91. П. Д. Муратов о Каталоге выставки

Михаил Самуилович Качан
Павел Дмитриевич Муратов совершенно справедливо критикует качество Каталога «П. Филонов», но следует помнить, что это был первый каталог произведений Филонова. ПЕРВЫЙ. И этим всё сказано!

«Каталог сразу приобрёл ценность раритета, хотя напечатан он был хуже некуда.
Текстовая часть при всех её опечатках оказалась содержательной. В ней помещены краткое, неизвестно кем написанное жизнеописание Филонова, статья Филонова «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности», часть поэмы Филонова «Пропевень о проросли мировой» и, конечно, каталожные данные выставки, составленные её устроителями.

Плохое качество Каталога отмечает и Евдокия Николаевна Глебова:

«Каталог, который я получила почти через месяц, оказался некачественным, просто плохим, но с большим количеством репродукций, исключительно плохих. <…>

Макаренко очень гордился тем, что смог добиться выхода каталога, первого в России. Несмотря на все это, разошёлся он очень быстро».

Павел Дмитриевич продолжает:

Репродукции же в каталоге, во-первых, не имеют подписей, идентифицировать их почти не удаётся, потому что ротапринтная печать в большинстве случаев репродукции превращает в серое грязное пятно с неразличимым сюжетом.

Текстовым содержанием каталог прямо противоречит установкам социалистического реализма.
Изданием каталога популяризация выставки Филонова не ограничилась. На ней проводились фото и киносъёмки. Четвёртого сентября в конференц-зале Дома учёных прошёл вечер памяти Филонова с присутствием гостей из Ленинграда. Вечер памяти завершился в банкетном зале Президиума СО АН СССР.
Торжество открытия имени художника приняло вид праздника Академгородка. Выставка произведений Филонова и связанные с ней мероприятия оказались высшим взлётом картинной галереи Дома учёных. Высшим и последним».
Я могу согласиться, что выставка Павла Филонова была крупнейшим событием картинной галереи Академгородка, но не следует забывать, что после неё нами была организована выставка Эль Лисицкого, выставка графики молодого Михаила Шемякина и, наконец, выставка офортов Гойи.
Готовилась и выставка Марка Шагала, и до поры до времени мы не ощущали никаких препятствий в организации выставок авангардистов. А что там варилось по этому поводу в идеологическом котле партийных органов, нам было неведомо…



Павел Дмитриевич Муратов совершенно справедливо критикует качество Каталога «П. Филонов», но следует помнить, что это был первый каталог произведений Филонова. ПЕРВЫЙ. И этим всё сказано!
«Каталог сразу приобрёл ценность раритета, хотя напечатан он был хуже некуда. Текстовая часть при всех её опечатках оказалась содержательной. В ней помещены краткое, неизвестно кем написанное жизнеописание Филонова, статья Филонова «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности», часть поэмы Филонова «Пропевень о проросли мировой» и, конечно, каталожные данные выставки, составленные её устроителями.

Плохое качество Каталога отмечает и Евдокия Николаевна Глебова:
«Каталог, который я получила почти через месяц, оказался некачественным, просто плохим, но с большим количеством репродукций, исключительно плохих. <…>
Макаренко очень гордился тем, что смог добиться выхода каталога, первого в России. Несмотря на все это, разошёлся он очень быстро».
Павел Дмитриевич продолжает:

Репродукции же в каталоге, во-первых, не имеют подписей, идентифицировать их почти не удаётся, потому что ротапринтная печать в большинстве случаев репродукции превращает в серое грязное пятно с неразличимым сюжетом.
Текстовым содержанием каталог прямо противоречит установкам социалистического реализма.

Изданием каталога популяризация выставки Филонова не ограничилась. На ней проводились фото и киносъёмки. Четвёртого сентября в конференц-зале Дома учёных прошёл вечер памяти Филонова с присутствием гостей из Ленинграда. Вечер памяти завершился в банкетном зале Президиума СО АН СССР.

Торжество открытия имени художника приняло вид праздника Академгородка. Выставка произведений Филонова и связанные с ней мероприятия оказались высшим взлётом картинной галереи Дома учёных. Высшим и последним».

Я могу согласиться, что выставка Павла Филонова была крупнейшим событием картинной галереи Академгородка, но не следует забывать, что после неё нами была организована выставка Эль Лисицкого, выставка графики молодого Михаила Шемякина и, наконец, выставка офортов Гойи.

Готовилась и выставка Марка Шагала, и до поры до времени мы не ощущали никаких препятствий в организации выставок авангардистов. А что там варилось по этому поводу в идеологическом котле партийных органов, нам было неведомо…

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/22/233