Кафе Голубая лира

Илья Розенфельд
               



ф                КАФЕ  «ГОЛУБАЯ  ЛИРА»
                Действие происходит в наши дни
               


               
                Действующие  лица:

М у ж ч  и н а  лет  30
Ж е н щ и н а  лет 25
Н е м о л о д а я    ж е н щ и н а   худощавая,  лет  55  интеллигентного  вида, хорошо одета 

                К а р т и н а  первая

Вся сцена в темноте, лишь слабо горят огни рампы. Вспыхивает свет в правой половине сцены (левая по=прежнему в темноте). Это домашний кабинет, слева стол с включенным компьютером, настольная лампа с уютным зеленым абажуром, книжный шкаф, на стене 2-3 картины, на полу цветной круглый коврик. Темное вечернее окно, шторы.  У стола перед монитором  сидит в кресле М у ж ч и н а   и, поглядывая на экран, что-то выписывает. Тихо звучит музыка.  М у ж ч и н а   кладет ручку, устало откидывается на спинку кресла, разминает плечи и  смотрит на часы. Восемь вечера. Включает музыку. Это первая часть Пятой симфонии Бетховена – так Судьба стучит в дверь человека.
Вспыхивает  свет  в левой половине сцены. Это уютная комната молодой женщины. Слева трюмо с зеркалом, над ним бра с матовыми плафонами, перед трюмо удобное мягкое кресло. У стены столик с компьютером,  рядом  одежный шкаф. На диване лежит молодая  Ж е н щ и н а. Она в стеганом розовом халатике с книгой в руке, в изголовье  изящная лампочка. Над диваном книжная полка. На полу коврик. Звучит тихая музыка - это фортепианный концерт Эдварда Грига. Ж е н щ и н а   откладывает книгу, берет мобильный телефон и набирает номер.
М у ж ч и н а (устало). Восемь. На сегодня хватит, завтра окончу. Второй вечер убил впустую. Выжду еще полчаса, а потом, пожалуй, куда-нибудь поеду (поднимается). М-да, от себя я и сам такого не ожидал. Поделом тебе, Вадим Строгов. Попался, как пацан. 
 Звучит музыкальный  вызов  мобильного  телефона.  М у ж ч и н а берет лежащий на столе телефон.
 М у ж ч и н в (снова садится).  Алло? Я слушаю.
Ж е н щ и н а. Вадим?
М у ж ч и н а:  Я.
Ж е н щ и н а: Вадим, привет. Ну так как, завтра мы сходим на выставку цветов? Ты не забыл? 
М у ж ч и н  а:  Простите, кто это говорит?  Я что-то не пойму.
Ж е н щ и н а. Вадим, ты что, забыл? Мы же вчера договорились.
М у ж ч и н а. Извините, вы что-то путаете. Мы с вами ни о чем не договаривались.
Ж е н щ и  н а. Вадим, да ты что? Заболел? Простужен? И голос у тебя будто сел.
М у ж ч и н а. Еще раз извините, но я не простужен. И голос у меня не сел. Просто у меня такой голос. А вот ваш голос  я не узнаю. Вы кто?
Ж е н щ  и н а. О, боже!  Вадим, что с тобой?  Ведь мы с тобою лишь вчера виделись.
М у ж ч и н а. Боюсь, что тут какое-то недоразумение. Мы с вами никогда не виделись и о выставке  цветов я слышу впервые. 
Ж е н щ и н а. Ничего не понимаю…Но я говорю с Вадимом?
М у ж ч и н а. Да, я  Вадим, фамилия моя Строгов, и что?
Ж е н щ и  н а. Господи, извините, я не туда попала.
М у ж ч и н а. Вероятно. Но очень интересно, что вы попали именно на Вадима. У вас приятный голос. Не отключайтесь, давайте обсудим это совпадение. Вы верите в подобные  случайности? А если это перст судьбы? 
Ж е н щ и н а (смеется). Вы, наверное, большой шутник. Я  о таком даже не думала. А вы сами в такое верите?
М у ж ч и н а. Не только верю, но даже убедился. Может быть, смогу убедиться еще раз.   
Ж е н щ и н а. Вы говорите какими-то загадками. На что вы намекаете?
М у ж ч и н а. Я ни на что не намекаю. Я сказал, что к любым кажущимся случайностям   нужно относиться серьезно. Они происходят в жизни каждого человека, притом почти ежедневно, но он их не замечает и чаще всего воспринимает как данность промелькнувшего  момента и последствий не видит. А на самом деле это чаще всего не так. 
Ж е н щ и н а. То есть, вы хотите сказать, что иногда якобы случайность в действительности вовсе  не случайна?
М у ж ч и н а. Можно сказать и так. Мы не можем предвидеть, какую цепочку событий  может вызвать даже самая мелкая случайность. Вот недавно я нашел на улице новенькую купюру в пять гривен, сунул ее в карман плаща и тут же о ней забыл. А через несколько дней она мне пригодилась. Французский философ XVIII века Вольтер считал, что случайностей вообще не существует, они либо испытание, либо награда, либо предвестие.
Ж е н щ и н а. Предвестие?  Неужели  это так? А  у вас уже бывали подобные случаи?
М у ж ч и н а. Да, бывали. Вернее, был один, главный, который определил всю мою нынешнюю  жизнь. И этим изменил мое отношение к кажущимся случайностям.
Ж е н щ и н а. То есть, вы допускаете, что мой ошибочный случайный звонок к вам тоже не вполне случайность?
М у ж ч и н а. Этого никто знать не может. Но это не исключено.
Ж е н щ и н а. Я никогда о таком не задумывалась. Конечно, и в моей жизни бывали всякие случайные происшествия и встречи, но я никогда не придавала им значения (смеется). Когда-то, еще в школе на выпускном экзамене по математике я не могла решить ни примера, ни задачи. И смирилась с заслуженной двойкой. И вдруг к моим ногам вспорхнул исписанный листок, который обронил мальчик из соседнего ряда. Я, конечно, листок подхватила. Это был черновик и, вообразите, он оказался моим вариантом. Я быстренько его переписала и получила пятерку. Конечно, для  меня эта была счастливая случайность. А мальчик из-за несданного черновика получил лишь четверку, хотя был прекрасным математиком.   
М у ж ч и н а. Вот видите,  для него это оказалось неприятной случайностью.
Ж е н щ и н а. Конечно. Но мне всё это серьезным тогда это не показалось. А у вас, по вашим словам, случайность оказалась чем-то очень важным.  Да?
М у ж ч и н а. Да, именно так. Об это сказано даже в Ветхом Завете, в книге Екклезиаста.  Вы читали эту книгу?
Ж е н щ и н а. К моему  стыду, нет.
М у ж ч и н а. Еще не поздно, почитайте. Это концентрат мудрости, всем людями и на все века. Там о случайности в жизни людей уже сказано. Я вам этот стих кратко перескажу, по памяти. Вот послушайте: не проворным достается успешный бег, не мудрым хлеб и не храбрым победа, но время и случай для всех их. Слышите? Время и случай! Вот вам и ответ на ваш  вопрос.
Ж е н щ и н а. Боже, как это интересно. Может, вы расскажете мне о вашей важной в жизни случайности?
М у ж ч и н а. Ну, что ж. Хотя мы с вами еще даже не знакомы. К тому же это долгий рассказ. Кроме того, вам нужен другой Вадим, с которым завтра вы хотите пойти на выставку цветов. Но сейчас вы никуда не торопитесь?
Ж е н щ и н а. Никуда. С цветами я еще успею. Вы меня заинтриговали. Ну, так как, расскажете?
М у ж ч  и н а. Хорошо. Но прежде всё же давайте познакомимся. Как вас зовут?
Ж е н щ  и н а.  Я  Кристина. Это редкое имя. 
М у ж ч и н а ( с непонятным волнением). Что? Как вы сказали?  Редкое имя? Да?
Ж е н щ и н а. Да. А что? Имя действительно не очень частое. Даже, можно сказать, редкое. Я, например, знаю всего лишь еще одну Кристину. Но вообще-то оно самое простое, народное, происходит от славянского Христина, скорее, даже от Христи. По правде сказать, я свое имя недолюбливаю, но так уже оно мне дано, и менять его я не собираюсь.  Мои друзья из Америки зовут меня гораздо лучше, коротко, Крис.  А вот в Израиле меня звали ласково Христинка.      
М у ж ч и н а  (растерянно). Нет, нет, дело не в  самом  этом имени.  Дело в другом…это  очень  странно…Но  оставим  эту тему.    
Ж е н щ  и н а. Нет, нет, давайте продолжим.  Я хочу понять, мне стало интересно.
М у ж ч и н а. Вы любопытны, как все женщины. Тогда, если времени вам не жаль, я  расскажу. Настраивайтесь на долгий рассказ.
Ж е н щ  и н а. Уже настроилась. И жду с нетерпением.
М у ж ч и на. Это произошло, когда я окончил университет, факультет математики. Это было далеко отсюда, в большом городе за Уралом. Я там родился, вырос, учился и уезжать оттуда не собирался. На руках у меня уже был диплом, но найти интересную работу мне не удавалось. Вначале мне предложили остаться на кафедре ассистентом, но я подумал и отказался. Это был путь очень долгий, скучный и однообразный, к старости, возможно, я стал бы доцентом, а то и профессором. Временно я устроился учителем математики в старших классах школы и продолжал поиски работы. Но педагогического дара у меня не оказалось, мои балбесы были ненамного младше меня, они шумели, буянили, математику учить не желали, в общем, оттуда я тоже ушел, и вот тогда…
Ж е н щ и н а. Простите, что я вас перебиваю. Не сердитесь, но этих ваших, как вы говорите, балбесов, я  очень хорошо понимаю. По-моему, это ужасно скучно, все эти иксы, игреки, какие-то бассейны, из которых что-то вечно куда-то выливается, эти поезда из города А в город Б.  Не обижайтесь, мне вспомнилось это  попутно.
М у ж ч и н а. Ну, что вы. Я ничуть не обижаюсь. Это типично школярская точка зрения, особенно, нерадивого ученика. Просто вы ничего не знаете о математике. Это не школьные задачки с иксами-игреками, о которых вам вспомнилось,  это  собый и ни на что не похожий огромный, таинственный и непостижимый мир. Мир абстракций, бесконечных многомерных пространств, вообразить которые невозможно. А его строгость, стройность, необъятность и  даже загадочность без  душевного трепета ощутить нельзя.
Ж е н щ и н а. Как вдохновенно вы об этом говорите…Прямо как поэт. Никогда ничего подобного я не слышала. То, что вы говорите о математике, похоже на музыку.
М у ж ч и н а. В какой-то мере да. Как и музыка, математика абстрактна, она не имеет  материальной формы. Ноты закрыты - и музыки нет. Пройдут годы, десятилетия, века, нотная бумага истлеет, но без человека написанное так и не зазвучит. И всё же. Ведь музыка была написана, значит, она уже вызвана из хаоса небытия фантазией композитора, значит, она существует. Но где? В каких-то недоступных человеку сферах? Так и математика. Она бесшумна и физически бесформенна, но ее законы вечны и от людей не зависят. Открываются они лишь при прикосновении человека. И тогда за простыми знаками и цифрами распахиваются двери в нечто грандиозное, необозримое, вечно существующее и постигаемое лишь разумом человека. Истинная математика – это постоянные и неутолимые попытки постижения, это не арифметический подсчет расхода воды в каких-то бассейнах. Так что давайте спустимся с небес на землю. Ведь вы хотели  поговорить о случайностях?
Ж е н щ и н а. Очень!
М у ж ч и н а. Тогда я продолжу. Итак, из школы я ушел. И никаких вариантов устройства у меня не просматривалось. А жить-то ведь как-то надо было. И я уже подумывал вообще переменить специальность, забыть о математике и уйти, скажем, в торговлю, устроиться продавцом на рынке и просто хорошо и бездумно жить. В общем, я пал духом и затосковал.  Единственное, что в те дни хоть как-то выручало меня, отвлекало, это книги. Чтение. Почему-то мне вдруг захотелось познакомиться с давно забытыми писателями, имена которых я хоть и слышал, но ничего не читал. И вот, вообразите, я сижу в читальном зале городской библиотеки и жду выписанного из книгохранилища когда-то нашумевшего романа «Санин» известного в XIX веке писателя Михаила Арцыбашева. 
Ж е н щ и н а. Извините, я опять вас перебиваю. Об Арцыбашеве я слышала. Мне говорили, что в его сочинениях была почти порнография, а книги его были строго запрещены для чтения гимназистам  России. Но они, наверное, все же их читали. Как вы думаете?
М у ж ч и н а. Да, верно, гимназистам они были запрещены. Конечно, кое-кто, вероятно, их читал, но в те времена нравственная дисциплина была гораздо выше. Гимназистам запрещалось ходить в театры, и большинство этому подчинялось. Но с точки зрения сегодняшнего дня сочинения Арцыбашева - это лишь легкая эротика для теперешних детей среднего школьного возраста. Но дело не в Арцыбашеве. Я продолжу. Итак, сижу я в читальном зале городской библиотеки, жду книгу и механически листаю кем-то забытый старый номер журнала «Наука и жизнь». И вдруг…не верю своим глазам! Большая научная статья, притом, по математической теме. которая меня интересовала еще в университете, а автор её - какой-то доктор наук Вадим Строгов. И отчество тоже совпадает. То есть полный мой тезка. Чудеса! Меня будто током пронзило. Будто этим мне дан какой-то тайный знак. Всю ночь я не спал, горел, утром разузнал адрес института, в котором работал автор этой статьи и написал ему длинное взволнованное письмо, в котором рассказал о себе. Зачем – объяснить не могу даже сейчас. Отправил, потом остыл и забыл. И вот, вообразите, дней через десять мне неожиданно приходит очень любезный ответ. С приглашением приехать. Я был ошеломлен, я не был готов к такому повороту событий, но собрался и уехал, ни на что не рассчитывая. Мы познакомились. Автору статьи было тогда уже прилично за семьдесят. Он радушно меня принял, мы посмеялись такому полному совпадению имен, специальностей и научных интересов, и он в этом институте меня оставил. И через два года я там защитил кандидатскую. Это уже потом болтали, будто я его родственник или даже незаконный сын. Вот так я и оказался в вашем, а теперь и моем городе. Так всё же - что это было? Случайность? А не заинтересовался бы я Арцыбашевым, не окажись я в библиотеке в тот день и час, не забыл бы кто-то этот старый журнал, я ничего  так и не знал бы о моем тезке и этом институте. И не оказался бы я в этом городе, и вся моя жизнь сложилась бы совсем иначе. И не было бы нашего с вами этого разговора. Так что всё это? Случайность? А этот ваш ошибочный телефонный звонок – тоже просто случайность? Или нам с вами так записано?
Ж е н щ и н а.  Как это записано?  Я не понимаю. Что, где, кем записано?
М у ж ч и н а. Кем-то неведомым. Судьбой с большой буквы. Слова эти из Ветхого Завета. Я просто упомянул о них, об этих грозных и усмиряющих людскую гордыню словах. Они предупреждают нас, что в Книге Его уже записаны все дни, для нас предназначенные.  Даже те, которые еще не наступили.
Ж е н щ и н а. Господи, как это страшно. От этих слов просто морозит. Я их никогда не слышала. Неужели это правда? Значит, от нас ничего не зависит? Всё уже задано? А я ничего этого не знала, живу себе, плыву по течению.
М у ж ч и н а. Да, и всё же это не совсем так. Человеку задан лишь вектор его жизненного пути. Но на этом пути у него бывает выбор. Иногда он оказывается на распутье, и перед ним лежат варианты - продолжать идти прямо, свернуть влево или направо. Это так называемая точка бифуркации. То есть мгновение, когда волевым усилием человек еще может скорректировать направление  потока своей жизни.   
Ж е н щ и н а. А у вас  такое было?
М у ж ч и н а.  Да, было. В те дни, о которых я вам уже рассказал. Когда я получил приглашение приехать от своего тезки. Все мои домашние – мать ,отец, сестра и даже друзья - все меня отговаривали, были категорически против. Ведь это было очень далеко, в чужих краях, где у меня не было ни одного знакомого человека. К тому же я с болью в сердце оставлял свою девушку. Но я принял решение и сделал выбор. И уехал. Это была точка бифуркации в моей жизни. Если бы я тогда так не поступил, то вся моя жизнь сложилась бы совсем иначе. Хуже или лучше – не знаю. Это было сочетание случайности с моим выбором.  Хотя нельзя исключать, что, возможно, именно это и было записано мне в той Книге, о которой мы говорили? Кто это может знать ? Ведь мы думаем, что от нас  тоже что-то  зависит. Хотя  что это сулит нам в будущем, предвидеть мы не  можем.
Ж е н щ и н а. То есть, мы делаем выбор вслепую?
М у ж ч и н а. Чаще всего, да. И исправить потом, если выбор оказался неудачным, как правило, уже не удается. Когда-то, не помню где, я прочитал  краткие строки о человеке, который был недоволен своей жизнью и выпросил у Бога вторую. И как он ни старался, но всё у него  повторилось.   
Ж е н щ и н а. Господи, до чего это интересно. И даже как-то жутковато. Я никогда ни о чем подобном не задумывалась. Ну, а второй случай в вашей жизни? Вы как-то о нем лишь коротко намекнули, но не рассказали. Что это было?
М у ж ч и н а.  О нём говорить рано, это еще в тумане. Вот мы с вами закончим этот разговор и отключим телефоны. Завтра вы пойдете с моим тезкой на выставку цветов и об этом разговоре вообще забудете. И мы снова потеряемся в этом огромном мире.
Ж е н щ и н  а. А вы допускаете, что мы с вами нашли  друг друга?
М у ж ч и н а. Кто это знает? Никто этого знать не может. Вспомните фильм Рязанова «Ирония судьбы или с Легким паром»? Нелепая, глупая поездка, случайное совпадение адресов - и в итоге  осознание героями  найденных  своих  половинок. 
Ж е н щ и н а. Половинок? Что за половинок? Я не понимаю. О каких половинках вы говорите?
М у ж ч и н а. Это из старой индийской легенды. Будто бы Будда вначале сотворил людей в виде двух половинок. Это было единое целое. Во всех смыслах и на всю их жизнь. Но уже вскоре он увидел непослушание, дерзость и склонность ко греху созданных им людей, он страшно рассердился, снова разделил их, половинки перемешал и разбросал по всему миру. И с тех пор люди ищут, чаще всего безуспешно, свою утраченную половинку. Но удается это далеко не всем.
Ж е н щ и н а. Замечательно! А если я задам вам нескромный вопрос,  вы ответите?
М у ж ч и  н а. Смотря  какой.
Ж е н щ и н а. А вот вы – вы  свою половинку нашли ?
М у ж ч  и н а. Нашел. Но потерял.
Ж е н щ и на. Такое тоже бывает? Как это вышло ? Почему? Я не понимаю.
М у ж ч и н а. Потерял по своей воле. Я оставил её в том городе, из которого уехал. Сюда, в этот город. И её потерял. Так тогда сложились обстоятельства, что уехать со мною она  не могла. А я не мог остаться. Это был мой шанс, и упустить его я не рискнул. Правда, в тот момент я  еще надеялся, что обстоятельства позволят нам соединиться. Но не получилось.
Ж е н щ и  н а. Как это печально. Ну, а еще позже?
М у ж ч  и н а . А еще позже было уже совсем поздно. И мы снова потерялись. Уже навсегда.
Ж е н щ и н а. Какая грустная история. А что говорит Будда – найти другую половинку человек  может? Взамен?
М у ж ч и н а. Будда молчит, а я не знаю. Вообще-то, я пытался, и даже не раз, но пока-что мне это не удавалось. А коль скоро этот вопрос задали мне вы, то я задам его и вам. А вы свою половинку нашли? Или еще в поиске?
Ж е н щ и н а. Я?  Да что вы! Я ни о каких половинках даже не подозревала. И специально  никого не ищу (смеется). Авось, и мне случайно попадется какой-нибудь старый журнал… или что-нибудь в этом роде…
М у ж ч  и н а. Вроде ошибки в телефонном наборе?
Ж е н щ  и н а. Ох…что вы…Я  уже сама ничего не знаю…
М у ж ч и н а. Ну, а мой тезка? С которым завтра вы пойдете на выставку цветов? Это не ваша половинка?
Ж е н щ и н а. О, нет. Это просто хороший друг. Ко мне он приходит не часто, отдохнуть, поболтать, иногда мы вместе ужинаем или ходим гулять, в концерты или на выставки. Вот как завтра на выставку цветов. Хотя об этом мы с ним еще не условились. Но это моя не половинка, нет.
М у ж ч и н а. Но знаете, есть восточная мудрость, которая гласит, что если женщина и мужчина остаются  вдвоем, то с ними всегда есть и третий – это дьявол.
Ж е н щ и н а. О, нет, это не тот случай. Дьяволу тут точно не обломится.
М у ж ч  и н  а. Ну, тогда давайте о другом. Вот вы вскользь упомянули, что в Израиле вас ласково зовут Христинка. Вы там были? В туристской поездке?
Ж е н щ и  н а. Нет, в Иерусалиме живет моя сводная сестра. Я гостила у неё целый месяц.
М у ж ч  и н а. Она живет там, а вы здесь. Почему это так?
Ж е н щ и н а. Она родилась там, а я здесь. Я старше её. Но её, как и меня, тоже зовут Кристина.  И вообще с  нею мы всего два года, как познакомились.
М у ж ч и н а. Как? Это удивительно. Сестры с  одним  именем? Это бывает очень редко. Как же это вышло?
Ж е н щ и н а. О-о, это настоящий роман. Хотите послушать?
М у ж ч и н а. Конечно.
Ж е н щ и н а. Хорошо. Начну издалека. Вы, наверное, знаете, что в 1988 году в Южной Корее, в Сеуле происходили Олимпийские игры?
М у ж ч  и н а. Да, слышал. Правда, я тогда был еще мал и помнить не могу, но о них  знаю. И что?
Ж е н щ и н а. Дело в том, что мой отец был журналистом и спортивным комментатором, он был на этих играх. И в те дни в каком-то кафе он спас молоденькую французскую гимнастку от хамских приставаний двух подвыпивших мужчин. Была драка, полиция, хулиганов задержали, а моего отца и француженку отпустили. Отец отвез ее, дрожащую и рыдающую, в олимпийский городок, там они познакомились, начали встречаться и у них вспыхнул жаркий роман.
М у ж ч  и н  а. А  как ваш отец  оказался в этом кафе?
Ж е н щ и н а. О, это вышло совершенно случайно. Они с товарищем на машине проезжали по улице, на которой находилось это кафе. Товарищу срочно потребовалось забежать в уличный туалет, а отец тем временем вошел в кафе выпить чашечку кофе. И тут всё это и случилось.
М у ж ч  и н а. А дома вашего отца ждала жена. Верно?
Ж е н щ и н а. Да. Но я отца ничуть не виню. Моя мать была, да и сейчас она такая же, очень холодный и сухой человек. Дом, быт, муж и дочка её никогда не интересовали, в квартире было неуютно, в холодильнике пусто, а главным для неё были только её карьера, диссертации, служебное продвижение, хорошая машина и, конечно, деньги.  Она всегда была сама по себе, а я где-то сбоку, я всегда ей мешала.
М у ж ч  и н а. Но из Сеула отец к ней вернулся?
Ж е н щ и н а. Да. Он еще пытался наладить жизнь - из-за меня. Но ничего не вышло. Я помню их жуткие ссоры, я ничего не понимала и только плакала. Потом из дому он всё-таки ушел. Они развелись, и он уехал в Израиль.
М у ж ч и н а.  А почему не во Францию, к своей француженке?
Ж е н щ и н а. Во Францию из Советского Союза тогда еще не выпускали, а в Израиль, как еврей, уехать он уже мог. Вначале Франсуаза – это ее имя – хотела приехать в СССР, чтобы им тут пожениться. Но браки с  иностранцами в СССР тогда еще были запрещены. Вот тогда они договорились об Израиле. Отец туда эмигрировал, она прилетела к нему, и там они  поженились. У них родилась девочка, и отец, который очень скучал по мне, дал ей мое имя. Так и появились на свете сестры Кристины. 
М уж ч и н а. А вы о её существовании знали?
Ж е н щ и н а. Нет. Это она разыскала меня. Мы списались, и я к ней прилетела. Внешне мы очень похожи, как  родные сестры. Я ее очень люблю.
М у ж ч и  н а. И заодно  вы  повидались и  с отцом?
Ж е н щ и н а. Увы, его уже нет в живых. Он оказался в числе жертв страшного теракта в Иерусалиме у Гефсиманского сада, в те памятные дни, когда там выпал снег. Об этом тогда писала вся  мировая пресса.
М у ж ч и н а. Извините, что я задал этот болезненный для вас вопрос.
Ж е н щ и н а. Ничего. Я сама об этом узнала недавно от сестры. Мы с нею очень подружились. По-русски она не говорит, а я не говорю ни на иврите, ни на французском. Так что мы общались на английском.
М у ж  ч и н а. О-о,  значит, вы хорошо владеете английским?
Ж е н щ и н а. Мне кажется, неплохо. Хотя разговорной практики мне не хватает. Я окончила ИнЯз и преподаю английский язык в школе, но только в начальных классах.
М у ж ч и н а.  Только в начальных? Почему? 
Ж е н щ и н а. Это мой выбор. С малышами работать мне намного интереснее, они послушные и страшно любопытные, а главное, что они язык не учат, а впитывают, как губка, вскоре он становится их частью, как их родной. Особенно интересно с ними в спецгруппах, где в течение дня мы говорим только по-английски. И через год мои малыши уже во-всю болтают между собою по-английски. Для меня это истинная радость. А для старших учеников это заурядный урок, учатся они неохотно и часто, извините, сачкуют.
М у ж ч и н а. Вы умница, с вами приятно общаться. Если  захотите, мы с вами можем тоже поговорить по-английски. Ради практики. Правда, я говорю еще неважно, но упорно учусь. Дело в том, что будущей весной, в апреле, мне предстоит поездка в город Сан Хосе, это в Калифорнии, в Силиконовой Долине. Там будет международная конференция и мой доклад. До того времени мне нужно получше освоить разговорный язык.
Ж е н щ и н а. Да ну? Я тоже в апреле собираюсь к друзьям в Сан Франциско. А вдруг мы там с вами встретимся? И там  познакомимся? Вот будет смешно!
М у ж ч и н а. Ну, что вы. Надеюсь, это случится раньше, еще здесь. Может быть, вы согласитесь давать мне уроки английского. 
Ж е н щ и н а. Конечно, с большой охотой.  Вы, я вижу, ученик серьезный. Но это мы еще обсудим. Вы еще не рассказали мне о второй важной случайности в вашей жизни. Что это было?
М у ж ч и н а (после  паузы). Понимаете. я и сам еще ничего не знаю. Это очень странный случай. Произошло это всего два дня назад, под вечер. Я на вокзале провожал мать моего друга, он сейчас в отъезде, а ей срочно понадобилось поехать к дочке в ближний город. Я отвез её на вокзал, усадил в вагон, дождался отправления и направился к выходу. И в этот момент дорогу мне перегородила молодая цыганка. Она была в длинном темном платье и ярком платке. Она остановила меня, пристально посмотрела в глаза и сказала: если дашь пять гривень, узнаешь много интересного. Я никогда в такое не верил, но в тот момент я никуда не спешил и настроение у меня было хорошее. Я вспомнил о пятерке, которую нашел на улице. Я её вытащил, отдал ей и сказал, что если меня ждут какие-то ужасы, то знать о них я не желаю. Нет, сказала она, всё будет как раз наоборот. Она  взяла купюру, как-то  сосредоточенно помяла её в пальцах, помолчала и сказала: эта пятерка не простая, она тебе дана, как знак. Скоро ты встретишь ту, которую ищешь. Я рассмеялся. Такое пророчество мог бы сделать любой человек. Она нахмурилась. Не смейся, сказала она. И если добавишь, то скажу тебе кое-что еще, очень важное. Мне стало любопытно. Мелких купюр у меня не было, и я дал ей двадцатку. О-о, сказала она, ты не скупой, это хорошо. Тогда слушай. Два вечера, завтра и послезавтра, из дому вечерами никуда не уходи. И жди. И еще запомни - у неё будет редкое имя. Если же ты меня не послушаешь и уйдешь, то её потеряешь. Одну когда-то по своей вине ты уже потерял, потеряешь и эту. Я обмер.  Откуда она могла знать, что когда-то свою девушку я уже потерял? Я спросил – а как же это произойдет? Она ко мне придет? И как я её узнаю? Узнаешь, сказала цыганка, ты только жди. Я был растерян и не заметил, как цыганка мгновенно растворилась в толпе. На завтрашней вечер у меня был билет на концерт приезжих артистов, и хоть словам цыганки я не очень поверил, но из какого-то суеверного чувства решил не идти. И вчера до поздней ночи сидел дома и ругал себя за доверчивость и глупость. Попался, как мальчишка, говорил я себе, да еще выбросил на ветер двадцать пять гривен. А сейчас второй день и второй вечер. Полчаса назад я окончил работу и уже раздумывал, куда бы мне поехать, и в этот момент позвонили вы. По ошибке. И у вас редкое имя.  Это то, что сказала мне цыганка. Так что это? Случайность?
Ж е н щ и н а. О, боже, я молчу. Вы меня испугали. Я уже ничего не знаю, всё это очень странно, какая-то  мистика.
М у ж ч и н а. Я тоже не знаю. Давно известно, что цыганки владеют даром пророчеств.  Вспомните новеллу Мериме «Кармен», «Цыганы» Пушкина или «Алеко» молодого Рахманинова? А чего стоит сцена гадания в опере «Кармен» Бизе, от которой морозит спину? Но всё же всерьез я в это никогда не верил. И узнавать у бродящих по улицам цыганок свое будущее я всегда избегал из какого-то необъяснимого  страха. В этих предказаниях  есть что-то  жуткое, инфернальное.
Ж е н щ и н а. Я тоже об этом слышала. Но откуда эта цыганка на вокзале могла знать о девушке, которую вы потеряли?
М у ж ч и н а. Я тоже об этом думал. Но потом, мне кажется, я понял. Ведь это почти безошибочный ход. Вряд ли можно найти мужчину или женщину, у которых когда-то не было бы первой и неудачной, идиллической, любви. Такое прошлое каждый примеряет на себя.
Ж е н щ и н а.  Да, пожалуй, это верно. Вот и у меня тоже в 4-м классе была неудачная любовь к рыжему  мальчику, которого все так и звали – Рыжик. По иронии судьбы фамилия его была Черныш. Все над этим смеялись, даже учителя не могли сдержать усмешку. Ведь он был не просто рыжий, он был почти красный и всегда взъерошенный, как молодой петух. И носик у него тоже был в густых рыжих веснушках. Мне он ужасно нравился, но он меня не замечал, и я страдала. 
М у ж ч и н а. У меня тоже нос в веснушках. Но я не рыжий, и мне это очень жаль. Это шутка. Кристина, у вас компьютер есть?
Ж е н щ и н а. Конечно, есть. Я переписываюсь с сестрой в Иерусалиме и с друзьями  в Америке. А почему вы спрашиваете?
М у ж ч и н а.  Скайп у вас  тоже есть?
Ж е н  щ и н а. Да. И что?
М у ж ч и н а. А вы не хотите прямо сейчас им воспользоваться? И мы с вами познакомимся воочию.
Ж е н щ и н а. Нет, нет, я не хочу. Я боюсь. Я к этому не готова. Вдруг я покажусь вам противной, похожей на старую серую мышь, и вам не захочется со мною разговаривать. А мне это очень интересно.
М у ж ч и н а. Мне тоже разговаривать с вами интересно. Но вообще-то вы правы. Очень многое, вами сказанное, относится ко мне. Хотя у вас такой приятный, мелодичный и милый голос, что в то,  что вы какая-то дурнушка или серая мышка, я не верю.
Ж е н щ и н а. Смотрите, не ошибитесь. Голос штука обманчивая. Я знаю людей, голос которых гораздо моложе их самих. В телефонном разговоре это нередко вводит собеседника в заблуждение. Когда-то у нас в школе была учительница химии, она прекрасно пела и голос у неё был, как у двадцатилетней. Не видя её, никто бы не сказал, что ей под шестьдесят. Она потрясающе темпераментно пела арию «Кармен». Помните? «У любви, как у пташки крылья, её не так легко поймать…»…Помните?
М у ж ч  и н а . Еще бы! А вы вообще музыку любите?
Ж е н щ  и н а. Почему вы спрашиваете? 
М у ж ч и н а. Если я не ошибаюсь, этот наш с вами разговор происходит на фоне фортепианного  концерта Эдварда Грига. 
Ж е н щ  и н а. Да, точно! У вас  очень  тонкий слух. Я этот концерт обожаю и  могу слушать его  хоть  тыщу раз. Я училась в музыкальной школе по классу фортепиано и до сих пор иногда играю. У вас  тоже, я слышу, звучит оркестр, но что играет, не пойму.
М у ж ч и н а. Это Бетховен, 5-я симфония, первая часть. По его словам так судьба стучит в дверь. Три удара тутти. Это не деловой, негромкий стук почтальона, это неотвратимые удары судьбы, которая входит в дом человека. Почему-то перед вашим  звонком именно эта музыка оказалась на моем привычном сайте ютуба. Будто сама судьба вошла в мой дом.
Ж е н щ и н а. О, боже! Вы только что произнесли ужасно тревожные слова. Я взволнована. Как вы это сказали!  Мне с вами очень интересно.
М у ж ч и н а. Мне с вами тоже интересно. У меня есть предложение. Давайте обойдемся без скайпа и просто встретимся. Ведь вы согласились давать мне уроки английского. Вот мы и договоримся.  И  давайте сделаем это прямо завтра, в семь вечера.
Ж е н щ и н а. Что? Так  сразу? Где?
М у ж ч и н а. Предлагаю на площади перед выходом из метро «Триумфальная». Или вы можете предложить  другое место?
Ж е н щ и н а. Ох…я даже не знаю…Это ужасно неожиданно. Я ничего не предлагаю…Ну, хорошо…я согласна…
М у ж ч и н а. Спасибо, я рад. Но есть еще один важный момент. Как я вас узнаю?   
Ж е н щ и н а. Как? Да, действительно, как? Дайте подумать...Ага! У меня в руках будут три   желтые розы.
М у ж ч и н а. Три розы? И именно желтые? Не красные? И не гвоздики?
Ж е н щ и н а. Именно розы, и не красные, и не гвоздики. А розы, и желтые. Ведь гвоздики и красные розы в толпе могут оказаться и у кого-то другого. И вы тогда меня не найдете. А три желтые окажутся вряд ли.
М у ж ч и н а. Замечательно. Вы умница. Итак, до завтра?
Ж е н щ и н а. Да, да … хорошо… До завтра!
.           Свет на сцене гаснет  и  комнаты   Ж е н щ и н  ы   и   М у ж  ч и н ы  погружаются во тьму.
                Громко звучит 1-я часть 5-Й  симяонии Бетховена.   
               
                К а р т и н а вторая
Площадь перед входом в метро. Над входом светящаяся зеленая цифра «М». Снующий входящий и выходящий народ. Вечереет. Небо серое, вдали видны многоэтажные дома с кое-где  уже  освещенными вечерними окнами. На одном из  домов  ярко  светится большая рекламная надпись:
                Кафе «Голубая  Лира».
В толпе перед входом стоит М   у   ж  ч   и  н  а.  Он непрерывно поглядывает на часы и неотрывно смотрит на  выходящих.  Видно,  что он волнуется и нетерпеливо кого-то ждет. Из двери вываливается  очередная  группа  прибывших.  Среди них выходит  Н е м о л о д а я   ж е н щ и н а  с тремя желтыми розами в руках. Она останавливается и недоуменно осматривается.  М у ж ч и н а непонимающе смотрит на неё, делает неуверенный шажок к ней и останавливается. Он удивлен, явно разочарован  и будто слегка колеблется. Но потом решается  и  быстрым  шагом  подходит  к ней.
М у ж ч и н а. Кристина? Здравствуйте. А я уж было подумал, что вы передумали и не придете. Я рад, что мы встретились.
Н е м о л о д а я    ж е н щ и н а.  А вы Вадим? Вот эти  три желтые розы, по которым вы меня узнали.
М у ж ч и н а. Да-да, конечно, я вас узнал. Ведь мы с вами так договорились. Только здесь говорить нам неудобно. Давайте зайдем в кафе, посидим, выпьем по чашечке кофе и побеседуем. Наконец-то мы познакомимся получше, договоримся об уроках английского и продолжим наш разговор  о случайностях.
Н е м о л о д а я    ж е н щ  и н а.  Значит, вы приглашаете  меня  в кафе? Я не ошибаюсь?
М у ж ч и н а. Ну, что  вы!  Конечно, нет!  Почему вы спрашиваете?
Н е м о л о д а я   ж е н щ и н а. Ну, тогда всё в порядке. Берите эти розы.  Дело в том, что я никакая не Кристина. Я Анна Петровна, а эти желтые розы десять минут назад внизу на перроне мне передала незнакомая молодая и очень красивая девушка. Она попросила меня несколько минут постоять перед входом в метро, подождать, пока ко мне подойдет мужчина по имени Вадим. И если он пригласит меня в кафе, то мне следует отдать ему эти розы.
М у ж ч и н а.  Отдать  мне эти розы? Зачем?
Н е м о л о д а я   ж е н щ и н а.  Чтобы сказать ему, что в эти минуты она ждет его в кафе «Голубая Лира».   
     Передает  цветы. Свет  медленно  гаснет и  ярко вспыхивают  вечерние фонари вокруг  площади. 
  Н е м о л о д а я   ж е н щ- и н а а   и   М у ж ч и н а  насходятся.  Вдали  на фоне уже черного неба горит крупная надпись «Кафе Голубая  Лира». 
                «Звучит  1-я часть 5-й симфонии Бетховена.               
                К  О  Н  Е  Ц
От автора пьесы.   Идея пьесы заимствована из блуждающего по Интернету  коротенького  рассказа  неизвестного автора.