23. Автобиография Гриневича

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Анна Александровна Гриневич (Покровская), жена Дмитрия Гриневича

Отец же был дворянином, полковником, участвовал в первых сражениях 1-й мировой войны, хорошо рисовал.

Мать на благотворительных вечерах прекрасно играла на рояле и пела и, на самом деле, была внучатой племянницей русского полководца Барклая де Толли, героя войны 1812 г.

Автобиография обрывается в 1949 году, когда ещё жива была жена художника Анна. Ему было 53 года.

Скончался он в 1966 году, когда ему был почти 71 год, менее, чем за год до своей первой персональной выставки в Академгородке.

Познакомьтесь с автобиографией художника:

14 февраля 1949 года.

Я, Гриневич Дмитрий Петрович, родился в г. Вильно в 1895 году 15 ноября в семье армейского офицера. В Москве с 1914 года.

Мой отец Пётр Владимирович Гриневич, служил в расквартированном в г. Вильно 107 пехотном полку, и после ранения и контузии в войне 1914 года, вышел в отставку в чине полковника. С 1915 года работал в контрольном отделе Московской Гор. Управы. С 1918 г. по 20 год – в управлении делами Центротекстиля и с 1921 года по год смерти 1929 – учителем по труду в школах района /теперь ЛОНО/.

Мать Ольга Васильевна была домашняя хозяйка, умерла в 1932 году.

Сестра Зинаида Петровна после окончания школы в 1917 году работала в педагогическом музее Ленинского района г. Москвы; умерла в 1933 году.

Брат Василий Петрович, в 1914 году бросив 6 кл. гимназии, ушёл из семьи.  В течение последних 25 лет сведений о нем не имею. Связей с семьёй он не поддерживал со дня ухода, будучи в ссоре с отцом.

Других родных нет. Родственников за границей нет.

Я с семьёй приехал в Москву в сентябре 1914 года на постоянное жительство.

До весны 1917 года я учился в Московской духовной семинарии, в которой окончил 4 кл, 5 кл. окончил в г. Рязани, откуда вернулся в 1918 году и был мобилизован в ряды Красной Армии, получив назначение в 38-й Рогожский Симоновский Советский полк.

В ноябре этого же года, контуженный в боях под Царицыном (ст. Лог-Лиски), лечился в Москве и по выздоровлении работал в 3 сводном госпитале и в Московском Военно-санитарном управлении.

В мае 1921 года был демобилизован и поступил тогда в Замоскворецкий, ныне Ленинский райотдел Народного Образования.

 В этом же 1921 году женился на Анне Александровне Покровской, учительнице математики, в настоящее время пенсионерке, инвалиде 2-й группы.

С 1921 года и по 26 год я работал в училище слепых, д.д. и институте глухонемых.

С 1926 по 1930 г. – в 38 школе учителем начальных классов и преподавателем рисования.

В 1930 году в сентябре, я был арестован ГПУ по делу брата Василия Петровича, который обвинялся, как мне сообщили, в шпионаже.

С 1914 года по 30 год я видел брата один раз в 1925 году, когда он приехал вдруг к нам, сообщив, что приехал устраиваться на работу, и уехал через несколько дней.

В 1931 году в феврале я был освобождён и по истечении 10 дней должен был выехать из Москвы на три года.

Я выехал в гор. Владимир, где с апреля 1931 года по 1935 год непрерывно работал в начальных школах, выполнял ряд общественных работ по ликбезу и обследованию школ района.

В 1935 году я вернулся и работал учителем в 3-й начальной школе Ленрайона, переведён в дальнейшем в 514 школу КирОНО.

В этот период я работал летом в пионерлагере, где за работу был премирован Райкомом Комсомола и получил за школьную работу ряд грамот и премий.

В 1938 году в феврале меня арестовали по изоляции, как бывшего под репрессией в 30 году. Решением «тройки» я в течение 5 лет работал в Кулойлаге НКВД.

Секретарём санчасти работал год, остальное время фельдшером в больнице и амбулатории, и на т.наз. общих работах.

В 1943 году в феврале, освобождён и направлен в 7-й зап. стрелковый полк в г. Горький.

Медкомиссией признан нестроевым по болезни сердца.

Был с частью в В. Луки – Ковель. Сопровождал эшелоны на фронт, обслуживал раненых и больных. Последняя поездка была в апреле 1945 под Берлин.
В июле 1945 года демобилизован, вернулся в семью, в Москву.

За достижением предельного возраста, снят с воинского учёта.

Имею награды – значок «Отличник санитарной службы» и медаль «За победу над Германией». (Подпись)

Написано очень коротко, почти стенографически, но зато приведены точные даты и точные события. Пожалуй, только в одном месте Дмитрий Петрович был неточен. Он написал:

«В 1931 году в феврале я был освобождён и по истечении 10 дней должен был выехать из Москвы на три года».

На самом деле, во Владимир он был сослан. Видимо, у него рука не поднялась написать, что это была ссылка.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/18/769