Микаэл Таривердиев. Информация 3

Нина Ватрушкина 2
Раздражает ли вас ядовитая критика давно прошедших советских времен? Именно ядовитая, потому что недостатки и проблемы мы видели всегда и с жаром обсуждали их, но за этим видели и несомненные достоинства в своей стране.

Микаэл Таривердиев в книге «Я просто живу» пишет о проблемах в культуре Советского Союза, на мой взгляд, объективно, не скрывая недостатков, но и не подчеркивая их. Были фильмы, музыку к которой он писал, но они ложились «на полку» или шли к зрителю непростым путем, были и другие сложности. Однако сам он говорит: «Неправда, что сильно нас примучивали. Вопрос заключался в другом – какой кусок пирога можно получить. И многие бежали, протягивали руки. Неправда, что кого-то заставляли. И страха у нас не было. Во всяком случае у меня. Кстати, мне никогда ничего не предлагали. Меня никогда не искушали возможностью предать свои позиции.» (Таривердиев М. Я просто живу. – М, «Вагриус», 1997, с. 78).

Микаэл Таривердиев изрекает простую истину: каждый сам выбирает себе дорогу и остается свободным или не свободным. Помнит ли кто-нибудь из старшего поколения, когда впервые запел песни Булата Окуджавы, прочитал стихи Беллы Ахмадуллиной, книги Василия Аксенова? В 60-е годы, кто-то в силу своего возраста в 70-е. Кстати, книга Солженицына «Один день Ивана Денисовича», например, была в списке обязательного чтения в Петрозаводском культпросветучилище (заочное отделение). Взять ее в районной библиотеке пос. Лесной Мурманской области не составляло труда.

Не хочу сказать, что все было гладко. «Бабий Яр» Кузнецова прочитала уже в годы перестройки, потому что после эмиграции писателя, все его книги были отправлены буквально в костер. И я, библиотекарь тогда областной библиотеки, не смогла выпросить книгу хотя бы на ночь до уничтожения партии книг. Однако желающие прочитать и услышать песни Окуджавы, Беллы Ахмадулиной, самого Таривердиева могли уже в 60-70-е годы не только в самиздате, хотя эти авторы и не шли, как утверждает Таривердиев, «на переговоры с властью».

«Сказать, что меня давили политически, было бы неправдой. Кстати, вот потом говорили, что в партию заставляли вступать. Но я точно знаю, что в Союзе композиторов была очередь. Очередь из желающих вступить в партию». (с.101) Конечно, инакомыслие не проходит даром, и Таривердиев признает, что для власть имущих его «до конца 70-х не существовало». Но его талант, умение радоваться тому, что есть, делало его жизнь востребованной и потому счастливой. Его признал народ.

В 1975 году Таривердиев побывал в Америке. С удивлением он пишет о том, как похожи американский и советский народы. «Америка меня поразила своей похожестью на нас. Тогдашних нас, не сегодняшних, а именно тогдашних. Очень благожелательный народ. И у нас был благожелательный народ. Тогда…» (с. 121).

Звезды не умирают, звезды еще зажгутся,
Звезды не умирают, звезды еще вернутся.

Ссылка на песню Микаэла Таривердиева на слова Григория Поженяна "Скоро ты будешь взрослым"("Звезды"). Исполняет Микаэл Таривердиев.  https://www.youtube.com/watch?v=IHoN1jBEGv4