энергичные пробежки слева направо, ироничный Галанин звал нас в дивную страну чудес, а в шедевральном переплетении вертикальных и горизонтальных лучей света софитов  рок-романтик Чиж самозабвенно  пел: « Колокольчик в твоих волосах звучит соль-диезом…»

    И моя стремительная рок-н-ролльная тень с букетом промелькнула напоследок по сцене, перепрыгивая через провода, а в настоящем  раздались нетерпеливые зрительские хлопки, и роскошный, расшитый золотом занавес бесшумно раздвинулся, а в зал полетела  магически прекрасная музыка. В приглушённом синем сиянии  перед нами проплыла, как корабль, двухъярусная арочная декорация, привезшая с собой задумчивого господина в маске, который на ходу проникновенно исполнял главный и всем известный хит этого спектакля:

   - Снова туда, где море огней…

   Вызванные из моего подсознания рок-музыканты ещё постояли со своими гитарами какое-то время у рампы, с удивлением наблюдая и за вдохновенной жестикуляцией дирижёра, и за диковинным перестроением  древнеримских хором на их любимой сцене. Но, как только появилась в окружении свиты сама, теперь уже живая, принцесса в потрясающем, белом, с  чёрным орнаментом, пальто, в обещанном стиле ар-деко, рокеры склонились  в низком дурашливом поклоне, помахав при этом воображаемыми шляпами, и сразу же бегом удалились в тёмные пролёты кулис.

    Дочь Имре Кальмана была в восторге  после премьеры этого супершоу… Что уж говорить о нас.  Наконец-то сбылась и  мечта самого автора – « угрюмого творца весёлого жанра»:  долгожданный цирк по красной  дорожке «Горбушки» пришёл на выручку знаменитой оперетте, а заодно открыл  ещё один музыкальный жанр – мюзикл нового поколения.

  Вообразите себе: башенка Эйфеля маячит на горизонте золотым силуэтом, над многоступенчатым  колизеем  красные и белые принцессины ленты изображают купол цирка, куда под упоительную музыку воспаряют на канатах в немыслимых шпагатах три грации, но все ждут смертельный номер загадочного Мистера Икс, о котором  только и говорит сегодня весь Париж...

    Парад-алле всей акробатической  команды со стульями, барабанная дробь, и уже снаряд для опасного эквилибра главного героя готов. И вылетевший из основания этой пирамиды один из стульев – как знак висящей на волоске жизни циркача...Помните:

   - Слушая скрипку, дамы в ложе вздохнут, скажут с улыбкой: «Храбрый шут…»

     Таинственный артист никому не даёт интервью, но для рвущейся  его увидеть графини  Теодоры Вердье  он делает исключение, интригуя зрителей фразой: « Пора нам уже познакомиться…»

   Теодора будет  представлена кумиру Парижа  дважды: сначала за кулисами цирка, где Мистер Икс принимает её в маске, а затем по коварному замыслу влюблённого в  графиню барона де Клермона ей представят его на приёме в честь бесстрашных артистов уже как  молодого  красавца-аристократа…

   Все перипетии сюжета сопровождаются головокружительными цирковыми номерами: вот  приглашённые на трапезу циркачи, рассевшись двумя шеренгами за длинными столами, демонстрируют нам  некий синхронный, с летающими столовыми приборами танец, который очень остроумно имитирует праздничный обед. А вот ещё один танец-чечётка с дрессированными швабрами… Жонглирование шляпами, поддержки, каскадные прыжки, шпагаты, пируэты, сальто – и это далеко не полный перечень многочисленных виртуозных трюков интернациональной труппы..

    Отдельно хочется отметить женщину-скакалку, поразившую своей гибкостью и смелостью. Прибавьте к этому бесподобный(временами певческий) конферанс, который  мастерски разыгрывают между номерами: талисман театра Ефим Шифрин, вечный паж Пеликан - Павел Любимцев и переодетый в женщину Алексей Колган.

  И всё-таки главным героем этого феерического  музыкального действа является не цирк, как убеждают нас СМИ, а  по-прежнему, как и во времена Кальмана – здесь балом правит любовь! Она и побеждает  в конце концов: на фоне светлых одежд вышедших на поклоны актёров Мистер Икс в тёмном трико смотрится особенно выразительно  рядом с его ослепительно красивой и счастливой избранницей.

  Здесь все в кого-нибудь влюблены: на наших глазах рушатся иллюзии одних влюблённых  и сбываются мечты других. И, конечно, все  здесь, включая зрителей: «в искусство цирковое нежно влюблены…»

        Итак, да здравствует манеж,
        Где волны риска, воздух свеж,
        И где артисты дарят сердце вам своё!
        Ещё увидимся! Адьё!

   На улице, я оглянулась на прощанье на рельефно освещённый фасад «Горбушки»: призраки рокеров, о которых  к концу спектакля я и думать забыла, спускались на тросах с крыши, как тогда в далёких девяностых на глазах у изумлённой публики.

   - А что, собственно, изменилось, - думала я по дороге к метро, -  и  падали здесь безбашенные  рок-н-рольщики с высоты в руки своих поклонников, и с гитарами подпрыгивали, успевая в воздухе сделать антраша, и шляпа, как минимум, одна (григоряновская) здесь летала, и даже без страховки покоряли отвесную скалу бетонной рок-цитадели. И фанатки сидели на плечах атлетически сложенных кавалеров весь концерт напролет, размахивая при этом руками в такт любимым  «хитярам»… Словом, подготовили люди почву для  циркового мюзикла:

  - По дороге разочарований  снова очарованной пойду…

   - А вот, интересно, - продолжала размышлять я под восторженный рокот моих друзей, - почему никто не додумался до сих пор разыграть эту карту – поностальгировать  по поводу  рок-н-ролльной предыстории здешних мест, надо будет подарить  Михаилу Ефимовичу эту идею. Чем не театр нового поколения: «Рокеры в гостях у Мюзикла»! И потянутся вереницы бывших хиппи в музыкальную Мекку  нашей молодости…

  А на следующий день я залезла в Интернет, и выяснилось, что есть, есть нечто подобное в репертуаре Театра. А именно: шоу с одноименным названием некогда любимой мной телепередачи «Жизнь прекрасна!» В этом музыкальном ревю, которое организаторы позиционируют как антидепрессант, звучат, в том числе и рок-композиции. А ещё там будет Утёсов, Бернстайн и прочая, и прочая, и прочая…
И, кажется, я уже знаю, куда я пойду на Новый год! А Вы?


 

   




   
   
   


©