Приведение часть 10

Сергий Чернец
Приведение часть 10
Поминки организованы были женщинами, пришедшими из деревни и Катей, которая всем руководила. Пришел и приглашенный священник. Климов не вышел из своей комнаты: он лежал с мокрым полотенцем на лбу, ему было совсем плохо, он даже бредил ночью, как сказала Катя.
В прихожей служили панихиду, женщины пели за каждым возгласом священника: «Господи, помилуй!». Климов вслушивался в слова молитвы – ему хорошо было слышно, в доме была хорошая акустика, в его комнате, как в пустой бочке, звуки из других комнат словно усиливались.
А после служб церковных, когда все сели за трапезу, пришли к нему священник и Катя, которая принесла еду и поставила её на тумбочку рядом с изголовьем кровати. Священник, отец Фёдор, сел рядом поставив стул около кровати. Вот и началась их беседа.
В психологии это легко понимается, - как найти ключик к человеку, и этим умением «открывать чужое сердце» обладал и священник: откровение на откровение. Отец Фёдор осведомился о здоровье больного Климова и рассказал о себе, чем вызвал и откровенный рассказ Климова о своем. Так они познакомились.
А потом отец Фёдор начал небольшой свой рассказ-проповедь:
Многие из нас, «мудрствуя» о вере, о религиозных обрядах и о загробной участи умерших, как вот ты, брат Андрей, сами забывают о делах помощи нашим усопшим. Не все знают, а некоторые отказываются от православного обряда погребения. И прибегают к различным языческим культовым действиям и ритуалам: на могилах едят и пьют, еще и в землю поливают, якобы «покойники должны покушать», ужас, как пещерные люди все-равно. Могилы украшают мраморными надгробьями, кучей венков и так далее, разве что пирамиды не строят, как фараоны египетские.
А между тем наши усопшие родные и близкие ждут от нас помощи. Они нуждаются в ней! Вот я служу на селе, и из моей священнической практики мне известно много случаев (по рассказам прихожан), когда усопшие являлись своим живым сродственникам (во сне, а то и наяву) и прямо высказывали свои нужды или давали наставления, о чем-то предупреждали….
Знаешь ли, брат Андрей, святые отцы учат нас не доверять сновидениям, так как большинство из нас не имеют духовного рассуждения, чтобы сны толковать и чтобы определить природу сна: то есть является ли сон отражением реальных событий, которые происходили в течение дня, отражением наших переживаний. Или сон только движение плоти, наших страстей, болезней и так далее. Может быть, сон, видения и под влиянием темного мира падших духов. А может, наконец, этот сон действительно духовное общение с загробным миром, закрытым для нас до поры до времени. В любом случае, если сон показался человеку имеющим значение, важным, предупреждающим о чем-то, следует, прежде всего, посоветоваться со своим духовником, как учат святые отцы: с приходским священником или с духовно опытным человеком (монахом, диаконом).
Вот, расскажу о нескольких запомнившихся мне событиях, связанных со сном и усопшими.
Одной моей прихожанке явился во сне односельчанин. При жизни он был убежденным атеистом, коммунистом и гонителем веры и Церкви. Ей приснилось, что этот человек стоял около развалин деревенской часовни, которая была раньше на краю деревни. Он указывал на развалины и говорил: «Если бы раньше, при жизни, я хотя бы изредка только смотрел на это святое место, хотя бы задержал свой взгляд, - то теперь мне было бы легче». Вот какова сила святыни! Даже разрушенной и разваленной. Теперь Часовню ту мы восстановили силами верующих прихожан, там когда-то было кладбище, теперь сквер, небольшой парк, вокруг часовни.
А вот мой дядя в молодости был верующим человеком, родился в селе, но когда уехал в город, поддался духу времени, поступил в Комсомол и потерял веру в Бога. Перестал ходить в Церковь, убрал из дома святые иконы. Более того, даже в мыслях он стал безбожником, проповедовал атеизм. Вместо молитв он стал заниматься по утрам гимнастикой: из всех радиорепродукторов тогда гимнастику передавали, сразу после гимна в 6 часов утра. Но и к нему пришла смерть. Будучи семидесяти лет, он слег. А на смертном одре он метался, хрипел, пытаясь что-то сказать, и всё время указывал в угол рукой, туда, где должны были висеть (но не висели) святые иконы. Что-то ужасное окружало его, надвигалось, давило, и не было у него защитников, предстателей, ходатаев к Богу, потому что он сам добровольно отказался от них. Вот ведь как, - я видел его кончину и весь ужас в его глазах. После школы я пошел учиться в семинарию и понял его ужасные страдания, когда вместо Ангелов приходят за душой бесы.
Климову, вдруг, вспомнилась своя жизнь, полная забот и треволнений ничуть на добро не обращенных. Он подумал, что ничего он в своей жизни не достиг и ничего не оставит. Ему сделалось грустно и болезнь эта виделась ему концом. А между тем священник, отец Фёдор продолжал рассказывать, заметив, однако, перемену в побледневшем лице старого профессора Климова.
У одной моей прихожанки умер родственник. – рассказывал отец Фёдор. – Он был некрещеным. Движимая чувством сострадания, эта женщина пришла ко мне и спросила: как облегчить его загробную участь? Церковная молитва за некрещеных недопустима. Поэтому я посоветовал ей раздавать за усопшего милостыню, а именно – душеспасительные книжки: Ведь, может быть, кто-то, прочитав такую книгу, примет таинство Крещения, изменит к лучшему свою жизнь и это будет самой богоугодной жертвой за усопшего некрещеного. Через некоторое время эта женщина пришла ко мне и рассказала, что видела умершего во сне. Он сидел и читал одну из тех книг, которые она раздавала: значит, принял господь эту жертву.
У многих людей, даже и верующих, представления о нашем долге по отношению к усопшим запутаны и неправильны. Люди считают, что необходимо первым делом устроить пышные поминки с обильным застольем, с водкой и редкими закусками; потом – поставить на могиле дорогой памятник, чтобы знакомые не осудили их за скупость.
Но как заблуждаются эти люди. И, более того, какой вред приносят они своим дорогим и любимым умершим, родственникам и близким!
Подумай о том, что вся эта водка, выпитая за упокой, льется ручьем на ту чашу весов, которая служит для грехов души, водка – яд, от которой гибнут люди, а чаша греховная души умершей и от своих грехов уже тяжела. Надо облегчить её, а не нагружать! А как? – Молитвой церковной, в которой покаяние для души: обедни, сорокоусты…, молитвой домашней: чтением Псалтыри, милостыней….
Были в моей служебной практике такие случаи…. Как-то подошла ко мне одна женщина и рассказала, что недавно похоронили они своего родственника, поставили на могилу гранитный памятник. И вот является ей во сне усопший и жалуется, что этот тяжелый могильный камень очень давит и мучает его. Я объяснил ей, что могилу освящает крест, желательно деревянный, это символ того Креста на котором был казнен Спаситель. При жизни мы носим крест на груди, прикладываемся ко кресту в Храме, осеняем себя крестным знамением, и после смерти место нашего упокоения должно освящаться крестом, но никак не куском гранита или мрамора.
Другой моей прихожанке явился во сне, вскоре после похорон, родственник и сказал: «Все хорошо, да вот только хомуты мне мешают». Хомуты – оказались теми венками из проволоки, которыми завалили могилу умершего. А ведь это наследие языческих обрядов, когда вещи в могилу клали и поверх её.
Был и такой случай. Как-то я отслужил литию, сокращенную панихиду на могилке усопшей женщины. После этого, ночью, явилась эта усопшая во сне сестре своей и благодарила. Говорила: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а теперь его сняли» Вот каково значение молитвы об усопшем.
Однажды пригласили меня на дом, также вот, как к вам, совершить требу на дому. Деревня эта была расположена далековато. А еще дела по своему приходу. Так что я смог выбраться только под вечер, уже смеркалось. Закончил я совсем поздно, поэтому пришлось остаться на ночь. На рассвете меня разбудил стук в дверь. Пришла молодая женщина, жительница той деревни. Чувствовалось, что она сильно волнуется. Сначала, увидев меня, она оторопела, застыла, словно чем-то потрясенная. Потом, вдруг, стала что-то быстро объяснять. А произошло вот что. Ночью явился ей во сне умерший несколько лет назад родственник по мужу, свекор, и сказал: «В деревню пришел священник, и находится там-то у тех-то людей, пойдите, попросите его, чтобы отпел меня, а то ведь я лежу у вас неотпетым». Женщина рассказала мне, что в то время, когда родственник умер, не было священников поблизости, поэтому похоронили его без отпевания. И вот что было удивительно: эта женщина видела своего свекра лишь один раз в жизни – когда он в гробу лежал и никогда с ним не разговаривала. В тот же день провел я заочное отпевание.
Или вот еще, однажды ко мне пришла креститься девица со своей сестрой маленькой, мать их привела. После крещения они рассказали, что их матери два раза во сне являлся умерший муж и говорил: «Окрести детей!»
Разные случаи похожие бывают во всех приходах и со многими священниками. Таких историй много, их сотни и тысячи. А мы еще всё не хотим верить, что существует потусторонний мир, что душа человека не умирает. В реальности и Ангелы нам людям часто помогают и спасают нас, подсказывая верную дорогу.
Да уж! – подумал Климов. И спросил священника что ему делать, коль скоро, он не молился и не верил. Отец Фёдор посоветовал просить молитвенник и начать с простых молитв. Тут и Катя помогла, она слышала будто бы всё или стояла под дверью, но принесла молитвослов простой домашний. Уже Катя показала и объяснила, как читать молитвы.