Незнаменитый классик

Георгий Елин
( Валентин БЕРЕСТОВ )

     Однажды,  спустившись в нижний буфет  Дома литераторов,  оказался в уютной  компании  трёх  замечательных  детских  писателей.  Вкупе  они как бы символизировали живую преемственность поколений, в разбросе возрастов от тридцати до пятидесяти. Младший только что дебютировал в качестве ироничного сказочника и начал раздавать детям ехидные вредные советы. Средний уже считался мэтром и слыл непримиримым борцом с чиновными  шапокляками, которые мешали ему зарабатывать деньги. Старшим был Валентин Дмитриевич Берестов.
     Подошедшему гостеприимно даровали свободное место за столиком и участие в неторопливом разговоре за жизнь. Собственно, в основном беседа  состояла  из  диалога  мэтра и Берестова – младшим  полагалось внимать и делать правильные выводы.
     – Слышал, Валентин Дмитриевич, вы квартиру приобрели. Разумно поступили, надо вкладывать деньги в недвижимость, – похвалил Берестова предприимчивый мэтр.
     – Оказалось, в большом кабинете рукописи теряются гораздо чаще.
     – Могу рекомендовать находчивую домработницу.
     – К нам ездить далековато.
     – Что за вопрос! Купите машину.
     – С моим-то зрением?
     – Наймите шофера.
     – Это трудно. И жена очень часто болеет.
     – Самое время присмотреть маленький домик в Крыму.
     – Мне  кажется,  вы приняли меня за директора Литфонда, – наконец не сдержался Берестов.
     Этот разговор происходил в конце 70-х. Не успел глазом моргнуть – двадцатый век пролетел. Другое время нынче за окном. Двое писателей из упомянутой сценки в 1998-м оказались в коммерсантовской «тысяче» самых преуспевающих людей России. Берестов тогда тоже попал в газеты – по случаю главного своего богатства – 70-летия.  А через две недели после юбилея – в некрологи:  его время кончилось...

     Когда мы подружились, Валентину Дмитриевичу был без чего-то полтинник, и нам, двадцатипятилетним, он казался стариком – одышливый, усталый, абсолютно седой. Молодыми оставались только голос – высокий, по-мальчишески звонкий, и заливистый смех. Да еще юношеский азартный интерес к новым людям, феноменальный талант находить друзей.
     То было время кухонных застолий – общения на фоне бардовских гитар, политических анекдотов, стихов и вольных разговоров. Понятие «кухня» (элитарная, цеховая, интеллигентская – не суть важно) включало в себя и колоритную мастерскую художника Бориса Мессерера, где хозяйничала Белла Ахмадулина, и допотопную  дворницкую,  которую  в  качестве  служебного  помещения  временно  занимал при трудоустройстве в ЖЭК какой-нибудь отъезжант в ожидании визы, и нелегально обжитый богемой ничейный чердак с выходом  на  романтическую  арбатскую крышу, и типовые пятиметровки в «хрущобах» или башнях–«скворечниках», где по ночам била ключом неподцензурная жизнь обитателей страны Советов. Понятно, круги общения были разными, равно как и правила игры:  удостоившись визита на мессереровскую мансарду,  уместно было принести бутылку  «Хванчкары»  и розу для Беллы Ахатовны,  а отправляясь на Сходню к Новелле Матвеевой – прозаические сахар, чай и печенье.
     На кухне Берестова царил стилистический разнобой: бутылка настоящего французского  «Камю»  артистично  соседствовала  с  печёной  картошкой и капустными пирожками из ближайшей кулинарии. Компания собиралась обычно цеховая: литераторы, музейные работники, книжные художники, вузовские  преподаватели,  студенты,  объединенные,  кроме  гуманитарных интересов, еще и любовью к поэзии (если даже сами не рифмовали, то любили стихи наверняка).
     Принцип «дёшево и много» никого здесь не смущал – молодые поэты в гордой нищете жили от гонорара до гонорара, часто – на  институтскую  стипендию,  и  червонец  представлялся  вполне весомыми деньгами. Как-то раз, набившись под завязку в кабинет хозяина, уже принялись читать стихи по кругу, а жена Берестова Татьяна Ивановна всё еще гремела чашками на кухне, и когда дошла очередь до Гриши Кружкова, он  виновато вздохнул: «Поэзия, Валентин Дмитриевич, это замечательно, только давайте сперва покушаем...»

     В те годы  словцо  «тусовка»  ещё  не расползлось по городам и весям из словарика хиппи и рокеров – все свои сбивались в прайд  (буквально: львиная семья – поясню для поколения пепси и спрайта). Своих находили  необъяснимым  чутьём – и  редко  ошибались.
     Познакомившись с Берестовым, первые полгода собирались у него каждую среду – так давние друзья после долгой разлуки никак не могут наговориться. И первый же грядущий Новый год встречали вместе, шумно и радостно. Пришел Митя Покровский со своими ребятами (тогда его ансамбль народной музыки только-только пробивался на столичную сцену), и так они голосисто пели, что все соседи по подъезду сбежались – квартира оказалась мала: распахнули дверь на лестницу, сидели на ступеньках. Потом до рассвета играли в «чепуху» – версифицировали, пуская по кругу листочки  с рифмованной  «лапшой»,  покуда они совсем  не скатывались в трубочку. И вашему автору пришлось изрядно попотеть – оказался по часовой стрелке за Берестовым, рифмы от  него доставались богатые. Получив от Валентина  Дмитрича строчку: «Он в луже увидел свинью» – дорифмовал: «Не баба, а все-таки «ню». За что был премирован «самиздатской» открыточкой – с картинкой Татьяны Ивановны (парящая на воздусях муза с лирой и золотым веночком) и автографом Берестова:
               Ох, и рассмешил меня сынок!
               Жора, подержите мой венок!

     Как-то  Берестов  приехал покопаться в моей домашней библиотеке – составлял антологию стихов о первой любви и не хотел пропустить ни одного мало-мальски стоящего автора. Посулил Валентину Дмитриевичу полтора десятка метров поэтических книжных полок, еду в холодильнике и два спокойных дня взаперти (сам уходил отмечать день рождения любимой девушки, втайне надеясь, что культмассовая суббота плавно перейдёт в интимное воскресенье).
     Перетащив на тахту содержимое верхней полки, Берестов с ногами забрался под плед,  пристроил рядом кружку с чаем и пакет пряников и занялся чтением. Задирал очки на лоб,  близоруко  упирался носом в книжку, поочередно шелестел губами и страницами, находил нужное, удовлетворенно говорил: «Ага!» и отрывал от листа бумаги очередной клочок на закладку. Иногда декламировал вслух какой-нибудь мадригал и включал в свою игру: «Как считаете, это будем печатать?» Невпопад бурча: «да» или «нет», я попутно гладил рубашку, выбирал галстук и упаковывал подарочки. И тут поймал любопытный берестовский взгляд: что нынче дарит молодёжь избранным девушкам в День аиста? Поэтический вкус своей пассии я надеялся уважить сувенирным томиком Вийона, а бытовой – куском югославского мыла на лохматом шерстяном шнуре (девица обожала русскую баню, и богатое юношеское воображение очень живо компоновало мыльный медальон на её трепетных персях).
     – Вы серьёзно хотите подарить Наташе мыло на верёвке? – недоверчиво спросил Берестов. – Тогда уж только с моим посланием:
               Что сказать о верёвке и мыле?
               Что верёвка и мыло дружили.
               Ну а те, кто с ними дружили,
               К сожалению, долго не жили.
 Отсмеявшись, сообразили, что по случаю 18-летия такой экспромт не совсем уместен. «Хорошо, учтём торжественность момента», – согласился Валентин Дмитриевич и мгновенно написал на открыточке:
               Что сказать о верёвке и мыле?
               Наши беды их подружили.
               Я считаю, что юный мой друг – обормот
               И придумал подарок зловещий,
               Ведь из жизни уход
               И за телом уход –
               Совершенно разные вещи!
     Подписался, поставил дату. Добавил:
               Но я Елину выходку эту прощу:
               Можно мыло использовать как пращу!
     Уже в дверях, провожая меня, сказал: «Если вам вдруг не повезёт с ночёвкой – не огорчайтесь: вернётесь, и мы устроим потрясающий мальчишник. Пушкина возьмём в компанию, Лермонтова, Пастернака...».
     Воротясь домой через два дня, Берестова уже не застал – посреди книжного развала на диване лежала записка: «Все пряники съел. Кнута не нашёл».

     Славы – громкой, «стадионной» – у Берестова никогда не было. Его просто знали, в чем Валентин Дмитриевич иногда убеждался.
     Поселившись в Беляеве, Берестов долго пытался получить телефон. Тщетно обивал пороги, запасясь весомым количеством казённых бумаг – от Союза писателей,  Литфонда, «Детгиза»  и даже Дома дружбы с народами зарубежных стран, в которой изобретательно подчёркивалась необходимость регулярно созваниваться с Морисом Каремом и Джанни Родари. Чиновники почтительно перебирали рекомендации и в упрощённой для понимания писателя форме объясняли, что при телефонизации всего дома требуется подвести дорогой сорокажильный кабель, а ради одного номера, даже если по нему будет звонить сам господин Чиполлино, столь сложные работы не делаются.
     Наконец Берестов дошёл до Главного Телефонщика Москвы и тот, всей душой войдя в положение, тоже рассказал про кабель, но заверил: как только его, сорокажильного, протянут – писателя подключат первым. Наложил резолюцию и послал регистрироваться. Рядовая регистраторша в окошечке, приняв от ходатая бумагу, осведомилась, не родственник ли он поэту Берестову, на стихах которого все её дети выросли. А услышав, что это он собственной персоной, изумилась: «Какая вам очередь! – купите телефонный аппарат и завтра будьте дома». Как честный человек, Валентин Дмитриевич предупредил, что к его дому не проложен очень нужный провод, но тётенька в окошке отмахнулась:  слушайте их больше!..
     На другой день Берестов уже названивал всем знакомым: «Записывайте наш номер!..»

     Выросший буквально «на коленках» Чуковского и Маршака, Берестов унаследовал от своих учителей (кроме уроков ремесла, естественно) простые в общем-то вещи – бескорыстие, бесхитростность, бессребреничество... Он излучал мощную ауру доброты, оказавшись в поле притяжения которой, ты сам вдруг ощущал потребность отдавать.
     Берестов делал подарки виртуозно, не ставя тебя в положение должника. Однажды на моих глазах подарил шапку-ушанку (китайский кролик за 15 рэ – в то время жуткий дефицит) бедному поэту: гости шумно одевались в коридоре, готовясь уйти в январскую холодрыгу, и молодой поэт безуспешно натягивал на отмороженные уши куцую кепчонку,  когда  хозяин с ловкостью фокусника заменил  её  чёрной новенькой  ушанкой:
     – Весной станет жарко – обратно на вашу кепку поменяемся!

     Приходим как-то к Валентину Дмитричу, а он смеётся–заливается – получил  почтовое  уведомление  из  недр  писательской  организации,  коим его официально извещали, что по истечении десяти лет «с тов. Берестова В. Д. сняты штрафные санкции», наложенные на него за подписание коллективного письма в защиту Даниэля и Синявского, и отныне он опять может «избираться и быть избранным в органы правления СП СССР, другие общественные организации...» (полный список подобной  галиматьи).
     – То-то я все эти годы себя так спокойно чувствовал – на собрания не вызывали, по пустякам не дёргали! – радовался Берестов открывшейся ему  загадке.  И  резюмировал:
     – Срочно нужно подписать какой-нибудь протест, чтобы ещё лет на десять отвязались!

     Весной 1985-го, когда над окоченевшей страной едва восходило солнце Горбачёва, сидели с Берестовым на лавочке Цветного бульвара. Спросил, ждёт ли он от очередного генсека чего-нибудь путного. «Не только жду, но и уже дождался», – довольно сказал Валентин Дмитриевич.
     В тот год опять истекал срок аренды переделкинского дома Чуковского, а это означало, что писательская братия снова возобновит борьбу с семейством дедушки Корнея, намереваясь отдать мемориальную дачу очередному нуждающемуся литгенералу. Воспользовавшись приходом нового генсека, Берестов написал на его имя письмо, надеясь на участливый ответ (одновременно с Горбачевым учился в МГУ, и хоть с комсомольским функционером университета знаком тогда не был, тот мог поэта помнить – имя Берестова в те годы уже пользовалось в стенах ликбеза достаточной известностью).
     Через неделю после отправки письма Берестову поздним вечером позвонил референт генсека – сказал, что его послание получено и прочитано, нужно уточнить некоторые детали. Например, представляет ли детский писатель все трудности, связанные с созданием музея, особенно в столь щекотливом случае, когда в экспозицию явно напрашивается дружба Корнея Ивановича с Солженицыным, да и прецедент создавать опасно – родственники Пастернака на очереди с такой же многострадальной музейной идеей... И тут Берестов подарил референту эпохальную фразу:
     – А вы скажите Михаилу Сергеевичу, что если Пастернака ценят в основном люди культурные, то Чуковского  в нашей стране знают все неграмотные!
     Очевидно, последовала томительная мхатовская пауза, пока референт переварил услышанное и переспросил:
     – Разве в нашей стране есть неграмотные?
     – Конечно, и очень много. Все дети!
     Можно вообразить, с каким шиком назавтра же референт ввернул эту фразу генеральному секретарю – естественно, от себя, находчивого, заранее просчитав  изумлённый  вопрос  Горбачева  и красиво подав «свой» ответ. Результат не замедлил сказаться – аренду наследникам Чуковского снова продлили, а потом открылся и музей.

     Случилось, у Берестова украли стихотворение. В общем-то неумышленно, по-дурацки всё вышло: собрат-поэт нашёл в своём архиве восемь строк, поразивших  его  настолько,  что  он  сочинил  на  их  основе  тематический цикл, немедленно опубликованный в «Литгазете». История примечательна ещё и тем, что плагиатор принадлежал к ученикам Сельвинского, которые яростно соревновались в самобытности с учениками Маршака. Я ненароком оказался рядом с Валентином Дмитриевичем, когда ему по телефону позвонил похититель.  К разговору их не прислушивался,  вообще вышел из комнаты,  а когда вернулся, Берестов сказал:
     – Интеллигенту очень трудно не извиниться, а вот неинтеллигенту сам факт извинения кажется унижением.
     – Лев Адольфович извинился перед вами?
     – Извинился я. За то, что не могу подарить ему то самое стихотворение, потому что оно давно напечатано.

     ...Странно думать, что время Берестова – прошло...

     Еженедельник «Среда», № 14 – 1999


ФОТО: Валентин Берестов в редакции еж-ка «Литературная Россия» / Москва, 1985 г.
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/

-----