Прчань. Дом Трёх Сестёр

Сергей Рябцев
В десяти километрах от Котора на берегу одноимённого залива находится небольшой, но очень древний, построенный ещё во времена Римской империи, город. Когда-то, благодаря своему удачному расположению, он имел очень важное стратегическое значение, и владевшие им сильные мира сего хорошо понимали это и делали всё возможное, что бы тот оставался в их руках, вероятно, поэтому город частенько менял хозяев. Имя городу – Прчань.

Шло время, и город постепенно утратил все свои военные преимущества, и даже такое сугубо мирное предназначение,  как звание почтовой столицы Венецианской республики, которая просуществовала, только представьте себе, более тысячи лет. Именно прчаньские корабли, как самые быстроходные в этих водах, доставляли в те неспокойные времена почту как из Константинополя в Венецию, так и обратно. Город издавна славился мореходами, здесь умели ценить нелёгкий труд моряка. И потому до сих пор существует в Прчане легенда о трёх сёстрах и одном моряке.

Предание это довольно грустное, и рассказывают его всем, кто посещает этот ныне тихий курортный городок, мало того, экскурсоводы или местные жители непременно покажут дом, сохранившийся с тех самых времён, в котором проживали несчастные сёстры.

Дворец некогда очень влиятельной здешней семьи Буча или Дом Трёх Сестёр – это, пожалуй, самое старое строение в Прчане, датируемое XV веком постройки. А вот когда возникла сама легенда, и являются ли её события подлинными,  неизвестно. Однако народная молва гласит следующее:

Как-то в Прчане жили три сестры, и надо такому случиться влюбились в одного моряка. Видимо, парень был очень хорош собой, такое часто случается, особенно в южных приморских странах. А далее у многочисленных рассказчиков данной истории начинаются разночтения. Одни утверждают, что моряк знал о любви трёх сестёр, другие говорят наоборот, мол, ведать не ведал и не догадывался, кто в городе питал к нему нежные чувства. Были и такие, кто заявлял, что и моряк был влюблён, но только в одну из девушек.

Так или иначе, но однажды ранним утром ни с кем не простившись, молодой человек взошёл на корабль и покинул город. Узнав о том, сёстры кинулись к своим окнам, надеясь хоть парус увидеть, но моряка и след простыл. Прошёл день, неделя, месяц, а корабль не появлялся на горизонте, и где носило молодого человека, никто ответить не мог. Радио и телеграмм тогда не существовало, а голубиная почта работала с перебоями.

А тем временем сёстры, расположившись однажды у распахнутых окон, точно на посту часовые, ни умывшись толком, ни причесавшись и даже не застелив постелей, продолжали неустанно вести визуальные наблюдения, отчего сделались крайне молчаливыми и нелюдимыми. Здесь бы родителям следовало вмешаться незамедлительно, да освободить дочерей от добровольного заточения, но ничего подобного сделано не было. Ещё одна загадка.

Однако оставим сей грех на родительской совести, вернёмся к сёстрам, которые, надо заметить, уже несколько постареть успели. Сидение в неподвижных позах у распахнутых окон на берегу морского залива в течение длительного времени так сильно подорвало здоровье девиц, что те, буквально, стали на глазах всего города таять.

Первой растаяла старшая из сестёр, умерла не то от тоски, не то от чахотки, настоящей причины никто не знает, вскрытий тогда не делали. Впрочем, и хоронить не спешили, лишь замуровали окно, из которого последние пять или шесть лет та выглядывала. И как утверждали свидетели, немногочисленные прохожие, кирпичи клали сами сёстры, такие вот дела.

Вскоре при таких же невыясненных обстоятельствах в мир иной благополучно уходит другая девица, и вновь окно её замуровывается родною сестрою. Казалось бы, ну и хватит смертей, сколько можно?  А моряку пора бы уже и вернуться, ведь Земля то круглая! Но, видимо молодой человек плохо изучал географию и глобус нашей планеты наглядно не представлял, а может и вовсе другая была причина невозвращения в родные края, женился давно где-то там, на чужбине, и трёх сестёр позабыл.

А как же последняя, третья из сестёр, что с ней стало? Увы, и её судьба оказалась  фатальной, девушка скоропостижно скончалась, однако замуровывать её окно уже было некому. С тех самых пор Дом Трёх Сестёр стоит с двумя закрытыми окнами, правда иногда случаются странные метаморфозы, одно из окон, а то и два внезапно и таинственным образом распечатываются. Бывает, по несколько раз в год, но кто и зачем проделывает это, местные жители не говорят, однако в молчании их чувствуется, что-то скрывают.

На сей счёт у меня имеется своя версия, манипуляции с окнами проделывает моряк. Вернувшись домой и узнав о смерти несчастных девушек, он повредился рассудком, бросил морские дела, изменил внешность до неузнаваемости и стал призраком бродить по заброшенному дому, открывая и закрывая при этом девичьи окна, вероятно, выискивая в них следы давно почивших сестёр, чем стал вносить изменения в привычный для жителей города облик фасадной стены здания.

Мне посчастливилось побывать в Прчане и наблюдать странный дом. Признаюсь, выглядит он, мягко говоря, непрезентабельно, из людей в нём никто не живёт, как и в некоторых других городских постройках того времени, вероятно, до сих пор сказываются последствия последнего землетрясения, что произошло здесь в 1979 году.

Впрочем, причина может скрываться в другом, в страшной легенде, кому захочется жить в доме, из которого только одна дорога. К тому же, соседство с призраком, который вечно всё перестраивает, вряд ли добавит удобств.

Черногория, Прчань, сентябрь 2016

(Фото из личного архива)