Их нравы

Савва Михалевич
                ИХ НРАВЫ

           Название этой заметки взято из советской прессы. В каком-нибудь журнале типа «Крокодила» можно было прочитать пропагандистские материалы, направленные против заграничных порядков и «капиталистических», чуждых советскому человеку обычаях. Бывало, мы потешались над подобной агитацией, подразумевая предвзятость и ангажированность советской печати. Однако действительно, «они»  не такие, как русские,  не такие, как советские. Это хорошо иллюстрируется фактом, о котором мне поведал мой русский знакомый, довольно долго проживший в столице Австрии Вене.
               В этом прекрасном и весьма комфортабельном городе проживает немало эмигрантов православного исповедания. Больше всего сербов, более 98000, украинцев – 37000, русских – 16500. Есть ещё какое-то количество македонцев, точно не известное, также исповедующих православие. Сербы пережили три великих переселения: из Османской империи в 1690  и в 1740 г.г. И из бывшей Югославии во время и после конфликта  с НАТО в 1990-х. Переселялись, главным образом, в союзную Австрию, в которой искали защиты от турецкой резни после неудачных для европейцев войн «священной лиги» и других конфликтов. Габсбургам было выгодно иметь на границе с беспокойным соседом славян - непримиримых врагов ислама, настрадавшихся от турецких притеснений.  Хотя сербы переселялись с намерением когда-нибудь вернуться на свои исконные земли, часть их осталась, да ещё прибавилось в период присоединения Боснии и Герцеговины к австрийской короне так, что в Австрии сербов всегда было довольно много. Русские переселились в эту страну после революции 1917 г. и в результате ельцинских «реформ» 1990-х, а украинцы – после распада СССР и в результате пресловутого майдана.
                Коренные австрийцы по вероисповеданию в основном католики, причём, не номинальные, а довольно в религиозном отношении активные. Католическое Рождество 25 декабря как второй по значению после Пасхи праздник отмечается весьма торжественно и шумно по всей стране, но особенно в Вене. Всюду ёлки и свечи, на улицах продают глинтвейн и всякие сласти. Народ веселится, всё сверкает и кипит. Натуральные ёлки стоят довольно дорого. Их привозят с Альп и продают на специальных рождественских базарах. Как правило,  ёлки наряжаются в католический сочельник, то есть 24 декабря. Под ёлку кладутся подарки для детей и взрослых, а затем 1 января большинство австрийских семей от ёлок избавляется. Их выбрасывают на помойку. Я уже упоминал, что ёлки в Австрии – дорогое удовольствие. Многим эмигрантам, у которых уровень жизни, понятное дело, ниже, чем у коренных австрияков, купить живую ёлку не по карману. Мой знакомый тоже экономил, чтобы купить для семьи что-нибудь полезное из одежды, обуви и лекарств. Увидев выброшенные лесные красавицы, он возликовал и решил первого января выбрать себе любую, раз они австрийцам не нужны. И о, какое разочарование! У всех оставленных на улице ёлок были спилены верхушки примерно на треть длины. Он не нашёл ни одной целой ёлки. Когда, огорчённый, он возвратился к друзьям, у которых остановился, ему объяснили, что австрийцы пилят деревья СПЕЦИАЛЬНО, зная, что у православных Рождество 7 января, а выходцы из СССР ещё и празднуют первого января Новый год с ёлкой. Как говорится, комментарии излишни. Только я не могу представить, чтобы русские люди поступали таким же образом.
                Ноябрь 2016