Селфи как точки отсчёта

Ирина Горелова
Вот я на фоне дворца, а вот на фоне ресторана, а это на фоне океана, а тут мы на фоне гор с друзьями, а вот – ой смотри, смотри, на фоне такого события…
Я, я, я…Это помешательство, охватившее людей с их гаджетами, сродни болезни. Как, например, и той, что охватывает просторы интернета. Теперь все разбираются в политике, считают себя, ну, если не умнее президента или министров, то уж, по меньшей мере, умнее начальника, сослуживцев или однокашников. Про соседей умолчу.

Каждый норовит высказать своё исключительное мнение, надеясь быть услышанным друзьями и друзьями друзей. И неважно, на кого ты учился – на повара или математика, тебе обязательно надо вслух проговорить о несостоятельности правителя, о недальновидности поступка церковного иерарха, о капризах погоды, о модных диетах, и, как правило, в ключе – «…а вот я бы на его месте…» Да что там, благодаря интернету теперь каждый может назвать себя специалистом в области конфликта в Сирии, к примеру, или на Украине. Ну, дайте минут двадцать, ссылки просмотреть, и вердикт готов.

Художники, оставляющие автопортреты потомкам, логичны в своих поисках. Они совершенствовали мастерство и сдерживали фантазию. В автопортретах творец пытался увидеть себя со стороны, мало кто писал множество их, этих самых автопортретов.
Нынешние интернет-себяшники вывернули смысл наизнанку. Любители селфи насилуют окружающих. Вот вам в ленту – я, ещё я, и ещё я. А это мой завтрак. А это он с другого ракурса. А это ещё чуть левее.

Паранойя себяшничества произросла из эгоистичного чувства обмана. Или состояния самообмана на расстоянии вытянутой руки. Ах нет, этого мало, привертели палку. Но всё равно – я, я и опять я.
Куда уж тут до вглядывания в душу. В душу другого человека. Все взоры только на свою внешность: воротничок надо бы поправить, чёлочку, и глазоньки не так остро скосить, и рука что-то много места в кадре заняла, домика не видать. Нет, надо перещёлкнуть.

Надо же, какая наблюдательность. Какое чувство вкуса и меры.
Но может ли этот самый человек вот так же, с такой же скрупулёзностью, заглянуть внутрь своей души.

На память пришла одна история, произошедшая с моим другом, которому надо было встретить священника на вокзале и отвезти его в Лавру. Друг мой – человек образованный, музыкально развитый, но жизнь вынудила его работать с газовым оборудованием и котлами. Так вот, встречая священника, мой друг извинялся за крошечную точку на белоснежной рубашке, выказывая, думаю, таким образом уважение к человеку, которого встречал. Негоже быть в неподобающем внешнем виде перед своим духовником. Помню, что ответ поразил простотой не только друга, но и меня.

– Ах, Серёжа, – говорил батюшка, – если бы мы с таким тщанием грехи на душе замечали, как эту чёрную точечку на белом, и пытались отстирать.
Священник этот теперь награждён Господом саном митрополита и много ещё какими дарами.

 А я всё про эту точку вспоминаю, словно про точку отсчёта, и думаю – слежу ли я так же за собой? Такие пятна на моей душе, что отмывать и отмывать, жизни не хватит.