Диоген и петух

Валерий Олейник
Автор иллюстрации Валерий Олейник


Произошла эта история задолго до рождества Христова в далёком  городе Афины,
 что расположен в древней Греции, под горой Пентеликон, где добывали мрамор для
строительства города, где стоит Акрополь,   высокая крепость , гавань Мунихий. Слева, за заливом,- некрополь, афинское кладбище! Прямо длинные стены, которые построил Перикл. Огромный , по тем временам, афинский рынок , или агора .

 Один учёный муж вылез из бочки, называемой пифос, что находилась рядом с агорой,
 Раньше бочка  использовалась для хранения зёрна, но теперь у неё было другое предназначение - она служила домом мудреца.
 Этим человеком был  знаменитый киник и риторик , космополит и аскет   Диоген .

Как  и все представители кинийской школы он носил в любую погоду сложенный вдвое плащ, посох  и суму для подаяний. Свой плащ Диоген носил на голое тело, не стриг волос и ходил босиком. Философ воспитывал в себе  неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям.
Диоген всем говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Его стремление к самодостаточности (автаркии ) формировало  в нем добродетель и аскетизм.

 И вот, что- бы поднять  настроение, решил философ прогуляться, людей посмотреть,
 себя показать.
  В то время агора - было главным местом в городе , здесь кроме
базара и оживленной торговли разными товарами было все - продажа  рабов, выступления артистов и музыкантов ,проходили различные  торжества,   басилевс творил суд.
Философы прилюдно  вели философские беседы и лекции.
В то время одной из основных наук , преподаваемой в гимнасиях была риторика.
Древние греки в этом сильно поднаторели и поэтому умение вести диалог превращалось
в искусство.

И так Диоген почёсывая пустой живот, двинулся в сторону рынка, что- бы поднять
 настроение, развлечься с утра, и доказать кое-кому, что истина для него дороже.
 -Вот только дороже чего ? - это зависело от того, чем он заполнит свой желудок.

Торговцы - народ не скупой, но зажимистый, при появлении Диогена все тут же начали
прятать товар, поскольку знали - у Диогена такой язык, показав который философ
заставит любого бесплатно расстаться со своим товаром.
Киник прошел рыбный рынок, ряды горшечников, разной домашней утвари и подошёл
к прилавкам на которых лежали фрукты, овощи и  чёрный виноград с острова
Лесбос, каждая виноградинка размером со сливу ,а по вкусу с ним мог  сравниться  только критский.

 Сейчас на   площади было тесно, ещё теснее на прилегающих улочках и переулках, где
тоже стояли передвижные столы и палатки.
Повсюду толкотня и слышны крики глашатаев, призывающих купить только их товар.
В этом шуме и гаме Диоген чувствовал себя как рыба в воде,

Первым в ряду стоял высокий грек с чёрной бородой , хитрыми глазами и серьгой в ухе.
Из одежды на нем был засаленый рваный хитон и сверху короткий плащ, называемый
хламида.
  - Приветствую тебя Демезис, вижу сегодня ты в добром здравии, хвала Дионису !

 Демезис повернулся и посмотрел по сторонам, увидев  агоранома  - рыночного надсмотрщика, торговец  наклонился к уху Диогена

 - Завтра на агоре назначен суд - будут судить двух строптивых соседей.
Диоген  знал , то что на рынке знал один торговец, через час уже будут знать все.
А весть, прозвучавшая в одном конце агоры, в другом уже будет иметь другое
значение.
 - Ну и что ? - усмехнулся философ - эка невидаль, спорятся повсюду все и всяк.
Если афинянин спорщик, то спорщиками будут его дети, внуки и правнуки -  таковы
все эти горлопаны.
 - Да  Диоген, но ты не знаешь кого будут судить на этот раз, продолжил заговорщицким
голосом торговец.
 На этот раз заинтригованный философ проявил интерес.
 - И кто этот счастливец, который предстанет на  суде Ареопага?
Демезис опять оглянулся и в этот момент схватил мальчишку - оборванца, пытавшегося
стащить с прилавка горсть сушёных бобов.
 Мальчик присел и попытался вырваться, но цепкие руки торговца перехватили предплечье ,а свободной правой рукой Демезис захватил ухо подростка, потянул его
вверх, почти приподняв пацана.
 Тот закричал от боли, моля о пощаде.
Но торговец ещё сильнее закрутил ухо , на лице торгаша появилась злость и радость.

 Диоген в этот момент понял, кого ему всегда напоминал Демезис.
 - Торговец в прошлом был пират, это подтверждала и серьга в ухе.
Многие пираты награбив состояние, отходили от дел, присваивали чужое имя и доживали
свой век, сделавшись свободным гражданином Афин.

 - Отпусти его Демезис, ты видишь, мальчик уже получил своё, ты ему так ухо открутишь.
Но продолжая держать за ухо подростка, торговец, обращаясь к философу продолжил

 - Этот прощелыга каждый день у меня ворует, на этот раз поймался, его мать
Алкиния, просто фурия а не женщина, к тому же она гетера, у неё трое детей
и они предоставлены сами себе.

 Диоген знал Алкинию и даже много лет назад воспользовался ее услугами.
Взглянув внимательно на подростка и не найдя никакого сходства он спросил
мальчика
 -  Тебе сколько лет, отросток, ты и правда сын Алкинии ?
Но мальчик продолжал верещать и кричать
 - Отпусти меня, больно, вот я вырасту возьму нож и зарежу тебя как курицу !

 - Осторожно малец, - усмехнулся Диоген - ты можешь зарезать своего отца.
Подросток притих, наконец  он изловчился, вырвался и убежал.
Диоген опять усмехнулся и  взглянул на Демезиса , тот зло выругался .

 - Повезло ему на этот раз, но ещё раз поймаю, оставлю  без ушей.
 Затем торговец  собрал рассыпанные бобы, повернулся к мудрецу.
Хитрый Демезис знал , зачем стоит Диоген , что чем больше времени философ будет
стоять, тем больше ему прийдеться отдать, причём бесплатно, но выглядеть это
будет так, как будто мудрец делает одолжение торговцу, принимая от него дар.

 - Давай сюда свою суму, так уж и быть - сегодня я добрый - произнес Демезис,
положив в торбу виноград, инжир , финики , два яблока.
 - Ты не представляешь, какой я добрый - улыбнулся Диоген - хвала Дионису.
 - Пусть продлятся твои года, достойный Демезис и пошлёт Зевс на твою голову,
то, что ты заслуживаешь.

 Философ прошёл площадь и присел под пропилеями, упершись спиной в колону.
Мимо торопились торговцы, рабы и рабыни раскупали товар, на агоре не встретишь свободных греческих женщин, посещение рынка, входило в обязанность рабов.

 Диоген положил рядом с собой наполненную фруктами суму, посмотрел на свои босые
ноги, увидел потрескавшиеся пятки ,принявшись чесать их о каменные плиты.
Потом он вспомнил подростка, сына Алкинии
 - А интересно, вдруг это мой сын, но ведь гетера никогда мне о нем не говорила -
значит не мой.
 Философ увидел двух мальчишек пытающихся стащить кошель с деньгами у торговца.
Один подросток с невозмутимым видом прохаживается перед торгующим горшками
греком, а второй следовал за ним, что-бы в нужный момент сбежать с украденными
деньгами.

 Ситуация позабавила Диогена, он задумался над судьбой этих мальчишек.
Если-бы они были в Спарте - там другие  законы, они гораздо суровее,такое позволить себе юноши не могли
 Афины и Спарта соперничали друг с другом – это два антипода, которые часто противопоставлялись  друг другу, в литературе и искусстве.

 Не смотря на то, что Диоген отвергал любую государственность он вынужден был
согласиться, что ему лучше живётся в Афинах, к тому же здесь ему нравилась система
образования, где демагогия и риторика были в чести.

 Раздумывая над этими двумя странами  Диоген услышал  какой- то шум - на площадь вышла толпа, впереди, которой важно шёл ещё один философ , за которым шли ученики и просто ротозеи.

 - Ага льстец черни пожаловал -  так пренебрежительно называл Диоген всех демагогов и политиков.
Оба ценители заумных речей не любили друг друга, но кто кого не любил больше - никто
из жителей этого славного морского города не знал - но может только догадывался.
 Платон с учениками проследовал мимо и не заметил сидящего Диогена.

Остановившись окружённый своими учениками Платон положил правую руку на плечо
своего любимого ученика
 - Вот Аристотель человеческая душа приносит плоды только в общении с другой душой,
в которой она распознаёт близость к себе, но общение немыслимо без живого слова,
без ежедневных бесед, без духовных целей, для этого боги и создали человека.
Хвала Зевсу !
 - А что такое человек, учитель ? - спросил Аристотель, с восторгом взирая на философа.
 Платон глубокомысленно задумался, затем сделал шаг вперёд , посмотрел на
 учеников и произнес

  - Человек - это существо на двух ногах и  без перьев - высказавшись и оставшись довольным этой фразой философ проследовал дальше.
 
 Сидевший под колонной  Диоген все слышал, он рассмеялся , положил недоеденную
гроздь  винограда в суму, поднялся и направился к рядам , где торговали домашней
живностью.
Уже на подходе философ увидел своего знакомого старика Лаэрта, тот всю жизнь
торговал на этом месте и знал всех торговцев на агоре.
Перед Лаэртом величаво вышагивал, привязанный за ногу  красно- рыжий петух, орлиным взглядом провожая проходящих покупателей.
Птица вела себя по хозяйски , с достоинством, а  рядом были привязаны коза и баран,
которые смиренно ждали свою участь.

Внимание философа привлекла гордая  птица.
Это был необыкновенный петух - весь огненно рыжий, словно само солнце искупало
его в своей радуге. Птица важно выхаживала поглядывая в разные стороны.
Сильные лапы со страшными шпорами способны лишить глаз любого, кто станет
у него на пути или обидит его любимую курицу.
Красный гребень на голове, грозный взгляд, а самое главное - хвост, которым
вояка все время хвастался.
Длинные перья этого петуха говорили , что петух связан с божествами утренней
зари, предвестник восхождения солнца в своей колеснице и только небесный
огонь мог так раскрасить достоинства рыжего вояки.

 - Вот, что мне нужно - подумал Диоген и обратился к торговцу.
 - Лаэрт, сколько стоит твой петух ?
Услышав вопрос цены, старик преобразился, подошёл к философу и показывая
пальцем на петуха громко произнес.
 - Ты об этом петухе спрашиваешь Диоген.
 - А о каком- же ещё, других я не вижу - зная старика философ принялся
выслушивать торговца.
 
 - Это не простой петух - это самый точный вестник зари, он кукарекает именно
в тот момент, когда солнце начинает подниматься из-за моря и кукарекает только
три раза, затем ровно через час повторяет, по нему можно проверять солнечные
часы.
 Диоген усмехнулся
 - Лаэрт, тебя послушать так твоему петуху место на Олимпе -  за столько же
ты его хочешь продать ?
 - Хвала Дионису, тебе Диоген , любимцу богов, я продам этого замечательного петуха всего за тридцать оболов или десять серебряных драхм - сказав Лаэрт подобострастно глядя в глаза философу,
с такой невинной преданностью, на которую способны только мать и отец.

 - Хвала богам, они ещё не совсем лишили тебя рассудка Лаэрт, красная цена
твоему петуху - десять оболов, но я не буду его покупать, ты мне его так отдашь.
 Завтра я его тебе верну, это будет самый знаменитый петух в Афинах за
всю его историю и продать ты его сможешь за 100 серебрянных драхм.

Диоген замолчал, глядя на торговца, потом перевёл взгляд на петуха.
Петух тоже смотрел на Диогена, при этом он нахохлился и наклонил голову сначала вправо потом влево.

 - Вот  видишь  Лаэрт даже петух со мной согласен, голову наклонил - Диоген
повернулся к торговцу - ты хочешь заработать 100 драхм ? Или будешь
держаться за петуха обеими руками ?!

Лаэрт затих в нерешительности, ему не хотелось без денег отдавать птицу,
а с другой стороны 100 драхм  это не пять оболов.
В конце концов жадность пересилила и торговец развязал верёвку.

 - Диоген, говорят ты собак любишь, но я рассчитываю на твою порядочность,
верни мне завтра золотого петуха.
Философ взял конец верёвки, намотал его на руку, а петуха обхватив правой рукой
под мышку и унёс его с рынка.

Спустившись к берегу моря , найдя безлюдное место , Диоген связал первым делом
 петуху ноги и куском ткани обмотал птице голову, обезопасив себя от клюва и
когтей.
Затем мудрец принялся ощипывать драчуна, начав выдергивать перья с боков, шеи,
крыльев, подбираясь к голове.
 Петуху парикмахерское искусство Диогена явно не нравилось и он пытался своими
шпорами достать усердного философа.
 - Терпи Петя, ты страдаешь ради науки, хвала богам, а за науку и я пострадать могу.
Когда Диоген почти закончил остались самые красивые перья хвоста.
Мыслитель на минуту задумался, затем продолжил , выдернув все перья , кроме трёх ,
самых красивых.
 Закончив работу, Диоген взял двумя руками петуха, зашёл по колено в море и омыл
птицу,
  Петух  подумал, что его отправят в свободное плаванье и задрыгал ногами, барабаня и загребая ими по воде, но философ цепко держал вестника зари, несколько раз окунув
его с головой.
Петух сразу стал морским волком , хорошо, что рядом не оказалось зеркала.

Диоген привязал предвестника солнца за каменный выступ, сбросил плащ и совершенно голый зашёл в море.
 К купанию мудрец относился по философски - раз боги дали ему такую возможность
поплавать, надо ею воспользоваться.
 Чистая прозрачная вода искрилась и переливалась бесконечными линзами, отражаясь
миллионами радуг на морском дне.
 Когда Диоген входил в воду множество мелких крабов бросились врассыпную , прячась
в камнях и расселинах.

Философ поплыл , морская вода подхватила его, обняла, предложив испытать блаженство
свободы от условностей этого мира.
 Поплавав и выйдя на берег голый философ присел на камень, напротив голого петуха.
На этот раз петух стесняясь своей наготы перестал вышагивать, а остановившись повернул голову в сторону моря, а сам краем глаза настороженно наблюдал за Диогеном.

 - Ты посмотри какой гордец - вымолвил философ - а может ты и вправду человек, только
ещё об этом не знаешь - и Диоген задумался
 - Умопостигаемый мир вокруг нас имеет чувственное начало ,а чувственный мир вещей является только его бледным призраком. Ни один чувственный предмет не способен быть полным проявлением хотя бы одной идеи, воплотить её в себе целиком - философ покачал готовой -  это утверждение Платона ему не нравилось - В мире вещей истинные сущности скрыты и искажены покровом бесформенной материи. Вещи – не более чем слабое подобие идей – и, значит, они не являются истинным бытием.
 -  Нет истинность вещей проявляется через их сущность, если это живая материя, как
и сущность этого петуха.
Тогда он возразил Платону : "Вижу чашку, а чашности не вижу !"

 Диоген улыбнулся , взял суму, достал оттуда сухие бобы и остатки хлеба, высыпав себе
на ладонь

 - На алектор , поешь тебе завтра прийдется опровергнуть самого Платона, кость ему
в глотку, слава собаке !
 Голый петух подошёл к голому философу, остановился и с недоверием покрутил головой.
Затем начал осторожно склёвывать крохи хлеба с ладони и рассыпанные на камнях бобы.
 - Солнце светит одинаково для всех, но люди не меняются, а петуха я изменил, теперь
ты не петух, а человек, да и говорить ты умеешь и даже слушать, в отличии от Платона.
 Солнце поднялось в зенит, философ перешёл в тень, под скалу, ведя петуха, как собаку
на поводке.
Усевшись на камень и видя в птице благодарного слушателя Диоген посмотрел вокруг
и сказал : "Мир вокруг нас совершенен - не совершенны люди, вместо людей природа
создала ослов, но сегодня, благодаря Платону я создал совершенного человека,
нарекаю тебя Платоний - сын Диогена Синопского и Платон Афинского.

От собственной шутки философу стало смешно, он вспомнил своего учителя Антисфена.
Вместе с Платоном Антисфен был ученик Сократа и очень почитал своего учителя.
Впрочем Сократ пользовался уважением всех сограждан,
Не зря дельфийский оракул назвал Сократа самым умным из всех философов,
Узнав об этом Сократ горько пошутил:" -Я знаю, что я ничего не знаю "
 Диоген вспомнил как он первый раз пришёл к Антисфену, твердо решив стать его
учеником. Тогда учитель ему отказал и взяв палку погнал наглеца прочь.
 - Надоели всякие проходимцы, да они лезут как тараканы и сидят как чирей в заду.
Но тогда палка не испугала Диогена, став перед учителем и подставив спину он
заявил: "- Бей сколько хочешь, я никуда не уйду , пока не научишь меня тому, чего
и сам не знаешь и я не научусь твоей мудрости !"
 Эти слова удивили Антисфена и он решил оставить будущего философа.
Последующие годы Диоген провёл в школе Антисфена

Ученик Сократа Антисфен  ценил нравственные установки своего учителя, в особенности презрение к материальным благам.Сам Сократ порицал ученика за тщеславие. Когда Антисфен  надел лохмотья, чтобы продемонстрировать равнодушие к богатству, его учитель посмотрел, покачал головой и заметил:
— Антисфен, сквозь дыры в твоем хитоне видна тщета мирской славы.
Антисфен основал школу киников  Киносагрос, что в переводе означает «быстроногий пес»), философское течение, видевшее своей целью критику государства, семейных отношений и  общественных устоев. Этому научился и Диоген.
Так постепенно ученик стал аскетом. Ученик превзошёл своего учителя.

 - Я всегда стремился к добродетели, в сравнении с которой  все земные блага ничего не стоят. Я  искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желания - был безразличными к благам, которыми подсовывала мне судьба, я наконец освободился от страха. Но получил ли я желанную свободу ? - размышлял мыслитель.

 Когда-то я решил жить, как собака, и поэтому меня  назвают «киником», что  и значит «собачий». Я отвергал все условности, касающиеся  религии,  манер, одежды,  жилища,  пищи, и приличий.
Диоген усмехнулся вспомнив как Александр Македонский  посетил его и спросил, не хочет ли он какой-либо милости. «Только не заслоняй мне  солнце », - ответил философ, и опять
улыбнулся, вспоминая как растерялся молодой царь, но потом повернулся и сказал своей
свите :" Если-бы я не был Александром Великим, я стал- бы Диогеном !"
 
 Философ раздумывал и наблюдал как морская волна билась о берег.
 - Каждая новая набежавшая волна приближает нас к вечности, а вечность не
за горами, а за морями.

Вечером философ вернулся вместе с обретённым другом к своей бочке.
 Ночь пришлось коротать в пифосе, в обнимку с птицей.
Привязать возле бочки петуха философ не рискнул - диковинную птицу могли украсть голодные подростки.

 Когда стемнело, стало прохладно , ощипанный петух притих и явно не возражал заснуть
под одним плащом с голым философом.
Рано утром Диогена разбудил крик петуха.
Точно перед восходом солнца птица прокукарекала три раза.

 - Ты посмотри, прав был Лаэрт, в этом существе скрыта божественная сила
предвестника нового дня , хвала Зевсу - философ улыбнулся, потянулся и вылез из бочки.
Петух , привязанный за ногу, последовал за ним.

 Прийдя на агору философ спрятал  птицу  в свою холщовую суму.
И вот увидев как Платон с учениками вошёл на рыночную площадь Диоген как- бы
случайно вышел ему на встречу.

 - А ты Платон все проповедуешь разумное, доброе и вечное - ехидно заметил Диоген.
 - Кого я вижу , собака- Диоген к нам пожаловал, необъяснимая сущность конского
навоза, ещё один выкормыш Антисфена.

  - Я слышал ты открыл новую теорию - что такое человек, по твоему - это существо
без перьев - вымолвив Диоген обвёл взглядом всех присутствующих.
Кроме учеников Платона вокруг уже собралась толпа зевак.

 Платон почувствовал подвох но посмотрев на своих учеников понял - ему прийдется
подтвердить свои слова.
 - Да , я так сказал, при этом Платон поднял вверх палец правой руки.

Услышав подтверждение сказанного Диоген бережно достал своего петуха и поставил
его перед Платоном
 - Вот перед вами новый Платоновый человек, имя ему - Платоний !
 Диоген торжествовал, толпа вокруг смеялась, а озадаченный Платон рассерженно
оглянулся и произнес

 - Ты умом тронутый Сократ, при чем здесь ощипанный петух ?!
  - Но ты ведь сам сказал : "Человек - существо на двух ногах и без перьев !"
 - Да без перьев, но с плоскими ногтями, а у петуха когти закрученные и ещё
  три пера в заднице торчит.

 - Эти три пера символизируют мудрость Платона - со смехом заявил Диоген.
При этих словах толпа покатывалась со смеху.
 Платон от досады махнул рукой, развернулся и ушёл с рынка,
Ученики последовали за ним , остался только один - это был Кратет, ставший
впоследствии учеником Диогена и получивший кличку Входи-не заперто.

А счастливый Лаэрт забрал петуха  Платония и через неделю продал его как личного друга Диогена, платоновского человека,  царю  Аркадии Меланию
за 200 серебряных драхм


---------------

Афины – это столица Древней Греции и город-государство.
Спарта – это государство, с названием образования – Лакедемон, и оно существовало как протогосударство.  В Спарте все население делилось на две неравные категории - илотов
(рабов) и дорийцев ( свободных граждан), а в Афинах жили аристократы и демос ( свободные люди) и рабы.
Афиняне гордились демократией, а спартанцы - аристократией.
В Спарте царила диктатура лишений и физических упражнений, а в Афинах
процветали ремёсла , земледелие, животноводство и шла оживленная торговля