Точка выхода. глава 2

Полина Олехнович
Глава 2.
Конец кошачьей жизни.
Когда я вернулась в город N, вопрос с арендой помещения был уже решен. Мой муж  относился к той категории госслужащих, которым лучше не отказывать - он работал в прокуратуре. А слово «прокуратура», как убеждалась я уже и еще не раз, имеет магическое воздействие и на простых смертных, и особенно на чиновников.
- Кто-то, - сказал муж,  - очень хотел то же здание. Но вопрос решился в нашу пользу.
Позже я неоднократно вспоминала эти слова, но тогда  не придала им особого значения.
Мир завертелся еще быстрее, словно планета сошла с орбиты. Я с удивлением обнаруживала себя в разных местах. Вот сижу в администрации  и отвечаю на вопросы  серьезных дяденек в костюмах, вот - с подписанным договором аренды тороплюсь в СЭС и к пожарникам, а вот – вместе с тетей Людой закупаем мебель, посуду и б/у оборудование.
Тетя Люда – жена отца, он женился на ней, когда мама умерла. Мне было тогда десять лет. У тети Люды свой магазинчик, у отца – бензоколонка. Они опытные бизнесмены. Они помогают словом и делом, но не деньгами. Такая у них принципиальная позиция.
Дизайн-проект я разработала сама. Продумывала каждую деталь по ночам, пока ждала мужа, который то задерживался на «задании», то в управлении, то вообще неизвестно где, так как сам не сообщал, а телефон не отвечал. Я даже сочинила: «Ты не раз забывал мое имя где-то в пыльном углу квартиры…».
В начале второго тысячелетия исчезать было проще - тогда мобильные телефоны считались большой редкостью.
Должна была получиться пещера. Но денег хватало только на бюджетный ремонт, то есть бюджетную пещеру. На пол положили самый дешевый керамогранит, стены я делала сама по рецепту из строительного журнала – набрасываешь штукатурку толстым слоем, прорисовываешь очертания камней, а потом красишь под камень, по краям темнее, в середине светлее, растушевывая краску губкой. Потолок и ниши для столов сделали из искусственного камня.
Я спала по четыре часа, просыпалась ни свет, ни заря, отводила сынишку в сад и бежала на ремонт или в строительные магазины за материалами.
Еще недавно я жила как кошка. Мир ограничивался  квартирой, продмагом и детскими площадками. Мне нравилось наводить чистоту, возиться с сынишкой – котенком, готовить обеды, спать в середине дня, заниматься любовью с мужем. Мне было тепло и уютно в своем маленьком мире, ограниченном семьей, внутренней жизнью из мечт, воспоминаний и жвачки чувств, в который изредка вторгались немногочисленные мои подруги и многочисленные друзья мужа. Он был душой компании, а я быстро уставала от общества и мечтала о благословенном одиночестве и тишине.
И все  меня устраивало в этой кошачьей жизни, только вот муж обращался со мной и впрямь как с кошкой: когда погладит, а когда отшвырнет и хлопнет дверью перед носом.
Как-то на обед зашли друзья семьи, Ника и Игорь. Ника только что устроилась на работу. Она рассказывала о своих коллегах, о работе, и мой муж слушал ее с интересом, живо поддерживал разговор. У них были общие знакомые, общие темы. Мне тоже хотелось рассказывать мужу что-нибудь интересное, что-то отличное от «а мы сегодня ходили гулять» или «нужно купить новые ботинки», или «я сегодня начистила ванну».
Теперь же мой мир расширился многократно. Я все время с кем-то договаривалась, с кем-то встречалась, куда-то звонила. Стася Домашняя вдруг стала Стасей Деловой. Это и удивляло и пугало  мужа. Ему нравилась стабильность, а я менялась на глазах.
Мне приходилось проявлять твердость. Когда тебе двадцать два по паспорту и восемнадцать на вид, многие не могут устоять перед тем, чтобы  не облапошить. Рабочие халтурили и завышали цены, в магазинах подсовывали брак. Я училась все проверять, училась требовать, училась не жалеть, превозмогая врожденную робость и застенчивость.
В последние дни перед открытием я мечтала, чтобы в сутках было часов тридцать шесть. Я забирала сынишку Шурика из сада, тащила его на ремонт. С высоты четырех метров под потолком, на стремянке я рассказывала ему сказки, а валик раскатывал белую краску, превращая подсобные помещения в приличный вид. И ничего, что я жутко боялась высоты, и ничего, что Шурик был весь в пыли и белых брызгах.
Однажды в помещение, по-утиному переваливаясь, вошла старая цыганка.
- А, опять новые хозяева! – проскрипела она, - Погадать тебе может, дочка?
- Нет, спасибо, не надо, - крикнула я, продолжая красить стены.
- Расскажу, чего ждать, чего опасаться, прибыль или убыль, - пристала старуха.
 - Не надо! Я в это  не верю! - отрезала я.
Она продолжала стоять, лохматая, неухоженная, оглядывала все. Мне даже не по себе стало. Порчу наводит что ли?
- Тяжело тебе придется, дочка, - знающе кивая головой, произнесла она, - Держись!
- Спасибо! До свидания!  - крикнула я, начиная  беситься.
Шаркая и бормоча себе под нос, старуха вышла, оставив неприятный осадок в моей душе. Ведьма проклятая!
Дел было невпроворот.  Например, разработать ассортиментный перечень  и составить меню. Готовить я любила, и уже давно придумала блюда, которыми бы хотела кормить посетителей, но требовались еще  какие-то технологические карты, закладки и выходы, без этого санэпидстанция не допустит к работе.
  По совету сотрудников СЭС я вооружилась коробкой конфет и пошла в обычную столовую. Там упитанные тетушки – поварихи, поглядывая на меня как на диковинную зверушку, снисходительно делились секретами кулинарных технологий. Конечно, они думали, как такая сопливая девчонка разберется в непростой организации общепита. Но уж что-что, а ума мне не занимать. Бабушка частенько  говорила: «В учебе ты очень умная, а в  жизни  - дуреха».
Мне понадобилась книга рецептур и пара ночей.
Замглавврача СЭС взглянула на меня с нескрываемым удивлением, когда я выложила перед ней ассортиментный перечень, технологические карты и образец меню.
 -   Помогал кто?  - спросила она.
 - Сама.
Она чуть не присвистнула, и все подписала, что нужно.
Теперь нужно было набирать персонал.
Мой сводный брат, Пашка, сын тети Люды, обстоятельно заявил, что собеседование – это целое искусство. И этим занимаются специально обученные люди. Он нашел в интернете статью «Десять золотых правил эффективного собеседования», кажется, так она называлась.
Пашка жил в Питере, на съемной квартире, у него был интернет и цивилизация. А у нас ни того, ни другого. Да и компьютеры тогда были далеко не в каждом доме. Пашка зачитал мне статью по телефону.
 Я узнала, где в городе редакция  - разместила рекламу о скором открытии кафе «Пещера»  и объявление  о вакансиях. Несколько листовок развесила по доскам объявлений в людных местах. По объявлениям  повалили люди. С работой в провинции напряженно, поэтому приходили разные личности, готовые на любую зарплату.
Но самым первым кандидатом стала Рита. Она пришла раньше всех, даже раньше объявлений. Я заканчивала отмывать полы в подсобке, когда она вошла. Аккуратная невысокая брюнетка. Модная короткая стрижка, живые карие глаза, смугловатая красивая кожа и приятная улыбка с ямочками. Лиса-чернобурка, вот с кем она ассоциировалась.
У Риты - опыт, двое детей и развод. Она  готова работать круглосуточно, так как за детьми приглядывает тетя. Не успев войти, она сразу засыпала меня профессиональными вопросами и советами, что я, конечно, оценила. Когда ты новичок в бизнесе – очень важно иметь опытного советчика.
Она как-то само собой нанялась на работу, вызвалась помогать с ремонтом и уборкой, порекомендовала поставщиков. Я была очарована.
Только вот к конце собеседования, уже прощаясь, Рита повела себя на мой взгляд довольно глупо. Кто говорит такое будущему работодателю?
- Здесь никто вообще долго не задерживался,  - сказала она, оглядывая помещение, - Место такое…
- Какое такое? – нетерпеливо перебила я, - Центр, удобная парковка.
- Да, да, конечно, - спохватилась Рита, - просто люди не умели с умом работать, -   и она во всех подробностях расписала просчеты и недостатки бывших арендаторов, демонстрируя удивительную осведомленность.
Вскоре я убедилась, что эта женщина знает все и обо всех.