Салтыковы буты. Старые вопросы, новые ответы

Михаил Полев
      Село Салтыково Сасовского района Рязанской области с окружающими деревнями и многовековой историей, уходящей в семнадцатый век, оказалось скрытой паутиной времени от наших современников.
      Заселялись, осваивались земли с мордовским населением, множился народ, выжигались леса и распахивались поля, сменялись цари и проходили нашим краем бунты, писались ревизские сказки, заполнялись архивы….
      И вновь возникали вопросы к потерянному прошлому.
      Кто мы, откуда, где истоки наши?
Первой моей попыткой разобраться в наших корнях была статья «к истории села Салтыково», написанная и опубликованная в 2009 году.
Статья обобщила имеющиеся и доступные сведения о нашем околотке деревень на момент написания и вызвала интерес читателей. Вызывает и сейчас. В статье были непринципиальные ошибки, вызванные почти полным отсутствием информации на то время.
Много ее не добавилось и сейчас, спустя время, но развивался интернет, оцифровывались архивы, появлялись новые неравнодушные люди….
Появлялось знание.
Дав толчок к изучению нашей самобытности некую путаницу внесли этнографы при публикации отчетов по совершенным экспедициям.
Их версия заключалась в том, что некий князь Салтыков вывез в свои вотчины население из подмосковных деревень с их оригинальным московским наречием.
Позже у других исследователей, а именно русского костюма, появилась другая версия. О том, что князь Салтыков, опять неизвестный, переселил в наши места крестьян из своих Владимирских имений.
В архивных завалах, как и в других доступных источниках, готовых ответов не было. Как нет и сейчас.
Изучение проблемы показало, что район, располагающийся между деревней Ямбирно современного Шацкого района вплоть до теперешнего Зубово-Полянского района оставило в истории и документах определенное белое пятно.
Но вода камень точит, так и здесь стала складываться картина, проливающая свет на затронутые проблемы.
И она в следующем.
Князей Салтыковых в начале 17-го века не существовало.
Но были бояре Салтыковы, государственные и политические деятели, крупные землевладельцы, опора существующего в те времена политического строя.
Некоторые из бояр Салтыковых, в частности Федор, подвизалось при освоении Шацкой Украйны Московии.
Но по подтвержденным источникам связь фамилии Салтыковых с нашими землями начинается с 1686 года, когда боярину Петру Самойловичу Салтыкову были эти земли либо пожалованы, либо были им приобретены.
Затем П. С. Салтыков обозначается владельцем села Спасского Спасского уезда Тамбовской губернии по сохранившимся документам за 1704 и 1710 годы.
Известный и авторитетнейший тамбовский краевед И. И. Дубасов также называл основателем Салтыковых Бут Салтыкова Петра Самойловича.
 Его же церковные источники называют инициатором строительства церкви в сельце Спасском в 1680-х годах.
 Церковь, видимо предтеча существующей сейчас, была введена и обложена налогом в 1704 году.
 И именно Салтыкову П. С. были пожалованы в 1680-х угодья во Владимирском уезде.
Нам вместе с краеведом и патриотом родного края, уроженцем Сасовского района Сергеем Пичугиным, удалось ознакомиться, а Сергею прочитать, листы с переписями 1745 года.
В них село Спасское и деревни Крутое, Студенец и Новое числятся за Салтыковыми, но уже другими.
Оно и понятно. Петр Самойлович умер еще в 1719 году, деревни уже принадлежали некоему Салтыкову Сергею Алексеевичу.
Но основной успех изысканий был в том, что деревня Новое значилась в 1745 году как новопоселенная и привезенная из Владимирского уезда из села Черкутино и разных деревень.
Село Черкутино существует до сих пор и на протяжении веков принадлежало прямым потомкам Салтыкова П. С.
Изучение карт черкутинских окрестностей середины 19-го столетия показало бросающуюся в глаза связь между районами.
Имелись там деревни Крутая и Новое, именно в том однозначном написании. Хотя сел с наименованием Спасское было в России много, были и там.
В селе Черкутино в 18-м веке действовала церковь Космы и Дамиана.
Престольный праздник имени этих святых был в деревнях Крутое и Студенец.
То есть кроме документально подтвержденного района переселения прослеживается топонимическая связь.
Несколько проливается свет и на колоритность жителей деревни Крутое. В царствование Ивана третьего на территорию Владимирского уезда было много крестьян переселено из Новгородских земель, вместе со своим специфичным говорком.
Определение точной даты переселения деревень пока недоступно. Если исходить из факта переселения их самим П. С. Салтыковым про жизни, то период переселения можно датировать концом 17-го и началом 18 века.
Поскольку деревня Новая числится при ревизии 1745 года как новопоселенная, а предыдущая производилась в 1722 году, то факт переселения ее можно расценивать как последнее, сделанное лично П.С. Салтыковым при жизни.
После смерти П. С. Салтыкова смена владельцев деревень не прослеживается. Однозначно лишь, что в 1745 году владельцем по ревизии значится Салтыков Сергей Алексеевич с женой Верой Салтыковой. Это реальные лица, но прямую связь их с первообладателем установить не удалось.
Кстати, Вера Салтыкова как владелица деревни Крутой, наблюдается в источниках по факту кражи у нее ульев. Подозреваемого пытали на дыбе и оправдали.
По некоторым источникам владельцем земель и деревень во второй половине 18-го века и строителем каменной, ныне существующей церкви, являлся некий Салтыков Сергей Владимирович. Но реальной связи с конкретной линией Салтыковых получить не удалось.
В конце 18-го века владение усадьбой и землями переходит к династии князей Гагариных, закончившееся революционными погромами начала прошлого века.
Но увязать заселение нашего околотка только с именем и деятельностью бояр Салтыковых, хотя нам удалось достаточно убедительно показать их роль, было бы не совсем правильно.
Дело в том, что по материалам Тамбовских древностей, автором которых являлся уже упоминаемый мною тамбовский краевед 19-го века И. И. Дубасов, в 1649 году в Спасском уезде действовало девять майданов, занимавшихся производством поташа, связанного в свою очередь с выжиганием леса. Количество занятого народа он называет в две с половиной тысячи душ. И это, как я понимаю, только мужского населения.
Работали без отведения земель и лесов. Выжигали лес, не распахивая освободившихся участков. За что на них жаловались.
В этом же веке пробивалась дорога, связывающая Шацк с Нижним Ломовом. То есть наша теперешняя М-5, или Большая дорога, оставившая память о себе в центре села Салтыково.
Через наши места прокатилась орда Стеньки Разина, засеки которого проходили и по нашим местам. В частности, засека была в устье Черной речки при впадении ее в Цну, в районе села Агломазово.
Повстанцы двигались на Конобеево. И здесь их добивали и разоряли ихние засеки регулярные войска под руководством князя Долгорукого.
Под раздачу попали и виноватые, и невинные. Наши места на какое-то время опустели.
Мордовское население также массово сбежало после ранения под Ямбирно крестившего их Мисаила, боясь расправы.
Возможно, обезлюдиванием наших мест и объясняются белые пятна в нашей истории.
Но тем не менее уже в первой половине века майданы работали, население было православным и его надо было окормлять, то есть совершать требы, крестить новорожденных, отпевать умерших.
И в силу сказанного, история нашей церкви может восходить также к началу !7-го века. Но в деревянных вариантах.
Безжалостно время.
И нет ничего вечного. И сейчас на наших глазах уходит наша история.
Будет ли кому через пару-тройку десятилетий читать нас?