Когда любовь истинная

Алла Валько
                Из цикла "Женские истории"

Во второй и четвёртый вторник каждого месяца Ольга Николаевна, руководитель музыкально-поэтического салона “Гармония”, проводит вечера в библиотеке им. Н.В. Гоголя, на которые приглашает певцов, пианистов, скрипачей и чтецов. В феврале 2016 года здесь состоялся творческий вечер “У камина” певицы Татьяны Замолодчиковой. Ей аккомпанировала на фортепьяно Вероника Шаблий. В программе вечера значились романсы, ретро и народные песни. На стене перед зрителями было спроецировано изображение камина, создававшее в зале домашнюю обстановку. Царила тёплая атмосфера уюта, располагавшая к отдыху и покою.

Сначала я воспринимала исполнение романсов спокойно, ощущая в душе лишь удовольствие от того, что слышу. Но постепенно приятный голос Татьяны и манера её пения увлекли меня. А пианистка Вероника своей проникновенной техникой игры на фортепьяно и искренней улыбкой, обращённой к певице и к нам, зрителям, когда обе они раскланивались в ответ на дружные аплодисменты переполненного зала, понравилась мне сразу и бесповоротно. Звучали романсы о любви и широко известные, и исполняемые весьма редко. Постепенно чарующий голос певицы и мягкая манера её пения заворожили меня, и моя душа начала откликаться на слова звучавших произведений.

Когда были исполнены гармоничные и напевные популярные украинские песни «Мисяц на неби», «Ридна маты моя» и «Черемшина», я почувствовала, что у меня к горлу подступил комок, а на глаза были готовы навернуться слёзы. При этом я всей душой ощущала, что во мне самой нет того чувства любви, которое переворачивает жизнь человека, делает его очень счастливым или глубоко несчастным. Я уже израсходовала запас энергии этого чувства, который даровал мне Господь. Во мне осталось только сопереживание ей, но я знала, что она существует где-то рядом, совсем рядом со мной, огромная, настигающая людей и накрывающая их, как девятый вал. Я люблю свою дочь, компьютер, который соединяет меня с окружающим миром и спасает от одиночества, и нескольких близких мне по духу друзей. Но эта любовь тихая, непреходящая, от которой не сходят с ума. “Так, где же в последний раз я столкнулась с такой всепоглощающей любовью?” – подумала я.

И тут меня осенило, что о ней мне рассказывала моя хорошая знакомая, работающая в крупном издательстве. Мы изредка встречаемся с ней в компании поэтов и прозаиков, которые читают друг другу свои произведения и обмениваются мнениями об услышанном. Так что обоих персонажей этой истории я отлично знала. Оба они уже далеко не молодые люди, оба по образованию журналисты. Он закончил факультет журналистики МГУ, она – аналогичный факультет полиграфического института.
Она в свободное от работы время добросовестно и с искренним желанием редактирует произведения своих друзей. Ей особенно нравятся динамичные, короткие стихи и проза с ярким сюжетом. Она и сама очень неплохо пишет, удивляя и радуя нас своими изысканными рассказами.
 
Он тоже всегда с блеском читает свои стихи и прозу, а порой, отказываясь от возможности представить на суд друзей собственное творчество, знакомит нас с произведениями других авторов, которые по тем или иным причинам затронули какую-то струну в его душе.
 
Случилось так, что с разницей в несколько дней они неожиданно оказались в одном доме отдыха. И как старые, добрые знакомые начали проводить досуг вместе: днём гуляли по тенистым аллеям роскошного парка, а вечерами он с упоением читал ей стихи, которых знал великое множество. Она с тихой радостью слушала его, чутко прислушиваясь к своему внутреннему состоянию. Эти совместные прогулки и вечернее чтение стихов чрезвычайно сблизили их. Он был очень внимателен и предупредителен, а к тому же весьма привлекателен внешне.

И вскоре она почувствовала, что влюбилась, влюбилась, как девочка, хотя думала, что на такое глубокое чувство уже вряд ли способна. Это чувство ворвалось в неё совершенно непрошено, как буря, как тайфун, как торнадо или цунами, и закрутило её так, что она потеряла голову. И сказала ему об этом. Но он встретил её признание недоверчиво, уверяя, что гораздо старше и слишком серьёзно болен, чтобы ответить ей взаимностью. Он и в самом деле сильно страдал из-за своего нездоровья. Ещё в молодости он перенёс открытую форму туберкулёза, находясь в заключении по доносу, так как в присутствии непорядочного друга ляпнул что-то лишнее. Теперь его часто преследуют сильнейшие приступы астмы, и тогда он задыхается, кашляет и каждый раз прощается с жизнью. Он правильно питается и ведёт здоровый образ жизни, однако годы и тяжёлая болезнь делают своё грязное дело, изматывая его и лишая смысла жизни.

Десять лет назад он потерял жену и теперь живёт совершенно один, не поддерживая контактов даже со своими детьми. Во время приступов удушья он ложится в постель и ставит себе на грудь горячий утюг. Можно себе представить, какие мрачные мысли одолевают его в это время! В такие дни он не выходит из дома и не хочет никого видеть.
 
Своей чуткостью и искренней готовностью помочь ему она сумела растопить его сердце, заставила поверить ей и откликнуться на её бездонное, искреннее, великодушное чувство, хотя он долго и не решался признаться себе в этом. После приступов удушья, сопровождавшихся безмерным отчаянием, он звонил ей и, как ребёнок, спрашивал:
- А ты, правда, соскучилась?
- Правда, правда, - спешила она заверить его.
Постепенно его язвительный нрав изменился, он стал мягче в общении не только с ней, но и с окружающими. Вдвоём они подготовили к печати и издали книгу его стихов. А однажды он пришёл к ней домой, и здесь свершилось то, что должно было свершиться. К себе он её не приглашал, и она полагала, что в его квартире всё осталось в том же виде, каким было при жизни жены. Он чувствовал себя очень виноватым перед своей ушедшей половиной, однако она не спрашивала почему. Их встречи были очень редкими, только когда он сносно себя чувствовал. Чтение стихов продолжилось в её доме, и здесь, как и в доме отдыха, проявлялась его безграничная нежность. Оба светились от счастья. Завершая рассказ о своих взаимоотношениях с ним, она поделилась со мной:
- Я счастлива. Я люблю его так, что готова носить на руках и ухаживать за ним – только бы он был жив. Мне вполне достаточно того чувства, которое испытываю я, и большего мне не надо.

Меня потрясла эта история. Я поняла, в чём состоит истинная любовь, – в самоотверженности. Можно сильно влюбиться и отчаянно добиваться взаимности, но если твой избранник не оправдал надежд, которых он, собственно, и не подавал тебе, то зачастую твоё чувство не проходит испытание именно на самоотверженность, стремление помочь и преодолеть трудности.

На этом я хотела поставить точку. Но случилось иначе. В полётах на самолёте я никогда не смотрю фильмы. Но в этот раз решила не отказывать себе в этом удовольствии, надеясь немного расслабиться и отдохнуть. Однако в силу своего характера я не выбрала какой-нибудь юмористический фильм, а включила серьёзную драму “Вселенная Стивена Хокинга”, которая полностью захватила меня. Речь в ней шла о том же – о беспредельности любви, любви-самоотдаче, любви-жертвенности.
На студенческой вечеринке встретились два молодых человека: Стивен Хокинг, будущий выдающийся физик-теоретик, и Джейн Уайлд, изучавшая романские языки.
Молодые люди начали встречаться и полюбили друг друга. Казалось, их счастье было безоблачным и бесконечным, но неожиданно во взаимоотношения влюблённых ворвалась грозная болезнь Стивена. Она подкрадывалась постепенно, день за днём отнимая у него возможность свободно двигаться. Ему был поставлен страшный диагноз – боковой амиотрофический склероз, вызывающий паралич. Врачи предсказали, что жить Стивену осталось не более двух лет.
 
В этих условиях молодой учёный пытается заставить Джейн расстаться с ним, забыть о нём, но Джейн проявляет невиданную силу духа. Она считает, что если любимому и отведён такой небольшой жизненный срок, то она проведёт его рядом с ним. Они женятся и побеждают. Нет, не болезнь, но малодушие, не сгибаются под гнётом самых тяжёлых обстоятельств, когда Стивен уже не может даже самостоятельно есть пищу и передвигается только в инвалидном кресле. Джейн стала для своего супруга всем – женой, матерью его детей, сиделкой, хозяйкой дома. И вместе с тем она стала незаменимой помощницей в его работе, сумев разобраться в глубинах теоретической физики. Благодаря её неусыпному уходу учёный смог работать и доказал ряд своих теорий, представил миру разработанную им модель вселенной и совершил множество прославивших его открытий.
 
Далеко не каждая любящая женщина с такой честью и так самоотверженно может исполнить свой долг. Джейн была измотана морально и физически, но всегда оставалась рядом со Стивеном, была верна мужу и предана делу его жизни.
Лишь в конце своей жизни я осознала разницу между любовью дающей, самодостаточной, и любовью эгоистичной, которой непременно необходимо ответное чувство, которая всегда жаждет победы и не в состоянии издали пожелать счастья своему любимому.