Запах маминых рук

Лариса Вер
Почти 20 лет в России в последнее воскресенье ноября отмечается особый праздник – День матери. У каждого народа нашей нынешней большой страны и выходцев из того, далёкого уже Советского Союза, трепетное отношение к самому дорогому человеку складывается из необыкновенной материнской доброты, строгости, любви и маленьких уроков в детстве.

Сергей (мама Ирина – латышка): «Отец мой с нами не жил, а мама – глухонемая, вот меня и отправляли на учёбу в интернат, чтобы совершенствовать речевые навыки. С мамой время проводил только в каникулы. Когда мне было 10 лет, мы собирались на море, в Геленджик. Перед отъездом мама дала задание: выжечь на фанере и раскрасить 10 героев мультфильма «Ну, погоди». Мне 10 лет, лето, а тут нужно сидеть и штамповать сувениры в то время, когда друзья во дворе бегают, мяч гоняют, меня зовут. Тяжкое испытание для мальчишки! Потом начался следующий этап испытаний: было очень стыдно, когда мама ходила по пляжу и предлагала купить мои «творения» за 1 рубль... Но! Когда она все мои сувениры реализовала и выдала мне 10 рублей наличными, я почувствовал гордость. Я как истинный мужчина внёс свой маленький вклад в семейный бюджет и в поездку на море!»

Грузинка Марина: «Я родилась в Грузии. В маленьком городке. Моя мама Нателла четыре года назад ушла от нас в другой мир, но я её так любила и люблю! Я вышла замуж в 17 лет, практически не умея вести хозяйство, готовить. А уметь надо было всё: свекровь – женщина мудрая, но требовательная. И я звонила маме по каждому вопросу, стоило только маме мужа дать мне задание. Хотя чаще она просто сетовала, что что-то сделать не успевает. Но это означало, что невестка должна подменить её в домашних делах. Как? Мама мне по телефону давала указания: какая травка-специя нужна, я искала её по описанию в огороде, потом искала на кухне нужную посуду, затем готовила… Моя мамочка! Ты меня научила всему! Пока она была жива, я приезжала, обнимала её колени и целовала – от мизинчика до макушки… После маминой смерти попросила старших сестёр привезти мне мамино платье. Я держу его в пакете и, когда очень остро нужна мамина помощь и поддержка, разворачиваю платье, вдыхаю мамин запах, жалуюсь платью и будто слышу, как она мне опять говорит: «Марина, согни голову и иди работать!»

Марьяна, кабардинка: «В нашей семье было не принято спрашивать всё у мамы Светланы, мы с сестрой за всеми объяснениями шли к тёткам – маминым сёстрам. А за мамой нужно было наблюдать, чтобы научиться вести хозяйство и готовить. Я росла этаким неусидчивым ураганом, которому трудно было учиться, присматриваясь к действиям старших. И однажды, когда мне было 15 лет, мама устроила экзамен: «Я вернусь домой вечером. К этому времени ты должна сделать кефир, пожарить мясо и испечь хлеб». Не всё получилось идеально, но я поняла, зачем мне было дано такое испытание. И стала внимательней следить за её домашней работой. В кавказских семьях вообще принято негласное правило – рано выдавать дочерей замуж. Девочка сначала – послушная дочь своих родителей, потом – послушная жена своего мужа и покорная невестка. Поэтому часто уже в 16 лет девочку передавали из родительской семьи в мужнины руки, а к 18 годам на руках уже копошились дети. И мама моя, пройдя через тяжёлую участь раннего замужества и житья под одной крышей со свекровью, очень переживала, что я не справлюсь со всеми хлопотами по дому из-за моей ненаблюдательности. Вот и устроила мне показательные испытания».

Лариса (мама Галина – русская) знает, что её маме врачи не велели даже думать о материнстве – сердце не выдержит. Но как же семья может существовать без малыша? И Лариса появилась на свет, с большими трудностями и для себя, и для мамы… «Вы не выходите малышку в таком состоянии!» – говорили маме врачи», – рассказывает Лариса. Женщине после родов необходимо было сделать несколько операций, чтобы восстановить здоровье, но мать не могла оставить ребёнка, который тоже нуждался в постоянной опеке из-за родовой травмы. Результат – женщина стала инвалидом на всю жизнь, но поставила на ноги дочь. «У моей мамы на первом месте всегда стояло и стоит материнство! Карьера, увлечения, даже собственное здоровье были отставлены на неопределённое время ради меня. И ещё: внутри моей тоненькой и тихой мамы такой твёрдый стержень характера, что заставляет меня и восхищаться, и удивляться одновременно!»

О своей маме Гаяне рассказывает 10-летняя Вартуи: «Я живу в большой семье – папа, мама, брат, сестра, бабушка и дедушка. Мама учит нас, детей, соблюдать армянские традиции. Их у нашего народа много, и я надеюсь их запомнить, чтобы потом передавать дальше. Например, когда у малыша появляется первый зубик, то мама раскладывает перед крохой предметы, символизирующие разные профессии. Я взяла в руки градусник. Может, я стану врачом? Я могу с мамой поделиться любыми секретами, а она учит никогда не сдаваться и верить в себя. Мама у меня очень красивая: длинные темные волосы и красивые карие глаза. А еще она великолепно готовит армянские блюда, которым и меня учит. Самое вкусное – долма. А еще кюфта, шашлык, овощи-хоровац… Скоро Новый год, и я уже предвкушаю, как придет этот самый длинный праздник. Мы закупим много мяса, сухофруктов, орехов, фруктов – для лучшего праздника!  У нас стол рядом с елочкой ждет гостей от встречи Нового года до Старого Нового года, и все это время армяне ходят друг к другу в гости с подарками, поздравлениями. Благодаря таким традициям семья становится не только дружнее, но и счастливее, потому что проводит вместе своё свободное время, знает всю родню, и потому что каждый заботится и беспокоится друг о друге. А мама – как центр всех семейных событий».

Марина, так же как и ее мама Елена – русские, прожившие полжизни в Западной Украине, куда забросила военная стезя отца семейства. От того и традиции семейные, и друзья – во многом украинские. Например, печенье по украинскому рецепту «хворост» приносилось в школу тазиками на все праздники! И правила жизни, которым научились родители за военную кочевую жизнь и научили детей – терпению, трудолюбию и умению находить общий язык с разными людьми. Наверное, эти качества и привели к профессии и маму, а затем и дочь – в школу! «Моя мама только в прошлом году ушла из любимой школы на пенсию,– говорит Марина, – после 60-летнего педагогического пути! Но, мне кажется, огонек в глазах, азарт жить и узнавать новое у нее с каждым годом все ярче. Несколько лет назад мы на Родину ездили – на Алтай – и мама, несмотря на почтенный возраст, карабкалась по горам наравне с более молодыми, не делая себе особых скидок. Да и сейчас она дважды в неделю ездит в бассейн, обслуживает себя сама, ни за что не желая переезжать ко мне жить. В январе ей будет 82 года, но никто не может дать ей этот возраст, потому что она и сама его не признает!»

Наталья, как же, как и мама Галина, родом из Западной Украины: «Поэтому в нашей семье важное место занимали традиции украинского народа. Мы каждый год вместе отмечаем праздник Светлой Пасхи в родительском доме. Также мама всегда приобщала меня к украинской кухне, так как сама она очень гостеприимная хозяйка. Но все-таки самым важным является то, что мама передала мне своё отношение к Украине. Для меня это не просто место рождения, а Родина в глубоком понимании этого слова».

Мама Дмитрия Людмила живет далеко  – в Белоруссии, в Минске. «Моя мама окончила школу с медалью.  В студенческие годы со стройотрядом поднимала целину и не понаслышке знает цену хлебу. Трудовой подвиг девушки отмечен медалью «За освоение Целины». По окончании педагогического института всю свою жизнь посвятила школе. Математика – наука строгая, но с какой теплотой и отдачей мама дарила её детям! За глубокие знания и умение передать их другим, за доброту к детям и отзывчивость, за оптимизм и молодость души «Учителем с большой буквы» называли и называют её ученики и их родители. Для всех она находила нужное слово и место в сердце. Всему, что у меня есть, я обязан маме. Она подарила мне счастливое детство, научила радоваться жизни, ответственно относиться к порученному делу, ценить окружающий мир».

Константин: «У меня мама появилась только в 25 лет, когда я женился! Я – детдомовский, и мамой называть мне было некого до тех пор. Но, войдя в большую чувашскую семью моей жены, я прочувствовал такое тепло от тещи, что почти сразу начал называть ее – мама Лариса, а потом просто мама. Она – удивительная женщина! Мягкая, спокойная, но, если уверена в своей правоте, может двигаться как тихий, вежливый танк – своего добьется. Все соседки и родственники бегут к ней как к юристу – она, однажды столкнувшись со своим незнанием законов, выучила, кажется, их все не хуже адвокатов и прокуроров. Еще у нее есть хобби – она обожает готовить! Особенно я люблю ее самодельные торты. Мне кажется, что даже руки у нее всегда пахнут ванилью и шоколадом! Вы себе не представляете, как здорово, когда есть в жизни человек, которого можно назвать «мама»! Ни за что с женой не разведусь – ведь останусь без мамы Ларисы!»


Джульетта, армянка: «Готовить армянскую еду мама Тамара специально меня не обучала, но как-то так заведено в армянских семьях, что люди постоянно ходят друг к другу в гости. Принято знать даже самую отдалённую родню, поддерживать отношения со всеми дальними родственниками. Это правильно: в тяжёлую минуту ни один армянин не остаётся со своей бедой один на один. И я помню хорошо, что у нас никогда дом не пустовал. Хотя детство прошло не в Армении, а в Грозном, все национальные армянские традиции передались мне из общения с родными людьми как-то само собой. Так, например, мама всегда готовила куркут к приходу гостей. Это жирное мясо и особая пшеничная крупа, которые томятся в казане 5–6 часов. Я переняла у мамы этот армянский рецепт каши. Он всегда выручает: гости в нашем доме обожают мой куркут. И всегда просят его приготовить на любые праздники».

Лариса, чеченка: «Нас у мамы пятеро детей. И, хотя она сейчас далеко живёт, я часто ей звоню, чтобы поговорить, спросить совета, излить душу. В чеченских семьях мужчины главенствуют. Уважение к мужчине внушается девочкам с малолетства. И сейчас, когда у меня заболел муж, первый мамин вопрос по телефону – о моём супруге. Она по моему голосу понимает, когда я расстроена или без сил от трудностей. И утешает специ-
фически: «Ты о нём, о муже, получше заботься – он же отец твоих детей! А у женщины участь – терпеть, помогать, детей растить…» Традиции и приготовления еды, и аккуратности внешнего вида, и манеры одеваться мама специально не разъясняла. Мы просто жили с определённой культурой, которая веками передавалась негласно. Я могла надеть брюки, которые мне очень хотелось поносить, но комфортно себя чувствовала только тогда, когда поверх надевала юбочку. А мама… Она не осуждала, потому что понимала. Но всегда оберегала и заботилась. И даже теперь, со своей скромной пенсии, старается какой-то гостинчик припасти для детей и внуков, ничего взамен не требуя, не прося и не ожидая…»

Анастасия о своей маме Розе: «Мама – хорезмийка, но не совсем восточная женщина. Она долго жила в Москве и Германии, поэтому в её жизненной философии переплетаются и восточная мудрость, и западный образ мыслей. Нас, детей, она этому как-то легко и непринуждённо научила. Восточное – это истинное почтение к родителям, к старшим, к гостям. Если гость на пороге, то его непременно надо за стол усадить и чаем напоить. Но и много «западного» в нашей семье: мы не обращаемся к родителям на «вы», как принято в Узбекистане, где семья жила долгое время. И с мамой мы общаемся как со старшей подругой, а не почтительно и на расстоянии, как принято на Востоке. Но, пожалуй, самое важное, чему нас научила мама, – жизненный оптимизм. Наша семья пережила этот страшный развал Советского Союза, пришлось всё начинать заново. Но, если мы с братом были детьми и всё не так серьёзно воспринимали, то родителям в 35 лет пришлось заново начинать жизнь в незнакомом государстве. Они смогли это пережить, не сломаться и остаться людьми. И это – самый главный урок в моей жизни. Надо всегда верить в лучшее и двигаться вперёд, несмотря ни на что!»

У школьницы Иланы необычная семья (мама Татьяна – украинка, а папа – еврей): «В нашей семье как-то мирно уживаются традиции еврейского народа и украинские. Некоторые еврейские блюда мама научилась готовить очень вкусно, живя в Израиле, и теперь балует ими нас на семейных праздниках. Например, я люблю её фалафель – шарики из нута и пряностей. Но самое главное – я всегда чувствую мамину поддержку и знаю, что при любых трудностях или жизненных невзгодах мама обнимет и успокоит. Для меня, как и для любого другого ребёнка, это, наверное, самое бесценное – знать, что есть мамины руки, которые согреют, поддержат, придадут сил и уверенности в себе».

Азербайджанец Сонан вспоминает о жизни в родном горном селе с ностальгией: «Мама Дильбазия, как истинно восточная женщина, нас, троих детей, учила уважать и почитать отца. В доме всегда было чисто, уютно, пахло вкусной едой. Я выбрал себе в жёны девушку, в чём-то даже похожую на маму. А после мама ещё и научила мою жену готовить так, как я люблю, плов и долму. Особенно осенью почему-то вспоминаются дом, наше село и мамины маринованные баклажаны... И хочется домой. Когда приезжаю в родительский дом, сначала обнимаю маму и вдыхаю тот самый, ни с чем не сравнимый, с детства знакомый… мамин запах. Вот так зарыться бы в мамины волосы, закрыв глаза, чтобы немного вернуться в детство. Мама – это оплот, это самая лучшая защита от неуверенности и уныния».

Саид из семьи ногайцев: «Моя мама Марина из многодетной семьи. Росла она в Дагестане и с детства так любила читать, что это стало частью её натуры, а потом привело к школьной медали и к учёбе на филолога. Она всегда поражает меня своей эрудированностью во многих вопросах. Когда я появился на свет, всё своё внимание мама стала уделять мне. В детстве я часто болел, и тогда самый близкий мне человек садился рядышком и читал мне книги: про доктора Айболита, про обитателей мумми-дома... Помню, я разбил себе голову об качели так, что голубая шапочка стала красной. Мама не растерялась, сама осмотрела рану, поняла, что зашивать не требуется, решила в «скорую» не звонить, сама санировала её и наложила повязку. То, что я выбрал профессию врача, во многом из-за её влияния. Она сама очень хотела быть доктором, но возможности такой в то время не было. Моя мама всегда старалась быть рядом, поэтому устроилась на работу в школу, где я учился. Утешала, если что-то не получалось, но и за «косяки» наказывала довольно строго. За что, впрочем, я ей благодарен. Казалось бы, мне уже 21 год, но мама и до сих пор заботливо рекомендует надеть шапку, подсказывает что-то по жизни… Хочу сказать: «Любите своих матерей. Скажите своей матушке об этом, попросите у неё прощения, если есть за что. Ведь рай под ногами наших матерей…»