Зимние забавы

Татьяна Фучиджи
   Со спортивным инвентарём мне в детстве не везло. В те годы мы жили скромно, по деревенски практично. А в сельпо для развлечения детей ничего особого не продавали, разве что цветные карандаши с тетрадями.
Если сани зимой в нашем домашнем хозяйстве были, то какие-то неуклюже-самодельные, на деревянных полозьях, основательные, чтобы сгодились привезти с реки воды в деревянной бочке, или дров, или сена. Все предметы быта были задуманы и реализованы сельскими ремесленниками с практической целью и из подручных материалов, а для развлечений мало годились.
 
С горы такие сани у меня съезжали не очень быстро и норовили заехать в какой-нибудь сугроб в сторону от укатанного спуска. Но зато смотрелись эдак классически основательно, чем-то напоминая сани боярыни Морозовой. Ребятня, съезжая с горы, обгоняла меня справа и слева, а я всё рулила-рулила и помогала саням ехать вниз.Это было не особое удовольствие, а как бы радость с препятствиями. В будущем мои ранние трудности в жизни весьма пригодились- препятствия были в любой сфере, а я была к ним приучена с детства и нигде не боялась быть штурманом.
У кого-то в собственности были стОящие вещи, например, санки на железных полозьях и даже с бортиками по периметру или особая роскошь-велосипед. Хорошо, если такие драгоценные предметы водились у родственников или добрых соседей. И если сильно захотеть, то можно было их попросить попользоваться.

Я так и делала. Договаривалась с соседкой тётей Мотей о прокате велосипеда и когда её муж, Бартас Васильевич приезжал на нём с Соляновского затона, она давала мне велик покататься. Как же здорово было проехаться по дороге в поле к Красной горке, среди полевых цветочков и пенья птиц...

С роднёй мне повезло, только вот за долгие годы немногочисленных близких людей по крови я растеряла. Или они меня потеряли. Теперь уже сложно разобраться.
Была у меня старшая двоюродная сестра Мила Горчакова, которая умела всё- занималась акробатикой, пела, играла в школьном театре. И всё она норовила заняться моим воспитанием- то приобщить меня к гимнастике и делать мостики, шпагаты и всякие
упражнения. НО однажды об этом узнали мама и бабушка и категорически запретили такие занятия- ведь у меня мог хрустнуть позвоночник или ещё что-нибудь переломиться,например, какая-нибудь неподготовленная к Милкиным упражнениям кость в моём организме. После категорических запретов я осталась цела и невредима, только с гимнастикой так и не подружилась.

Наши бабушки, моя и Милы, были сёстрами. Моя - баба Катя Грехова, а её- баба Анна Горчакова- певунья, веселунья и стряпуха вкусных булочек, тортиков, заварнушек. Я любила у них бывать. Поскольку нам физкультурой было запрещено заниматься, мы придумывали разные другие занятия. Милка их знала много. У них была собака- рыжий большой добродушный пёс Пудик, который меня привечал и я его не боялась. Он был очень ценным. Его шерсть чесали, пряли, и морозной зимой вся моя родня ходила в рыжих платках, варежках и носках, связанных из шерсти Пудика.

Так вот, Мила однажды решила в свои санки запрячь Пудика и запустить его по зимней белоснежной улице в сторону реки Лена с пассажиром, т.е. пассажиркой, коей я оказалась под её руками. Как на дальнем севере проехать, только не на оленях, а в собачьей упряжке.
Упряжь для Пудика была припасена, дед Семён Семенович давно уже сделал для таких забав своей ребятне. У Милы ловко получилось обуздать рыжего извозчика. Он и не сопротивлялся, видимо, ему самому было интересно пробежаться, чем сидеть на цепи. Меня удобно устроили в санки, Милка вскочила сзади на облучок, помогая Пудику разогнаться. Снег искрился и скрипел под полозьями, пёс входил в раж. Двух пассажирок везти ему было тяжеловато и сестрёнка решила дальше в путешествие нас отправить вдвоём, соскочила с повозки. Пудик набирал скорость и мне было весело и счастливо с таким извозчиком.

Мы резво доехали по улице до красавицы церкви, которая служила сельскому народу кинотеатром и библиотекой. Далее надо было решать, ехать прямо или свернуть направо в переулок. ЛУЧШЕ БЫ прямо, ведь там ДОРОГА БЫЛА ШИРЕ И БЛАГОПОЛУЧНЕЙ.
Но Пудик в этих вопросах не разбирался, а я не научена, как им руководить. Милка поотстала и не могла нас догнать и разрулить ситуацию.
Уж так сложилось, что откуда ни возьмись, из соседнего двора нам наперерез вылетела собака. Пудик мгновенно решил, что нам её надо догнать, рванул за ней. Собака, спасаясь от рыжего пса, повернула в переулок-и мой транспорт на всём скаку за ней. Санки не были рассчитаны на такой манёвр, налетели вместе со мной на угол забора, устремились ввысь, но летать им было не суждено по определению, и вместе со мной они круто перевернулись. В морозном воздухе я описала красивую дугу и залетела в белоснежный сугроб. Пудик без груза, налегке, помчался дальше догонять цель- преследовать неугодную собаку. А я, немного очумевшая от адреналина, стала  благополучно вылазить из сугроба. Подоспевшая сестрёнка поставила меня на ноги и мы долго смеялись.

Тут же решили, что дома об этом приключении рассказывать не будем, потому, что сильно перепугаем мою маму и бабу Катю.
Но кто-то нашу потерпевшую крушение упряжку в тот день всё же увидел и через какое-то время сообщил маме, "настучал" про наши вольности. Мила морально пострадала как руководитель и исполнитель дурацкой затеи и не совсем удачно закончившейся экспедиции в собачьей упряжке. Что говорили мне мама и бабушка, уже и не помню. Наверное, страшилки, что я могла разбиться.

Сейчас снова наступила зима. Когда вижу, как ребятня шумно катается с горок , я часто вспоминаю пору счастливого и далёкого детства в своей северной деревеньке по берегам двух рек-Лены и Тутуры.


Село Тутура
Фото
Владислав Рудых