55. Борьба за наследство

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Картина Клее «Легенда болот».


Вдова София Лисицкая-Кюпперс унаследовала не только все работы и архив Эль Лисицкого, но и картины, собранные её первым мужем искусствоведом Кюпперсом.

В начале тридцатых Лисицкий и его жена окончательно поселились в СССР, и больше за границу не выезжали, а 13 принадлежавших им картин (коллекция Кюпперса) остались на временном хранении в ганноверском музее. Они украшали стены так называемого «Кабинета абстракции» – первого в мире музея абстракционизма.

После Второй мировой войны одна из конфискованных нацистами картин оказалась в коллекции музея Людвига в Кельне – картина польского художника абстракциониста Людвига Маркуса (Луи Маркуси) «Виноградная кисть».

Недавно выяснилось, что это произведение первоначально принадлежало жене Эль Лисицкого Софии Лисицкой-Кюпперс. И дирекция музея Людвига решила вернуть картину в собственность её истинному владельцу, сыну художника Йену (Борису) Лисицкому.
[По другим сведениям, был суд, который обязал музей Людвига вернуть картину наследникам Эль Лисицкого. –МК].

В ответ на это он подарил музею работу своего отца эскиз советского павильона на Кёльнской выставке прессы, созданный в конце двадцатых годов.

Передача картины Луи Маркусси наследникам Эль Лисицкого и эскиза Эль Лисицкого музею Людвига была обставлено весьма торжественно. Йен (Борис) Лисицкий, сын художника не мог присутствовать по болезни, и в церемонии принимала участие его дочь София, внучка Эль Лисицкого и его жены Софии, которая прочла его письмо.

Вначале, когда Йен объявил о своих притязаниях на утерянные произведения искусства, никто на него вообще не обращал внимания. Поначалу все отказались даже слушать человека, приехавшего из Сибири. Помог сыну художника найти три произведения, принадлежавшие ранее семье Лисицких, немецкий юрист и детектив Клименс Тюссен.

Тюссен, разыскивал картины и подавал иски в суд отнюдь не бескорыстно. Он обуславливал, что в случае положительного результата, он получает за свой труд 50% от текущей рыночной стоимости произведения искусства. 

Кроме работы Луи Маркусси, это картина Пауля Клее, находящаяся сейчас в музее Ленбах Хаус в Мюнхене, и картина Василия Кандинского из музея в Базеле. Лисицкий подал в суд на мюнхенский музей, но проиграл первый процесс, поскольку истёк срок давности по делу. После этого был принят закон о реституции имущества евреев, к которому Германия присоединилась. Я думаю, это дело ещё будет продолжаться.
Вот история, взятая мною в интернете:

Недавно власти города Мюнхен отказались отдавать картину Пауля Клее (Paul Klee) наследникам ее довоенной владелицы — супруги русского художника Эль Лисицкого.
Историк искусства Софи Кюпперс (Sophie Lissitzky-K;ppers) получила полотно Клее «Легенда болот» в наследство от своего мужа Пауля Эриха Кюпперса (Paul Erich K;ppers), умершего в 1922 году. Четыре года спустя она одолжила картину (вместе с 15 другими работами) ганноверскому Provinzialmuseum. Через некоторое время Софи вышла замуж за Лисицкого и переехала в Москву. А принадлежавшая ей «Легенда болот» так и осталась в музее.

В 1937 году нацистский министр пропаганды Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) приказал конфисковать у музеев и частных лиц произведения художников-модернистов, которые потом появились на печально известной выставке «Дегенеративное искусство» (Entartete “Kunst”).

Там замечательную картину Клее снабдили ярлыком «творение сумасшедшего». Её всячески обижали, но, к счастью, не уничтожили; в 1941 году работу купил дилер Вольфганг Гурлитт (Wolfgang Gurlitt).

В 1962 году «Легенда болот» появилась на торгах Lempertz, где её приобрел коллекционер Эрнст Байелер (Ernst Beyeler), будущий глава Фонда супругов Байелер в Базеле.

С 1973-го по 1982 год работа была выставлена на продажу в галерее Rosengart в Люцерне.

Там её купили власти Мюнхена совместно с фондом Габриэль Мюнтер и Йоханнеса Айхнера (Gabriele M;nter und Johannes Eichner Stiftung). С тех пор картина экспонируется в мюнхенском музее Ленбаххауз.

В 1993 году сын Лисицкого и Софи Йен (Jen Lissitzky) уже пытался отвоевать картину Клее, но власти Мюнхена отказались её отдавать «за истечением сроков давности». В этом году они привели другой аргумент: как сказал Штефан Хауф (Stefan Hauf), представитель мэра Мюнхена Христиана Уде (Christian Ude), город не может возвращать наследникам произведения, которые были отобраны нацистами у музеев, а не у частных лиц. Он также сослался на закон, запрещающий властям отдавать чужую собственность.

Христоф фон Берг (Сhristoph von Berg), адвокат наследников Софи Кюпперс, говорит, что они продолжат бороться, подключив нью-йоркскую Службу рассмотрения претензий жертв Холокоста и гражданский суд США. Они постараются доказать, что реституция полотна Клее не противоречит Вашингтонским положениям о конфискованных нацистами произведениях искусства, которые Германия, наряду с 43 другими государствами и организациями, подписала в 1998 году.

Наследники Софии Кюпперс воюют с музеями за право обладания работами из собрания уже не в первый раз. В 2000 году Йен Лисицкий отсудил у кёльнского музея Людвига кубистическую гуашь Луи Маркусси (Louis Marcoussis), а в 2001-м забрал акварель Клее «Безлюдная площадь в экзотическом городе» у музея Киёмидзу Саннэндзака в Киото.

В том же году Лисицкий подал в суд на Фонд супругов Байелер, где экспонировалось ещё одно произведение из тех, что были одолжены ганноверскому музею, — «Импровизация № 10» Василия Кандинского. Сторонам удалось договориться полюбовно, и Лисицкий разрешил Эрнсту Байелеру выставлять картину в своём Фонде.

Согласно книге Мелиссы Мюллер (Melissa M;ller) и Моники Татцков (Monica Tatzkow) «Потерянные картины, потерянные жизни», полотно Клее «Легенда болот» застраховано на 4 миллиона евро (5,13 миллиона долларов).

Не знаю, чем кончилась эта история, но вот свежие данные с сайта dw.com: «Частный архив Эль Лисицкого передан в музей Ганновера»:

«Частный архив одного из выдающихся представителей российского авангарда, художника, архитектора и графика Лазаря Лисицкого (1890-1941), известного также как Эль Лисицкий, и его жены Софии Лисицкой-Кюпперс (Sophie Lissitzky-K;ppers, 1891 -1978), передан на хранение в Музей Шпренгеля (Sprengel Museum) в Ганновере.

Наследие включает в себя сотни фотографий, писем, манускриптов, а также коллажи и рисунки. Как сообщает в пятницу, 11 октября, информационное агентство dpa со ссылкой на музей, документы будут изучены и систематизированы.

«Мы получили много нового материала, – подчеркнул директор музея Ульрих Кремпель (Ulrich Krempel). – Сын супружеской четы, ныне 83-летний Йен Лисицкий (Jen Lissitzky), считает, что Музей Шпренгеля является наилучшим местом для хранения частного архива его родителей. «Мои отец и мать познакомились в Ганновере. Здесь началась их любовь», – объяснил он».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/30/1043