Глава 4 Архитектор и алхимик

Ольга Сангалова
      На фотографии портрет Аристотеля Фиорованти, обращаешь внимание на рыжий цвет волос и бороды, при  рассмотрении ближе, увидишь зелёный цвет глаз. У архитектора  сочетание цвета волос и глаз, характерно для средневековых колдунов, поэтому и его призрак с другими не спутаешь. Прежде, чем понять, где искать призрака, нужно  узнать о причинах его появления в Кремле.    
      Считается,что при Дмитрии  Донском, стены Кремля  стали из белого камня, но это не так. Период правления князя было тяжёлым, полон внутренних распрей  и опустошительных татарских набегов. Археологические раскопки, подтвердили мнение историков и свидетельства очевидцев тех времён, что стены Кремля  того времени  были  каменно - деревянными. Кремль полностью из камня, вернее, из красного кирпича был построен только в конце XVI-го века и  большую часть своей истории был выкрашен в белый цвет, так родилось  название - «Белокаменный». 
      На месте Кремля существует энергетический разлом, выбрасывающий на поверхность особую энергию. Когда стены Кремля стали  каменными, усилились вибрации энергии, она  стала принимать  формы призрачных видений прошлого и будущего. Когда,строители начали строить Успенский собор Кремля, возведённые на двухметровую отметку, стены неожиданно рухнули, в народе  заговорили о проклятии древнего жреца.И современный   человек способен потерять голову от призрачных видений,в стародавние времена это вызывало  ужас.  Для обуздания энергии холма нужен был не простой архитектор, а маг  и колдун, таким человеком оказался - Аристотель Фиорованти. Историк древнерусского искусства Виктор Лазарев  и целый ряд учёных считают, что именно Аристотель придумал весь ансамбль Московского Кремля. Стены и башни Кремля  строил  Пьетро Антонио Солари, происходившей из семьи, в которой все архитекторы работали в Милане вместе с Леонардо да Винчи. Аристотель Фиораванти, ни Пьетро Антонио Солари не только не знали русского языка, но и представления не имели о том, куда едут. Затем к ним присоединились Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрезин.  Судьба этих людей сложилась ужасно. Ни Аристотель, ни Солари, не смогли выбраться из России живыми.
      Аристотель Фиораванти  родился  в  Болонье, в семье потомственных архитекторов. Впервые его имя в городской хронике Болоньи упомянуто в 1436 году, когда Фиорованти доверили отлить и поднять на тридцатиметровую высоту большой колокол. Известность к будущему знаменитому архитектору пришла, первоначально, как к специалисту по отливке и установке колоколов. Так, по заказу кардинала Виссариона, он отлил для Болоньи такой колокол, для подъема которого пришлось изобретать специальную лебедку. Ну а в 1455 г. в своем родном городе Аристотель совершил настоящее чудо: передвинул на десять метров колокольню со всеми колоколами. Как он это сделал, городские хроники умалчивают. В небольшом городке Ченто, что расположен рядом с Болоньей, вдруг наклонилась башня, «по примеру» известного Пизанского сооружения. Испуганные горожане пригласили «авторитетного волшебника» исправить это дело. Фиорованти, чье мастерство было известно уже по всей Италии, выпрямил башню, не вынув из нее ни одного кирпича! Вскоре Аристотель преуспел не только как архитектор, но и как гидротехник, построив Пармский и Кремонский каналы. После этого он был приглашен венгерским королем Матвеем Корвином возглавлять строительство моста через Дунай и возвести крепостные укрепления на случай войны с Турцией. Итоги работ Фиорованти так понравились королю, что он помимо щедрого вознаграждения возвел архитектора в рыцарское достоинство. Однако начало семидесятых годов пятнадцатого века прервало безоблачное развитие карьеры Аристотеля Фиорованти. По ложному доносу, якобы за чеканку фальшивой монеты, римский папа Сикст VI заточил его в тюрьму, а городской совет Болоньи лишил звания «магистра инженерных работ». Вот почему, выйдя из темницы, Фиорованти с радостью принял предложение князя Толбузина, приехавшего из Москвы на поиск «каменных дел мастеров». Историки также считают, что «ориентировку» на Аристотеля дала супруга Ивана III – Софья Палеолог, которая до замужества воспитывалась в Риме при папском дворе.
      По прибытии в Москву,он осмотрел развалившийся московский храм, затем съездил во Владимир и снял мерки с тамошнего собора, который решено было взять за основу. Вернувшись, он набросал план работ и уже в середине апреля при помощи специальных машин, похожих на те, что использовались при осаде крепостей, стал разбивать оставшиеся стены недостроенного храма.  В начале июня, когда стали копать в основании церкви глубокие рвы и забивать туда дубовые сваи, рабочие обнаружили множество костей и каменных идолов. При сооружении потайного хода Аристотель лично принял участие в раскопках и подъёме огромного каменного истукана. Иоанн III, узнал про это и приказал сначала расколоть статую, а затем утопить в Москве-реке. Мастеру же он строго-настрого запретил рассказывать простому народу о подобных находках. Одновременно со строительством собора итальянский мастер отливал в Москве пушки и колокола, разрабатывал план нового Кремля с подземными ходами, тайниками и секретным хранилищем для бесценных рукописей.
      Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки главного собора Кремля – Успенского. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю – за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен велся при помощи «барана» – дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трех брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали. Для возведения нового собора необходим был материал – белый камень. Древние разработки белого камня в Мячкове под Москвой были сочтены пригодными. Для стройки, нужен был кирпич. Тот, что делали прежде, был плохого качества, поэтому Фиораванти , до начала стройки, поставил кирпичный завод в Андроникове на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был намного крепче старого. Фундамент Успенского собора был заложен на глубине двух саженей (т.е., около 4,5 м), и предварительно в грунт были вбиты дубовые сваи, что для московского строительства было новшеством. Таким же новшеством была и кладка стен: между наружными и внутренними белокаменными стенами делалась полноценная крепкая кирпичная кладка, намного усиливающая здание. Выводить стены начали уже в 1475г., тогда же поставили внутренние столбы, на которые должен был опираться свод. Форма столбов также была новшеством, так как прежде они всегда делались крестообразными в срезе, а Фиораванти поставил четыре круглых и два четырехугольных. Собор был закончен к 1477г., оставалась еще внутренняя отделка, которая заняла еще около двух лет. 15 (26) августа 1479г. состоялось торжественное освящение собора. Внешне Успенский собор очень близок к одноименному собору во Владимире, но отличается рядом архитектурных особенностей. Впервые в русской архитектуре огромный собор не был разделен внутри на небольшие пространства, а, напротив, представал во всем объеме.
      Кроме Успенского собора, в России Фиораванти не строил зданий, но именно ему, знаменитому мастеру фортификационных работ, был заказан генеральный план новых стен и башен Кремля, вместе с  подземельями.  Однако нельзя сказать, что кроме Успенского собора он не создал ничего выдающегося. Множество инженерных решений, предложенных им, оказали большую услугу строительству не только Москвы, но и на много лет раньше  в - Италии, ему приписывают устройство Пушечного двора (на месте нынешней Пушечной улицы).  В 1482г. Фиораванти в качестве начальника артиллерии участвовал в походе Ивана III на Новгород, и во время этого похода навел очень прочный понтонный мост через реку Волхов. После этого похода мастер хотел возвратиться в Италию, но Иван III не отпустил его, а, напротив, арестовал и посадил в тюрьму после попытки тайно уехать. Но долго держать Фиораванти в тюрьме он не мог себе позволить, так как в 1485г. намечался поход на Тверь, где гениальный инженер был необходим. После этого похода имя Аристотеля Фиораванти больше не встречается в летописях; нет и свидетельств о его возвращении на родину.
      Известно, что Фиорованти в Кремле имел свою лабораторию, где занимался алхимией и наладил чеканку серебряных монет  для Ивана III, нового образца от  имени единого государства. Легенда гласит, что в 1485 г. Фиорованти  был замурован в подземной камере Кремля.
продолжение http://www.proza.ru/2016/12/08/1926