Молдавское вино. Оздоровительный сбор

Георгий Зобач
В середине лета меня взяли на оздоровительный сбор в город Бендеры, Молдавской ССР. Сборная Ленинграда по тяжелой атлетике, в составе двадцати сильнейших тяжелоатлетов и двух тренеров, рано утром прибыла на поезде в Одессу. Заказанный для нас автобус доставил команду через два с половиной часа прямо к гостинице. Мы попали в солидное лето, четыре недели стояла температура выше 30 градусов. Гостиница Интурист. В километре от нее спортивная база, а напротив гостиницы, через Днестр Парк культуры и отдыха, где находилась открытая танцплощадка.

В гостинице еще расположилась сборная Союза, девушек до 20 лет, по академической гребле. Очень рослые, ладные девчушки ходили стайками и когда они нас видели, или мы сталкивались в коридорах или холле гостиницы, они дружно хохотали. Они готовились к международной регате в Польше.

Наш день на сборах начинался в 8:30 с утреннего построения на набережной перед гостиницей. Тренеры и несколько спортсменов выходили из гостиницы, часть бравых ленинградских атлетов приходили прямо из Парка КиО, а удалые «гусары» из квартир, где их временно приютили гостеприимные хозяйки, утопающего в цветах и зелени, города.  Мы, стоя перед тренерами, выслушивали их невнятную речь и любовались скользящими лодками по воде. У девушек к этому времени уже заканчивалась первая из трех дневных тренировок. Парни затягивали дискуссию с тренерским штабом, чтобы вместе с девушками ввалиться в холл гостиницы. В дверях получалась импровизированная давка, визг и смех. Парни, довольные, шли переодеваться к завтраку. На завтраке наша сборная сидела напротив сборной гребчих. Девчушки нас дразнили толстыми и и всегда надували щеки и показывали нам бицепсы. Парни в отместку становились на стулья и изображали статуи девушек с веслами. Тренерские составы наших сборных реагировали на это спокойно. В обед и ужин нам доставались просто свободные столики. В ресторане вечером, кроме понедельника, всегда играла живая музыка в исполнении местного ансамбля. Многие из нас затягивали ужин, чтобы насладиться вечерней атмосферой ресторанной жизни. Повторюсь, сбор для нас был оздоровительный. У меня только два или три раза были две тренировки в день за весь сбор. Да и спортивный комплекс был закрыт по выходным. Но я, более-менее, тренировался по сравнению со многими сборниками, т.к. по приезду со сборов в Ленинград мне надо было лететь на турнир во Львов. Мой сосед по номеру со второго дня выехал из номера и жил где-то в центре города, и на ужин он никогда больше не появлялся. Его пайку прибрал наш тяж Владимир.

Вино в Бендерах продавалось, как квас и стоило не дороже кваса. Бочки стояли по всему городу. И, вроде, во второй день пребывания, когда вся команда выходила из зала после тренировки, мы подошли к бочке с вином. Она стояла напротив входа в спортивный зал «Динамо». Ребята и тренеры заказали по кружке и стали пить болтая о чем-то. Старший тренер посмотрел на меня и купил мне кружку тоже. Я помотал головой. У меня уже был титул чемпиона Ленинграда, но остальные были старше меня на два  и даже на шесть лет. Во-первых я не пил, во-вторых, и не удобно, когда рядом старшие.
- Пей, оно слабое. Там градусов, как в квасе, - я стал потихоньку пить. На вкус ничего необычного, кисленький напиток. Да и после тренировки хотелось пить. Когда я опорожнил почти половину, у меня отобрал кружку наш тяж Владимир. Все посмотрели на нас и стали улыбаться. Улыбался и я. По дороге в ресторан я даже пробовал что-то напевать. До ресторана все судачили о моем юношеском безобразии. За обедом я вроде протрезвел, но разговоры об этом инциденте еще дня три не успокаивались.

Я лежал на кровати задрав ноги вверх, для улучшения кровотока в ногах и расслаблялся. Без стука в дверь в комнату ввалилась толпа девушек-гребчих с нашими мощными парнями.
- Егорка, вот девушке Рае надо помочь! Давай, не бросай в беде, помоги очкарик, - и вся толпа с гоготом вывалилась из номера. Рая стояла скромно около дверей.
- Садись! – от смущения я не знал, что и говорить. Вставать я не хотел, только присел на кровати. Если бы я встал, то мне пришлось бы смотреть снизу вверх.
- Мне надо с контрольными помочь по химии!
Рая училась в Московском областном институте физкультуры. Ей надо было за первый курс, за два семестра сдать контрольные.
 
Когда я пролистал задания, то сразу понял, справлюсь. У меня был ряд предметов по химии в «Техноложке» за три курса: неорганическая химия, органическая, качественный химический анализ, коллоидная химия, квантовая химия и электрохимия. Надо же, вспомнил названия предметов. Но для решения контрольных хватило знаний, полученных в школе, на факультативе по химии. Два года я прозанимался на факультативах по химии и физике в девятом и десятом классах.
 
Через несколько лет, когда мой друг Слава поступил учиться заочно в Лесгафта, я почти на память все ему продиктовал за вечер. Задания были такие же. Видимо, программы обучения заочникам в институтах физкультуры менялись не часто.

Вечерами я стал не спешно диктовать Рае ответы и решения задач. Девушка не особо вникала в ход решений, доверившись полностью мне.
 
После сборов, еще с полгода мы с ней переписывались. Она жила в Москве в общежитии, и выступала за «Спартак». Мне было приятно получать от нее письма. Но я, наверное, писал какую-то ересь. Эпистолярный жанр, да и грамота моя очень хромала. Она постоянно спрашивала, что я подразумевал под «этим или этим» …. На Новый Год она подарила мне галстук с крабом. Объяснила мне, что я рак по гороскопу. Я не только это не знал, но и не знал ее даты рождения, за это мне стало стыдно.

Года через три или четыре, летом, открывая «Советский спорт», а я выписывал много лет подряд эту газету, увидел заголовок: «Золотые девушки». Почему-то вспомнил Раю. Я бросил газету на диван и ушел на тренировку. Вечером, за обеденным столом, стал просматривать газету и прочитал сводку с чемпиона мира по академической гребле. Раиса была в составе «золотой» восьмерке. Месяца три хранил этот экземпляр газеты, в память о сборах в Бендерах.

В гостинице мы с ребятами раз стали свидетелями неприятного случая в сборной у девушек. Когда возвращались с обеда увидели, что у сборной девушек собрание. Одна из девушек сильно рыдала, даже врач хлопотал около нее. Потом Рая мне рассказала, что документы девушки не были оформлены правильно для выезда за границу. И она очень расстроилась, ей даже нашатырь не помогал. Правда потом в письмах от Раи я узнал, что ту девушку взяли на соревнования в Польшу, но она ехала по другим документам. Это первый такой случай в моей практике. Второй был наподобие, когда я работал в 80-х в международном отделении «Пулково». Тогда известный «мушкетер» летел в ГДР по комсомольской линии по другим документам. По документам другой персоны! Была особая договоренность с пропускным пунктом в «Пулково». А история третьего заслуживает только приватного повествования!

Сборы закончились. Отдохнувшие, загорелые под лучами южного солнца и наплававшиеся поперек Днестра вплавь и вдоль, на лодках с девушками, мы готовились к отъезду, тщательно упаковывая свои вещи. Нас подняли рано утром. Автобус уже ждал. Вещей у всех оказалось очень много. Везли помидоры, огурцы, яблоки. Тренера везли вино в особых тарах, напоминающих реквизит древних алхимиков. Автобус был забит под завязку. Даже я, хоть и не люблю возить лишние вещи, вез две коробки, из под обуви, с грецкими орехами. В одной чищенные, а во второй не чищенные, что собрал сам с ребятами в прилегающем не далеко от города парке.

Все в полудреме ждали отправления. И вот командный голос:
- Поехали!
Мы тронулись и в автобусе стало тихо. Все досыпали ….
Через минут сорок, когда наша дружина стала отходить ото сна, заметили, что тренеров нет!
Не возвращаться же?! Мы ехали дальше в полном смятении. Кто кричал не признавался.
На вокзале в Одессе мы командировали Владимира, тяжа, в администрацию. Он офицер, хоть и учился опять в Военном институте физкультуры, солидного сложения. И мы ему доверили решать наше будущее.
Но, оказалось, что ничего страшного нам не угрожало. Тренеры уже позвонили начальнику вокзала и сообщили о проблеме сборной тяжелоатлетов Ленинграда. Мы знали номер поезда и номер вагона!

Через полчаса мы всей веселой толпой внесли проводницу в поезд вместе с нашими пожитками. Ведь на руках у нас билетов не было, а она истошно кричала и требовала от нас посадочные талоны. На ее крик прибежал начальник поезда и к отходу состава все урегулировалось.
 
Мы дружно разбрелись по своим купе и улеглись опять спать.
 
К вечеру Валерий и Игорь собирали со всех остатки денежных знаков. Сумма составляла порядка трех рублей мелкими монетками. Отдых на берегах Днестра высосал из нас почти все. Купили пирожки с морковью. Не думайте, что мы состояли в «Обществе охраны животных» - «Лучше много, чем искать мясо!»

На следующий день движения нашего поезда к Ленинграду, мы хотели есть и пить. Все молча бродили по вагону с печальными лицами. В купе Валерия и Игоря стояли под столиком тары с огненной жидкостью, которые тренеры доверили им вынести из номера гостиницы. И вот после полудня не выдержав смотреть на вино голодными глазами, ребята откупорили одну бутыль. И пошли стаканы с живой водой по мощным рукам. Под вино стали открывать сумки с яблоками и помидорами. Весь вечер и всю ночь в нашем вагоне было не просто весело. Только под утро все стали успокаиваться. А прибывали мы к 9 утра.
 
Проводница и часть пассажиров не входящих в сборную тяжелоатлетов Ленинграда, выглядела так будто они тоже пили весь вечер и всю ночь.
 
... далее
http://zobach.ru/leitenant_kachok/

  http://zobach.ru/  сайт Георгия Зобача
http://sportstudio.ru/  сайт Спортстудии