Сербское гайдучество

Савва Михалевич
                СЕРБСКОЕ ГАЙДУЧЕСТВО

            Для сербов поворотным днём национальной истории стало 15 июня 1389 года - день святого Витта (србск.- Видов дан), когда сербская армия была разбита турками на Косовом поле. Кстати, имя Вит на латыни означает «поражение», что для сербов явилось весьма зловещим мистическим указанием. Правда, по поводу результатов этой битвы историки разногласят. Дело в том, что потери были тяжёлые с обеих сторон. Оба предводителя были убиты. Султан Мурат 1 сербским героем Милошем Обиличем накануне сражения, князь Лазарь Хребелянович попал в плен и умервщлён турками. Наследник султан Баязид после битвы ушёл из сербских земель, опасаясь волнений при своём дворе ввиду смены власти. Однако сербские потери оказались необратимыми. В бою погиб весь цвет нации, почти всё дворянство. Наследники князя Лазаря признали себя турецкими вассалами. Далее турки постепенно завоёвывали Балканы, используя вражду и соперничество между сербскими правителями. В 1392 году войска Баязида взяли Скопье и в этом же году один из сербских предводителей на Косово князь Вук Бранкович стал данником турок. В 1459 году пала тогдашняя столица сербов Смедерево, а в 1463 году турки захватили Боснию. С 1455 года сербские земли превращены в провинции Османской империи и разделены на санджаки – уделы, в основном повторяющие границы прежних сербских княжеств.
               Обращение с порабощёнными народами в империи было суровое и подчас жестокое. По данным католических монахов-францисканцев, проживающих в Константинополе, только в 1438 году в рабство продано 60000 сербов. Сербам приходилось платить значительные земельные и подушные налоги. Преследовалось православие. Храмы и монастыри закрывались или отдавались под мечети, святыни уничтожались, духовенство преследовалось. В городах практиковалась насильственная исламизация. Также существовал зверский обычай, называемый «Дань крови». Специальные турецкие отряды рыскали по сербским селеньям и хватали на улице сербских мальчиков от пяти до двенадцати лет, из которых воспитывали турецкую гвардию – янычар.
                В результате этих притеснений появилась такая своеобразная форма борьбы с оккупантами, как гайдучество. Гайдук (от венгерского haydu – пастух, погонщик). Это люди, последовательно и сознательно боровшиеся с османским режимом. Они давали клятву биться до тех пор, пока не победят. Обычно гайдуки объединялись в группы (четы) до 30 человек под предводительством харамбаши (атамана), но иногда действовали и в одиночку. В горной местности даже небольшой отряд воинов может успешно обороняться от превосходящих сил противника. Гайдучество не чисто сербское изобретение. Гайдуки были в Болгарии, в Венгрии, в Армении их называли фидаины. Подобные отряды имелись и у греков. В чём-то гайдуки напоминали донских и запорожских казаков. Например, они в свои отряды не допускали женщин. 6 мая (по новому стилю) на Юрьев день (св. вмч. Победоносца Георгия) гайдуки уходили в лес. Этот день назывался «хайдучки састанак» («гайдукское свидание»). С наступлением зимних холодов гайдуки возвращались в свои семьи, у кого они были, или селились у друзей. Они нападали на турок и тех, кто предавал своих туркам с дерзостью и смелостью, зорко наблюдая за порядком в окрестных городах и сёлах, не давая сербское православное население в обиду. Сербы считали их героями, а турки разбойниками. Попасть в гайдуки можно было только по рекомендации. Следовало доказать свою доблесть и военное умение. Естественно, в гайдуки шли сорвиголовы, бесстрашные и готовые на смерть, поскольку турки, если им случалось схватить гайдука, без суда и следствия сажали его на кол.
                До сих пор Динарские горы, эти балканские отроги Альп, достаточно дики и не всегда проходимы.  Карстовая  порода, из которых они сложены, образуют немало больших и малых пещер и углублений, в которых удобно схорониться. Здесь множество источников хорошей чистейшей горной воды и довольно много дикого зверя. Самые большие популяции медведей и волков в Европе после России в Сербии и Боснии. Кроме них здесь водятся кабаны, европейский олень, косули и серны. В горах растут дикие фрукты (яблоки, сливы, груши) и орехи. В годы расцвета гайдучества (ХУ11-ХУ111 в.в.) всего этого было ещё больше, так, что народные мстители могли скрыться от преследования властей  и достаточно долго существовать совершенно автономно, тем более, что местное население им симпатизировало и снабжало всем необходимым.
           Все многочисленные восстания против турок, как правило, возглавлялись гайдуками. Гайдуками некоторое время были родоначальники новых сербских династий Карагеоргий и Лазарь Обренович. Гайдуки -  любимые герои народного эпоса, где они воспеваются, как «юнаки» (молодцы, богатыри). Даже внешне они выделялись, появляясь в красивой одежде с галунами, расшитой на груди бляхами или монетами, в шёлковой шапке с длинной кистью и при сабле, ружье и пистолетах. До сих пор народная память сохраняет предания о гайдуках. Так, мне показали одну пещеру под Сараево, где скрывался гайдуцкий отряд. Традиция гайдучества оказалась живучей. Во время 2 мировой войны подобно гайдукам действовали четники (сербские монархисты), первые, а вовсе не партизаны Тито, оказавшие сопротивление немецким оккупантам.

                Декабрь 2016