Z-мир. 8. Аппарат мышления 2из2

Виктор Сорокин
Видео. 23 мин: https://youtu.be/V1AIgKEwe50

Пользование любым инструментом, например, плугом, определяет какой-то круг необходимых знаний и требует понимания ситуации и смысла работы. Очевидно, изготовитель плуга должен иметь более широкие знания (чем пахарь) – он должен знать-понимать (разбираться) не только процесс изготовления плуга, но и процесс вспашки. Таким образом, в общем случае в своей экономической области деятельности изготовитель средства производства должен иметь в каком-то смысле (пока не столь важно, в каком именно; важно, что такая разница есть) более развитый аппарат мышления, чем пользователь средства. Действительно, изготовитель плуга понимает пахаря (как пахаря) почти полностью, а вот пахарь понимает изготовителя плуга весьма поверхностно – многие элементы работы кузнеца ему неведомы (поскольку особой нужды в этом у него нет). И это почти всегда так: понять устройство средства производства гораздо труднее, чем его применение.

А вот тот, кто первым изобрел плуг, должен был, очевидно, иметь аппарат мышления более развитый, чем и у пахаря, и у кузнеца, поскольку должен был иметь еще способность к изобретательству. Таким образом, по уровню кругозора (в объеме, касающегося производства конечного продукта потребления – в данном случае зерна) аппарат мышления пахаря (в общем случае – пользователя средством производства) занимает самый низкий (т.е. первый) уровень, кузнеца (в общем случае – изготовителя средства производства) – второй, а изобретателя – третий.

Можно предположить, что на этом лестница уровней и закончилась? Ничего подобного! Над аппаратом мышления изобретателя находится аппарат мышления организатора изобретательского мышления, который хотя бы в общих чертах должен разбираться во всех проблемах более низкого уровня (изобретателя, кузнеца, пахаря).

Но и организатор изобретательского мышления – не последняя ступень в логической иерархии аппаратов мышления, поскольку над ней находится организатор мышления вообще. И не исключено, что в этой иерархии есть ступени, лежащие на еще более высоком уровне, но об этом поговорим в другой раз. Сейчас же нам важно понять, что аппараты мышления бывают очень разной степени развития. Чем на более высоком уровне находится аппарат мышления, тем более человек могуществен, тем большее число явлений ПОНИМАЕТ, тем больше имеет потенции для саморазвития. Кто жаждет интеллектуального могущества, тот должен стараться поднимать свой аппарат мышления по ступеням их иерархии. Конечно, существование разных иерархических уровней аппаратов мышления я показал аллегорически. Важно, чтобы читатель призадумался над тем, что он может иметь куда более развитый аппарат мышления, с точки зрения которого его сегодняшний и внутренний, и окружающий мир просто убог.

По своему определению Z-мышление уходит в бесконечное будущее. Его никогда и никому не удастся освоить полностью, но нам, к счастью, дана возможность встать у основания его создания. К счастью – ибо только сознательная, целенаправленная причастность к вечному способна обеспечить нам вечную благодарность потомков. Кто же живет лишь сегодняшним днем и лишь своей ограниченной во времени жизнью, тот из истории вычеркивается, превращается в пыль. Причем, увы, навечно.

Рано или поздно вычеркиваются почти все. А что значит быть вычеркнутым из Истории? Это равносильно тому, что человек как бы вообще не рождался – что жил, что не жил. А оставить после себя только потомство – не самая большая заслуга (животные тоже оставляют потомство). Человеку же даны бесконечно бОльшие возможности.

Цель максимально реализовать заложенные в тебе волшебные, божественные способности не порождается только желанием прожить жизнь счастливо. Можно прожить жизнь счастливо, но при этом совершенно бездарно. Z-цель рождается за пределами обывательской природы человека. Она рождается из отвращения к бессмысленной пустоте: зачем превращать свою жизнь в пустоту, если имеются иные возможности!

Но со слабым аппаратом мышления эту простую мысль даже понять трудно. Восхождение аппарата мышления по иерархической лестнице подобно восхождению на гору: чем выше мы поднимаемся, тем больше видим вокруг себя. Но очень часто, поднявшись на гору, человек думает, что более высоких гор уже не существует. Ан нет, существуют. И Эверест не самая высокая гора в мире (так, на Юпитере есть горы и повыше).

Сложность жизни состоит в том, что, не поднимаясь на вершину, человек не знает, какой вид с нее открывается. И потому любителей покорять даже естественные горные вершины относительно немного. Конечно, если бы людям сказали, что на вершине лежит, допустим, слиток золота, то желающих взобраться на гору было бы несравненно больше. Чаще всего именно по этой причине люди восходят по лестнице образования – если, скажем, на ступенях лежит диплом о высшем образовании или ученой степени, а то и приказ о переводе на высокую должность с хорошей зарплатой. Но тот, кто поднимается на гору, чтобы взять слиток золота, увидеть что-либо еще, кроме этого, не настроен и скорее всего не способен. Забрав ожидаемое, он быстро спускается обратно, даже не оглядевшись по сторонам (увы, он так никогда и не узнает, какие возможности упустил!).

Иное дело, когда человек взбирается на гору, чтобы увидеть НЕЧТО, чтобы стать другим, более могущественным. Такой человек получает знания не только для того, чтобы надежнее зарабатывать себе на жизнь. Он в первую очередь ищет такие знания, которые увеличивают могущество его сознания – развивают интеллект, помогают понимать мир и, что очень важно, самого себя.

И здесь мы обнаруживаем феноменальное явление. Человек с над-Я, понимая свое Я, может понять и над-Я. Но что такое ПОНИМАНИЕ и где находится его механизм? Является ли понимание чисто информационным явлением или же в процессе понимания необходимо участие и подсознательных психических процессов? Я считаю, что понимание есть установление («вычисление») смысла. Смысл действия есть соответствие действия заданной цели, а смысл фразы (предложения) заключается в ее соответствии лингвистическим требованиям.

***
Согласившись с моим представлением о понимании и смысле, вы должны согласиться с тем, что понимание есть чисто информационное явление и, следовательно, осуществляется полностью внутри аппарата мышления. Но внутри аппарата мышления находится и вся информация о мире, в том числе и о Я, и о над-Я, и о самом аппарате мышления. Таким образом, аппарат мышления способен понимать… самого себя!

И это будет уже не просто знание, а сверхзнание. Благодаря этому человек может анализировать самого себя, свои поступки, свое Я, свое сознание и... само сверхзнание (и опять мы имеем факт сверхординарности!). Последняя возможность дает человеку по существу божественную силу: теперь он становится над всем миром, над всей Вселенной, над всеми знаниями, сознаниями и аппаратами мышления.

И вот когда человек получает (сам, через книги или через Учителя) такое знание, то его поражает мысль: оказывается, вся предшествующая жизнь была ЛИШЬ прелюдией, подготовкой к настоящей жизни, а сейчас он стоит лишь у самых ее истоков – на первой ступени, но уже второй лестницы в иерархии аппаратов мышления. Он ощущает себя родившимся заново, и перед ним встает грандиозная задача пересмотра всей предыдущей жизни и (с учетом ошибок) составление плана жизни будущей. Уже второй жизни...

Нужно заметить, что приобретение знаний вовсе не обязательно сопровождается развитием сознания. Можно прочитать тысячу детективных романов, но так и не понять логику раскрытия преступлений. А может оказаться достаточным знакомство с одной серьезной книгой по теории преступности, и тогда все детективные истории ПО СУТИ будут известны наперед.


Существуют знания необычайной силы: бывает достаточно какой-нибудь одной фразы, чтобы перестроить или перенастроить все свое сознание и, следовательно, всю жизнь. Каждое такое знание (обычно это принцип или идея) поднимает развитие сознания сразу на целую ступень. В моей жизни первым таким знанием был афоризм Сократа. Было мне тогда лет четырнадцать, и практически именно Сократ вывел меня из общества «нормальных», если можно так выразиться, людей: оказывается, существует в жизни нечто, о чем никто из окружающих и не подозревает: существенно иная, более интересная жизнь [здесь напрашивается интересный вопрос: может ли человек – я имею в виду Сократа – управлять поведением людей из будущих поколений?]. А зная это, психофизиологические удовольствия теряют всякий интерес. Всего одна фраза, но она перестроила всю мою жизнь, потянула к новым знаниям, изменила цели и отношения с людьми. [Но сверхзнание придет ко мне лишь через восемь лет, когда мой друг Володя Шевелев заставит меня формулировать цель каждого моего поступка. Попробуйте сами, и вы быстро выйдете на алмазную жилу.]

***
Вышепредставленное понимание аппарата мышления позволяет подойти к решению одной из самых интригующих задач, стоящих перед человечеством: создание искусственного интеллекта и даже больше – создание искусственной личности. Действительно, построены великолепные модели органов зрения, слуха и осязания и созданы механизмы преобразования визуальных, слуховых и осязательных ощущений в информацию, не говоря уже о механизме ее нетворческой переработки. И над-Я, в отличие от Я, представляющее собой полностью информационное явление, также не предвещает никаких трудностей с программированием. Остается последнее: смоделировать способность к самосовершенствованию механизма обработки информации. Но и эта задача наполовину тоже решена: во второй половине 90-х годов тризовцы создали компьютерную изобретательскую программу, окончательная автоматизация которой принципиальных трудностей тоже не представляет.

Свой алгоритм [любого] изобретения я создал в 1986 году, еще совершенно не ведая о существовании ТРИЗ. В то время у меня было впечатление, что информация обрела видимые материальные контуры, и я воочию «видел», как она рождается и преобразуется, как в моем мозгу происходит рождение крупных изобретений. Попытка продать логико-кибернетическую блок-схему компьютерного изобретателя успехом не увенчалась, а в 90-х годах я по нравственным соображениям от этой продажи отказался. (Но идея создать логико-кибернетическую блок-схему, а за ней и компьютерную модель самого себя еще долго меня забавляла – ведь для этого нужно было по сути лишь формализовать книгу «Z-мир». Таким образом, мне представляется, что вполне реалистично создать саморазвивающуюся компьютерную модель духовной личности, способной жить вечно…)

Самым узким местом в решении проблемы искусственного интеллекта (и искусственной личности) является формализация процесса стремления к совершенству. Моя попытка разрешения этой трудности будет изложена позже.

(2016)