Изабелла, Высоцкий...

Владимир Конюков
Изабелла,  Высоцкий…


Высоцкий и Ахмадулина, Леонид Филатов, Смоктуновский и Ободзинский из ХХ века. Объеденяющее это созвездие имён, великий поэт Пушкин.

История известных фамилий, история народов. Дальние родственники, религия…
 
Послесловие  ПЕРВОЕ  к двум книгам, выделенное мной в отдельный цикл, как эпилог:
1 – я. «Разгадка шифра двух NN Пушкина».
2 – я. «Разгадка тайны шифра Пушкина».


          Исследуя тему тайн Пушкина, получился коллаж из имён...
О Высоцком… Распространение фамилии  белорусско – польских гербовых кланов, родов, с 14 века. Ассимиляция с Запада на Восток в другие народы Империи. Он и Пушкин.
… Тайна золотого кольца – талисмана Александра Пушкина, четыре религии удачи его творчества – мусульманская, католическая, иудейская, православная.
          Поэтесса Белла Ахмадулина – итальянка и татарка, история итальянцев в России, Одессе. Невероятно! История народов Причерноморья и она в значении талисмана Пушкина.
Её отношение к гению.
          Сверх популярный певец, одессит Валерий Ободзинский, древняя родня и связь времён его предков  Причерноморья с мусульманской религией через этнос небольшого народа – абазины. Происхождение фамилии.
          Иннокентий Смоктуновский, фронтовик, актёр театра и кино, неожиданное дополнение к его известной биографии через беседы с ним в 70 – х годах прошлого столетия в Одессе. Древний род фамилии Смоктунович, прошедший родственными связями через старую белорусско - польскую кланово – гербовую родову, как и фамилия Высоцких.
          Леонид Алексеевич Филатов, мой знакомый. В 80 – х годах прошлого века, только актёр театра и кино и его Пушкин.
Знаменитый телесериал «Чтобы помнили», страницы о Высоцком, Смоктуновском.
Тайны веков, фамилий,  известных лиц…



Часть 1.

          Отрывок из моих мемуаров «Владимир Высоцкий, Владимир Макаров», сюжетом в сокращении достоин быть в этом рассказе…

           «Сказ в виде «байки» «ходил» молвой, затем исчез, вспоминается  возрастным народом.
В 60 – е годы, начинающая поэтесса Белла Ахмадулина, на поэтических выступлениях читала свои стихи. Часто выступала, женщин – поэтов единицы, среди поэтов – мужчин ей трибуну всегда давали. Много писала, сочиняла, созидала. Как начинающая, длинные тексты, несовершенные, не продуманные. Но уже был виден незаурядный талант.
К тому же, своебразная манера исполнения, когда читала, голова вверх, закатывала глаза и заунывный голос вдаль на одной ноте… в космос, в мирозданье… Разновидность шарма.
О своём личном только ей понятном, со словесными выкрутасами…
Слушатели вымученно дожидались…, хлопали.

           Молодой Высоцкий,
приколист, хохмач,  был далёк от организованной группы поэтов, да они его и не звали.
«Не чистокровный», то есть, песенник, не «чистый» поэт, с молвой приблатнённого пижона, но Володя посещал их «тусовки» и  высказался по Белле, были ровесниками, что не сказать - сказал, с присущей ему прямотой и откровенностью о её стиле  вирши читать.
           Сам не раз побывавший в спецлечебницах, видевший «контингент» в разных вариантах при манерах поведения. Что на кого она похожа и кого ему напоминает, стало известно народу, как обычно, переросло в слухи, сплетни, молву, насмешки. 
Его мнение было в компании, дальше, «только тебе одной», срочно сообщено Ахмадулиной. Естественная реакция, возмущение, обида, неприязнь.
          
           Со временем, говорят, простила,… но женская обида хуже… А если тайная?
Шушукания и сразу всплывает, кто первый вслух сказал? Он…
А её манеру читать стихи на публике, вспоминают до сих пор... отстранёно в высь, в небо…, в далёкое далёко.
           Изюминка этого случая в том, что Белла Ахмадулина тогда была абсолютно преданной советской власти девушкой из уважаемой семьи, отец зам. министра таможенной службы, о многом говорит. Мать, работник КГБ, кадровый офицер. И насмешки блатного Высоцкого над советской «ранговой» девушкой, норма для протестной личности в глазах его сторонников «против».

           Со временем этот конфуз мнения, обидных сравнений Высоцкого тщательно «замыливается» этими самыми сторонниками. Не из – за того, что поэтесса совершенствовалась и выдвинулась в известную личность. Просто в её текстах появились мотивы подтекста несогласия, возражения власти, элементы протеста. 
С точки зрения диссиденствующей части общества, верный кандидат в их сторонники.   
Так и случилось, позднее открыто поддерживала диссидентов, что было нежелательного для неё раньше, надо убрать, «зачистить».
           А когда выдвинулась в значащую фигуру
с решающим голосом в крыле «поэзия» «Союза писателей», народная молва сторонников «за» и «против», рассчитывала варианты взаимоотношений их обоих и мог ли этот казус  сказаться на отказ правдами и не правдами Высоцкому в членстве в «Союзе», остался вопросом.
По воспоминаниям их современников, на людях у них были сдержанные отношения.

           По истории, Высоцкий
не входил в «клуб» «шестидесятников», плеяду, со временем, известных  поэтов и писателей.
В последние годы в публикациях называли «шестидесятником», но…не признавали… блатного.
В том числе и поэты: А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, Б.Окуджава и другие. Плюс элита писателей того времени,  а он к концу 60 – х,  имел багаж стихов, стихов – песен намного лучше по качеству, чем большинство членов этого сообщества.     Жизнь показала,  стимул ему «отверженному», проявить себя, всё своё на магнитофонные плёнки, в «маглитературу»,  в народ.
           Оказался дальновидным, всё рассчитал, история событий, хроника времени подыграла.
 Поэты, «шестидесятники», часть его друзья, читали вирши в клубах, институтах, что – то печатали малыми тиражами,  а ОН плёнки, многокилометровыми тиражами, по огромному Союзу в каждый дом. «Магнитофонную литературу» каждой семье.
Себе, популярность -  «Гипертрофию риска!»…



Часть 2.

          Биографии известных литературных лиц по материалам инета и моего рассказа.

«Имя поэтессы, полученное при рождении, - Изабелла. Вот что она сама рассказывала о его появлении: "Моя мать в тридцатых годах была помешана на Испании. Она бабушку просила найти для новорожденной испанское имя. Но в Испании все-таки Изабель. Бабушка даже думала, что королеву называют Изабелла, а по-настоящему королеву называют Изабель. Но я рано спохватилась и сократила все это до Белла". Также она признавалась, что только Александр Твардовский называл ее Изабеллой Ахатовной».

«Происхождение Беллы Ахмадулиной было весьма специфическим. В ней объединились русская, татарская и итальянская кровь. Татарами были ее предки по линии отца, крупного таможенного начальника Ахата Валеевича… Итальянцы, обосновавшиеся в России, присутствовали в роду со стороны матери, майора КГБ Надежны Макаровны».

«Первые стихи Беллы Ахмадулиной появились в школьные годы. В 15 лет у неё уже прослеживался собственный стиль. Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». А через 2 года, в 1957-ом, поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда». Стихи посчитали слишком манерными и старомодными, не соответствующими духу советской эпохи.
… Легкие и изящные строки Ахмадулиной многие советские критики нашли "неактуальными", "пошлыми" и "банальными", но у читателей юная поэтесса завоевала огромную популярность».

Была критика собратьев – поэтов, затянутость повествования, сложные обороты текста,…(авт.)

«В 1962 году появился её дебютный поэтический сборник «Струна». Талант поэтессы был сразу же отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере, читала свои произведения. Её лёгкие, воздушные стихи имели колоссальный успех».
«… Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной».
«… Ия Саввина, озвучившая Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе, взяла именно «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила её за «подложенную свинью».

«Небольшой кинематографический опыт Ахмадулиной принес ей новую порцию народной любви. В 1964 году она сыграла, по сути, саму себя: в ленте Василия Шукшина "Живет такой парень" Белла Ахатовна исполнила роль молодой журналистки, вложив в образ весь свой опыт работы в "Литературной газете". Позже фильм был отмечен "Золотым львом" на Венецианском кинофестивале».
         
          Мой комментарий.
Внешний вид журналистки по фильму, мода 60 – х «битница». Высокая причёска, высокий пышный воротник джемпера - свитера. Можно посмотреть в инете кадры фильма с Ахмадулиной и составить впечатление.
Вне фильма, её выступления на поэтических вечерах того времени, на сцене она в похожих типах свитерах и причёсках, но иногда использовала в одежде национальные «фенечки».
Её стихи,

«Татарка девушка,
-----
О, сколько клиньев,
красных и сиреневых,
в себя включает
странный твой наряд.
Сплетенья маленьких монет серебряных
на шее твоей тоненькой горят!»                Фрагмент.

          Отступление в моду. Женская объёмная причёска «хала», нагромождение начёсанных волос, напомаженных, вложенные шиньоны...  Девушки невысокого роста смотрелись моделями.
Неудобства сохранить подольше причёску, спали, чуть  ли, не сидя. Чем не пожертвуешь ради внимания? Или название «улей», «Бабетта» - сложный начёсанный «буржуйский» шар, дамы, девушки,  шли на всё, нередко остерегаясь комсомольцев – дружинников. Те могли усмотреть стиляг и заставить смыть внаглую всё эту «заграницу», окуная в таз с водой или засунув под кран.  Не одна история 60 – х помнила зарёванных модниц…

          Авторское примечание. Мода, «битница» 60 – х, одежда: длинная зауженная к низу юбка и обязательно свитер – «пухлый» воротник. Смотрелся у обладательницы с длинной шеей. Из – за узкой юбки менялась походка, «семенящий» шаг.

          Разъяснение жаргонного слова из определения явления «бит»,… «битница».
«Бит-поколе;ние, «Разби;тое поколе;ние» -  название группы американских авторов, работавших над прозой и поэзией. Бит-поколение оказывало влияние на культурное сознание своих современников с середины 1940-х годов и завоевало признание в конце 1950-х гг. Современные литературные критики рассматривают бит-поколение в различных ипостасях: в качестве писателей-экзистенциалистов, безнравственных личностей, романтиков, аполитичных людей и представителей богемы; или символа революции американских нравов».
«В отличие от «поколения», термин «битник» появился только в 1958 году, журналист газеты «San Francisco Chronicle» Герб Каэн в выпуске от 2 апреля добавил к слову «beat», которое на сленге джазовых музыкантов 40-х означало нищету и отчаяние, русский суффикс «-ник» из названия советского «Спутника-1», запущенного за полгода до этого.
«Я придумал слово „битник“ просто потому, что русский „Спутник“ тогда летал, и слово выскочило само».

          Необходимое пояснение. Советские поэты и писатели 60 – х взяли от «битников», в основном, только моду. Мужская: тёмные плащи, шляпы, чёрные водолазки, береты, чёрные очки, лакированная обувь.  Шарм, «косить» под угрюмый взгляд – потерянный…, в плаще с высоким воротником.
Обе половины человеческие советского общества, быстро среагировали на моду «битников» - свободная любовь художника. Не миновала скандалов, молвы, слухов и Изабелла, была замужем за писателем Юрием Нагибиным, повод к разводу случился из – за моды на эту самую «свободную» любовь...

«В 1959, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала самое известное своё стихотворение «По улице моей который год…». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

«По улице моей который год
 звучат шаги — мои друзья уходят.
 -----
Запущены моих друзей дела,
 нет в их домах ни музыки, ни пенья,
 и лишь, как прежде, девочки Дега
 голубенькие оправляют перья.
-----
 Ну что ж…
 К предательству таинственная страсть,
 друзья мои, туманит ваши очи…
-----
 Даруй мне тишь твоих библиотек,
 твоих концертов строгие мотивы,
 и — мудрая — я позабуду тех,
 кто умерли или доселе живы…
-----
 И вот тогда — из слез, из темноты,
 из бедного невежества былого
 друзей моих прекрасные черты
 появятся и растворятся снова».                Фрагмент.

«Бе;лла (Изабе;лла) Аха;товна Ахмаду;лина (тат. Белла ;х;т кызы ;хм;дуллина, Bella ;x;t q;z; ;xm;dullina; 10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино) — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР».

          Мемуары, к моей теме исследований тайн Пушкина, итальянцы в России, итальянцы в Одессе и послесловие...
Фамилия Ахмадулина, её итальянские корни..

«Моя родословная», автобиографическая поэма, фрагмент.
-----
«Читатель милый, поиграй со мной!
Мы два столетья вспомним в этих играх.
Представь себе: стоит к тебе спиной
мой дальний предок…
-----
Ах, итальянка, девочка, пра-пра-
прабабушка! Неправедны, да правы
поправшие все правила добра,
любви твоей, проступки и забавы…»

          Талисман – кольцо поэта Пушкина, его назначение и скрытый смысл. Поэтесса Белла Ахмадулина, корни родовой к далёким предкам – итальянцам, зашедшими и поселившихся в Причерноморье, затем, со временем, расселившиеся по всей, сначала,  Российской Империи, после, но уже потомки, по землям Советского Союза.

«Мне вручила талисман
                … говорила:
  Сохрани мой талисман:
  В нем таинственная сила!»
Золотое кольцо Пушкина с камнем сердолик, это символ истории итальянцев Причерноморья.
 Католики – итальянцы  генуэзские,
 мусульмане – «татаризация» итальянцев,
 иудеи - караимы  –  (смешение?) религий  и результат… поглощение начал.
… В слове  ТАЛИСМАН,  в значении греческого слова,  «греческая вера» - Новый Завет, основная его (Пушкина) вера христианина – православная.
      Всего  четыре и литературные веры, католическая, мусульманская, иудейская, православная. Все они присутствуют в его творчестве в жанрах комедии, трагедии или счастливо заканчивались…»
         
          Связь веков, времён, истории, талантов.
Кумир поэтов Пушкин Александр Сергеевич и Изабелла из ХХ века.
… Талисман поэтессы – её талант, к Белле Ахатовне Ахмадулиной судьба была благосклонной…, к творческой и личной…



Часть 3. «Шестидесятники».

          Инет, справка.
«Термин «шестидесятники» прижился после того, как в журнале «Юность» в 1960, была напечатана одноимённая статья критика Станислава Рассадина. Автор позже критически отзывался о распространившемся слове:
…само понятие «шестидесятник» заболтано, обессмыслено, да и с самого начала не имело поколенческого смысла, являясь приблизительным псевдонимом времени. (Признаю вполне самокритически — как автор статьи «Шестидесятники», напечатанной буквально за несколько дней до наступления самих 1960-х, в декабре 1960 года.)».

«В советских республиках и странах соцлагеря «шестидесятниками» называют свои поколенческие субкультуры… Вместе с тем, «шестидесятниками» часто называют ряд зарубежных представителей «поколения 1960-х», эпохи хиппи, The Beatles, рок-н-ролла, психоделиков, сексуальной революции, «новых левых», «движения за гражданские права» и студенческих волнений 1968 года (см. английскую статью Википедии). Это, конечно, совершенно другое историческое явление: так, советские шестидесятники чувствовали гораздо большее родство с битниками, предшествовавшими поколению хиппи. Однако, занятно, что в совершенно разных контекстах возникли эмоционально перекликающиеся феномены с общим названием».

«Некоторые представители поколения со временем стали относиться к термину иронически. Так, Андрей Битов пишет: «…я шестидесятник лишь потому, что мне за шестьдесят; мои первые дети родились в шестидесятые, и Ленинград находится на шестидесятой параллели». А Василий Аксёнов в рассказе «Три шинели и нос» вообще называет себя «пятидесятником». Со временем термин приобрёл и негативную коннотацию».               
                Из Википедии.

          «Шестидесятниками» до распада Союза всегда называли ПОЭТОВ, иногда, если не редко отдельных писателей конца 50 – х и всё десятилетие 60 – х.
С начала 90 – х прошлого века в стране случились очередные перемены, не стало СССР и появилось движение, организованное новыми СМИ – поиск, так кто же был «ПРОТИВ», кто эти люди, что помогали разваливать строй, государственную систему сэсээровской империи.
Возник риторический вывод, кого бы назвать «шестидесятником», а он «против» системы?!
Советские «шестидесятники», как у Битова, поэты и писатели, читающие свои произведения на советскую тему, с таким термином названия не устраивали в начале 90 – х новоявленных «демократов» и постепенно до нынешних справочников дошло понятие «шестидесятники», те, кто помог рухнуть Союзу и… определение Рассадина, «заболтано», насмерть понятие...

Негативная коннотация, по определению энциклопедий. Что за термин вычурный незнакомый?

«Коннотация - дополнительное, сопутствующее значение языковой единицы. Коннотация включает семантические или стилистические элементы, определённым образом связанные с основным значением и накладывающиеся на него. Коннотация служит для выражения экспрессивно-эмоциональных и оценочных оттенков высказывания».          Справочник.

Определение грубо, поставить с ног на голову, увести утверждение от истины и понятие «шестидесятники».

          Высоцкий о своих первых песнях говорил: "Я давно пишу, с восьми лет, – всякие вирши, детские стихи про салют писал. А потом, когда был немножко постарше, писал пародии всевозможные, среди них были и стилизации под блатные песни, что до сих пор и расхлёбываю. Я писал эти песни и от них никогда не отказываюсь. Они принесли мне какую-то пользу в смысле поиска формы, простоты языка, лексики… Были ко мне такие претензии, что – вульгарная манера исполнения. Да ерунда всё это!»   
Из – за этой ерунды, манера под блатных, «вольный» стиль и некоторое вульгарное содержание текстов он был только знаком с тем же составом поэтической группы, что «гремела» с дня поэзии в Политехническом музее столицы, а это начало 60 - х. Их «правильная» поэзия и они сторонились блатного и «полублатного» Высоцкого. А у него были и «чистые» агрессивно – патриотические советские  строки, например,

 «Войны и голодухи натерпелися мы всласть,
                …  кончилось их время.

 А если кто-то где-нибудь надеется на что,
 Так мы тому заметим между прочим:
 Обратно ваше время не вернется ни за что -
 Мы как-нибудь об этом похлопочем.

 Нам вовсе не ко времени вся временная власть -
 Отныне власть советская над всеми.
 Которые тут временные, - слазь! А ну-ка слазь!
 Кончилось ваше время!»                1965 год, фрагмент.

          … Аксёнов Василий Павлович, с конца 50 - х заявил себя писателем.
Профессиональный литератор. Повесть «Коллеги» (написана в 1959 году; одноимённая пьеса совместно с Ю. Стабовым, 1961; одноимённый фильм, 1962), романы «Звёздный билет» (написан в 1961 году; по нему снят фильм «Мой младший брат», 1962), повесть «Апельсины из Марокко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966) – только часть созданного.
В 1960-х годах произведения В. Аксёнова часто печатаются в журнале «Юность». В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала.  Начало его творческих, 60 – х.

Вернувшись после распада страны из – за «бугра», охотно давал различные интервью, делился воспоминаниями. Говорил, «шестидесятником» не был, скорее, «пятидесятником». Был стилягой! Пускался в рассуждения, что стиляги – это первые диссиденты.
          В начале 60 – х, после громкого успеха публикаций в журнале «Юность» рассказов о молодёжи, в составе группы комсомольцев, по линии комсомола, был командирован в Болгарию. Республика в народе считалась 16 - й союзной, как родная. По прилёту, через некоторое время, их встретил болгарский комсомольский патруль – дружинники. Там так же, как в Союзе, была объявлена непримиримая война стилягам.
Вася вовсю стиляжил, укороченные брюки – дудочки в обтяжку, ярко – жёлтые носки из – под башмаков на платформах, яркая «штатовская» рубашка с пальмами и обезьянами. Причёска, «набриолиненные» длинные патлатые волосы… Он был предупреждён, возникнут проблемы. Не поверил, был знаменитостью… не посмеют.
Болгарские дружинники - комсомольцы подхватили под руки знаменитость и потащили стричь, приводить в порядок, окунать в тазик. В то время нормы общежития и требования в дружественной социалистической стране были на высоком уровне, мораль и нравственность была на должном уровне.
Молодой писатель не на шутку был напуган, истошно кричал: «Я – советский, я – тоже советский!»
История гуляла по всем странам социалистического содружества десятилетия, поэтому Аксёнов вынужден был её рассказывать и сам… Не в такой, конечно, редакции, «смущался»… иногда.

          …Бела Ахмадулина, её строки из стихотворения, «К предательству таинственная страсть».
Аксёнов взял в название свой последней книги фразу и озаглавил «Таинственная страсть».

          Что пишут об этом, о чём судачит литературная элита вот уже 10 лет со дня написания?
Тексты, фразы из всемирной сети литераторов, критиков, журналистов разных СМИ.

«Евгений Евтушенко назвал все написанное клеветой, а семья Роберта Рождественского вообще отредактировала текст романа, убрав из него несколько глав, что вызвало гнев друзей Аксенова…»
«Аксенов же словно бил наотмашь, обнажал самые неприглядные черты характеров Евтушенко, Ахмадулиной, Высоцкого, превращая их в карикатуры на самих себя».

«Василий Аксёнов в своём последнем романе вовсе не сводит счёты с друзьями…, а с присущем ему напором и образной символикой припечатывает «предательство» и «предателей» эпохи шестидесятничества, видя в этом глубинные причины раскола дружества, крушения испорченного духовного конгломерата. Вот о чём роман!»

Чудное слово -  конгломерат, народ понимает, как всегда, наоборот, а то и переводит во взаимно исключающие истину слухи, как о Высоцком, в романе «Скажи изюм».
 «… Владимиру Высоцкому поставили памятник.
 ВРЕМЯ  ПРОШЛО…
 Всё смыто… поползли слухи…» 
Это ли не сведение счётов с «друзьями» от… зависти? Семёнычу всё равно, он спит, а нам…? По Аксёнову, его время прошло, «всё смыто», можно и забыть.

          Другая история, как будто с «друзьями» в кавычках, к месту в моём этом послесловии о тайнах Пушкина. Князь Вяземский Пётр Андреевич, навязанный литературными мистификаторами гению мировой поэзии «другом»…
Чуть ли не испуская дух, лёжа на смертном одре в конце жизни, показал истинное лицо, заодно отношение к Пушкину, заявляя: в Российской империи исторические лица страны,
 «Пётр I,  Ломоносов,  Суворов.
 В литературе о Пушкине – «… оригинальное дарование»…
 И…  всё.
 Усреднённое…, правда, оригинальное -  ОНО!»
А всё от зависти,
не его называли Первым поэтом царства, государева двора…, мировым  ГЕНИЕМ  поэзии !

          ХIХ и ХХ  века объединяет эта самая литературная коннотация, экспрессивно – эмоциональная оценка людей в поступках по отношению к своим друзьям, в кавычках или без них.
 Это ли не настоящая коннотация умышленно изменённого понятия «шестидесятники» в угоду времени, искусственного значения  НАДО, чтобы было явление молодёжи «ПРОТИВ»  своей страны в 60 – х годах ХХ нашего века.

          А на самом деле!
Кто же были, эти весёлые «шестидесятники»?
Оптимисты, романтики, ищущие новые формы в сложении слога от событий, жизненных перемен в стране, энтузиазма возведения строек, энергии молодых и поиск приключений.
«Нам стих и песня жить помогает»  –  изменённый девиз молодёжи того времени.
Бум, в каждом городе, посёлке, деревне, около любых памятников героям, в том числе, поэтам, писателям, после учёбы, работы собиралась молодёжь и читали стихи… Читали и читали, было, как и мода.
 Свои, известных писателей, разыгрывали драматургические сценки, но всё больше декламировали наизусть любимых поэтов.
Каждый юноша и девушка имел, вёл, дневник. Искал, записывал стихи, песни полюбившихся авторов. Толстые тетрадки с текстами раскрашивали рисунками, девочки имели потайную страничку своих посвящений. Тетрадки друг у друга крали, слёзы, ревность, примирение сторон и снова…, читали и читали, декламировали стихи: в школах, классах, на уроках, переменах, на улицах, скверах, в домах и подъездах, зимой и летом, весной и осенью в любую погоду.

          Осталось художественное кино тех лет, кинохроника романтической жизни столицы…
Вечера поэзии в Политехническом музее.
Молодой Евгений Евтушенко эмоционально читает свои стихи под периодические овации молодёжи,
«Как высший суд мой коммунистический
Живёт товарищ политехнический…»
          Агрессивно – ироничный стиль юного Андрея Вознесенского,
«Всё кончено, всё начато
Ай – да! В кино!»
          Сдержанно, серьёзно, душевно, 30 - летняя Римма Казакова,
«Мы молоды,
Мы смотрим строго, пристально…»
          Роберт Рождественский от сердца,
«Я… Ненавижу щенячий восторг…
--- Считаю личной обидой
Бледнорозовый оптимизм…»
          Возрастной оптимист Михаил Светлов под бурные аплодисменты зала,
«Я приказываю – не стареть…
… Мы с рождения непобедимы,
Мы – советские старики…»
          Булат Окуджава.
«… не для меня земля сырая,
а для меня - твои тревоги
 и добрый мир твоих забот…».

          Изабелла Ахмадулина читает свою знаменитую поэму о Пушкине, Лермонтове, о себе.
Напористо, по – мужски, грудь вперёд... Изменив манеру, она на дуэли, она секундант.
Арбитр, судья, рассуждает, она адвокат – защитник. Обвиняет…
Страдает за судьбу поэтов, она в чувственном порыве.

«Дуэль»

 И снова, как огни мартенов,
 Огни грозы над головой...
 Так кто же победил: Мартынов
 Иль Лермонтов в дуэли той?
 Дантес иль Пушкин? Кто там первый?
 Кто выиграл и встал с земли?
 Кого дорогой этой белой
 На чёрных санках повезли?
 Но как же так! По всем приметам
 Другой там выиграл, другой,
 Не тот, кто на снегу примятом
 Лежал курчавой головой!
 Что делать, если в схватке дикой
 Всегда дурак был на виду,
 Меж тем как человек великий,
 Как мальчик, попадал в беду...
 Чем я утешу пораженных
 Ничтожным превосходством зла,
 Осмеянных и отчуждённых
 Поэтов, погибавших зря?
 Я так скажу: на самом деле

 Давным-давно, который год,
 Забыли мы и проглядели
 Что всё идёт наоборот:
 Мартынов пал под той горою,
 Он был наказан тяжело,
 А воронье ночной порою
 Его терзало и несло.
 А Лермонтов зато сначала
 Всё начинал и гнал коня,
 И женщина ему кричала:
 «Люби меня! Люби меня!»
 Дантес лежал среди сугроба,
 Подняться не умел с земли,

 А мимо медленно, сурово,
 Не оглянувшись, люди шли.
 Он умер или жив остался-
 Никто того не различал,
 А Пушкин пил вино, смеялся,
 Друзей встречал, озорничал.
 Стихи писал, не знал печали,
 Дела его прекрасно шли,
 И поводила всё плечами
 И улыбалась Натали.
 Для их спасения навечно
 Порядок этот утвержден.
 И торжествующий невежда
 Приговорён и осужден.                1962 год.

Зал встал, гром аплодисментов! … «ШЕСТИДЕСЯТНИКАМ»…


 

На  СТИХИ  и  ПРОЗА.