О верности

Михаил Шаргородский
Мною написаны две небольшие книжки под общим названием  «Мысли вслух».
Там довольно много миниатюр на морально- нравственные темы - о чести, совести, такте, дружбе и т.д. Но один вопрос я тогда сознательно обошел.
О верности.
Я уже писал, что однажды в компании ее участникам  вдруг пришла мысль, чтобы каждый одним словом выразил, что он считает самым главным в человеке.
Кто-то сказал «Мужество». Другой назвал «Мудрость». Третий сказал «Умение дружить и иметь друзей». Четвертый еще что-то сказал.
Через некоторое время я рассказал об этом одной нашей подруге. (Царство ей небесное!) Она  сказала «Жаль, что меня среди вас не было, я бы назвала «Верность».
Мне стало невыразимо стыдно. Действительно это было сильнее и актуальней чем то, что мы говорили.  Тогда я не написал об этом, еще слишком близко была подсказка. А сейчас уже немало времени прошло, и  я счел возможным вернуться к этому вопросу.
Ведь если тщательно разобраться, то пожалуй это главное качество, которое формирует достойного человека. При этом нельзя сбрасывать со счетов и то о чем мы говорили раньше. Без этих качеств тоже трудно сформироваться полноценному человеку.
 Что такое верность?
Верность — это заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. Хранить верность — это достоинство.
Что могут люди без верности? Что удается без верности? Ничего.
Великий  русский философ Розанов писал :
 «Я понимаю верность как верность родине, а не ее учреждениям и правителям. Родина — это истинное, прочное, вечное; родину нужно беречь, надо любить ее, нужно быть ей верным.»
 Верность является высоким моральным качеством. Синоним верности – надежность. Верный — значит правильный, точный, соответствующий высокому стандарту.
Говоря о верности, мы тем самым признаём некий высший авторитет, которому верны или неверны
Не  так давно я искал какие-то нужные мысли,  и в связи с этим перечитывал Мишеля
Монтеня.
Это мой любимый писатель и философ, и я довольно часто заглядываю в его знаменитые опыты.
Слов нет, он  жил и творил более 400 лет тому назад. Его образ мыслей и аудитория, кому адресовался труд, были в основном дворяне, и жили они по-другому. Но у него есть одна не слишком большая глава  «О дружбе» . Я вроде немало читал и даже писал о дружбе, но то, что пишет он, это буквально потрясает. 
У него был один друг, тоже известный писатель, и их дружба приняла такие формы, что их интересы слились воедино. Делая любое дело, каждый из них в первую очередь, устраивал дело так, чтобы результат был адекватен. 
Вообще их дружба настолько слила их личности, что они не могли и не хотели делать какое-то свое дело. Все дела были едины. После кончины этого человека, у Монтеня больше не было друзей.  Он был убежден, что больше одного друга быть не может, да и не нужно.
Поскольку до такого уровня никто из нас не дотягивает, я долго не решался писать о дружбе.
Я не полностью разделял его взгляды, понимая разность эпох, но некоторые истины, излагаемые им, имеют непреходящий характер.
 Сейчас я взял только один элемент дружбы. Говоря о верности, большинство из нас подразумевает супружескую верность. Но ведь это понятие неизмеримо шире.   
Думаю, что нет надобности, подчеркивать, что это становой хребет дружбы.
 Чрезвычайно важную роль верность играет в вопросах религии. Ведь все известные нам случаи гибели апостолов, связаны с их неуступчивостью  в вопросах веры.
 Одним из главных мест  приверженности верности являются межгосударственные отношения
Очень часто государства заключают договора, где клянутся в дружбе и верности друг другу.
И сколь бесчисленное количество нарушений этих клятв верности, мы можем перечислить за последние 100 лет.
Но так или иначе, чаще всего, с нарушением верности мы сталкиваемся в быту. Верность по своему смыслу представляет собой константное явление. Что-то постоянное  в межличностных взаимоотношениях.
В жизни есть немало качеств, которым нельзя научить. Их можно привить с раннего детства, и то не всегда. Если человек верен, то, как правило, он верен во всем. С таким человеком легче общаться, он предсказуем.
Мне лично кажется, что не будь верности в той степени, как она была у Советского народа, о победе и мечтать нельзя было. Ведь патриотизм, как ручеек вытекает из верности Отчизне.
Первый урок нарушения верности, я получил лет в 7. В селах, в особенности в те далекие времена, мальчишки с одной улицы собирались вместе, и шли в бой на шеренгу, сформированную на другой улице.
При этом мы давали  клятву в верности друг другу, и битве до победного конца. Как только начался бой, два солдата с нашей стороны переметнулись на сторону противника. Это нас потрясло по своей моральной сути.
Во-вторых, резко нарушилось соотношение сил. Нас осталось пятеро, а их стало девять. Некоторые из наших стали «попискивать», что бой надо отложить. Но у нас атаман был бравый. Он дал команду, и мы кинулись на противников.
То ли сознание того, что мы должны наказать за поруганную честь, то ли общий настрой ситуации, как будто удесятерил наши силы. К тому же будучи оскорбленными, каждый из нас бился, как тигр. И удары наносились со всей силы.
Скоро победа стала клониться в нашу сторону. Четверо из них с кровоточащими носами, выбыли из игры. Остальные, были деморализованы, и серьезного сопротивления оказывать не могли. К тому же сбежались родители, и начался суд. Кто, зачем, почему, кто первый начал и т.д.?
 Выручил и на этот раз атаман. Он объяснил: «обычно мы собираемся для легкой потасовки. Там никогда дело до крови не доходит. Но сегодня в наших рядах появилось два изменника, которые нарушили клятву и верность боевому единству. Поэтому мы решили их наказать. Если бы у меня был пистолет, я бы наверное стрелял в изменников. Ну а так мы решили, как можно сильнее их побить, в пределах своих возможностей.»  Поднялся страшный шум и гам. Обиженные мамы требовали возмездия.
Вдруг из толпы вышел инвалид еще Первой Мировой войны. Он был очень уважаем в селе, все сразу замолкли. Он ничего не говорил.
Только обратился с вопросом к двум изменникам: «это правда , то, что о вас здесь рассказали?»
 Дети ответили утвердительно. Тогда старый солдат выдал заключительный вердикт. «Я думаю, что Вам еще мало дали. На фронте за неверность, и измену Родине расстреливают на месте. Вы сегодня, правда силовым путем, получили первый урок  нравственности. Запомните его»
Затем махнул рукой, что означало просьбу разойтись.
Об этом много говорили на селе, в школе, везде. Тогда страна готовилась к войне, и все понимали, что из каждого пацана надо «выковать» солдата.
Возможно в то время мы даже не знали слова «верность», зато  предатель, изменник, шпион знали хорошо.
А сегодня, я думаю, что уже в Детском саду знают, что в основе всех этих перечисленных слов лежит одна сущность «Не сохранение верности».
Кстати все Христианство, по сути дела, основывается на одном слове «Верую». А ведь
«Верую» и «ВЕРНОСТЬ» однокорневые  слова.
Мне хотелось бы привести еще один пример необычной  женской верности.   
У  меня был (Царство небесное) один друг.
Работал помощником министра. Жена - профессор консерватории. Они прожили вместе более 30 лет.
 Имели двух дочерей и внука. И вдруг мой друг непомерно влюбился в свою секретаршу. Но он хотел все по честному. Развестись с женой, и жениться на новой кандидатке. Трудно передать, что творилось у них в доме.
 Дочери заявили, что не хотят быть  участниками этого позора и уехали за рубеж. Жена тоже стала готовиться к отъезду. Учила слова. Потихоньку кое что продавала. У них была солидная библиотека.
Когда она стала продавать книги, он, встретив меня, со слезами на глазах пожаловался, что всю жизнь он собирал эту библиотеку, кроме него никто никогда не купил ни одной книги, а сейчас учиняется такой разгром.
 Мы  с ней были в хороших отношениях. Я пригласил ее, и мы долго говорили. Она плакала и основным рефреном  звучало «Я люблю его, и представить возле себя кого либо другого, я не могу»
Я уговорил ее не продавать книги, а при отъезде оставить ему квартиру. Имея в виду, что за такие важные и большие дела  и Бог вознаградит и люди. Все это было при Советской власти.
 Купить, продать квартиру нельзя было.  Если бы она продала, (методом обмена) то он уже до конца жизни оставался бы без квартиры.
Короче мы ее проводили  в Америку. На вокзале она дала мне ключи от квартиры.
Через некоторое время он тяжело заболел.
Надо было пересадить сердечный клапан. А хорошие клапана стоили 10 тыс. долларов и достать их можно было только за рубежом..
Всем было понятно, что если мы все даже души черту заложим, нам этих денег не собрать. Люся, узнав об этом, идет на самую низкую работу.
Санитаркой, или уборщицей в раковый корпус. Аристократка с выхоленными манерами  отработала там год. Собрала нужную сумму. Нашла и купила клапана.
А это был невывозной товар. Она обратилась к сенатору их штата. Наверное, она произвела на него впечатление. Стройная , элегантная женщина, строго одетая, безукоризненно владеющая языком, просит разрешения на вывоз лекарства для умирающего мужа.
Он позвонил авиаторам и попросил перевезти коробочку величиной со спичечную.
Но, так или иначе, клапана привезли. Операцию сделали. Буквально возвратили   человека с того света. Она в Америке договорилась с клиникой, пробила все документы и вытащила его туда для долечивания.
 А годы идут. И Миша постепенно начинает понимать, что он ошибся.  Первая жена всегда была ему, как мать. Он по природе был не совсем здоров.
Она все делала для него.
Прощала курортные романы, давала кровь, когда надо было.
И миллион других вещей, которые любящая жена может делать для не совсем здорового мужа. Она часто приезжала сюда, тратя все, что зарабатывала.
 Все это время она продолжала следить за его здоровьем и делать все, что надо.
  Надо сказать, что новая жена, не знающая всех проблем его здоровья, вставала на дыбы от контактов  с первой женой. Между тем наши главные герои уяснили, что все это была ошибка и надо восстановить статус-кво.
Они договорились, что Люся приезжает в  Питер, куда переехал Миша, обменяв оставленную ею ему квартиру, забирает его оттуда и везет в Тбилиси, чтобы обвенчаться в той же самой церкви, что и первый раз, и с теми же свидетелями, которые к  счастью еще были живы.
Было продумано, как поддерживать семью, остающуюся в Ленинграде.
Она все и со всеми переговорила, все подготовила и тут и там, после чего вылетела в Питер. Но приехав  туда, она получила смертный удар. Миша накануне скончался. Потом уже все гадали: вероятно, ему стало плохо, а новая жена не смогла быстро сделать все, что нужно.
Я, зная его, полагал, что его слабое сердце не смогло выдержать натиск двух женщин.
Из Ленинграда Люся приехала к нам.
Уже просто для того, чтобы душу отвести. Мы о многом говорили, но я запомнил одну из ее заключительных фраз.
 «Господи! Будь свидетелем, что я всю жизнь хранила честь, достоинство и верность этому человеку при его жизни и сохраню эту форму и после того, как он ушел.»       
Когда произносят слово «верность», как правило, произносится «Хранить верность».
То есть всегда речь идет о том, что надо что-то сохранять. В личных, или государственных делах - не важно.  Вести себя так, чтобы  сохранились имеющиеся  договоренности,
Я часто думал, что в приведенном выше примере, речь уже идет не об обычном случае верности, Здесь, по-моему, намного  больше. Здесь человек практически  полностью
жертвует  собой, чтобы совершить во имя даже попранной верности все, что может сохранить  жизнь любимому человеку.
В одной из своих книг я написал целую главу об эпопее этих лиц.
Мне хотелось привести еще один пример, но уже мужской верности. Мне кажется, что я уже где-то упоминал об этом, но надеюсь, что читатель простит мне некоторый повтор.
В детском саду мальчики 6 лет подружились между собой. Особенно неразлучными друзьями стали четверо. Вместе пошли в школу. Вместе окончили ВУЗы. Разошлись по разным службам. Но дружба оставалась неизменной. Проходили годы, десятки лет, но четвертка оставалась незыблемой.  Внутрь себя они никого не брали, но каждый в отдельности мог иметь своих отдельных друзей. Так случилось, что с одним из них мы дружим уже более 50лет. Поэтому я хорошо знал их понятия и манеры поведения.
После перехода на пенсию у всех начались некоторые материальные проблемы. Так вот, член  этой четвертки, с которым я дружу, узнав что один из его личных друзей, тяжело заболел и не имеет средств не только для лечения, но и на хлеб насущный, стал ежемесячно посылать ему поддержку, примерно равную средней зарплате служащего. Эта эпопея длилась 5 лет, до самой кончины этого бедолаги. Причем мой друг никогда не говорил о том, что системно поддерживает человека на плаву. Я об этом узнал во время похорон.   
Как то он высказал мысль, что единицей измерения верности, как раз и является способность одного человека делать что-то для другого, в особенности, когда ему плохо.
Прошло еще несколько лет. Всем уже за 70. В эту четверку входил один, который всю жизнь отработал в правоохранительных органах. Выйдя на пенсию, вероятно от безделья, стал играть. Проиграл все, что можно, включая квартиру. И в буквальном смысле остался с женой и больным сыном на улице.  Его друзья не стали читать ему моралей, а скинулись и арендовали для него квартиру. А кроме того, ежемесячно  давали еще какую то сумму на расход. Продолжали приглашать на все вечеринки, куда сами ходили,  чтобы он не чувствовал себя изгоем. Это длится уже более  10  лет.  Глава семьи достаточно болезненно переносивший свое новое положение, года два, как ушел. С тех, кто жив, опека не снимается.
Я как -то произнес среди них вслух: «Какие Вы молодцы, что всю жизнь храните верность дружбе, основанной еще в детском саду». Они поправили меня: «Мы не верность храним, а это наш образ жизни и мышления. У нас и представления нет, что можно по-другому».
Не знаю, пусть они называют, как хотят, но более видимой и осязаемой  верности друг другу  мне не доводилось встречать.
(Исключая Войну, где очень часто друг за друга жертвуют жизнью)
Верность понятие хрупкое. Разбить легко, а восстановить, мне кажется, невозможно.
Мне хотелось бы пожелать всем всегда помнить, что есть такое понятие, как верность!
Сейчас много пишут о верности животных.
 Конечно это очень хорошо иметь рядом абсолютно верное существо. Но это сугубо недостаточно. Поэтому я твердо убежден, что надо сызмальства приучать наших детей к верности, а всю последующую  жизнь, в пределах возможного, держать эти вопросы в поле своего зрения.
В заключении мне хотелось бы привести слова  одного  из  философов: 
«Чтобы быть верным, надо что-то, или кого-то любить. Всё, что сделалось в человеческой истории по-настоящему истинным и «реальным», что сумело победить все сомнения, страхи и опасности — жило в верности. А ведь именно верность основа настоящей любви
и дружбы.»
В этом же ряду стоит и выражение : «Будь верен в дружбе и верен в любви: остальных заповедей можешь и не исполнять»