Воронежское кадетское братство

Александр Николаевич Юрасов
 Казаков Александр Александрович
(2 января 1889 - 1 августа 1919)
выдающийся российский ас-истребитель Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны, второй лётчик в истории, применивший воздушный таран и первый, оставшийся после тарана в живых.

 


Родился в дворянской семье в Херсонской губернии. Окончил Воронежский кадетский корпус в 1906 году. В 1908 году закончил Елизаветградскую кавалерийскую школу и выпущен в армию корнетом. Служил в 12-м уланском Белгородском полку, с 1911 года — поручик. С января 1914 года приступил к лётной подготовке в первой российской Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине. В сентябре 1914 года получил квалификацию «военный лётчик», но затем некоторое время совершенствовал навыки в Военной авиационной школе. По окончании школы с декабря 1914 года — в действующей армии на фронтах Первой мировой войны. Сначала — младший лётчик 4-го корпусного авиационного отряда. Первая воздушная победа — 18 марта (по старому стилю) 1915 года, в этот день Казаков совершил второй после Петра Нестерова воздушный таран, в котором сбил германский аппарат типа «Альбатрос», сам же благополучно приземлился. За этот подвиг 27 июля 1915 года был удостоен Георгиевского оружия.

С августа 1915 года — начальник 19-го корпусного авиационного отряда, штабс-ротмистр. С февраля 1917 года — исполняющий должность командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта, в марте утверждён в этой должности, а в апреле произведен в чин ротмистра. Эта группа стала первым специальным истребительным соединением в русской авиации. Став её командиром, Казаков продолжал летать на боевые задания, в июне ранен в руку четырьмя пулями в воздушном бою.

Свою первую официальную победу в рядах авиагруппы он одержал 8(21) декабря 1916 года у Луцка. В одиночку атаковав 2 вражеских «Бранденбург Ц1» из 10-й авиароты, русский истребитель сумел сбить один из бомбардировщиков.

Австрийский пилот Иохан Кольби был убит в воздухе двумя пулями, которые попали ему в голову. Наблюдатель — обер-лейтенант Франц Вейгель попытался самостоятельно управлять машиной и получил серьёзные травмы при посадке. Казаков за эту победу получил орден Святого Георгия 4-го класса. В сентябре 1917 года произведен в подполковники. С ноября 1917 года — исполняющий должность командира 7-го авиационного дивизиона, а в декабре того же года на общем собрании солдат избран командиром 19-го корпусного авиационного отряда.

За три года войны Казаков сбил лично 17 и в групповых боях ещё 15 самолётов противника и был признан самым результативным российским лётчиком-истребителем периода Первой мировой войны. В некоторых публикациях указывается, что он сбил 32 самолета лично, но скорее всего их авторы объединяют личные и групповые победы Казакова.
Верный воинской присяге, Казаков не принял Октябрьскую революцию и был отстранён от командования. Тем не менее, весной 1918 года он был поставлен на учёт как военный специалист и предупреждён о возможном зачислении в Красную Армию. Не желая служить красным, в июне 1918 года он тайно уехал в Мурманск. Когда в августе 1918 года в Архангельске началось формирование 1-ого Славяно-Британского авиационного отряда, Казаков был назначен его командиром. При этом только ему присвоили чин лейтенанта Королевских военно-воздушных сил, а остальные русские лётчики-офицеры (изначально в отряде было 34 русских пилота, затем их число увеличилось) зачислены в отряд в звании рядовых.
Сражался в гражданской войне на Севере, совместно с войсками Северной армии и частями войск Антанты. В январе 1919 года ранен пулей в грудь, многократно отличался в разведывательных и бомбардировочных вылётах. Весной 1919 года А. А. Казаков получает звание майора Королевских Военно-воздушных сил Великобритании и назначен командиром Двинского авиационного дивизиона.
1 августа 1919 года Казаков погиб в авиакатастрофе, разбившись на своем аэродроме. По общему мнению очевидцев этой аварии, Александр Казаков покончил жизнь самоубийством, омраченный начавшейся двумя днями ранее эвакуацией британских войск из Мурманска. В пользу этой версии говорят и такие факты, что за несколько дней до этого Казаков отказался от должности командира Двинского авиационного дивизиона, а за два дня до гибели — от предложения эвакуироваться в Великобританию. Похоронили Александра Казакова на кладбище около церкви (есть выписка из церковной книги и две фотографии похорон) в селе Двинской Березник в 250 километрах южнее Архангельска. На могиле поставили надгробие из двух перекрещенных пропеллеров, а на белой доске вывели надпись: «Лётчик Козаков. Сбил 17 немецких самолётов. Мир праху твоему, герой России». Восстановили памятник 1 августа 2009 г.

 

Награды

    Орден Святого Георгия 4-й степени (31.07.1917)
    Орден Святого Владимира 4-й степени (7.09.1916)
    Орден Святой Анны 2-й, 3-й, 4-й степеней (соответственно 27.04.1917, 2.04.1915, 27.01.1916)
    Орден Святого Станислава 2-й и 3-й степеней (4.07.1916, 18.08.1913)
    Георгиевское оружие (28.07.1915)
    Офицерский орден «За боевые отличия» (Великобритания, 1918)
    Военный крест (Великобритания, 1919)
    Крест «За лётные боевые заслуги» (Великобритания, 20.03.1919)
    Орден Почётного легиона (Франция)
    Военный крест 1914—1918 (Франция)