Еврейские купцы средневековья

     В 64 году новой эры. в Эрец Исраэль (земля Израиля) первосвященник Иешуа бен Гамла выпустил вердикт, направленный на соблюдение  всех законов еврейской веры. Иешуа бен Гамла считал, что для этого евреи должны быть образованными, и он  потребовал обеспечить всеобщее школьное обучение мальчиков, начиная примерно  с шестилетнего возраста. Учителя должны быть назначены в каждом районе и каждом городе. В соответствии с вердиктом бесплатные школы были созданы по всей территории Эрец Исраэль. В дополнение к ивриту, дети учили основы математики. Через несколько сот лет рассеянный по земле еврейский народ стал единственным в мире, который  был практически поголовно грамотным, это подтверждают множество документов из Каирской генизы. Обязательное образование для мальчиков и поголовное постоянное чтение ими Торы, Мишны и Талмуда стали сущностью иудаизма.  И хотя христианство возникло на основе иудаизма, но в нем не было такого приоритетного значения грамотности и образования. Иудаизм сделал образование всеобщим и обязательным почти за два тысячелетия до подобного начинания нееврейского населения в  остальном мире. Разница между евреями и неевреями была в том, что почти все местное население в тех местах, где жили евреи вне Эрец Исраэль, было неграмотным.
Религиозное требование изучать Тору оказалось прибыльным в экономической сфере задолго до того, как такие выгоды можно было извлечь из этого факта.  Умение читать и писать на алфавите иврита помогало евреям в дальнейшем освоить другие языки, на которых говорили в тех местах, где они жили. Это умение также позволило им освоить сложнейшие в то время профессии, особенно в сфере внешней торговли и финансов, они были способны составлять документы типа деловых писем, а позднее они использовали свои знания для написания контрактов и сделок. Только еврей, который мог прочитать письмо собрата торговца или отчет, мог применить эти вести для успешной торговли и выгодных сделок. В Вавилоне даже еврейские ученые в академиях стали богатыми купцами.
Из-за  потребности  в квалифицированных специалистах разных профессий, переезд евреев в города давал рост доходов по сравнению с жизнью в сельской местности. Сказалось также на исходе евреев из сельской местности и прибытии  в города  введение законов в поздний античный период, запрещающих евреям владеть рабами или использовать христианских работников в своем сельском хозяйстве, а позднее и работать на земле.  Если  в 1 веке новой эры 80-90% евреев были фермерами, то к 1000-му году только 10-20% остались заниматься сельским хозяйством, остальные оказались в городах. В то же время местное население осталось преимущественно занятым в сельском хозяйстве.
 Еврейские торговцы стремились дать  полноценное образование своим детям, передать им свои профессиональные знания. В раннем Средневековье евреи занялись торговлей из-за нежелания  заниматься этим коренным населением, что  было связано с позорным клеймом, наложенным на торговлю древнеримской  культурой. Будучи национальным меньшинством, евреи имели мало шансов на выживание. Купечество позволяло  получать средства существования при наличии нескольких профессий, в которых им было разрешено участвовать – в частности, торговля мелких лавочников и междугородняя торговля, и в более позднее время ростовщичество. Помимо этого потребности королей, феодалов и местного населения повлияли на развитие торговли евреями. Крайне важным оказалось также отсутствие конкуренции в торговле, в связи с отсутствием участия в ней христиан. Переход евреев  от сельского хозяйства в ремесла, торговлю и финансовую деятельность, начавшись в шестом веке, завершился в основном в восьмом веке в Месопотамии и на мусульманских  территориях, а затем и в Западной Европе.
Евреи начали вести успешную торговлю с нехристианским миром. У них имелся нужный для такой работы язык – иврит, благодаря образованию он был у евреев, рассредоточенных по Европе и Азии (вплоть до Индии и Китая), повсеместным. К тому же еврейские купцы осваивали не только  языки стран, где они обитали, но также и языки стран, в которых вели торговлю. Еврейские купцы всегда могли, благодаря этим обстоятельствам, исполнить  любой заказ.
 Еврейские купцы поставляли предметы роскоши для дворянства и духовенства.  Драгоценности, дорогое оружие, испанские лошади арабских пород, ценившиеся на вес золота, русские меха, восточные благоухания, ковры, шелковые ткани — все это любой феодал мог быстро достать у купца-еврея. Доставляемые купцами товары были очень дорогими. Внешняя торговая деятельность давала возможность получать большие прибыли, хотя и с риском.
    В исламском мире евреи могли свободно перемещаться, находя взаимопонимание и пристанище у своих  единоверцев. Морская торговля была сосредоточена в основном в руках евреев, в то время достаточно искусных в мореплавании.  У евреев был свободный выход к водным путям, передвижение по которым оказывалось в несколько раз быстрее и безопаснее, чем по суше, к тому же на море не существовало таможен и взимания пошлин. В каждом крупном порту был уважаемый член еврейской общины, который надзирал за деятельностью, как местных, так и приезжих еврейских купцов и оказывал им помощь.  Евреи вели торговлю со странами Востока, к которым христиане не имели доступа. Постоянная враждебность между христианскими и мусульманскими торговцами приводила к запретам на заход христианских купеческих судов в мусульманские порты. Еврейских купцов эти запреты обычно не касались.
 Для европейских народов благодаря еврейским купцам появилась возможность узнавать и использовать достижения в различных областях далекого Востока. Высказываются предположения о том, что именно еврейским купцам Европа обязана знакомством с такими изобретениями, как арабские цифры (на самом деле – индийские) и китайская бумага. Грамотность и приобретенный опыт еврейских купцов позволял им служить посредниками между еврейскими общинами и властями. Несомненно,   еврейские купцы способствовали улучшению экономического состояния еврейского населения. Поддержка тесных отношений через купцов между еврейскими общинами в разных частях света обеспечивала быстрое распространение новых идей в еврейской культуре и мышлении и сохранение национальной самоидентификации.
Уже к концу первого века новой эры еврейские рабы, доставленные  в Рим,  после войны между Римом и Иудеей в 66-73 годах новой эры, превратились в купцов, ремесленников, ученых и врачей благодаря более высокой грамотности по сравнению с местным населением. Такая же участь ждала евреев, изгнанных из Иерусалима после восстания Бар-Кохбы в 132-135 годах и отправленных в качестве рабов в Рим. Затем происходили постепенные миграции еврейских групп, часто во главе с раввинами, из Италии и юго-восточной Франции на север Европы.
 В правление Карла Великого (768-814) евреи пользовались полной веротерпимостью. Карл Великий  разрешил строить синагоги во многих городах, например, в Кёльне и Нарбонне (старинный город на юге Франции), евреи также могли занимать общественные должности. Так, в качестве толмача при Карле находился еврейский купец Исаак, которому давались важные поручения. В 797 году Исаак был в составе делегации, которая включала двух франкских вельмож, посланных Карлом Великим к Гарун аль-Рашиду, халифу Багдада, для проведения переговоров. Исаак, благодаря  знанию арабского языка и обычаев арабов,  имел возможность установить  дружественные отношения страны франков и халифата. При возвращении обратно в Аахен два франка делегации погибли, оставив Исаака в качестве единственного человека,  вернувшегося из поездки. Он доставил Карлу Великому  в 802 году подарок от халифа - слона в знак дружбы. При правлении сына Карла, Людовике Благочестивом, еврейские купцы стали настолько экономически важными для франкской экономики, что они добились переноса  рыночного дня города Лиона с субботы на будний день.   Их влияние среди знати было столь велико что, когда архиепископ Лиона попытался развернуть широкую кампанию, ограничивающую еврейскую  деятельность, его усилия полностью провалились скорей всего потому, что такие меры могли привести к ограничению деятельности этих купцов. Тем не менее, уже в то время была распространена антиеврейская неприязнь христианского духовенства, опасавшегося добровольного переходу христиан в иудаизм.
С седьмого по девятый век еврейские купцы охватывают всю Евразию  торговыми связями. Они стали известны как радониты — странствующие еврейские купцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шелковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы. Название купцов "радониты" вероятно происходит от  персидских слов «знающие дорогу». Радониты  говорили на арабском, персидском, греческом, франкском, испанском и славянском языках, и путешествовали по всему известному на то время миру. От франкского королевства они вывозили в мусульманский мир парчу, рабов и пушнину, византийские шелка, меха, сабли. Высоко ценились на Востоке и франкские мечи, отличавшиеся высоким качеством.   Они  увозили обратно на Запад с Востока товары, пользующиеся высоким спросом и стоившими дорого при относительно небольшом объёме и весе, такими как специи (мускус, алоэ, камфара, корица),  масла, ладан, парфюмерию, ювелирные изделия, шелк; по дороге они развозили и местные товары. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию, Индию и Китай.
Арабский географ Ибн Хордадбех в своём трактате "Книга путей и стран" ещё в IX веке описал четыре основных торговых маршрута раданитов.  Первый сначала шел морем из какой-нибудь южнофранцузской или испанской гавани через Средиземное море до Фарамы в Египте, потом по суше перевозили свои товары на верблюдах через Суэцкий перешеек до Красного моря, затем на кораблях вдоль западного берега Аравии через Индийский океан в Индию и Китай. Затем они могли вернуться в Европу  через Персию или Хазарию.
 Другой путь шел  из Франции морем в Ливан, оттуда сушей через Ирак, Персидский залив и Индийский океан, а из Индийского океана была открытая морская дорога в Индию и Китай.
 Другие два пути были большей частью сухопутные: морем через Испанию и Гибралтарский пролив до Египта, оттуда через Ливан и Ирак в Персию, Индию и Китай. Еще один путь – Шелковый шел через Центральную Европу в земли славян и Хазарский каганат, а оттуда по Каспийскому морю в Мавераннахр (Среднюю Азию) и затем в страну уйгуров и Китай.
Одним из центров торговли раданитов в Восточной Европе был Хазарский каганат в низовьях Волги со столицей в городе Итиль.  Полагают, что именно раданиты принесли в это государство еврейскую веру. Хазары обеспечивали стабильность и безопасность маршрутов Великого шелкового пути и зарабатывали на том, что взимали с торговцев десятину. Торговля между Востоком и Западом, которая расцвела при посредничестве хазар, стала важнейшим торговым достижением  евреев Европы в то время.
Сверхприбыль купцов покрывала расходы на перевозку и содержание в порядке трасс и их оборудование: куполами над водными источниками и прудами, вешками, указывающими направление дорог, караван-сараями для ночевок и т.д. От Красного моря до Китая было около 200 дневных переходов, а вокруг северного берега Каспия еще больше. Но путь вдоль Каспия благодаря хазарам, обеспечивающим безопасность на степных дорогах, был предпочтительнее, и значение Итиля, как перевалочного пункта на долгом пути росло. Свою лепту в обеспечение безопасности и благоприятных условий в пути внесли и хорезмийцы. Покорение арабами Средней Азии способствовало выделению средств для проведения дорог, а постоянные восстания в Восточном Иране способствовали оживлению Шелкового пути из Волги в Хазарию, через Устюрт в Хорезм  и далее в страну уйгуров и Китай.
 Деятельность раданитов пошла на спад в конце X века. Падение хазарского каганата в борьбе с Киевской Русью и печенегами привело к оживлению морской торговли. Только в середине XIII века Великий шелковый путь был восстановлен, благодаря наличию Монгольской империи.
Купцы-радониты были первыми евреями, прибывшими в славянские страны. Один из купцов Ибрагим ибн Иаков совершил торговое и дипломатическое путешествие из своего родного Толедо в Испании в страны Священной Римской империи и славянские страны примерно в 966 году. Он писал в своих хрониках о встречах  с еврейскими купцами, живущими в Силезии вдоль торговых путей, ведущих к востоку от Германии в Киев и Бухару. Именно раданиты заложили основы еврейской торговли на Руси. Они же, по мнению историков, основали еврейскую общину в Киеве.  О том, что центрами раданитской торговли были древнерусские города Киев и Перемышль, свидетельствует сообщение  еврея из Майнца Иегуды бен  Меира в начале одиннадцатого века. Собственно, одно из древнейших упоминаний о Киеве в X веке содержится в письме на иврите еврейской общины этого города, найденное в Каирской генизе. Евреи в Киеве обладали всеми правами и даже имели собственные городские кварталы - Жидовский и Хазарский.
С ростом европейских городов и увеличением числа христианских граждан, а также развитием христианских гильдий, евреи все чаще выталкивались из торговли. В X—XI веках, в эпоху европейского торгово-финансового возрождения, вызванного подъемом городских центров, евреи потеряли свое торговое преимущество. В этих новых средневековых городах презрение христиан к торговле стало неуместным, местные христианские купцы вскоре стали успешно теснить евреев.
Гершом из Майнца (Германия), известный как  "наш учитель - свет диаспоры", прославился в первую очередь своим  предписанием, запрещающим многоженство, и требовал его соблюдения у рейнских евреев XI века. Это предписание, распространившееся затем по еврейским общинам Европы, было вызвано опасениями насчет того, что еврейские купцы, много времени проводящие в дальних странах, могут нарушить эту установку и взять себе там вторую жену. Согласно этому предписанию еврейский муж не мог покидать свою жену более чем на восемнадцать месяцев подряд. В XIII веке раввинские постановления повторно подтверждают запрет мужьям покидать жен на слишком долгий срок, отправляясь в торговое странствие. Конечно, это также сказывалось негативно на международной торговле еврейских купцов.
Если до десятого столетия вся внешняя торговля сосредоточивалась почти исключительно в руках еврейских торговцев, то уже в десятом столетии итальянские евреи оказываются исключенными из области международной торговли. В 945 году постановлением венецианского совета было запрещено судовладельцам принимать на борт судов евреев, и таким образом они были лишены возможности непосредственных торговых контактов с Востоком.  Тем не менее, об участии евреев в торговле последующего времени говорит наличность значительных еврейских поселений в торговых приморских городах. В Венеции, но спискам половины двенадцатого столетия (1152 год), жило около 1300 евреев, столько же в Неаполе, в Палермо до 1500 евреев. Евреи-торговцы из Италии еще в течение долгого времени продолжали появляться на западнофранцузских ярмарках, сбывая здесь восточные товары, закупавшиеся ими в Венеции и южноитальянских приморских  городах.
 К 11 столетию восходит начало самостоятельного торгового развития национального купеческого класса. Крестовые походы повлекли за собою усиление связей между народами Востока и Запада и имели своим итогом оживление торговли. Во второй половине двенадцатого и первой половине тринадцатого столетия наметился перелом в развитии европейской торговли, оказавший наиболее существенное влияние на положение и судьбу еврейских купцов. Происходило образование национальных купеческих гильдий в западноевропейских государствах. Монополизация торговли в руках местных торговых товариществ оказывалась действенным препятствием для еврейской торговли. Очень важную  роль во внешней торговле уже с одиннадцатого столетия начинают играть связи торговых гильдий разных европейских стран. Потеря евреями торгового значения и влияния происходит в Италии еще в десятом столетии, во Франции в одиннадцатом, в Германии - двенадцатом; наконец в Австрии и Богемии, не говоря уже о более восточных областях, евреи принимают довольно близкое участие в торговых делах еще в первой половине тринадцатого столетия. Возникновение нееврейского самостоятельного торгового класса, развитие внутренних и внешних торговых связей во Франции, Италии, Англии, Германии, возникновение французских ярмарок, значительно повлияли на утрату евреями торговой значимости в области международной торговли и сделали посредническую роль евреев излишней.
 В грамотах, устанавливающих привилегированное и монопольное положение гильдий, как во Франции, так и в Англии, говорится о монопольных правах членов гильдии на продажу всех без исключения товаров. Специальные законодательные ограничения и запреты еврейской торговли начинаются лишь в четырнадцатом столетии, т. е. в то время, когда торговая роль евреев стала незначительной. Купеческие гильдии добились законодательно, чтобы никто из купцов, не принадлежащих к гильдиям, не мог торговать ни в городах, ни в их окрестностях.
  Вследствие этого евреи оказались вытесненными и устраненными из области как внутренних, так и внешних торговых отношений западноевропейских стран. В результате подобных ограничений евреям, чтобы заработать на кусок хлеба, осталась доступной всего лишь горстка профессий, которые в феодальном мире средневековой Европы считались экономически непривлекательными. Евреям-купцам, жившим в городах Европы, было  чуждо заниматься сельскохозяйственной деятельностью, к тому же в десятом-одиннадцатом  веке евреи в городах Германии были едва ли не поголовно торговцами. Для них оставался только один путь, именно, профессия менялы, банкира, ростовщика, т.е. занятие денежной торговлей в различных ее формах. Переход их к этой профессии представлялся естественным. Евреи обычно совмещали еще с конца одиннадцатого столетия две близких профессий в одном лице - товарную торговлю с денежной.  Если в области товарной торговли, благодаря монопольному положению, занятому гильдиями, для евреев не оставалось места, то в области денежных операций для них было весьма благоприятное положение. Ведь их возможные  конкуренты из христиан не могли им помешать, в виду запрета церковными правилами христианам взимать проценты и заниматься ростовщичеством.
В эпоху Высокого Средневековья (в XI—XIV веках) многие евреи оставили купечество, чтобы заняться денежными операциями, используя капитал, нажитый за годы успешной торговли. В позднее Средневековье,  в XV—XVI веках, европейское торговое возрождение требовало финансирования, и евреи были среди тех, кто предоставлял его путем займов, в особенности людям из средних слоев общества, князьям и феодалам.


Рецензии
Отличная работа! Сжатая, ясная, аргументированная. Давненько я не читал такого просто и логически четко изложенного материала. Спасибо вам за этот труд.

Дорожная Пыль   07.07.2017 07:53     Заявить о нарушении
Большое спасибо за столь положительный отзыв. После Вашего отзыва с этой работой познакомился еще целый ряд людей. Желаю Вам дальнейшей содержательной творческой работы! С уважением, Александр.

Александр Вишневецкий   07.07.2017 15:06   Заявить о нарушении
Я редко пишу отзывы и, кажется, у них большой рейтинговый вес. Не пишу, потому что мне обычно не хватает ума и великодушия сделать свой отзыв чем-то полезным для автора. Если позволите, я буду неспешно читать ваши работы, потому что вы честны перед собой, а уж перед другими и подавно. Безупречность встречается реже, чем гениальность.

Дорожная Пыль   07.07.2017 16:00   Заявить о нарушении
Примите еще раз мою благодарность! Я буду Вам очень благодарен не только за отзывы, но и критические замечания. С уважением. Александр Вишневецкий.

Александр Вишневецкий   07.07.2017 18:08   Заявить о нарушении