Развитие вопреки всему

Евгений Знак
                Вехи  большого  пути

     1970-е   -  1980-е  ( праистория ).     До  1996-го  официальных  всеармейских  олимпиад  не  было,  но  многие  военные  вузы  Ленинграда-СПб  участвовали  в  80-х  и  в  первой  половине  90-х  в  общегородских  математических  конкурсах (олимпиадах),  которые  проходили  в  Политехническом  институте им. М.И. Калинина  (в  70-х  и  80-х)  и  в  ВИКА 
  им. А. Ф. Можайского (в  первой  половине  90-х).   Мероприятия  были  как  бы  полуофициальными,  носили  вполне  добровольный  характер  и  отличались  свободной  доброжелательной  атмосферой  и  разумной  демократической  организацией.   Инспирировались  они  отдельными  энтузиастами  математических  кафедр  городских  вузов  и  в  целом  являли  собой  один  из  многочисленных  элементов  культурной  и  научной  жизни  Ленинграда.   Сегодня  интересно  отметить,  что  в  те  далёкие  времена  в  рассматриваемой  форме  учебной  деятельности  наибольшую  активность  среди  военных  вузов  проявляли  военно-морские.   Они  же  чаще  других  попадали  в  пятёрку  лучших  по  результатам  очередной  городской  математической  олимпиады  для  учащихся  технических  вузов.   В  то  же  время  во  многих  военных  вузах  Ленинграда  тогда  ещё  и  слыхом  не  слыхивали  о  каких-то  городских  математических  конкурсах.         
    Начало  эпохи  ВКА:   1992 – 1996.     К  началу  1992-го  года  зарплата  вузовского  профессора  ещё  позволяла  приобрести  несколько  килограмм  картошки  ( особенно  если  ходить  на  работу  и  с  работы  пешком ).   Это  давало  возможность,  употребляя  в  день  по  полторы  картофелины  ( плюс  пока  ещё  бесплатная  вода  из  городского  водопровода ),  дожить  до  следующей  зарплаты.   Но  это  не  давало  некоторых  других  возможностей.   Кафедра  высшей  математики   ЛПИ   им.  М. И. Калинина  объявила  о  невозможности  дальнейшего  проведения  традиционных  общегородских  математических  конкурсов  для  учащихся  вузов.  Упавший  олимпийский  факел  поднял  советский  полковник  Пётр  Васильевич  Герасименко,  заведующий  кафедрой  математики  ВИКА  им.  А. Ф. Можайского.   И  традиция  ежегодных  городских  олимпиад  для  студентов  и  курсантов  продолжилась:   они  стали  проводится  в  ВИКА.   Для  этого  периода  характерно  наличие  среди  конкурсных  заданий  отдельных  нетривиальных  задач  из  теории  функций  действительной  переменной.   Ощущалось  лёгкое  присутствие  настоящей  математики.   В  течение  девяностых,   как  правило,   в  оргкомитет   или   в  судейское  жюри   входил  какой-нибудь  профессор   с   «матмеха»  ЛГУ  (СПбГУ) .    Чуть  больше  половины  команд  от  общего  количества  были  из  невоенных  вузов.   Первые  два  призовых  места  обычно  занимали  команды  ЛИТМО  и  ЛПИ.   Команда  ВИКА  оказывалась  на  третьем  или  четвёртом  (иногда  на  втором).   Большинство  команд  военных  вузов  занимали  места  где-то  в  середине  ( во  второй  трети )  общего  списка.   Любопытно  отметить,  что  на  последних  местах,  как  это  ни  странно,  оказывались  обычно  команды  каких-нибудь  невоенных  вузов  ( в  течение  девяностых ).   В  эти  годы  команда  участников  состояла  из  семи  человек,  а  зачёт  (суммирование  очков)  осуществлялся  по  пяти  лучшим  из  семи.
    Расцвет  эпохи  ВКА:  1997 – 1999.    Осенью  1996-го  в  помещении  ЛОМИ  им.  В. А. Стеклова  на  углу  Фонтанки  и  Невского  состоялось  собрание  представителей  военных  и  технических  вузов  города,  на  котором  в  числе  всего  прочего  было  принято  решение  проводить  по  итогам  городской  олимпиады,  помимо  общего  командного  зачёта,  ещё  и  итоговый  зачёт  среди  команд  только  военных  вузов.   Так  зародилась  официальная  отчётность  по  Всеармейской  математической  олимпиаде.   Уже  через  год  конкурсные  задания  стали  заметно  проще  -  теперь  они  в  основном  приблизительно  соответствовали  известным  задачникам  Демидовича  и  Бермана.   Примерно  в  это  же  время  Валерий  Дмитриевич  Лукьянов,  доцент  кафедры  математики  ВИТУ  ( впоследствии  он  возглавит  эту  кафедру ),  затевает  свой  ежегодный  семинар,  посвящённый  математическим  конкурсам  среди  учащихся  технических  вузов  ( в  том  числе  и  военных ).   Начинают  выходить  первые  выпуски  «Сборника  докладов  семинара».   В  дальнейшем  этот  «Сборник»  по  своему  содержательному  уровню  станет  подобным  чему-то  вроде  журнала  «Квант»  и  выпусков  «Библиотечки  «Кванта»,  но  адресован  будет  не  школьникам  и  студентам,  а  студентам  и  преподавателям  технических  вузов,  включая  военные.   Впрочем,  самые  первые  выпуски  «Сборника»  не  представляли  из  себя  ничего  особенного.   В  них  разбирались  некоторые  конкурсные  задания  и  некоторые  приёмы  решений.    Официальный  отсчёт  всеармейских  олимпиад  начинается  с  1996  года  -  в  этом  году  на  конкурс  в  СПб  впервые  прибыла  иногородняя  команда  -  команда  курсантов  ТАИИ (г. Тула).   А  уже  в  1998-м  организатор  олимпиады (ВИКА)  принимал  у  себя  команды  военных  вузов  Смоленска,  Тулы,  Ярославля  и  других  городов.
    Эпоха  Лукьянова:   2000 – 2007.    Всеармейские  математические  олимпиады  проходили  в  Ярославле (2000, ЯрВФЭИ),  в  СПб (2001,  Морской  корпус),  в  Серпухове (2002,  ВА РВСН),  в  Туле (2003,  ТАИИ),  в  Коломне (2004,  ВАА),  в  Пушкине (2005,  ВИТУ),  в  Саратове (2006,  ВИ РХБЗ),  в  СПб (2007,  ВКА).
      В  2000-м  году  всеармейская  олимпиада  впервые  была  проведена  не  в  СПб.   Она  состоялась  в  Ярославле  на  базе  ЯрВФЭИ.   Отныне  всеармейская  математическая  олимпиада  оформилась  практически  окончательно,  приобрела  собственное  характерное  содержание,  стала  замкнутой  и  самодостаточной.   Хотя  руководящие  положения  и  нюансы  регламента  дорабатывались  и  перерабатывались  ещё  многие  годы   ( в  частности,  к  2003-му  году  была  официально  утверждена  новая  численность  команды:   четыре  человека ).   При  этом  городская  студенческая  олимпиада  в  СПб  не  исчезла,  а  сохранилась.   Но  проводилась  она  уже  не  в  ВИКА.   В  дальнейшем  курсанты  отдельных  военных  вузов  принимали  участие  и  в  общегородской  олимпиаде.
     Достаточно  стихийно  одним  из  основных  неформальных  идеологов  всеармейской  олимпиады  стал     д-р  ф.-м.  н.    В. Д. Лукьянов.   В  результате   его  подвижнической  деятельности  стабилизировались,  в  конце  концов,  типовые  уровни  олимпиадных  заданий.   Изящные  тонкости  теории  функций  действительной  переменной  и  изюминки  теории  матриц  остались  в  прошлом,  но  и  скатывания  до  банальных  упражнений  в  духе  втузовских  задачников  Демидовича  или  Бермана  удалось  избежать.   Теперь  вдумчивое  чтение  издаваемых  под  редакцией  Лукьянова  «Сборников»  повышало  образовательный  уровень  не  только  студентов  и  курсантов,  но  и  многих  преподавателей.   
    Завершение  эпохи  Лукьянова:  2008 – 2010.    Всеармейские  математические  олимпиады  проходили  в  Саратове (2008,  ВИ РХБЗ),  в  Саратове (2009,  ВИ РХБЗ),  в  Костроме (2010,  ВА РХБЗ).
       В  конце  концов,  Валерию  Дмитриевичу  удалось  привлечь  в  свой  «Сборник»  достаточно  содержательных  авторов.   Стали  появляться  весьма  интересные  и  довольно  глубокие  материалы.   Одними  из  лучших  публикаций  оказались  замечательные  статьи  молодого  учёного  П. П. Петтая  из  СПб.
       Иногда  В. Д. Лукьянов  не  то  шутя,  не  то  всерьёз  говорил,  что  его  главная  и  не  афишируемая  сверхзадача  состоит  в  том,  чтобы  улучшать  физико-математическую  компетентность  преподавателей.   Мол,  для  начала,  хорошо  бы  поднять  образовательный  уровень  преподавателей,  а  уж  потом  возможно  и  образовательный  уровень  студентов  и  курсантов  поднимется.   Как  говорят  тинейджеры,  в  шутке  есть  и  доля  шутки.   Последний  выпуск  «Сборника  докладов  семинара»  вышел  в  2010-м  году.      
         Между  прочим,  Лукьянову  и  его  сторонникам  удалось  в  2006-м  году  продвинуть  объективную  и  демократическую  концепцию  случайной  жеребьёвки  конкурсных  заданий.   Каждый  вуз  ежегодно  присылает  полтора  десятка  оригинальных  новых  заданий  и  в  день  олимпиады  посредством  компьютерного  генератора  случайных  чисел  осуществляется  публичный  случайный  отбор  заданий  этого  года  из  общей  базы.   Подразумевалось  при  этом,  что  в  конкурсное  задание  входят  двенадцать  задач,  помеченных  аббревиатурами  соответствующих  вузов,  а  каждому  конкурсанту  следует  по  своему  личному  усмотрению  выбрать  для  решения  десять  из  предложенных  двенадцати  так,  чтобы  «не  решать  задачу  своего  вуза»,  если  среди  двенадцати  аббревиатур-меток  встречается  аббревиатура  его  вуза.   Практическая  реализация  такого  механизма  началась  только  с  2008-го.   Вообще-то,   сбор  и  накопление  вузом-организатором  предлагаемых  другими  вузами  вариантов  интересных  и  оригинальных  конкурсных  заданий  имели  место  и  почти  во  все  предыдущие  годы.   Но  вот  окончательный  отбор  из  общей  базы  и  формирование  окончательного  варианта  конкурса  до  2007-го  года  включительно  отдавалось  на  откуп  вузу-организатору.          
    Эпоха  департамента:  2011 – 2013.    Всеармейские  математические  олимпиады  проходили  в  Костроме (2011,  ВА РХБЗ),  в  СПб (2012,  ВКА),  в  Пушкине (2013,  ВУНЦ ВМФ).
      С  2011  года  олимпиадная  реальность  стала  стремительно  обогащаться  новшествами.   Тогдашний  управляющий  военным  образованием  департамент  в  лице  О. В. Фаллер  с  искренним  удивлением  обнаружил  настоящую  жизнь  где-то  в  среднем  звене  образовательной  вертикали.   
      На  тот  момент  всеармейские  олимпиады  не  просто  были  чем-то  довольно  живым,  настоящим  и  содержательным,  но  и  являли  собой  определённую  точку  роста  и  развития.   Олимпиадная  деятельность  и  Ольга  Владимировна  нашли  друг  друга.   Появилась  система  двух  туров.   А  в  2012-м  зародился  ещё  и  третий  тур  ( с  заданиями  логического  и  элементарно-математического  характера ).   Вдруг,  неожиданно  для  многих,  по-тихому  исчез  запрет  «решать  задачи  из  своего  вуза»  (хорошо  это  или  же  плохо  -  до  сих  пор  неясно).   Были  разные  эксперименты  вроде  конкурса  капитанов  команд.   Заметно  усилилось  взаимодействие  со  всевозможными  средствами  массовой  информации. 
    Постдепартаментская  эпоха:  2014 – 2017.     Всеармейские  математические  олимпиады  проходили  в  СПб (2014,  ВКА),  в  Воронеже (2015,  ВВА),  в  Ярославле (2016,  ВА ПВО).
     После  скандальной  отставки  полного  человека  в  штатском  с  самоуверенной  ухмылкой  с  поста  министра,  канул  в  лету  и  пресловутый  департамент.   Однако  до  2014-го  Ольга  Владимировна  всё  ещё  продолжала  плодотворно  курировать  и  развивать  олимпиады.   Затем  она  пошла  на  повышение,  а  Всеармейская  математическая  олимпиада  продолжила  своё  движение  по  инерции  в  неизвестное  будущее.   Кстати,  в  2014-м  олимпиада  приобрела  официальный  международный  статус:   отныне  регулярными  участниками  стали  команды  курсантов  военных  вузов  СНГ.
      Сегодня  главной  проблемой  Всеармейской  математической  олимпиады  является  неосуществлённая  смена  поколений  в  сообществе  руководителей  команд.   Эффективного  и  качественного  обновления  так  и  не  произошло.   С  одной  стороны  средний  возраст  в  данном  сообществе  далеко  за  пятьдесят  ( и  при  этом,  несмотря  на  высокий  средний  возраст,  очень  мало  тех,  кто  непрерывно  участвовал  бы  в  этой  деятельности  начиная  с  девяностых  годов ).   А  с  другой  стороны,  в  нём  практически  отсутствуют  профессиональные  математики.   К  редким  исключениям  относится,   например,   кандидат  физико-математических  наук  Алексей  Сергеевич  Андреев,  занимающийся  подготовкой  олимпиадных  команд  курсантов  уже  более  двадцати  лет.   Востребованный  и  авторитетный  эксперт,  компетентное  мнение  которого  неоднократно  помогало  регулировать  спорные  ситуации.   Не  один  раз  входивший  в  жюри  олимпиады.
      В  заключение  отметим,  что  через  всю  историю  всеармейских  олимпиад  проходит  не  только  проблема  отбора  задач  для  очередного  конкурса,  но  и  проблема  их  редактирования.   Типичны  ( и,  увы,  довольно  нередки )  ситуации  когда  за    псевдоматематической  задачей  стоит  неприятная  практическая  задача  «угадайте,  что  имели  в  виду  авторы».   В  2014-м  в  жюри  Всеармейской  математической  олимпиады  удалось  привлечь  нестарого,  компетентного  и  эффективного  профессора  с   "мехмата"   МГУ   им.  М. В. Ломоносова.   Весьма  желательно,  чтобы  нечто  подобное  имело  место  каждый  год.


                Плоды  большие  и  маленькие

     Главные  «плоды»  Всеармейской  математической  олимпиады  -  это  рождавшиеся  в  разные  годы  двадцать  первого  века  всеармейские  олимпиады  по  информатике,  военной  истории,  иностранным  языкам  и  военно-профессиональному  мастерству.   «Дочерние»  олимпиады,  так  сказать.   Такая  вот,  нескромная  и  даже  неадекватная  для  непосвящённых,  точка  зрения  неоднократно  озвучивалась  в  ВКА  почти  официально.   Озвучивалась  там,  где  фактически  родилась  «материнская»  олимпиада.   Несмотря  на  некоторую  помпезность,  кажущуюся  преувеличенность  и  амбициозность,  такая  историческая  концепция  имеет  под  собой  определённые  основания.     В  утрированной  и  несколько  условной  форме  размышления  её  сторонников  выглядят  примерно  следующим  образом.   Сначала  в  60-х,  или  даже  раньше,  в  Ленинграде  ( и  в  Москве  тоже )  на  волне  советского  научно-просветительского  энтузиазма  возникает  такая  специфическая  форма  научно-популярной  деятельности  как  математические  олимпиады  для  учащихся  вузов,  куда  приглашаются  для  участия  заинтересованные  студенты  и  курсанты.   Затем  в  70-х  и  80-х  в  образовательном  пространстве  Ленинграда  постепенно  возникает  довольно  устойчивая  традиция  участия  курсантов  определённых  военных  вузов  в  этих  городских  математических  конкурсах.   В  90-х  это  явление,  рождённое  энтузиазмом  советской  цивилизации,  почему-то  парадоксальным  образом  упрямо  не  умирает.   Ну  а  в  нулевых  годах,  так  сказать,  «жизнь  постепенно  налаживается».   В  начале  нулевых  соответствующие  чиновники  в  погонах,  ежегодно  получавшие  какую-то  отчётность  по  всеармейской  математической  олимпиаде,  резонно  рассудили,  что  вообще-то  учащимся  военных  вузов  хорошо  бы  состязаться  не  только  в  математике.   И  помимо  традиционных  спортивных  соревнований  по  разным  видам  спорта,  и  помимо  всеармейских  математических  олимпиад  должно  быть  что-то  ещё.   Так  в  начале  нулевых  возникли  всеармейские  олимпиады  по  информатике  и  военной  истории   ( итого  1 + 2 = 3 ).   Затем,  по  прошествии  некоторого  количества  лет,  у  руля  оказывается  плотного  телосложения  человек  в  штатском.   Образуется  штат  полных  и  не  очень  полных  сотрудниц.   Образуется  структура  полезных  и  не  очень  полезных  департаментов.   В  образовательном  департаменте  с  радостным  удивлением  узнали  о  существовании  каких-то  олимпиад.   Живой  источник  вдохновил  на  созидательную  деятельность.   Так  появилась  всеармейская  олимпиада  по  иностранным  языкам.   Олимпиада  не  общелингвистическая  ( не  по  структурной  лингвистике  -  как  это  бывает  для  студентов  гражданских  вузов ),  без  головоломок  и  иероглифов  на  тему  старофранцузского,  древнеегипетского,  кельтского,  персидского  или  японского.   На  владение  инглишем  и  на  соответствующие  умения,  с  современных  позиций  безусловно  полезная  олимпиада.   Ольга  Владимировна  молодец  ( итого  1 + 3 = 4 ).   И,  наконец,  совсем  недавно  появилась  всеармейская  олимпиада  по  военно-профессиональному  мастерству.   Совершенно  естественный  для  военных  вузов  конкурс  и  возник  он,  вероятно,  с  подачи  нового  министра  ( итого  1 + 4 = 5 ).   Такая  вот  историческая  цепочка.   
      Ещё  о  плодах.   Как  общее  следствие  олимпиадных  процессов,  на  математических  кафедрах  некоторых  военных  вузов  издательская  деятельность  обогатилась  работой  над  изданиями  подобными  «Сборнику»  под  редакцией  В. Д. Лукьянова.   Наилучшие  результаты  в  этом  направлении  достигнуты,  пожалуй,  Е. П.  Поздняковой  с  её  обширным  и  довольно  полезным  двухтомником,  и  математической  кафедрой ВА РХБЗ ИВ (г. Кострома),  выпускающей  ежегодный  широкий  альманах.   Да  и,  вообще,  на  кафедрах  математики  стало  увеличиваться  количество  преподавателей  осознающих,  что  настоящая,  живая  и  бескрайняя  содержательная  математика  находится  за  пределами  стандартных  учебников  и  программ.
      Наконец,  отметим  следующий  сопутствующий  позитивный  эффект  для  практически  каждого  из  участвующих  вузов:   ежегодно  после  очередной  олимпиады  образуется  группа  из  5-8  курсантов,  уровень  математического  образования  которых  существенно  превосходит  средний  уровень  по  вузу.   Впоследствии  некоторые  из  них,  например,  охотно  участвуют  в  конкурсах  научных  работ  или  в  других  формах  научно-исследовательской  деятельности.   Лучшая  в  мире  армия  объективно  становится  постепенно  ещё  и  самой  образованной.
 
            
                Ажиотаж

      В  первой  половине  90-х  не  то,  что  администрация  вуза,  но  даже  руководство  кафедры  могло  просто  не  знать  о  каких-то  там  «олимпиадах».    Действовали  отдельные  иррациональные  преподаватели-энтузиасты  по  какой-то  советской  инерции.    К  концу  девяностых  и  началу  нулевых  определённую  заинтересованность  руководство  кафедр  уже  демонстрировало.   А  с  2012-го,   стараниями  Ольги  Владимировны,  заинтересованность  была  и  у  руководителей  вузов.   Иногда  уже  и  обострённая  заинтересованность.   В  2012-м  департамент  несколько  переусердствовал  и  в  математической  олимпиаде  участвовала  даже  команда  от  Военно-медицинской  академии.   Всеармейские  олимпиады  стали  попадать  всё  чаще  в  поле  зрения  средств  массовой  информации,  особенно  региональных.   Впрочем,  такой  широкой  известности  как,  например,  танковый  биатлон  они  ещё  не  приобрели.   С  некоторых  пор  на  общий  рейтинг  военного  вуза  стали  заметно   влиять  ежегодные  результаты  пяти  всеармейских  олимпиад  ( информатика,  военная  история,  математика,  иностранные  языки,  военно-профессиональное  мастерство ). 
       С  другой  стороны  на  олимпиады  влияют  текущая  жизнь  страны  и  современные  тенденции.   Так,  например,  для  проведения  олимпиады  по  военно-профессиональному  мастерству  были  привлечены  возможности  и  ресурсы  нового  выставочно-познавательного  парка  «Патриот»  в  Кубинке.

         
                Факторы

       Все  обстоятельства  и  нюансы,  влияющие  на  результат  выступления  команды  данного  вуза  на  всеармейских  олимпиадах,  в  основном,  разбиваются  на  три  группы  -  на  три  крупных  фактора:   фактор А  -  средний  уровень  математического  развития  поступающих  в  данный  вуз  абитуриентов,  фактор  Б  -  возможности  и  качество  работы  отвечающей  кафедры  ( сюда  входит  и  количество  учебных  часов  официально  отведённых  на  изучение  математики  по  программе ),  фактор  В  -  сопутствующая  деятельность  остальных  ( помимо  кафедры )  структурных  подразделений  вуза  ( сюда  входит  и  степень  заинтересованности  административной  вертикали  вуза  в  результате  участия  команды  этого  вуза  в  олимпиаде ).
       Несколько  утрируя  и  усредняя  по  большинству  вузов,  можно  сказать,  что  до  2011-го  года  значимость  ( удельный  вес )  этих  факторов  распределялась  так:
 
             фактор А  -  45% ,     фактор Б  -  20% ,     фактор В  -  35% .
 
       Грубо  говоря,  обычно  преподаватели  мало,  что  могут  сделать  при  недостаточной  заинтересованности  администрации  и  ежегодно  поступающих  на  первый  курс  абитуриентах-троечниках  (в  основной  массе).   Также  и  при  отсутствии  на  кафедре  традиций  какой-либо  «олимпиадной»  деятельности.   
       К  началу  2017-го  года  это  распределение  для  многих  вузов  выглядит  уже  так:
 
         фактор А  -  35% ,      фактор Б  -  45% ,      фактор В  -  20% .
   
       Появилась  живая  заинтересованность  в  административной  вертикали   (с  позитивными  практическими  последствиями  конструктивного  характера),  на  кафедрах  появились  компетентные  в  данном  направлении  сотрудники,  а  иногда  и  маленькие  научно-методические  школы  подготовки  к  участию  в  вузовских  олимпиадах.   Теперь  дело  за  кафедрами.   Хотя  по-прежнему  многое  зависит  от  образовательного  уровня  поступающих  на  первый  курс  абитуриентов.
       В  последнее  время  стали  заметны    две  противоположные  крайности  в  позициях  начальников,  так  сказать,  среднего  и  высшего  звена  соответственно.    Начальники  высшего  звена  всё  сводят   к   фактору Б  (мы  создали  все  необходимые  условия  и  теперь  кафедра  должна  отобрать,  взрастить  и  подготовить  команду  чемпионов  из  имеющегося  контингента  учащихся).    Начальники  же  среднего  звена  всё  сводят  к  фактору А   (никакой  тренер-репетитор  не  создаст  суперкоманду  из  посредственного  материала  как  бы  он  ни  старался).   Следует  сказать,  что  истина  находится  в  стороне  от  этих  двух  крайностей.
       Любопытно,  что  вузы,  которые  задолго  до  ажиотажа,  ещё  с  90-х  и  с  начала  нулевых,  как-то  уже  участвовали  в  процессе  -  эти  вузы  и  в  наше  время  чаще  других  по  результатам  всеармейских  математических  олимпиад  оказываются  в  первой  трети  зачётного  списка.
               

                Некоторые  последствия  ажиотажа

       Обычно  на  слуху  три  внешних  показателя  эффективной  учебной  деятельности  вуза:
     -  результаты  всевозможных  внешних  тестирований  учащихся  (например,  официальное  интернет-тестирование);
     -  вовлечённость  учащихся  в  научную  деятельность,  результаты  внешних  конкурсов  научных  работ (проектов,  рефератов  и  т. п. );
     -  результаты  участия  во  внешних  конкурсах  типа  пресловутых  студенческих  олимпиад .
       Назовём  их  «Тестирование»,   «Работы»   и   «Олимпиады»   соответственно.   Очевидно,  что  с  формальных  априорных  позиций  эти  показатели  по  важности  располагаются  следующим  образом:
                1.  «Тестирование»
                2.  «Работы»    и    «Олимпиады»  .
       Фактически  же  в  настоящее  время  в  общественном  сознании  и  в  чиновничьем  подсознании  эти  показатели  (особенно  для  военных  вузов)  по  степени  объективности  и  значимости  ранжированы  так:
                1.   «Олимпиады»
                2.   «Тестирование»
                3.   «Работы»  .
      Конкурсы  «научных  работ  учащихся  вузов»  зачастую  почти  полностью  сводятся  к  соревнованию  научных  руководителей,  к  системам  связей  и  влияний,  к  постылому  лоббированию,  к  влиятельности  вузов.   Другое  дело   -   сетевое  тестирование  -  здесь  позитивные  изменения  вполне  возможны.   Если  бы,  во-первых,  во  время  тестирования  многочисленные  видеорегистраторы  чётко  отслеживали  каждый  кубический  дециметр  помещения,  во-вторых,  каждый  кубический  дециметр  помещения  транслировался  на  официальном  портале  на  всю  страну  (подобно  видеотрансляции  с  избирательных  участков  во  время  выборов  в  последнее  время),  то  через  два-три  года  на  первое  место  по  значимости  уверенно  вышел  бы  показатель  «Тестирование»,  а  показатель  «Олимпиады»  неминуемо  опустился  бы  на  второе  место.   Имеется  в  виду,  что  такая  прозрачная  система  контроля  должна  полностью  охватить  все  невоенные,  а  затем  и  все  военные  вузы.   Ну  а  пока  и  чиновникам,  и  общественности  в  целом  интуитивно  ясно,  что  в  первую  очередь  именно  результаты  всеармейских  олимпиад  ( всех  пяти  в  совокупности )  более  или  менее  дают  некоторое  первичное  представление  об  учебном  потенциале  военного  вуза.
       
 
                Криминал

        Ажиотаж  постоянно  провоцирует  криминальные  поползновения  и  авантюры,  поскольку  человек  слаб.   Самые  наивные  и  примитивные  криминальные  мыслишки  -  это,  во-первых,  идентификация  курсанта  по  почерку  или  по  скрытым  дешифрующим  пометкам  во  время  проверки  и  оценки  его  работы  соответствующими  подкомиссиями,  а  во-вторых,  контакт  дежурящих  в  аудитории  членов  жюри  с  находящимися  там  участниками  конкурса.   Против  первого  давно  придуманы  определённые  меры,  а  против  второго  имеется,   например,   принцип   пяти   аудиторий   В. Д. Лукьянова:    если  руководитель  команды  оказался  дежурящим  в  аудитории  членом  жюри,  то  в  этой  аудитории  нет  курсантов  его  команды  -  они  находятся  по  одному  в  каждой  из  четырёх  других  аудиторий.   Но  это  всё  цветочки,  мелочи.   Не  для  «крупных  комбинаторов».
        Обозначим  здесь  две  бросающиеся  в  глаза  проблемы,  и  ещё  раз  напомним  уже  частично  практиковавшиеся  ранее  пути  довольно  эффективного  разрешения  этих  проблем.
       Проблема  первая:    коррупционный  обмен  информацией  и  утечка  информации  по  конкурсным  заданиям.      Эффективный  путь  решения  этой  ключевой  проблемы  был  продемонстрирован  на  15-й  Всеармейской  олимпиаде  в  2010-м  году:      задания  формировались  не  в  Москве,  а  в  день  олимпиады  в  присутствии  руководителей  команд  всех  вузов  с  помощью  генератора  случайных  номеров  ( механическое  устройство  как  в  старой  телепередаче  «Спортлото»).   Важно,  чтобы  генератор  случайных  номеров  был  не  компьютерный:   уже  к  2010-му  году  шли  устойчивые  разговоры  о  недоверии  к  компьютерной  жеребьёвке  ( в  плане  «чей  компьютер  -  того  и  случайность» ).   А  из  Москвы  доставляется  только  база  заданий.    В  нынешнее  время  весьма  желательно,  чтобы  в  ней  уже  было  не  менее  тысячи  заданий.
    Проблема  вторая:    неадекватная,  не  достаточно  компетентная  работа  апелляционной  комиссии  ( в  худшем  варианте  -  «апелляционный  сговор» ).    Совершенно  не  достаточно  заботится  о  том,  чтобы  в  комиссию  входили  «порядочные,  честные,  компетентные,  профессиональные,  авторитетные  и  благородные».   Необходимо  законодательно  (в  регламенте)  ограничить  количество  добавляемых  баллов  при  апелляции  по  одному  заданию:   в  любом  случае  не  более  30%  от  количества  баллов  полагающихся  за  это  задание.   А  в  том  случае,  если  группа  проверки  и  оценки  «проморгала»  или  не  сумела  понять  и  оценить  выполнение  задания,  предусмотреть  служебное  взыскание  ( и  тому  подобное )  для  входивших  в  эту  подкомиссию,  но  курсанту  всё  равно  добавлять  не  более  30%  от  количества  баллов  полагающихся  за  это  задание.

            
                Разные  рейтинги

      Через   F( i ,m ,n )  обозначим  место,  которое  на  всеармейской  олимпиаде  m   (вид  олимпиады)   в  году  n   занимает  вуз  i   в  общем  командном  зачёте.   В  последнее  время  набирает  популярность  рейтинговая  оценка  учебной  работы  вуза  в  данном  году  через  усреднение  результатов  пяти  всеармейских  олимпиад :

                (F( i , 1 , n ) +  . . .  +  F( i , 5 , n )) / 5

   ( i - вуз ,    n  -  год  ) .
          Но,  пожалуй,  гораздо  интереснее  и  объективнее  интегральная  оценка  вуза  по  конкретному  виду  всеармейских  олимпиад  за  весь  период  существования  всеармейских  олимпиад  данного  вида:

                (F( i , m , n_1 ) +  . . .  +  F( i , m , n_N )) / N
               
  (N – количество  лет,   i  -  вуз,    m  -  вид  всеармейской  олимпиады) .

   Жаль  только,  что  вряд  ли  полные  архивные  данные,  хотя  бы  с  1996-го  года,  где-то  всё  ещё  хранятся  .  .  .