20. Ещё одно письмо с ответами на мои вопросы

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Невструева (Кронгауз) Евгения Ивановна (1914–2007)


Последующие письма Павла Валентиновича были более подробными и раскрывали многие детали случайного обнаружения архива художника. Приведу отрывок из ещё одного письма:

«…Всё, что мне перешло по наследству, это квартира, в т.ч. имущество Невструевой Евгении Ивановны.

Так в жизни сложилось, что я по жизни довольно долго был с ними знаком (об этом напишу отдельно).

Скажу лишь, что она в своё время была связана с работами в области ядерной и теплофизики (атомные электростанции), свободно владела несколькими иностранными языками, занималась техническими переводами, вела кафедру, научные разработки по опреснению воды, некоторые из её доцентов в период перестройки, забрав все разработки, перебрались в Израиль....

Она дважды была замужем, и от первого брака у неё был сын Алёша.

Практически постоянно находясь в командировках (Франция, Германия, Япония, …) обязанность по воспитанию сына перепоручила её тётке Фене Кронгауз и мужу Казакову Владимиру Андреевичу (ветерану войны), работавшему в то время судьёй в одном из районов Москвы (читай был занят под завязку).

Практически воспитанием её сына занималась тётя Феня). Своих же детей у Фени Липмановны [1] не было, она как пламенный революционер, в молодости вся ушла в общественную работу, а потом… ну, видимо, были другие причины.

С Дмитрием Петровичем [Гриневичем. –МК] они были знакомы по работе. Она в Министерстве курировала школьное образование. Предполагаю (это предмет для исследования) что в одно из посещений школы, где работал Гриневич (примерно 1945–1947 гг.), они и познакомились.

После тяжёлой болезни и смерти Гриневича, она переехала к племяннице [Е.И. Невструевой. –МК] и жила в их семье.

После её ухода из жизни всё, что осталось от неё, было сложено в кладовку и забыто.

В 2007 году умирает Владимир Андреевич, а через ещё 40 дней, на руках у врачей, в возрасте 85 лет, ушла и Евгения Ивановна (Невструева).

Я же, полгода ждал права вступления в наследство, потом по причине тяжёлых воспоминаний и загруженности по работе (к тому времени я уже будучи уволенным на гражданку, работал в одном из министерств), в квартиру не приезжал.

Лишь спустя 2-3 года дочь решила из своей квартиры перебраться в квартиру где жила Евгения Ивановна. Встал вопрос с ремонтом. Прежде чем все выбросить, я решил посмотреть все помещения и кладовки.

Вначале наткнулся на аккуратные ящики, наполненные архивами Евгении Ивановны (в т.ч. ордена и медали..., что собственно меня и сподвигло провести более внимательную проверку).

Там же были её публикации в научных журналах, переписка, – одним словом, всего около 10-15 коробок и ящиков.

Пробираясь дальше, я нашёл архивы её мужа. Потом архивы отца Евгении Ивановны (он был известным учёным и хозяйственником, кандидатом наук…) это ещё несколько ящиков аккуратно сложенных документов, книг, написанных им ... И вот, только спустя, наверное, 3-4 месяца я добрался до архива Ф.Ф. Кронгауз. Его материалы настолько поразили меня, что, собрав всё, я начал поиски её родственников.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/18/734

-------------------------------------
  1. Липмановна - так в паспорте, но все её звали Феней Филипповной.