Истоки

Александр Андриевский
Вспоминая о событиях своей жизни, Андрей Казаков, немолодой человек, сравнивает её с книгой, страницами которой стало непостижимое время. Самые лучшии страницы этой книги : вторая половина пятидесятых и шестидесятые годы двадцатого столетия.

Много незабываемых событий произошло в жизни великого государства. Когда  Андрей Николаевич вспоминает о том, что было в них, то память рисует в воображении сибирскую деревню, в которой  жил с родителями и двумя младшими братьями. В один из зимних месяцев он вернулся домой после игры в хоккей. Ему - двенадцать лет. Он стоит перед двухквартирным домом.    
   
Перед окном родительской комнаты и перед окном детской растут два куста черёмухи, и куст яблони-дички, посаженные им в садике. Он проходит во двор дома, заходит в сени, и открывает дверь квартиры.         
 
Какая радость! В кухне, возле кухонного стола, на стуле, сидит бабушка Зоя и чистит картошку. Она приехала пригородным поездом из районного города, в котором живёт у среднего сына Ивана. На кухонном столе, перед ней, большая алюминиевая миска, в которую она кладёт очищенную картошку.
 
В квартире уютно топится русская печь. Аккуратно расправлена, лежащая на полу дорожка. Протёрты два кухонных окна. Кровать, стоящая возле перегородки, отделяющей кухню от комнаты родителей, заправлена. Подушка, лежащая, возле её головки, - взбита. Протёрт деревянный портрет, укреплённый над ней. В нём, за стеклом, находятся фотографии родственников.

Несколько секунд хватило Андрею, для того, чтобы оценить сделанную бабушкой работу по дому. Он смотрит на насос, стоящий перед печью. "Не может, баба Зоя посидеть спокойно", - приходят к нему мысли.

Андрей подходит к бабушке, здоровается с ней, и целует её.

- Сынок, ты где промок? - бабушка смотрит на него.

- Ба, - говорит Андрей, - я переоденусь в чистую одежду, - и снимает с себя мокрую телогрейку, затем, проходит в детскую комнату.      
 
***

" Странная и непонятная баба Зоя",- думает Андрей, переодеваясь в чистую одежду. " Ей почти семьдесят лет, а выглядит  моложе. Лишь только в старости немного располнела. Почти не изменилась; такая же, как и раньше шустрая, минуту не посидит без дела, и от других того же требует. Лицо у неё в сеточке морщин. Странное дело, глядя в её добрые голубые глаза, не замечаешь её возраста. Да и сама-то она говорит:" Душа у меня молодая. Господь даёт мне силы и здоровье."
Одевается она хорошо. Сыновья помогают ей деньгами. Старший сын Георгий, живущий за Уралом, часто высылает ей по почте деньги. Дядя Прокопий, тоже помогает : высылает деньги из Владивостока.
Когда они соберутся вместе, то хвалят её:" Наша мама - молодец! Не хочет стариться".
Самое главное: без бабы Зои никто из её детей не может прожить, хотя они давно взрослые и у всех дети. Поживёт она немного у дяди Вани, и неожиданно, приходит телеграмма от дяди Георгия. " Мама, написано в ней. - Приезжай. Деньги отправил."
В одном письме он писал ей:" Мои друзья, офицеры нашей воинской части, часто спрашивают меня: - Когда наша мама приедет?"
Не успеет баба Зоя приехать от него, как звонят из Владивостока. - Мама, приезжай к нам, -говорит по телефону дядя Прокопий. Вот и ездит баба Зоя туда - сюда. К дочерям, Анна и Полине, живущим в Сосновой, тоже нужно съездить. С большим нетерпением, чем взрослые, ожидают её внучата. Для них приезд бабушки - праздник!
   
Никого не забудет бабушка, когда приезжает: всем гостинца привезёт. Всем внукам радость - им бабушка даёт по пять копеек в клуб, на кино.

Зятья, живущие в Сосновой, называют её "мать" между собой. В её присутствии, - никогда не говорят плохих слов, никого из детей не ругают. Часто они не соглашаются с ней, когда разговаривают о своих делах. Но бывает так, что потом говорят друг другу:" Мать была тогда права! Зря мы не послушались её".

Когда баба Зоя приезжает в гости, то в квартире становится уютно, а на душе хорошо. Со всеми у неё особенные отношения. Наверно, из-за того, что она верующий человек? К Богу она относится как к самому близкому другу, который всегда слышит её молитвы, и приходит к ней на помощь.

Вечером, перед сном, она всегда молится перед иконой, что стоит на кухонном шкафу. Она долго молится. Андрей смотрит на неё и начинает спрашивать её о своих двоюродных братьях: - Ба, а к нам никто не собирается приехать в гости? –спрашивает её.
 
- Прости меня, Господи, - отвлекается от молитвы баба Зоя. - На седьмое ноября  кто-нибудь приедет.

- Ба, а ты чё долго молишься? - продолжает распросы Андрей.

- Прости меня, Господи, - снова просит она прощение у Бога. - Много вас родных, у меня, за каждого молюсь.

 "И всё же, почему люди "тянутся" к бабе Зое? - задаёт он вопрос себе".

***

Дощатая перегородка, окрашенная в зелёный цвет, отделяет детскую комнату от комнаты, в которой стоит кровать родителей, комод и шифоньер. Между дощатым потолком, окрашенным в зелёный цвет, и перегородкой, - расстояние десять сантиметров. На эту перегородку Андрей повесил свою мокрую одежду. Он повесил её недалеко от печи, а окно в комнате зашторил двумя цветными шторами.

После того, как лёг в постель и укрылся тёплым одеялом, почувствовал озноб во всём теле. 

- Ба,- крикнул он бабушке Зое. -  Я лёг в постель, хочу согреться! Меня  морозит.

- Правильно сделал, что лёг в постель,- одобряет она его решение. Не успевает Андрей согреться, как бабушка стоит перед его кроватью. В руках она держит гранёный  стакан, в который налила грамм сто питьевого спирта.   - Давай, касатик, натрём тебя спиртом, - говорит ему.
 
Она убирает в сторону одеяло и мягкими, тёплыми руками начинает растирать его холодные ноги. - Какой ты холодный! - говорит она Андрею. - Угораздило тебя так вымочиться!   

Скоро его тело начинает покалывать, откуда-то приходит волнами тепло. Бабушка Зоя укрывает его одеялом. - Сейчас, принесу тебе горячего чая с брусникой. Выпьешь его и будешь лежать под одеялом минут двадцать, прогреваться. Пей чай с печеньем. Я тебе его принесла. Бог милостив! Не заболеешь!

И в самом деле он стал приходить в себя, почувствовал себя даже комфортно. Ещё бы! В прошлом осталась чёрная полынья! А сейчас рядом с ним бабушка Зоя, по которой часто скучают не только внучата, но и их родители.

В кухне топится печь. В ней трескают горящие поленья. Андрей любит слушать треск горящих поленьев в печи. Когда она топится, любит посидеть на стуле перед её дверцей и погреть руки. Иногда, любит открыть дверцу, чтобы посмотреть, как горят в печи дрова.      

Вечером, когда в квартире выключен электрический свет, любит смотреть на стенку; красные блики от печи освещают её и гоняются  друг за другом. На душе у него хорошо...и тепло! От печки никуда не охота уходить!

***

Андрей лежит в тёплой постели, согревается. Бабушка Зоя хозяйничает на кухне, гремит посудой. Приготовив ужин, приходит в комнату к Андрею.
 
- Слава Богу! Приготовила ужин,- говорит она,- теперь, мы с тобой будем ждать  родителей. Мать, наверно, к Полине зашла. Она возле пригородного, когда встречала меня, говорила  :- К Полине схожу, обрадую её, скажу:  " Мама приехала".

Бабушка присаживается на кровать и ласково кладёт руку на его голову. - Ну вот! – она улыбается, - температуры у тебя нет.

- Ба! Ты волшебница!- не выдерживает нахлынувших чувств Андрей. - Меня морозило, когда лёг в постель. Я не верю себе, что так было.

- Ну вот и хорошо!- говорит бабушка Зоя, - я  помолилась. Попросила Господа  в молитве о помощи тебе. Андрюша, расскажи мне , где тебя угораздило намочиться? Правду говори! Ничего не утаивай.
 
По порядку, стараясь ничего не забыть, о том, что произошло, Андрей рассказывает ей о том, как провалился под лёд , в ледяную воду.

- Миленький мой!- на глазах у бабушки слёзы.- Я чувствовала сердцем, что сегодня что-то случится. Обо всех думаю, за всех молюсь, душа моя не на месте, рвётся к вам. Сегодня, утром, говорю Ване: - Сынок, поеду пригородным в Сосновую. Чует сердце неладное. Вот и приехала к вам. Аня успокоила меня, сказала мне, что у вас всё хорошо. Я спрашиваю её:- Аня, где  Андрей? Она отвечает:- В последнее время ходит на речку с друзьями. Играют на льду в хоккей. Услыхала её слова, моё сердце будто бы оборвалось во мне. Она смотрит на меня:- Мама, что с тобой? Ты в лице переменилась. Ничего я ей не сказала. Молюсь про себя :" Господи, помилуй раба своего Андрея."  Господь услышал мою молитву и спас тебя.
После нашего разговора она  ушла по своим делам. Я ей говорю:-Доченька, что приготовить на ужин? Она:- Мама, щи с мясом свари. В кладовке стоит водянка, в ней капуста. Рядом с  ней лежит маленький топор. Им немного порубишь в бочке капусту и, ковшом, который лежит на крышке, соберешь её в чашку. А мясо лежит в ящике, из-под спичек. Он рядом с бочкой стоит. Ты его увидишь.
Я сделала всё так как она велела. Всё приготовила для ужина. Потом решила немного прибраться на кухне. И в твоей комнате, Андрюша, навела порядок. Твои учебники и тетради сложила стопочкой. На столе твоём какой-то плакат валялся.
 
- Ба, это не плакат! Это афиша,- улыбнулся Андрей.- Вчера, в нашем клубе показывали хороший фильм " Кавказская пленница". Мы с Толькой, моим другом, животы от смеха надорвали! В этом фильме играют смешные артисты: Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. На них, без смеха, нельзя смотреть! Не зря про них сочинили много анекдотов.   

***

- Андрюша,- бабушка Зоя улыбнулась, после его рассказа об известных артистах кино.- Я  ничего не знаю о том, как идут ваши дела? Что у вас нового? Пишут ли письма Витя и Галя?

После этих вопросов Андрей стал грустным. С большим нетерпением, в последние два месяца, он и все родные, ждут письма из армии от Виктора. - В августе, от Вити мы получили письмо, - он печально вздохнул, - он из госпиталя его написал. Писал, что служба у него идёт нормально. Писал, что считает дни до дембеля. А служить-то ему, как медному котелку!
 
Выслушав рассказ внука, бабушка стала грустной. - Ба! Ты, чё такой грустной стала? - спросил её Андрей.

- Всё хорошо, Андрюша, - успокоила его бабушка Зоя. - Я Проню просила съездить к Вите, в воинскую часть. Он ездил к нему. У Вити всё хорошо. От Гали из Новосибирска давно письма были?

Смотрит Андрей на бабушку и думает:" Ох, баба Зоя, всё тебе надо знать!" Внутри  него происходит борьба, ему нужно честно отвечать на все её вопросы.
 
- Ба, - ты же знаешь нашу Гальку,-начинает он рассуждать, как взрослый человек.- Ты же хорошо знаешь, что она хвастуша? У неё всегда и всё лучше всех! Неделю назад получили от неё письмо. Пишет, что они с Игорем купили холодильник. Перед ним купили цветной телевизор, а ещё купили ковёр. Им, как передовикам производства, профсоюз выделил талоны на стенку и сервант. В общем, у неё всё хорошо, а на седьмое ноября приехала к нам в гости с фингалом под глазом. Я говорю ей :- Галька, дай мне пятак  в кино. А она мне :- У меня мелких нет! Жадина! Больше она никто! Так и не дала пятак! Обиделся я и говорю ей:- А чё у тебя  фонарь под глазом? Она говорит мне:- Упала. Я говорю ей:- Тебе ещё раз надо упасть. Она:- Это ещё зачем? Я отвечаю ей:- Два фонаря дорогу лучше будут освещать. Ой,что было потом!-Андрей улыбнулся. - Она меня чуть не убила!

- Андрюша!- голос у бабушки Зои стал "строгим":- Никого нельзя осуждать! Это грех!

- Ба,- виноватым голосом отвечал Андрей бабушке,- я никого не хочу осуждать.
Галька всё-таки моя родная сестра. Мне плохо бывает, когда она обманывает меня.

Бабушка, слушая внука, молчит. Она хорошо понимает какая непростая борьба идёт у него в душе.

- Ба, ты, знаешь, как мне порой бывает нелегко?- Андрей внимательно смотрит на неё.- Я  много книг читаю. В книгах пишут одно, а в жизни бывает другое, совсем не так,  как об этом пишут в книгах.   
 
- Ах,- вздыхает бабушка Зоя.- Жизнь прожить - не поле перейти! Расскажи как учишься
 в школе?

- Хорошо учусь,- Андрею приятно порадовать бабушку. - Ба, а ты знаешь кем я хочу работать, когда стану взрослым?- он с улыбкой смотрит на неё. - Учителем истории, - говорит  не дожидаясь её слов.- Хочу быть таким же человеком как наш учитель истории Евгений Иванович. Он очень хороший человек!

Андрей кивает головой в сторону стены, квартиры, за которой живут соседи.
 
- Мы с Толькой, вон,- он снова головой указывает на стену,- часто подходим к  Евгению Ивановичу после уроков и спрашиваем его обо всём, что нас интересует. Евгений Иванович, он такой хороший,- захлёбываясь от восторга говорит Андрей.- Про всё нам рассказывает, на все наши вопросы отвечает. Ба, мы  у него спрашивали и про Хрущёва, и про Светлану Аллилуеву - дочь Сталина. Хрущёва недавно же сняли со всех постов. Ты же об этом знаешь? В газетах об этом писали. В  них писали, что сняли его по состоянию здоровья. А это - не правда! Это всё враньё!

В общем, он нам всё рассказал. Да так интересно! Почему же  так происходит в нашей стране?
 
- Что случилось, Андрюша, то случилось, - бабушка вздохнула. - Ты, расскажи, как лето нынешнее провёл? Помогал родителям по хозяйству?
 
- Конечно, помогал! - в голосе Андрея звучит гордость. Вспоминает он прошедшее лето, и загораются восторженным блеском его глаза. Необыкновенно хорошее настроение овладевает им. - Летом, мы с друзьями, вечерами ходили к нашему клубу, на танцплощадку, - он улыбается. - На танцы все приходят нарядные. Парни нагладят стрелочки на брюках - обрежешься! Почти все носят брюки - клёш. Сейчас, такая мода! А рубашки все носят цветные. Их в шутку называют " Рубашки в петухах!" Чуть не забыл! Сейчас, в моде туфли - корочки. На танцы, парни в них приходят. Девчонки, тоже нарядные приходят на танцы. Напудрятся, надушатся и все: как одна, красят губы. На столбе, который возле танцплощадки прибили на самый верх громкоговоритель. К нему из клуба идут провода. Они идут от радиолы. По ней крутят пластинки. Бывает, что громко  врубят её: никто, ничего не слышит. В последнее время танцуют под песни ансамбля " Битлз". Одну из их песен поёт советский ансамбль. Пластинку с этой песней часто крутят. Как танцы начинаются, сразу слышишь:" Синий, синий иней лёг на провода". Эту песню поёт ансамбль " Голубые гитары". На танцы парни часто приходят под  мухой. Им трезвыми танцевать почему-то стыдно! А потом, бывают между ними драки. Пьют водку они часто. Раньше так её не пили, как пьют сейчас.

В начале июня, когда цветёт черёмуха, после танцев, парни и девчата ходят парами по деревне или сидят на лавочках. Везде, возле домов, садики. В них цветёт черёмуха. От её запаха с ума сойдёшь! Вот и сходят они с ума: влюбляются и целуются!

Любуется внуком бабушка, слушая его искренние рассказы о том, что волнует его, и улыбается. Он ещё не взрослый парень, но уже и не маленький ребёнок; стремится как можно быстрее стать взрослым человеком, но от жизни часто получает  удары. Впрочем, ни у кого из людей гладко и не бывает!

- Не понимаю я эту любовь, -говорит он...и вздыхает. - Не хочу понимать!
 
"Хватить мне лежать в постели", - сказал Андрей после того, как в зрительной памяти, словно кадры документального кино, пронеслись воспоминания о Гале Ивановой. После сказанных слов, положил к головке кровати подушку и присел.
 
- Схожу я на кухню, возьму в сумочке пряжу, спицы, и повяжу носки. Бабушка встала с табуретки на которой сидела и пошла в кухню. Вернувшись в детскую, подала внуку плитку шоколада " Рот-Фронт".

- Ба,- Андрей был смущён. - Я же большой!

Бабушка присела на табуретку и улыбнулась, когда посмотрела на него. - Андрюша, -    ты мне не всё рассказал, что хотел рассказать, - она ждала продолжение его рассказа. После этих слов, спицы замелькали в её руках: она начала вязать носки.
 
Андрей вздохнул. - А что про эту любовь мне рассказывать? Как-то плохо с ней получилось...Сам виноват. Он печально улыбнулся:- Я  только ей жил в последние годы.
 
Слушая его, бабушка была серьёзная. На голове у неё  повязан любимый светлый  платок; поверх цветного платья надет сарафан; на шее -  янтарные бусы. Любит  бабушка носить  серьги. Андрей всегда удивляется тому, что женщины носят серьги и клипсы. Бабушка Зоя давно не молодая, но носит их.

" Зачем я обо всём рассказываю бабе Зое?"- думает он,- расскажи об этом Толику, так он подымет меня на смех. Как-то один раз он сказал своей бабушке о том, что Бога  нет. Услышав эти слова, она  огрела его ковшиком по голове. Он потом рассказал  мне про это"
   
Андрей надолго запомнил  его рассказ. Несколько раз  он смеялся, когда бывал у него в гостях. Начнёт зачерпывать воду из бочка, чтобы попить, вспоминает о том, как один раз ковшик прогулялся по голове Толика...и смеялся. Что самое интересное: он не мог подавить в себе смех; чем больше старался не смеяться, тем громче  смеялся.  Толик, однажды, отобрал у него ковшик и подал ему зелёную кружку. - Андрюха,-  сказал ему,-теперь, ты, будешь из бачка зачерпывать воду кружкой. Посмотрел бы я  на тебя, если б тебя огрели ковшиком по голове. Ты, не смеялся бы!

" Баба Зоя никогда бы не ударила меня ковшиком по голове",- думает Андрей,- она не такая как Толькина бабушка. С ней можно поговорить о жизни. Обо всём ей рассказываю и мне не стыдно: она понимает меня. Наверно, из-за этого к ней тянутся люди. Люди часто не понимают или не хотят понимать друг друга, а баба Зоя всех понимает".

Размышления Андрея прервала бабушка. -  Андрюша, сынок, хочу с тобой о жизни поговорить. Буду говорить о ней не так, как говорите вы, молодёжь. Я  же верующий человек, разговариваю о ней не так. Вас в школе учат тому, что Бога нет. Нынче Бог не в почёте! У меня четыре класса образования, но я стараюсь разбираться в том, что вижу вокруг себя. Всегда читаю Священное Писание. Когда бываю в церкви, то после службы в ней, подойду к батюшке и спрошу его о том, что не поняла. Посмотрю я  порой на то, что вижу в городе или в деревне, то чувствую себя часто неважно. Везде: на клубах, магазинах, даже возле железнодорожных станций,  вижу плакаты, на которых написано :" Слава КПСС"; " Слава Труду",  а вот Славу Богу! -такого плаката ни один раз не видела! Не хотят люди воздавать славу Богу, от того и неладно на Земле. Люди хочут жить без Бога. Жить по Божьим Заповедям, значит, жить по совести! А по совести жить - тяжело! Поэтому, отвергают они Бога. Но это только кажется, что
без Бога можно прожить: Божьи законы действуют всегда и везде, действуют и тогда, когда человек не верит в Него. На твоём письменном столе лежит много книг. Ты, сынок, правильно делаешь, что читаешь книги. Будет хорошо, если ты будешь знать о том, что есть Господь Бог, что у человека есть душа. У неё есть голос, который ты должен слышать и понимать. Человеку он кажется чувствами. Научиться слышать и понимать его: значит, научиться понимать самого себя. Научишься понимать себя: значит, будешь понимать людей. Никогда не иди против себя, когда слышишь голос своей души. Её голос не простой - это голос частицы Духа Божьего. Жил на Земле во времена Господа Иисуса Христа святой Павел, он потом стал  Апостолом. Он о человеке сказал :"... Человек - это Храм Божий. В нём живёт Дух Божий..." Бог видит и слышит каждого человека. Поэтому, нужно жить, по совести. Стараюсь я жить, по совести. Иногда, ошибаюсь. Но всегда, в молитвах прошу Господа Бога о прощении
грехов. Хочу жить так, чтобы никому не быть в тягость. Не хочу долго болеть. Никого не хочу мучить! Об этом прошу в молитвах Господа. Хочу уснуть, и во сне умереть...

***   

Последние слова бабушки до слёз расстроили Андрея. Он встал с кровати, подошёл к  ней и обнял её. - Баба! Моя родная! Ты - всех лучше для меня! Ты -самая хорошая бабушка на свете! Не говори больше так! Я не хочу, чтобы ты умирала! Хочу, чтобы Всегда жила на Земле!- говорил Андрей и целовал  бабушку Зою.
    
Отложив вязальные спицы в сторону, она поцеловала его. - Андрюша! - она печально улыбнулась. - Смерти нет, есть переход души из временной жизни в вечную жизнь. Здесь, на Земле, мы гости! Хорошую вечную жизнь нам нужно заслужить на Земле.
 
Андрей присел на кровать напротив бабушки. - Ба! Я хочу поговорить с тобой про свою любимую песню,- он посмотрел на неё с надеждой.- Поговорим?

Говори, - бабушка Зоя улыбнулась.

Глядя на спицы, мелькающие в её руках, Андрей подумал:" Наверно, бабе Зое будет неинтересно меня слушать?"- Ба,- начал он разговор,- Сейчас, певцы и певицы поют много хороших песен. Толькины родители недавно взяли хорошую радиолу. Толька, его сёстры, и родители иногда крутят на ней пластинки; у них вся тумбочка, которая стоит в комнате его родителей, забита ими. Трудно из всех песен, что на пластинках, выбрать самую хорошую. Среди них есть одна песня, которую я люблю слушать чаще других. Песня, которую я люблю слушать - про любовь. Эта песня про настоящую любовь! Её поёт Валерий Ободзинский. Песня называется " Эти глаза напротив". У меня душа замирает, когда слушаю её. Я чуть с ума не схожу, даже не двигаюсь, пока крутится пластинка. Песня закончится, я Толику говорю :- Давай снова поставим  эту пластинку! Толик мне говорит:- Ты чё, Андрюха, с ума сошёл? Есть и другие песни! А я хочу слушать эту песню. Почему, ба? Скажи!

- Потому, Андрюша, что твоя душа стремится к тому, что у тебя будет впереди,-бабушка улыбнулась и посмотрела на него.- Душа, она же старше человеческого тела, она знает о том, что ожидает тебя впереди. 

Очень хочется Андрею отвлечь бабушку Зою от мрачных мыслей и он решил начать с ней разговор на другую тему. - Ба, я же тебе не всё рассказал про своё лето. Оно было нынче и в самом деле необыкновенным...

- Может быть из-за того, что ты, Андрюша, стал старше?-бабушка улыбнулась.

 - Нет, ба! Послушай,-Андрей посмотрел на неё. - Нынче, Мишка Фёдоров пришёл из армии, демобилизовался. Он живёт за линией. Значит, мы, ребятишки, после танцев в клубе, ходили на берег Хилка. Там есть хорошее место, мы называем его кусты. Там растёт ивняк- небольшие кусты, растут там толстые ивы и сосны. В этих кустах мы всегда вечерами разводим костёр. Разведём костёр и сидим на брёвнах  песни поём, или мечтаем. Когда приходят девчонки, то начинаем играть в ручеёк.
Как-то раз приходит к нам Мишка с гитарой, а мы сидим возле костра и поём песни. Мы пели песню про велосипед. Поём:-

                Солнце на спицах
                Синева над головой
                Ветер нам в спицы
                Обгоняем шар земной...

Он послушал нас и говорит:-Хотите я вам настоящие песни спою? Потом, рассказал нам о Высоцком. Высоцкий - артист театра и кино. Он поэт, сочиняет песни и музыку к ним. В общем, он спел несколько песен Высоцкого. Такие песни! В них - вся правда про жизнь! Мне, они сразу понравились! Через несколько дней, в железнодорожном клубе, показывали кино с его участием. Я смотрю на него: он на вид обыкновенный человек, лицо продолговатое, скуластый, волосы ершатся. Чувствуется сильный характер у него. В его глазах скрыта какая-то боль, в них : что-то невысказанное. Он же очень талантливый человек! Ему жить непросто! Голос у него сильный, с хрипотцой. Очень красивый голос! Многие парни, после того как услышали по магнитофону его песни, забросили свои гармошки и ходят теперь с гитарами.    

Мишка рассказал нам, что песни Высоцкого запрещают, что власти его не признают его поэтом. Но песни его доходят до людей, их переписывают друг у друга с магнитофонов. Пройдёт время и по его песням будут изучать нашу жизнь. А сейчас, его не хотят признавать поэтом. Почему же у нас в стране так получается?
 
Гм,- бабушка усмехнулась, слушая рассуждения Андрея о жизни.- Каждому человеку в его земной жизни дан крест, который он должен нести и  чаша, которую он должен пить. Крест и чаша - это испытания, которые должен пережить каждый человек. Другого ответа на твой вопрос нет, Андрюша! Поверь мне!

***

Бабушка Зоя сказала Андрею правду о том, что есть в его жизни и о том, что будет в ней через несколько лет. Однажды, он встретил на своём жизненном пути девушку, у которой  были карие глаза. Он полюбил её, но расстался с ней. Наверно, из-за этого болела его душа, когда он слушал  Валерия Ободзинского, поющего: " 
               
                ... Эти глаза напротив - чайного цвета
                Эти глаза напротив - что это?..."

Угодила бабушка Зоя своей жизнью Богу, потому что Он  услышал её молитву о том,  как она хотела уйти из жизни.

* Пятак - монета достоинством пять копеек.(прим.автора)
* Фонарь под глазом - синяк.(прим.автора)
*Врубят-включат.(прим.автора)
*Под мухой-пьяные.(прим.автора)
* Живёт за линией - живёт за полотном железной дороги.(прим.автора)