За орехами

Людмила Алексеева 3
Коллаж автора

          -Деда, деда, расскажи нам про охоту – тормошат правнуки старого деда
-Да, я, поди, вам всё не на один раз сказывал.  Угомонитесь.
Дед, кряхтя, присел на лавочку под черёмухой, сдвинул фуражку на лицо, собираясь вздремнуть. Где уж там, уснёшь … Мальцы – огольцы тут как тут:
-Ну, деда.! - не отстаёт ребятня.
-Ладно, Бог с вами, садитесь ближе, расскажу как мы в горы за орехами ездили.

         - Давненько это было! Ваш папка поболе  вас был, с нами ездил. В том году ореха много было. Пацаны на трассе варёные шишки начали продавать в конце августа.
        - Деда, а зачем варили-то их?
         -Дык .... знамо, от серы избавлялись. Кто шишку – то в смоле купит. Насшибают шишек, да в ведро с травой.
Воды плеснут и на огонь – варить. От кипячения смола на траве останется. После поштучно продавать будут. Дурачьё покупает. Орехи ещё никакие, молочные. Пора ещё не пришла.
Шишка, дело не простое: рано - плохо, а опоздаешь - кедровка вычистит, шишка пустая будет.
Ребята притихли, сидят, тихонько серу  с черёмухи скребут. Черёмуховая сера ой, до чего вкусная!

          -Ну, так вот - продолжал прадед – собралась нас приличная компания, человек девять. Загодя готовились к поездке: провизию упаковали, меленку – шишку крутить, сито, черновое для шелухи , чистое для ореха, мешки шишку носить, мешки под чистый орех, брезент – много чего. Сейчас всего и не упомнишь!
Поехали в пятницу вечером, чтобы в субботу раненько в кедрач уйти. Впереди едет Женька, начальник ЖКХ, хороший парень – охотник! Горы и тайгу, как свои пять пальцев знает.
          Смотрю, а мы уж в горах едем. Укатанная дорога в одну полосу тянется к верху. Её так и зовут – тягун. А на подошве-то сопки разноягодье: жимолость, смородина, голубика. Повыше, на камнях да пенёчках, брусника кисти развесила ягодой крупной, вишнёвой. Но нам не до ягод: к кедровнику подтягиваемся, который стоит тёмно-зелёной пушистой стеной.

          Нашли ровную площадку, съехали с дороги, лагерь разбили. Пацаны: ваш папка, да ещё двое таких же, бегают, сушняк для костра собирают, палатку ставят. Довольнёхоньки. Ох, ребятушки! Кабы помоложе, то счас бы в горы побежал. Вечером, как положено, у костра посидели. Поужинали, почаёвничали кто чем: кто чаем, а кто чем покрепче. Мужики, надо сказать, хорошие подобрались, не выпивохи какие, меру знают.
         Утром, ни свет - ни заря, поднялись, крепко поели и со всей амуницией - в кедрач. Шишка падать начала. Успели до кедровки, с орехами вернёмся! Разделились: кто собирать шишки, кто мешки носить к мельнице. Мы с Вадимом Алексеевичем на мельнице шишку крутить.
       -Дедуля, а зачем по кедру бить?
       -Дык ... сколу шишка то идёт. Запомните, ребята, на кедр лазить - дело пагубное. Сколько молодняка из-за этих шишек пострадало, инвалидами осталось. Лезут на дерево, а того не знают, что сучки да ветки у кедра хрупкие.

       Ждать надо, когда шишка падать начнёт. Сколу брать орех надо. Ударят и к стволу прижмутся, а то шишек огребут. Пока они с кедра падают, не один раз лоб пострадает.

       Мы с Алексеичем прикрутили мельницу к стволу, брезент разостлали, сито разложили - готовёхоньки. Мальцы мешки с шишкой притащили, высыпали и опять устрекотали. А у нас пошла работа: я кручу, Вадим Алексеевич только успевает шишки закидывать. С утра работа шибко спорилась. К обеду устали, видно, подале в кедровник отошли. Простой у нас.
Время пришло до сита. С большими дырками сеем на первый раз, крупные чешуйки остаются, орех проваливается. А во втором сите всю шелуху да мелочь отсеваем. Чистый орех в мешки ссыпаем. Мужики подтянулись, весёлые, не намаялись ещё. Сели обедать сухим пайком. Дай Бог, всем такой паёк. Не голодный год, есть что поесть.
Отдохнули, и опять за работу. Славно потрудились. Два раза за поклажей пришлось ходить. Инвентарь в лесу не оставишь, в лагерь тащим.

          Костёр развели, ужин сварганили. Суп с тушёнкой до чего вкусен получился! Сидим у костра, истории рассказываем. А Тимка, кобелёк Геннадия, так и жмётся к нам, так и жмётся, скулит. Женька говорит ребятне:
       - Вы в лес глубоко не заходите, ночь всё-таки.
А утром сообщил нам, что мишка нас навещал, ходил в кустах, наблюдал за нами.
       - Деда, с чего это он решил? Поди пугал? – не поверил Славка.
       - Нет, ребятушки, сами потом убедились. Ветки наломаны, следы, Тимка жался, скулил. Потапыч в кедровнике - хозяин, рычать начал, со своей территории сгонять непрошеных гостей.
      - Дедуля, а ты ружьё дома оставил?
      - Нет, Юрашка, без ружья в тайгу лучше не соваться. Рисковое дело.
Славно мы тогда пошишкарили. Высыпали весь орех на брезент, гора получилась. Встали кружком, каждый мешок перед собой держит. Ваш дед ведром каждому в мешок насыпать стал. Мы толдысь чистого ореха привезли порядочно. Нагрузили нашего "Жигулёнка"! Думал: всё брюхо ему исцарапаем на лесной дороге.  Жигулёнок, однако, не для лесных дорог, да и ни у кого из нашей компании вездеходов не было.
В лесу, в горах кучно ехали, не отрывались друг от друга. На трассу выехали, остановились, прощаться начали, в гости друг друга приглашать. Хорошая компания была. Распрощались, да и покатили по домам.

         Ореха,  думали, на год хватит. А разошёлся: того угостишь, другому пошлёшь и сами немерено щелкали – за год управились подчистую. Вот зубов–то не осталось, пацаны, прощёлкал