Неизвестный Сталин А нужны ли нам двое Жуковых?

Александр Смирнов 83
Инициалы Жукова изменены

Директором нашего серьёзного оборонного института в течение многих лет, вплоть до начала злополучной перестройки, был крупный учёный и талантливый организатор науки академик Н.Н.Жуков, который много сделал, чтобы обычный НИИ превратился в организацию мирового уровня.

Предприятие относилось к ведомству, которым руководил министр оборонной промышленности Д.Ф.Устинов, возглавивший министерство в тридцатитрёхлетнем возрасте за год до  начала Великой Отечественной войны. Будучи жёстким по характеру и профессионалом по делу, он умело организовывал производство вооружений на протяжении почти всей войны, заслужил доверие Сталина в эти непростые годы.

Так получилось, что в основном по независящим от нашего Н.Н.Жукова причинам, один из важных для обороны проектов, за которое отвечало наше предприятие, оказался не выполненным в заданные сроки. Для разбора причин и мер по исправлению в числе других он был приглашён к вождю. Конечно, ничего хорошего это не предвещало. Наоборот, предполагаемые виновники срыва задания были в большой тревоге.

Иосиф Виссарионович принял их в своём кабинете, сообщил тему обсуждения, предоставил слово и стал заслушивать выступающих. Основное сообщение делал какой-то генерал. Всё было так, как показывают в кинофильмах: Сталин ходил вдоль кабинета, куря трубку, задавал по ходу обсуждения короткие вопросы. Как и следовало ожидать, основная вина среди присутствующих руководителей ложилась на будущего академика Жукова.

Выслушав всех выступавших, в том числе и Жукова, вождь задал вопрос Д.Ф.Устинову, который при всей своей ироничности заставил всех вздрогнуть:

- А как Вы думаете, Дмитрий Фёдорович, не много ли для нас иметь двоих Жюковых? (Здесь автор учёл акцент вождя).

Естественно, имелись в виду маршал Г.К.Жуков и наш директор. Повисла гробовая тишина. Можно представить, в каком состоянии в тот момент находился второй Жуков Это грозило ему серьёзными последствиями.

Д.Ф.Устинов ценил Н.Н.Жукова, считал его перспективным руководителем. Впоследствии, после смерти Сталина он назначил его одним из своих заместителей. А тогда он решил спасти его от гнева вождя, выступил в его защиту, утверждая, что не Жуков является основным виновником срыва сроков исполнения задания и предложил меры по скорейшему устранению отставания. Сталин внимательно выслушал Устинова и согласился с его предложениями. Только высокий авторитет Устинова и предложенные им меры по завершению проекта спасли нашего директора от неминуемого наказания.

Послесловие: Эпизод, связанный с этой разборкой у вождя, был мне рассказан знакомым, который, по его словам, присутствовал на мероприятии, когда Николай Николаевич рассказал в узком кругу об этом драматическом событии в его жизни. Но поскольку я сам лично не присутствовал при этом разговоре, я не могу гарантировать полную достоверность описанного.