Мы можем!

Юрий Шмелев
      Уважаемые участники ресурса Проза.ру, предлагаю к обсуждению очень важную, на мой взгляд, тему возведения в Казани мемориального комплекса, посвященного памяти павшим воинам с ОБЕИХ СТОРОН в битве 1552 года, при взятии столицы Казанского ханства.  Я опубликовал по этому поводу более десятка статей в местной националистической газете «Звезда Поволжья». Увы, результат скорее отрицательный. Татарские националисты приняли идею в штыки, русские гробовым молчанием. И никого не волнует, что факт взятия Казани, это важнейшее событие в судьбах русского и татарского народов. На поверхности лишь злоба и неприязнь. А нам жить в одном государстве.
      Внизу помещаю копию последней моей публикации на эту тему в вышеупомянутой газете. Приглашаю вас, уважаемые господа и товарищи подискутировать на эту тему, здесь на сайте Проза.ру.

Примечание: у нас в Татарстане есть знаменитое высказывание первого президента Шаймиева М. Ш. «Мы можем!». По татарски это звучит: «Без будырабыз!»


                Действительно мы, булдырабыз?

      Я далеко не уверен, что 15 октября все россияне вспоминают о событиях 1552 года. Многих это совершенно не интересует, а некоторые даже и не знают ничего об этом. Но есть другие, которые напротив хорошо знают и понимают весь трагизм происшедшего, его значение в судьбах наших народов. И те и другие, это мои сограждане и мне далеко не безразлично их мнение. Их незнание и даже нежелание знать, результат многолетнего умолчания и сознательного забвения со стороны властей этого эпохального события. Причем не имеет значения, кто держит эту власть: цари, большевики или демократы. Но, как сказал поэт: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Поэты не указ, конечно, власть имеющим. Грандиозность и эпохальность битвы под стенами столицы Казанского ханства, не подвигли их к созданию достойного памятника. Почти пятьсот лет память об этом хранится лишь в сердцах людей, но отнюдь не на государственном уровне. Более того, складывается впечатление, что государственная власть хочет предать эту память забвению. Они видимо не знают древнюю мудрость управления: если не можешь противится ситуации, возглавь её. А то обстоятельство, что в Казани усилиями национальных радикалов памятник когда нибудь будет возведен, не подлежит сомнению. Но  это будет памятник, посвященный памяти героическим защитникам города, а не всем участникам грандиозного сражения. Памятник ненависти к русским, памятник – проклятие в адрес штурмовавших городские стены, место для разжигания вражды. Что не может не задеть чувства другой стороны, чьи предки также погибли в этой битве. Не пора ли властям серьезно подумать о примирении и взаимном прощении, некогда враждовавших сторон?
      Создание музейного мемориального комплекса или другими словами ПАРКА ИСТОРИИ, было бы, на мой взгляд, оптимальным решением. Тем более в нашей республике накоплен опыт телерантного отношения между нациями и приверженцами разных религий. Но идея не находит поддержки во властных структурах. Даже самый уважаемый человек республики Минтимер Шарипович самоустранился от этого вопроса. Говорю об этом, опираясь на ответ, который я получил от него лично. На прямое предложение поддержать создание в Казани достойного мемориала посвященного памяти ВСЕХ погибших, который в то же время стал бы и символом ПРИМИРЕНИЯ, ВЗАИМОПРОЩЕНИЯ он практически ответил отказом.
     К первому президенту Татарстана я обратился, как в последнюю инстанцию, памятуя его авторитет, опыт и, наконец, знаменитое «Булдырабыз». Он  был моей последней надеждой на то, что проект каким то образом осуществится. Ответ был высокопрофессиональным, что говорит о квалификации помощников Минтимера Шариповича. Но, увы! Это была отписка. И от этого факта невозможно спрятатся за словами об отсутствии в уставе фонда «Возрождение» пункта о данном виде деятельности. Правда, он обещал переслать мое письмо в государственные органы, а попутно заметил, что в Кремле уже есть памятник строителям. Но это ведь памятник  зодчим, построившим его в современном виде, а не воинам. Фонд «Возрождение» родное детище Шаймиева, благодаря усилиям которого ныне буквально на глазах возрождаются Булгар и Свияжск. И это можно сказать полностью личная заслуга Минтимера Шариповича. Тем более жаль, что он не захотел прямо поддержать идею создания мемориала в столице республики.   
     Получив такой вежливый отказ, я поневоле задаю себе вопрос: «А мы действительно, можем?». И что мы можем? Быть среди первых регионов России? Это очень здорово и мне это нравится. Но этого не достаточно. Мы живем в федеративном государстве, а значит обладаем определенной степенью самостоятельности. Что нам мешает сделать решительный шаг? Если русское население, да и татары частично, живущие на просторах России не придают большого значения памяти о битве, то население республики Татарстани относится к этому совершенно иначе. Нам мешает указующий перст Москвы, которая боится сепаратистских настроений? Но примирение и вззаимопрощение напротив ведет к объединению. Не зря же американцы недавно открыли музей афро–американских отношений, экспозиция которого «демонстрирует общий путь к свободе». Янки не привыкли бросать деньги на ветер и музей несомненно послужит целям поиска расового благополучия в стране. А мы, как Иваны, не помнящие родства, стараемся изгнать из памяти судьбоносное событие и общую историю.    
      Любое государство, это способ самоорганизации граждан и они не рабы государства, а источник власти. Однако, на практике «источник власти», легко превращается в фикцию с помощью слов о демократии и демократических свободах. Чиновники, получающие от своего народа властные полномочия на время, быстро забывают об этом и используют власть, как свою собственность. Уже много лет татарские активисты ратуют за возведение памятника защитникам города в битве 1552 года. Власть не торопится с решением проблемы. Что уж говорить обо мне, человеке – одиночке, написавшем лишь несколько статей на данную тему.
      Я не хочу спорить с радикально настроенными гражданами, которые категрически не согласны с идеей общего памятника. Как я понимаю, они не считают себя гражданами России, а просто вынуждены по жизни считатся с обстоятельствами. И не им решать, нужна нам всем память или нет. В исторической битве под Казанью с обеих сторон участвовали не только русские и татары, это была воистину битва народов и их потомки имеют право на память.
      Мне интересно знать мнение власти, ибо только она определяет быть или не быть. Но я верю, что Казань со временем обогатится мемориалом, где жители республики и туристы смогут ознакомиться  с подробной историей взаимоотношений русских и татар, народов Поволжья во времена Казанского ханства и после, а все желающие смогут отдать должное памяти предков в культовых сооружениях комплекса. Это будет настоящий духовный центр толерантности и взаимопримирения.