Z-мир. 10. Цель выдачи информации 2из2

Виктор Сорокин
11. Агитация.
Источник оказывает психологическое воздействие на потребителя с целью уговорить его на совершение определенных действий (как минимум информационных). Определенный опыт психологического воздействия на людей позволяет вести их в ложном направлении – нередко до такого состояния, когда выход из тупика становится необратимым. А вот на людей, уверенно владеющих критерием истины, агитация (в частности, реклама) уже не действует.

12. Пропаганда.
Источник подталкивает, с помощью настойчивых логических доводов, к совершению потребителем определенных действий, нужных источнику. Важно, что пропаганда в чистом виде не предусматривает при ее проведении никакого насилия.

13. Навязывание
определенной точки зрения. Источник использует различные формы принуждения (угроза, внушение и т.п.) для того, чтобы данное сообщение стало для потребителя активной, действенной информацией (приказом к исполнению). Мягкая форма насилия.

14. Внушение.
Источник использует самые разные приемы информационно-психического воздействия на потребителя с целью навязывания ему иной истины, в частности целей.

15. Гипноз.
Источник использует информацию для овладения психикой и сознанием потребителя.

16. Просьба.
Источник сообщает слушателю о своей нужде в чем-либо (нередко сопровождая сообщение плохим внешним видом), оставляя при этом за слушателем полное право отозваться на просьбу о помощи или же ее проигнорировать.

17. Уговор.
Источник с помощью вызывания у потребителя жалости или заинтересованности побуждает потребителя к превращению пассивной информации в активную. Уговор родственен настойчивой просьбе.

18. Приказ.
Источник дает действенную информацию, требующую от слушателя выполнения определенных действий под угрозой применения определенных санкций, при этом потребитель когда-то дал свое согласие источнику на применение этих санкций в оговоренных случаях.

19. Угроза.
Источник выдает потребителю информацию с альтернативой: либо выполнение потребителем определенных действий, либо – в случае отказа – применения к нему прямого насилия. (Так что безальтернативной угрозы не бывает.)

20. Психическое насилие (в частности оскорбление).
Источник дает информацию с целью нарушения нормального состояния психики потребителя. При навыке на оскорбления можно не реагировать.

21. Дезинформация.
Источник преподносит заведомо ложную информацию как истинную.

***
Возможно, какие-то виды информации я упустил из виду, какие-то понимаю не как все, но даже поверхностное представление об их разнообразии существенно сокращает число ошибочных оценок цели источника информации. Теперь, если вам предложат поверить в «чудо», вы, надеюсь, не преминете усомниться в добрых намерениях рассказчика: а не шарлатан ли перед вами? И наоборот, если вам указали на ошибку в работе, вы не воспримете это как унижение вашей личности. (Интересно, что в некоторых обществах – именно в таком я и живу – злой умысел в выдаче информации практически исключен.

После представленной выше простой классификации информации по основанию цели ее передачи мы без труда сможем ответить, например, на вопрос: в каких случаях свобода слова это хорошо, а в каких – плохо?

***
Итак, мы рассмотрели цели, которые может преследовать источник информации. Но не менее интересен и важен ответ на другой вопрос: для чего, с какой целью человек может добровольно, по собственной инициативе потреблять информацию (способ ее получения в свое распоряжение здесь не рассматривается)?

В начале главы краткий ответ на этот вопрос уже был дан. Попробуем его уточнить.

Если понимать информацию как управляющую микроэнергию, то нам следует посмотреть, чем она может управлять на последнем этапе СВОЕГО существования. И здесь я усматриваю две главных возможности.

Первая – это непреднамеренное управление эмоциями, их вызывание. Такую информацию можно назвать чувственной. Так, наше решение взять почитать художественную книгу не есть чувственная информация, а вот сама книга (содержащаяся в ней художественная информация) уже будет являться информацией чувственной. А чувства, возникающие при чтении книги, могут быть самыми разными. Но здесь важно вот что: отложили книгу – эмоции через некоторое время исчезли почти бесследно, т.е. чувственная информация свое предназначение выполнила. Однако если человек способен получать удовлетворение при повторном потреблении чувственной информации, то оригинальная копия этой информации может быть отправлена в хранилище (в частности, в память) до следующего востребования. Такую информацию я называю чувственной.

Во втором случае информация превращается в управляющее решение, в приказ (самому себе или кому-то другому) к выполнению определенных действий (физических или умственных, сиюминутных или будущих). Такую информацию я называю прагматической. После принятия решения прагматическая информация (необходимая для его принятия) свое предназначение выполнила – второй раз она уже не нужна. Впрочем, до принятия решения прагматическая информация может долгое время пролежать на «складе» – в памяти.

Можно, наверное, обнаружить и другие виды информации, но в подавляющем числе случаев достаточно хорошо различать вот эти два: чувственную и прагматическую (или управляющую).

Понимание двух основных потребительских свойств информации колоссальным образом повышает эффективность жизни. В самом деле, если предлагаемая нам информация не является ни желаемо чувственной, ни прагматически управляющей, то, скорее всего, она нам НЕ НУЖНА. Если чувственная информация вызывает во мне чувства, противоречащие моей нравственной системе ценностей или моим психофизиологическим потребностям, то я категорически от такой информации откажусь. Так, когда на экране телевизора появляется изображение комментатора Михаила Леонтьева, я немедленно переключаюсь на другую программу, ибо его комментарии с его безнравственной системой ценностей вызывает у меня чувство крайнего отвращения.

Понимание двух потребительских свойств информация помогает определить оптимальную пропорцию между ними: делу (деловой информации) – время, потехе (чувственной – в данном случае развлекательной – информации) – час. Трата на чисто чувственную информацию более часа в день ставит под угрозу задачу полноценной реализации своей жизни. Для меня чувственная информация – даже самая распрекрасная – это не «пища» (жизнь), это – всего лишь «приправа к пище» (к жизни). Человек, который все свое время проводит в чувственных созерцаниях, мало чего (если не ничего) дает миру, людям, своим детям.

Правда, есть одно интересное исключение из этого правила: существует прагматическая информация, которая доставляет высочайшее наслаждение. Это информация познавательная и особенно изобретательская. (Лично я в этом отношении нахожусь просто в привилегированном положении: я изобретаю в любом процессе мышления...)

Однако я еще раз напоминаю: это мое понимание потребительных свойств информации. Вы можете придерживаться иного взгляда на этот вопрос. Моя же задача – лишь показать вам различные виды информации. Я могу добавить, что мое понимание полезности информации помогло мне сэкономить массу времени, которое без этого могло быть потрачено впустую.

(2016)