Золотое руно... 3часть-Магия Звука

Темиргали Изъящев
(продолжение... Начало см.: Минойская цивилизация, Греческие боги говорили на тюркском, Стоунхендж строили киргизы, Золотое руно...-1,2 части)

Но оставим на время Малую Азию и приведём лишь несколько ключевых названий из других регионов, чтобы не создавалось впечатления, что “тюркские совпадения” распространяются  только на Анатолию. 

17. ЕГИПЕТ
                ЕГИ/ЕКIдва + ПЕТ/БЕТлицо. Ср. египетское название страны (в условном чтении) “Хет-ка-Птах” - “Усадьба двойника Птаха” (Птах-египетский бог). Греческое (критское!) название этой страны АЙГЮПТОС должно означать то же самое:
                АЙГЮ два;раздвоенный + ПТОС лицо.
Ср. “АЙ”-показатель множественности в лувийском языке и АЙЫРраздвоенный, разветвлённый, парный в казахском.
Но это название также предполагает:
АЙГ/АК белый + ЮПТОС  город.
Ср. АБАДгород и БЕТзаграждение ; ТОСкамень = СТЕНА. Русское слово “город” также образовывается от слова “ограда”, “огород”. Следовательно, АЙГЮПТОС может переводиться как “раздвоенный (здесь, вероятно, сдвоенный) город”, а также “белый город”, “белые стены”.
Но “Белые стены” - традиционный перевод г.Мемфиса - первой столицы объединённого Египетского государства. Город был основан на стыке Верхнего и Нижнего Египта.
Считаю, что страна и её столица первоначально носили одно и то же название - Айгюптос. От этого названия, вероятно, происходит и этноним народа коптов.
Египтяне называли критян КЕФТИУ, а о.Крит в Библии назван КАФТАРОМ. Вероятно, на египетских коптов был перенесён этноним Кефтиу. Возможно также, что копты  это потомки критян.

Центром Нижнего Египта был г.Буто. Для обозначения Нижнего Египта в древности служил знак куста папируса. Ср. БУТА/каз./куст.
Центром Верхнего Египта был г.Иераконполь. ПОЛЬ означает греческое “город”, а название самого города распадается на ИЕРАземля+КОН/КYНсолнце. Как известно, священное египетское насекомое - скарабей (степной+слепой “бей+бий”, т.е. “благородный судья”) изображался с двумя кругами. Один круг символизировал Землю (ЕР), другой - Солнце (КYН). Два круга (КОЗглаза) - тамга казахского племени “аргын”, которых  народная молва признаёт лучшими степными биями-судьями.  Ср. два круга - пустые глазницы - древний мотив орнамента на о.Крит. Город Иераконполь мог называться просто АРГУН. Ср. также название г.Иерихон в Палестине.
Красно-белая корона Объединённого Египта отражает древнюю цветовую гамму казахов:
КЫЗ(ЫЛ)красный+АК белый=Казах.
/Ср. “Алый стяг, белая хоругвь... - храброму Святославичу!” - из “Слова о полку Игореве”. Кстати, желто-голубая символика, вероятно, принадлежала хазарам (вар. хакасам)   -  КОКголубой+САРЫжелтый/.
Существовала третья - голубая корона правителей Египта. По моему мнению, она принадлежала фараонам и выдающим себя за фараонов лиц т.н. “смутного времени” или же того отрезка времени, когда Египет потрясали тяжкие испытания - см. корону Эхнатона. Эта корона напоминала голову птицы -  голубя или голубки.
Ср. библейское название Крита –
КАФТАР=КЕПТЕРголубь    или    КОГЕРШIНголубка, т.е. КОК 1. голубой 2. небо + ОРIСпастбище; ОРСУрождаться + IН(I)мать (возможен смысл - плечо). Стилизованные скульптурки птиц (голубей, уларов или соколов) с прочерченным на них треугольником-пастбищем известны на палеолитической стоянке Мезин на р. Десне. Близкие им по общей форме скульптурки найдены на стоянках Мальта, Буреть, Усть-Кова.
Изображение голубей - излюбленный мотив критян, скифов (Чертомлыкская амфора, где вместе с голубками изображены также полевые жаворонки) и населения древнего Казахстана (изображения голубей-жаворонков на бляшках).
Третья-голубая корона Египта могла принадлежать в древности критской династии фараонов. Возможно даже, что т.н. критский “вельможа при дворе фараона” - Усер, статую которого так бережно хранили на Крите, не кто иной, как сам фараон Джоссер... Судя по голубой короне и тамге кипчаков на предплечье, фараон-реформатор Эхнатон мог иметь в своём родословии критские корни. /Не потому ли после его смерти на Крите был устроен погром.../.
Показательным является имя первого официального правителя объединённого Египта - МИН (МЕНЕС) в сравнении с именем критских царей МИНОС.

18. УРУК
         Комплексное из: семя, серп, сердце, утка, род, урга (высокое дерево), урюк (абрикос),   т. е. :   “Высокое дерево рода абрикоса (АБРИ 1.бровь 2. туча + КОС 1.бровь 2.сдвоенный, двойной) серпа , семени - сердца утки.
Изображения с семантикой этого названия встречаются от времени верхнего палеолита Восточной Европы и натуфийской культуры Палестины до широкого круга более поздних культур. /Мотив сдвоенного семени, двойного сердца и двойной (двухголовой) утки - на Крите, в Греции, Малой Азии и пр., а мотив “сдвоенных сросшихся бровей” даже в Японии в культуре дзёмон. Сюда же я отношу и изображения сросшихся близнецов, птицечеловеков, распространённые по всему свету (Балканы, Океания, Америка...). Ср. также мотив сдвоенного серпа на Крите, в Египте, в Хазарии/.

В г. Уруке жил вольный народ  -  ЫРЫКволя. Символом его мог служить мощный фундамент - IРГЕоснование, фундамент. / “Белый храм” в Уруке покоится на платформе высотой 13,7м/. “Вольный народ” мог пониматься как народ свободно-кочующий...

            Легендарный народ ВОЛОТОВ (БYЛТтуча) и АВАРЫ (АБРИтуча) это, вероятно, один народ. Греки утверждали, что мудрец Аварис (Абарис) обошёл землю со стрелой (молнией?) в руке... Возникают ассоциации со свободно плывущими по небу грозовыми облаками. /Ср. “оленные камни” алтайцев/.
            В числе знаков, встречающихся на мегалитических постройках, как обязательный присутствует знак-изображение топора. Ср. БАЛТАтопор и БYЛТтуча. /Ассирийская богиня “праматерь богов” носила имя Белет-или. Её символом был кирпич. Город КИШ (ср. КЫШкирпич) был ведущим центром Шумера (до Ура)/.

Богиня, правители, сановники г.Урука изображались со сросшимися бровями в виде знака летящей птицы* (Ср. КYСптица, КИШкирпич и КАСбровь) или зигзага (IРЕКзигзаг) и с выпученными (кроме богини) глазами. Скульптурная голова богини, как и подобает голове богини Луны, имеет пустые глазницы.
* Позже этот знак “унаследуют” терракотовые (ср. начальное ТЕР-) фигурки из. КЫРККЫЗ-КАЛЫ (Хорезм) [с.118, Прошлое Ср. Азии], тюрские изваяния, а также железные маски-забрала, хранящиеся в Эрмитаже, и принадлежавшие, по моему мнению, воинам - “торкам” /ср. выше знак ТОР/. Опять наблюдается совпадение с сообщением Гардизи о древней родственной связи славян и киргизов. Ср. также сказочных волотов и знак спирали (волюты), считающийся многими учёными знаком принадлежности - “визиткой” русов-антов.
Знак зигзага известен со времён палеолита. Слово зигзаг в казахском звучит ещё как:  БYЛТ-АЛАК. Орнамент в виде зигзага встречается у хаджиларцев, халафцев, гхасульцев... ранних уйсуней, тагарцев, афанасьевцев...
См. расписанные охрой узоры из зигзагообразных линий на погребальных ложах тагарцев у с.Тесь. Зигзаги обозначают тучи, призванные унести душу погребённого в страну предков. Ср. отрывок из надписи в честь Кюль-Тегина: “Мой отец-каган, власть приобретя, улетел (т.е. умер)”...
Знаки волюты и зигзага также встречаются на мегалитических постройках.
Этноним Волотов подразумевает волюту-спираль.  СЕРIППЕ/каз./спираль созвучно имени САРПЕДОНА (а также этнониму славянского племени сербов. Ср. ОРАК  это СЕРП. Вероятно, “двойной серп” египтян и критян это “визитка” племени гиантов - древних, двойных антов, как, впрочем, и двойной топор и двойное сердце - мотив орнамента, распространённый в тюркском мире).
В древностях каменного века Восточного Туркестана были широко распространены каменные серповидные ножи - в Чустской культуре, в уездах Шуфу и Аксу, в поселении Кучуктепа. В последнем  обнаружены также бронзовые орудия подобной формы, а также в Чустском поселении, в Анау, в Заволжье, Восточном Казахстане и Южной Сибири, в иньском Китае. Подобные ножи из сланца были обнаружены в культуре Мяодигоу, и, вообще, “находки орудий такого рода распространены слишком широко...” [с.153., Тихвинский, Литвинский, 1988]. Серповидные ножи (ножи садовника - БАКШЫсадовник, ср. БАКСЫшаман) обнаружены и в более поздних культурах - в Албании Кавказской, Колхиде, в постзарубинецких древностях, в пшеворской культуре, дьяковской... На этруской терракоте в декоре храма из Сасси Кадути изображён коленопреклонённый воин-азиат с массивным подбородком и заострённо-уплощённым носом с серповидным ножом в руке [р.113, с.196, Соколов, 1990, Искусство этрусков].

ОРАКcерп +  ПЫШАКнож = УРУКсемя + ПЫШЫКкурносый =
YРАовин + КПШАК, т.е. БАУ КЕПТIРГIШ(овин) КЫПЧАК, что созвучно “сад голубь-птица (критянин) - кипчак”. Подразумеваться может также скифское племя ГЕОРГОЙ или ГЕОРГОЙ ЮЗ(жуз) = КИРГИЗ. /Можно понять ГЕОРГОЙ и как “грузин”. Ср. название Грузии - Джорджия/.
В хазарских древностях найден т.н. “виноградный” нож, выполненный в виде двух соединённых между собой серповидных ножей [фото 11, Плетнёва, 1976]. /Ср. (Е)КI+ОРАК “два серпа” и ГЕОРГОЙ = К + УРГ “древний ург” (древнее; двойное; сухое семя)/.
Применение серпов, ступок, пестиков, зернотёрок, а, следовательно, и употребление в пищу семян растений, орехов, ягод, желудей и пр. известно ещё с натуфийской культуры и культуры поселения Зави Чеми (вблизи пещеры Шанидар).
Судя по перевёрнутому изображению “обнимающейся пары из Айн-Шехри” (см. Миллаванда) тотемным именем натуфийцев мог быть ЁРКЕ/тюрк/суслик. Ср. УРУКсемя.
Натуфийцы часто использовали в качестве могил ямы для хранения припасов [с.26, Мелларт, 1982]. В Гхасульской культуре в яме для припасов хранился серп [с.128, Антонова, 1990]. В обоих случаях - погребение людей и хранение серпа (ОРАКсерп) считается “правомочным”, благодаря Магии Единства звуковых колебаний, т.е. тождественности имени народа с названиями серпа и семени... Такую особенность тюркских языков я назвал МАГИЕЙ ЗВУКА (см. ниже).

                ВЕЛИКАЯ МАТЬ СОБАКА (народ суслика)

Интересно общемонгольское ЗУМБАРАсуслик в сравнении с СУМБЕ-РУрод Сириуса, т.е. “большого пса” и изображение на кости неандертальца (№4 см. Дарданеллы) из поселения Афонтова гора II. На барельефе из навеса Лоссель (Франция) у богини-матери правое бедро выполнено в виде стоящего на задних ногах и питающегося суслика(!) [фото 33, Брей, Трамп, 1990].
Богиня держит в правой руке рог, символизирующий серп Луны. Над рогом в очертаниях выпуклостей камня заметна массивная голова медведя - тотема народа охоты (Ср. АЙлуна-АЮмедведь-АУ 1.охота 2. сеть). В Чатал-Хююке, в одном из святилищ, изображение набрасываемой сети являлось необходимым атрибутом охотничей магии [с.200, Антонова, 1990].
/В эпохе мадлен в палеолитических пещерах Франции изготавливались скульптурные изображения животных, которые, по мнению учёных, служили наглядными пособиями для обучения молодёжи охоте - остались глиняные шары для метания и отпечатки пяток подростков в грунте пещеры недалеко от этих “тренажёров”. Следы пяток озадачили учёных...  Ср. ОКШЕпятка и ОКШЕЛЕУпреследовать, идти следом; ТАКАпятка и ТАКАЛУприблизиться, а также ТАСТАУбросить; перен. оставить ++  ДАКотпечаток; ТАКАпятка = ТАСТАК/.
Т.к. суслик занимается собирательством (как и медведь), то он также относится к охотящимся (промышляющим) существам. Но народ суслика может также заниматься экстенсивным земледелием - превращать реки в болота, разбрасывать семена и т.д. Кстати, пора сева (разбрасывания семян) в Древнем Египте начиналась с восхода Сириуса и разлива Нила.
Народ сусликов-ургов жил также в древнем Двуречье (см. изображения на стеле Эанантума и изображения на раннединастических печатях, где имеются изображения людей-сусликов. Люди-суслики часто изображаются в качестве мореплавателей - водителей древних судов). /Племя ургов (ругов) относилось к “народам моря” - см. ниже/.
  Скифское племя земледельцев-ургов (георгой) жило в Восточной, а позднее и в Центральной Европе. /Скифы-урги по роду деятельности отличались от скифов-пахарей/. Изображения сусликов были популярны на территории Казахстана скифского времени. Казахское ТАРАККYЙРЫК суслик-песчанник созвучно “семени гребня”, т.е. семени ТАРГИТАЯ и РУХУ (духу) Таркона, т.к. Й=Н.

“Великая собака” (Большой пёс) можно построить как:
1.ИТсобака+IРIкрупный,большой=YТIРзапятая. Изображения “запятой” (проросшего семени) - излюбленный мотив населения Казахстана раннего железа.
2. YЛЫвеликий, большой + ИТсобака + АНАмать=УЛИТАНА (YЛТнация; национальность + АНАмать) = племя В.ЛИТАНА(В.ЛИНАНА) -“корень корней” племени “ас-сакалиба” арабских источников [ссылка на Масуди, с.146 Древнейшие государства на территории СССР, 1986].
Ас-сакалиба (саклабы) - предки многих народов... Например, булгары в Х веке называли себя народом, рождённым от тюрков и сакалибов. В журнале Знание-Сила приводится цитата из необозначенного научного труда: “Сакалиб - термин у различных арабских писателей обозначает вообще “белых”, рыжеволосых или блондинов, в отдельных случаях применяется специально к народностям Кавказа, обозначает и славян и дунайских булгар, и немцев, и финнов. Вообще употребление термина растяжимое и неопределённое”. Светловолосое племя можно понять как БАС САРЫ (бешара?).
Племя скалвов было известно в круге БАЛТийских племён в эпоху средневековья. Скалвы были непосредственными соседями пруссов. На Мадагаскаре живёт племя сакалава, плавающее на лодках-тримаранах. Язык мадагаскарских сакалава обнаруживает арийские корни...
По Иордану “...“саклавины” и “анты” были когда-то одним племенем и даже имя у них было общим...” [с.34, Иордан, 1960]. Антов Иордан косвенно причисляет к гуннам. Этноним АНТОВ, как было сказано выше (см. Миллаванда), можно понять как “побратимы”, т.е. как объединившийся конгломерат народов, каким и были гунны. Саклаба Абулгази называет братом Тюрка и сыном Яфеса. Не обязательно  выяснять, кем и в какой степени были анты - РУСАМИ или ТЮРКАМИ? /Ведь этноним Тюрк условен - см. выше о бесерменах/. Главное то, что САКЛАБ, ТЮРК и РУС были братьями, т.к. они все названы сыновьями ЯФЕСА (см. выше Мира). Вероятно, поэтому, когда народы-братья собирались вместе, они ставили во главе своего объединения того из братьев, кто был наиболее похож на Яфеса и кричали боевой клич АВАР-АВАР-АВАР..., а получалось ВАРВАР.
Так или иначе, но авары, уж наверняка, кричали этот клич...
По представлениям греков со всех сторон их окружали варвары. Строительство Микен они приписывали то циклопам, то пеласгам. Геродот провёл своё “расследование” и пришёл к выводу: “...если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть всё пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов.” [Геродот, I, 57] Далее он же пишет - “...весь Крит в древности целиком занимали варвары.” [Геродот, I, 173].
Судя по созвучности ВАРВАР и БЕРБЕР, берберские народы также могли входить в конгломерат варварских народов. Судя по приведённым цитатам, греки, вероятно, не считали эллинов потомками Иафета.
Кроме аварского (варварского) конгломерата могли существовать и более мелкие локальные конгломераты. Ведь Яфес мог быть отцом-первопредком для Саклаба, Тюрка, Руса и пр. Локальные образования, вероятно, были как-то связаны с праматерью Саклаба, Тюрка, Руса и пр. Ведь существовал же дом Тогара (Тогарма). Судя по тому, что при объединении Саклабов и Тюрков родился народ БОЛГАР, могли существовать и другие локальные образования.
По Гардизи, объединяющее имя для народа-конгломерата, выбранное вельможей изгнанником из славян (саклабов, русов?), было КИРГИЗ. /Вероятно, этот  эпоним  был выбран потому, что отражает древнейшую культурную и хозяйственную традицию родственного когда-то в древности населения, ведь ответвление племени КЫРFЫШскребок произошло тогда, когда появились дисковидные нуклеусы в культуре мустье - леваллуа... Ср. племена гергесеев в древнейшей Палестине/.
Если под славянским вельможей Гардизи подразумевает саклаба, то тогда КИРГИЗ = БОЛГАР. Если вычленить общее КР (предплечье), то полученное ГИЗ = БОЛ (КЫЗ БОЛА) указывает на деву-сорвиголову или амазонку (!). Скифы, принося в жертву Мечу-Аресу плечо и руку убитых врагов, вероятно, посвящали тела жертв амазонкам, а также будущему поколению девочек  (ГИЗ) и мальчиков (БОЛ).
Два конс. КР можно объединить сочетанием КОПмного КР и получить КРКП ГИЗ БОЛ (“рукавица - амазонка”) и БОЛКР КПГЗ (болгары кавказские). Судя по находкам подвесок из бирюзы в виде перчаток в захоронениях кушанских царей Афганистана, амазонки или их потомки, а также балкарцы могли быть в составе этих царей [см. фото 19-20 между с.128-129, Сарианиди,1983].
Можно объединить два конс.КР в один, как бы, наложить один на другой. Получаем мальчиков киргизов и девочек болгар - КРГИЗ БОЛ  и  БОЛКР ГЗ, т.е. смешанный (двойной) народ и язык, что может также подразумевать “два семени” /двойное семя, двойную (двухголовую) утку (птицу), двойное сердце/. [Ср. из книги Вайнберга, 1999, “Этногеография Турана в древности”, с.286-287, “...булгары говорят на особом языке, “смешанном из тюркского и хазарского”. Если язык хазар был языком правящей касты тюрков - ашина, то, следовательно, саклабы говорили на языке ашина, и, следовательно, язык ашина мог отличаться от тюркского-народного. Смесь этих языков, вероятно, давала язык дуло или собственно язык болгар].
ТЛ АЙ “раздвоенный (лунный) язык” или “язык змей” критян мог быть и языком амазонок, т.к. змеи - символ амазонок (см. Фермадонт). Вероятно, смешение племён приводило к появлению амазонок, т.к. амазонка - древнейший образ Единой Матери (см. древности Сунгиря - Миллаванда).
Полная луна - также символ амазонок. Вероятно, казашки (киргизки) не носили паранджи, не “усекали” лицо потому, что открытое лицо женщины могло представляться им сакральным символом полной луны, в которую они верили, в отличие от женщин огузского происхождения /ср. бычьи рога = лунный серп и паранджу/. 
Следовательно, казашки (киргизки)  в древности могли быть амазонками и, возможно, поэтому у казахов существовала легенда о женщинах из неверного племени “чеген”* [с.233, Валиханов, 1982]. Близость казашек к Великой Матери подтверждается туркменской поговоркой (кажется, приводимой Х.Г.Короглы) - “Если хочешь узнать, как выглядели твои предки, женись на казашке”.
* Этимология слова ЧЕГЕН  - “лучшая (полная) мать-собака” (САГ+ЕН) - ср. с построением “Великая мать-собака (УЛИТАНА)”, а также с цитатой - “...называли улусников за их пристрастие к древнейшим повериям и старым обычаям собаками” [с.235, Валиханов, 1982]; “лучшая (полная) старая (ЕСКI) мать-ослица (ЕСЕК) - cр. с ЭНЕТ “лучшая (полная) мать-лошадь-собака-огонь-неандерталка” - см. Миллаванда. Вероятно, эти построения приближают к пониманию встречающегося прозвища Чингизхана (по матери?) - ЧАГОНИЗ.
Интересно построение ШЕШЕмать ++ ЧЕГЕН = ШЕШЕК -ЕН - “лучший цветок-мать”, “лучшая мать-свинья”. /Ср. племя Бешара/. Свинья и собака - первые одомашненные животные у полинезийцев,  материальная культура которых богата мегалитическими памятниками. Антропологический тип полинезийцев, кавказских балкарцев (Бешара?) и, вероятно, строителей Стонхенджа (т.н. народа “бикеров”) весьма схож - высокие брахикранные кавказоиды с небольшой монголоидной примесью.

Подводя черту, замечу, что у казахов есть племя дулат, у киргизов было племя тёёлес, у болгар - дуло, у славян - дулебы, у алтайцев...  Одним словом - общим является начальное ТУЛ. Восточное объединение Западно-Тюркского каганата именовалось “дулу”. Казахи и киргизы делали погребальные куклы ТУЛ, вероятно, посвящая их предкам. [с. 97, Брыкина, 1982]. Ср. (И)Т YЛЫ “Великая Собака”. /Если сравнить полученное выше “мать белых узов” (мать огузов) и “великая собака-мать” можно сделать вывод - у древних казахов мифологически могло быть две  (!) Матери. Великая Мать-собака - мать по женской линии, “мать огузов”, т.е. быков (волов) - по отцовской линии. ЕКI АПА РУ “род двух матерей” созвучно К-АВАР “древние авары”. Если приложить сюда тюркскую легенду о матери-волчице, то число матерей можно расширить до трёх. YШ АПА РУ “род трёх матерей” созвучно названию племени САБЫРОВ/.
Ещё с одним этимологическим вариантом имени чеген связано название следующего древнейшего города...

19. ВАВИЛОН
                Библейское название БАБ ЭЛ /зап.сем./ врата бога.      
С тюркских можно перевести как:
БАБпредок+ЭЛ/ЕЛ 1.страна 2.народ, т.е. “предок-страна” или “народ-предок”. /В Библии Вавилонскую башню строят кочевники с Востока/.
Возможны также построения:
БАБпредок  ++ ПИЛслон + ОНАмать.
Комплексное из: БАБпредок ++ ПИЛслон ++ ИЛОНзмея, т.е. “предковая слоновья змея”. /Ср. вид на кости (№ 2) из поселения Афонтова Гора II. Кстати, в переводе с конголезского название якобы встречающегося в природе редкого ископаемого животного - МОКЕЛЕ МБЕМБЕ переводится как “слон-змея”/. На казахских коврах фантастическое животное с телом змеи и головой слона (точнее,  мамонта!*) составляет единую композицию с двойной (двухголовой) птицей.
Ковры это древние книги. У казахов, по преданиям, в древности, существовали “войлочные книги”  - т.н. КИIЗ  КIТАП.
/*На ковре, висящем передо мной, изображён именно мамонт, т.к. бивни его круто загибаются кверху, а на голове имеется треугольный выступ наподобие  шапочки. Сам мамонт, естественно, шерстяной и окрашен в красный цвет. У мамонто-змеев, расположенных в центральной части ковра, бивни почему-то окрашены в чёрный цвет. Статуэтка из бивня мамонта со стоянки Мальта (р.Ангара), изображающая усатую женщину (амазонку?), имеет также чёрную окраску. Ср. КАРА КЫЗ “чёрная дева” и КИРГИЗ. Смешение рас имело место на Южном Урале ещё во времена палеолита - см. материалы со стоянки Сунгирь/.
На верхнепалеолитическом поселении Мальта на р. Ангаре найдены гравированные изображения мамонта на пластинке из бивня мамонта, а на другой пластине изображение трёх  змей с разными головами [рисунок на c.74, его необходимо перевернуть, Васильевский, 1983].
Вероятно, три змеи представляют три сферы мироздания. Верхний мир - змея с головой молнии (Ср. созвучность ЖАЙмолния и АЖИмиф. дракон), средний (непосредственно над землёй и земной) - змея с головой лошади (АТ+ИЛОН=Атлант, держащий небо, ср. ОТ МYРИ “огненная трубка”, через ИЛОН=МОР “змея”), нижний - змея с головой рыбы (кита).
В шумеро-аккадской мифологии известен культурный герой-первопредок - Оаннес, вышедший из моря и научивший древних шумеров письму, наукам, земледелию, строительству и т.д.

  Ср. ЙАНАН/ж.-уйг./слон + АЖИмиф.дракон, а также:
Компл. БАБпредок  ++ 1. БАЛ(ЫК)рыба ++ ИЛОНзмея 
                2.ПАЛАНлеопард.
В названиях  древних “бродячих” племён ПЕЛАСГОВ И АЛАЗОНОВ слышится ПИЛ-ЕСИК “слон древний” и АЛ-(А)ЗАН “грива-слон”. В обоих случаях подразумевается мамонт. Ср. также пратюркское ЖИГАНслон и казахское ЖЫЛАНзмея с общей объединяющей основой -
ЖИАН=ЖАНдуша=ЖАЕ(Е=Н) / ЖАЯбедро=ЖАЙмолния.
Считаю неслучайным и созвучность казахского ЖЫЛАН и русского СЛОН=(Y)Штри+ИЛОНзмея.
ЖИГАНслон звучит и в имени племени ЧЕГЕН (см. выше). Ср. также “слон-отец” в звучании казахского слова ШЫFАНАКбухта (см. выше Ульчихан = Великий Слон-Отец).
В древностях древних балтов и финнов, как уже было сказано выше, встречается подковообразная застёжка (ТОFА).
ТОFА=АЙЫЛБАС, что в прямом переводе может пониматься как АЙЫЛподпруга + БАСголова, т.е. “головной ремень” или в комплексном чтении БЕЛБЕУпояс ++ БАС = БЕЛБАС /кстати, слово БАШКИР может переводиться как “предмет, сдавливающий голову”/. Ср. факт пристрастия древнего  населения этого региона к ношению головных ремней, а также обилие в древностях местного населения фибул и язычков подковообразных застёжек, выполненных в виде стилизованной головы слона с хоботом (ПIЛ БАС “голова слона”).
Этноним “белбаш” можно сравнить и с именем ПЕЛОПСА, давшим название полуострову Пелопоннес в Греции. Ср. также эпоним мезолитической культуры Белбаши в Турции. Вид головы слона имеет очертание побережья Балтийского моря между Куршским, Гданьским и Вислинским заливами, где жили пруссы. /На Крите жил народ прессиев, а в древней Палестине наряду с гергессеями называется народ ферезеев [с.229, Бонгард-Левин, 1988]. Ср. этнонимы древнегерманских фризов и древних кельтоязычных? париссиев. В шахматах есть фигура ФЕРЗЬ, т.е. визирь - советник царя. Фигура ходит по шахматному полю как слон и ладья (тура-башня). Вероятно, в древности визирей предпочитали выбирать из племени “плавающих слонов”/.

Имени Оаннеса созвучно название протонеолитического палестинского поселения ЭЙНАН (Айн Маллаха - ср. Мелухха) у оз.ХУЛЕ (ср. КОЛозеро), относящегося к ранненатуфийской культуре. Кстати, захоронение натуфийского вождя в Эйнане [с.29, Мелларт, 1982] напоминает сидячие захоронения средневековой води [с.249, табл.I рис.3-6, Археология СССР, Финно-угры и балты в эпоху средневековья, 1987]. /В сидячем положении по сообщениям Геродота хоронили умерших насамоны. Сидячее погребение ребёнка, времён палеолита обнаружено в Костёнках (ХV) в  районе г.Воронежа. В узких шахтах в сидячем положении хоронили людей (в сопровождении украшений из зубов марала) в неолитической Монголии [с.85, Окладников, Бира, История МНР, 1983]. Глиняные статуэтки сидящего на стуле идола встречаются в культуре Гумельница (энеолит Балкан), а изготовленные в виде стула антропоморфные женские статуэтки из керамики в древностях филистимлян/.

           БАЙбогатство + БИЛвласть + ЭНпесня; ОН явь.
Ср. во “Влесовой книге”: “Навь, Правь и Явь”, т.е. “потусторонний мир”, “мир законов” и “мир реальной жизни”.

БАЙ.            
Богатство у тюрков служило потустороннему миру. Ср.                БЕЙIТмогила, а также КОРмогила и КОРфонд. Поэтому
у тюрков богатые могилы и так часто встречаются кенотафы. /Ср. Варненское захоронение сокровищ без погребения людей, т.к. собранный фонд сокровищ предназначен богам-предкам/.

БИЛ.     
Власть передавалась хану, который при этом добровольно          лишал себя богатства и имущества, раздавая его своим приближённым - побратимам и младшим братьям. Последние после этой процедуры  возможно даже себя оскопляли (судя по семантике изображений - см., например, гравировку на ковше Коцкого городка, где изображены стоящие в фертообразной форме мужчины с ножами...).

ЭН; ОН.    
Духовный мир песен, сказок и преданий, который подготавливал человека к реальной жизни - формировал нравственность, поддерживал живучесть обычаев, вдохновлял на подвиги, который впитывался сознанием ребёнка с колыбели-бесик, и носителем которого была мать.

Поэтому также возможно чтение:
  БАБдед, предок +YЛсын + ОНАмать.
Эти два построения в совокупности, по моему мнению, семантически близки переносному смыслу:
“Отец - Сын - Святой дух”,      “Бог - Царь - Герой”.
Сочетание “Предок - Сын - Мать” просматривается и в триаде скифских богов   -       “Папай - Таргитай - Апи”:
ПАПАЙ/БАБАпервопредок –
-ТАРотпрыск ГИТАЙ/КУДАЙбог  -    -АПИ/АПАмать.
Греческое имя Таргитая - Геракл распадается, как известно на ГЕР / КОРмогила+АКЛ / ОГЛЫ / YЛсын,  т.е. в переносном значении - “сын бога (посвящённой богу могилы)”.

20. ДИЛЬМУН

ДИЛЬ / ТIЛязык + МYН(АРА)башня.  См. легенду о Вавилонской башне. ТIЛМYН АРА(Л) = остров Дильмун.

ТЫИЛзапрещён + МYН тоска, печаль. /Ср. эпитет “блаженный” Дильмун, т.е. остров, где не было горя и печали/.

ТИЛ режь полосами (доски) + ЕМЕНдуб.
Ср. египетский титул (   ) со значением “князь”, читаемый мной как ЕМЕНдуб+АРКАНверёвка=(Е)МЕНАРХАН, что означает “монарх” или “хан башни”.
Дуб был символом единого языка, а приведённый египетский иероглиф означает “связывающий дуб” или в переносном значении “понимающий все языки”.
У древнего героя киргизского эпоса МАНАСА (ср. Минос) было два высших советника: АЙДАРХАН (Хан-Оселедец) и МУНАРХАН (Хан Башни). Ср. два известных изображения правителей (два антропологических типа), о которых говорилось выше. /Интересно также сравнение с шахматным ферзём и изображениями на фигурке Усть-Ковинского мамонта/.

ТИЛУ + МЕН - вероятное самоназвание народов “теле” (!).
Ср. “блаженный иль аваров (этрусков)”.

В халафской культуре имеется изображение башни, к которой подведена дамба, поддерживаемая полосчатыми опорами [с.174, Антонова, 1990]. Ср. ТИЛрежь полосами ++ ТYЛ(FА) перен. опора + МУНАРА башня + (Ж)АЛ дамба.

21. УР
Описанное выше изображение халафской башни композиционно напоминает  сапог - ЕТIК. /У казахов есть интересный обычай. После обильной жирной пищи руки, вымазанные жиром, вытирали об сапоги, чтобы не ушёл КYТ (счастье). Голенище сапога может представляться трубкой/.
Сапог, а также музыкальный инструмент (Ж)ЕТЫГЕН (ср. Арфу, найденную в Шуб-ате и изображения людей с арфами на т.н. вотивных плитах раннединастического времени из Двуречья) могут быть символом святости (ыдук Йер-Суб), священных гор, а также созвездия Большой Медведицы - (ДЬ)ЕТИГАН - “семь звёзд”, т.е. созвездия Ковша или ОЖАУ = YЗЫ(Н=Е)высокий+АЮмедведь (может переводиться и как Малый Медведь - АЗА+АЮ).   
В культурах Тепе Сараба и Джармо встречаются “ногообразные” статуэтки, изображающие богиню-мать...  Очертание берегов Италии напоминает сапог... В Трипольской культуре известны сосуды в виде двух соединённых сапогов и статуэтка ноги в сапоге. Сосуды в виде сапожков имеются в керамики дохеттского Каниша. Особо популярными “сапожковые” сосуды с ручкой были в Урарту (Кармир-блур) и Кавказской Албании (Мингечаур). Встречаются подобные изделия и в древностях Восточного Туркестана. /В этой связи интересно сравнение уйгурского титула - ИДЕКУТ (компл. “сапог-дух”). Ср. обычай вытирания рук об сапог/.
Чтобы сшить сапоги, применяется БЫЛFАРЫ - кожа, специально выделанная для обуви. Болгары носили высокие кожанные сапоги /ср. название утигуров - ЕТIК сапог + IРIкрупный, большой/.

              “Семь злых демонов” УТУККУ (семь родов племени “утигуров”) в шумеро-аккадской мифологии произошли от неба - АНУ* и УРАШ - земли (рождающего пастбища-поля).
*Ану - тот же Уран, только слог “УР” табуирован, т.к. совпадает с названием г.Ура. Тот факт, что  слог “УР” табуирован только у мужского божества говорит за то, что г.Ур мог быть городом истинно мужской профессии. Эта профессия YРЫ - “вор”. Ср. нарицательное “Багдадский Вор”, имя Гермеса - “отец воровского содружества” /Гермес первым изобрёл семиструнную лиру/  и ОТ МYРИ “огненная трубка” или ОТМ YРЫ “моё имя вор”.
Судя по количеству родов и звёзд, названий у созвездия Большой Медведицы может быть не менее семи-восьми.
Большая Медведица именовалась также “конём”. Ср. АТконь и АТАотец; дед; предок. Среди находок Самусько-Сейминской культуры известен кинжал с навершием в виде человека-монголоида на одной лыже, держащего за вожжи коня /ср. выше - Аргиппей = Старик+Конь/. Считаю, что здесь изображён общий собирательный образ созвездий: Большой и Малой Медведиц (Конь, т.е. предок), Цефея (Лыжа, ср. ШАНлыжа=САНбедро), Кассиопеи (Руки, т.е. плечи и локти) и т.д.   
БОЖЫвожжи подразумевают слово БАЖАсвояк. Ср. Бож - имя антского предводителя и имя  бога у древних славян и Воз - древнерусское название созвездия Большой Медведицы.

Что касается населения, основавшего г.Ур, то по моим предположениям,  этот народ, впоследствии, мог разделиться на три царские верхушки - УЛЫ-УР-ИЯ (Илирия) или “великий (старший) Ур” - (гнездо улитки), УР-ОРТА (Урарту) или “Ур средний; срединный” и УР-КЕНЖЕ (г.Ургенч) - “Ур младший” и разошёлся в направлениях, соответствующих изображению УРЕЯ (дух; душа), имеющего вид трёххвостовой плёточки или трилистника. /См. изображение хетского бога Грозы с уреем в руке - фигура бога Грозы из Зинджирли [фото между с.128-129, Хетты, Герни, 1987]/.
УРЕЙ, вариант УРАЙ = УР (“вор” - эпитет Гермеса)+АЙлуна. Богине Луны поклонялись в Уре. Эпитет римской Дианы - “богиня трёх дорог”. Знак  месяца изображается на могилах казахов, узбеков... Гермес - проводник душ умерших. Атрибут Гермеса - керюкей - деревянный жезл (из оливы или лавра), обвитый глядящими друг на друга змеями. Форма изображений керюкея и урея одинакова.
КЕРЮКЕЙ  = КОРмогила ++ РУХдух + АЙлуна.
Из сравнения критских иероглифических знаков урея видно, что на керюкее иногда изображается одна змея, хотя форма его остаётся неизменной. Имя греческой Селены созвучно с ЖЫЛАНзмея.
У хеттов существовал “ритуал вызывания духов, где боги выходят соответственно по белой, красной и голубой дорогам” [с.166, 1980, Балто-славянские исследования, Иванов, ссылка на Дюмезиля].
Римское (этруское) название керюкея - кадуцей. Ср. имя первого после мифического Лабарны хетского царя - ХАТТУСИЛИ букв. КАДУЦЕЙ + ИЛИ (компл. “великий- сын- улитка- народ- страна-звезда- дорога- ветер”).
По аналогии с хеттами, которые часто перемежали свою хеттскую (неситскую) письменность вставками из хаттского языка, производим разбивку - ХАТТУСИЛИ =   
      
(1).  КИ/этр./три  АТ(А)/каз./предок
++ ТIЗЕколено; ТYC масть; цвет ++ ЖАЙ молния + (Ж)ОЛдорога.                (вар. АЙлуна)
Возможен вариант:
К+АТ(А) предок предков + YШтри + (Ж)ОЛдорога.

  (2.)  КYТ дух + ТУУродить + ЖЕЙ* / ЖАЙмолния ; ЖЕЛ ветер.
Ср. с изображением бога Грозы (ссылка выше).
* Интересно сравнение ЖЕЙ “молния” в словах КАДУЦЕЙ и ЗЕЙВС (см. Зевс).
Из построений видно, что “три цветные дороги предков” могут быть заключены в имени Хаттусили. Ср. также три пера аналогичных цветов на шапке юноши царя-жреца с Кносского рельефа.

Выше уже было сказано (см. Мира, Лаврис=Таврис), что племена Абазов (Аваров) жили в Италии, на Кавказе и в Казахстане (Центральной Азии).
Впоследствии, после разделения, три родственных народа Ура (ОРяма, YРАовин) продолжали поддерживать между собой дружественные связи. Урартские котлы и треножники находят в ЭТРУРИИ (прародине племени Утукку)      -
ЕТТIполный; упитанный + РУрод + (УР+ИЯ)УРЕЯ; (Ж)YРУходить.

Ср. эпитет “толстые этруски” и традицию изображать этрусков в постоянном движении. В этруской надписи - ХАЛК АПЕР ТУЛЕ АФЕС ИЛУКУ ВАКИЛ... обращаю внимание на слово ИЛУКУ  “великий” -  букв. YЛУ “улитка” + УКУ “старший брат”.
Хаттские цари, погребённые в Аладжа-Хююке, были иллирийцами - см. улитку на штандарте, а также семь кругов*, нанесенных на скульптурках оленей, дышлах, штандартах, застёжке... Сама застёжка имеет вид критского щита в виде восьмёрки. Золотой кувшинчик напоминает по форме  критские кувшины типа “камарес”, троянские кувшины (ТРОЯ II) и современные  кавказские кувшины (БАЛХАР).
*В Гхасульской культуре известно “круглое сооружение из семи крупных плоских камней с углублениями в середине” [с.188, Антонова, 1990]. В этой же культуре часто встречаются уплощённые статуэтки “скрипкообразной формы” [с.127, там же]. В круглом сооружении из плоских камней, которое занимало центральную и возвышенную часть культового двора, совершались возлияния. “Жидкость текла по канальцу, попадая в специально сделанное в северо-восточной стене отверстие” [с.188, там же]. /Можно сделать, предположение, что в северо-восточном направлении находилась страна предков гхасульцев. Северо-восточное направление упирается в Кавказ/.
Цитата: “Помимо гхасульских памятников, такие сооружения обнаружены, например, на Кавказе. Таковы культовые площадки 2-го тысячелетия до н.э. Мели-Геле I и II и Мелаани... (и далее) ...Вероятно, такие места служили для собраний относительно крупных объединений” [с.227, там же].
Культовое сооружение, функционировавшее в VI-VIIIвв., и, соостоявшее из семи жертвенников, расположенных по кругу, найдено в древностях рязанско-окских могильников [с.97, Археология СССР, Финно-угры и балты в эпоху средневековья, 1987]. В заполнениях жертвенников среди угольно-зольных остатков, кроме прочего, встречены также обугленные зёрна пшеницы и ячменя. Ср. (О)Тогонь + АСТЫК хлеб; зерно = ТАСТАК и утверждения арабских авторов о том, что Волга вытекает из земли киргиз...

В уже упоминавшихся в связи с именем Гагавица “Анналах какчикелей” говорится, что союз племён воинов состоял из семи племён. /Ср. “семь злых демонов”, ЖЕТIсемь, ХЕТТЫ (этноним) и казахское ЖЕТIРУ - объединение семи родов-племён Младшего Жуза казахов-воинов с кличем “Алаш”. Из “семи родов” состояли и древние объединения славян и венгров/.
Памятуя о месте сбора персидского войска - г.Криталла - “Крит - великий (пёстрый) алаш” (см. Хапалла), можно предположить, что культовые высоты Кавказа - это место сбора хаттского (аварского, болгарского, киргизского-казахского...) войска.
В подтверждение сказанному можно привести древнюю т.н. “русскую” надпись, воспроизведённую Ибн-эль Недимом. Эту надпись, вырезанную на куске белого дерева, нёс посол одного из царей горы Кавказа князю русов [с.109, Истрин, 1988].
Надпись пиктографическая и содержит “знак  голубя + три одинаковых знака маленького флажка + знак угла (идентичен математическому знаку “менее”) + знак улитки + знак большого флажка + знак лодки с гребцами, кормчим, предводителем и, вероятно, пассажиром (воином?)”.

 

Перевод понятен современному человеку:
Знак голубя - “Кафтар” - название Крита +
три маленьких флажка - “три малых алаша” +
знак “менее” - выражение “меньше, чем” (из математики) +
знак улитки, соответствует понятию “великий” +
большой флаг - “большой Алаш” +
“военный корабль  -  войско-конгломерат народа моря” *

Всё вместе отвечает смыслу “Крит - великий (пёстрый) алаш”. Знак “менее” может иметь значение “сбор”. В своём послании царь горы Кабк сообщает своему анту - князю русов, что наступает пора “Великого Алаша” и просит обеспечить войско гребными судами. /* Ср. УРУК - племя сусликов-мореходов с древних изображений Двуречья и РУГ (РУХ дух) - одно из племён “народов моря”. Правящий род русов мог именоваться РУ РУХ “род духа (семени суслика)” = Рюрик/.
Следовательно, в центральном Уре (Урарту) мог находиться сбор общего войска “сыновей Большой Медведицы” - племён Утукку, живших под этим северным созвездием. /Ср. с одноимённым фильмом (производства ГДР) про американских индейцев. Судя по названию фильма, далёкие потомки союза семи племён Гагавица бережно хранили свои предания. Кстати, в Чичен-Ице (культура тольтеков) имеется храм, названный учёными “домом Улитки” за его улиткообразную винтовую лестницу/.
То, что проторусы могли принимать участие в Великом Алаше, может подтверждать знак улитки /ср. “старший брат”/, а также растительный орнамент на кувшинах. Ср. ОРIС поле, пастбище и выражение “русское поле”. Клич русов ВАРВАР мог означать родство по матери - всетюркской матери ПАНДОРЫ, т.е. любопытной ВАРВАРЫ с “длинным носом” (которой в поговорке нос всё-таки “оторвали”). На многих скульптурах Двуречья отбиты носы и “выбит” или “испорчен” ударом топора левый глаз - визитка объединения племён УТУККУ (шала казахов).
Вернёмся к кувшинам типа Камарес. Слово КАМАРЕС может означать ХУМкувшин-ОРICполе. Ср. растительный орнамент на кувшине из Аладжа-Хююка. В дохеттском Канише были распространены кувшины в виде раковин улиток. Здесь же имеется ритон в виде льва - ХУМ-АРЫС(ТАН)лев. (см. Арес). Голова льва с открытой пастью и круглые выпученные глаза передают чувство печали [с.159, рис.36а, Бонгард-Левин, 1988]. Под глазом у льва наподобие вытекающей слезы вырисован знак летящей птицы. Ср. КYСптица; КYСАтоска; КАМстрадание, печаль  и БОЛГАРЫ = БЭЛЕбеда, несчастье + КАРАтраур. /Болгары могли составлять с блаженными аварами (этрусками) известную кипчакскую пару “грустный-весёлый”* и присутствовать вместе с аварами в Италии. Ср. латинское слово “вулгарис”, т.е. народный; дикий; начальный. Судя по тому, что лев изображён плачущим, авары могли ритуально “издеваться” над болгарами - ср. авары “примучили дулебов”/.
* Выше уже говорилось о сообщении Плиния Старшего о народе абзоев (см. Мира, Лаврис=Таврис). Древнее китайское чтение этого этнонима звучит как    Hop-so   или   Hop-suo [с.369, Тихвинский, Литвинский, 1988], что созвучно этнонимам коптов и кипчаков. Вероятно, в далёкой древности, общий этноним мог звучать как КОПТСК - дырявый (ТЕСIК) мешок; множество отверстий (ТЕСIК); множество (ТОСЕК) постель; остов. Предпоследнее постель  может подразумевать тисовую кровать - ТИС  КЕРЕУЕТ, где ТИС созвучно ТYСсновидение и ТYС 1.сторона 2.направление 3.время, а КЕРЕУЕТ названию о. Крит. Ср. КЕРЕУЕТ и Крит с этнонимом  древнего народа кереитов, построением “Старик+Конь” (старый конь-аргиппей). Слово остов (в “множестве остовов”) можно заменить словом АРЫСостов (телеги), что может подразумевать комплексное - КАУIПопасность; угроза; КУУгнать; прогонять; выгонять; КЫПЫКзабитый; несмелый + АРЫС(ТАН, окончание ТАН табуировалось, см. ниже) лев -последнее можно понять как эпитет гепарда - самого несмелого среди крупных кошачьих хищников (гепард - плачущий хищник! - ср. две тёмные вертикальные полосы, словно следы от слёз под глазами у гепарда). КЕЙIПвид лица+АРЫС(ТАН)лев - ср. маску человека-льва из Микен. КОПЕЙсамый младший+АРЫС(ТАН)семья-лев - ср. “По рассказам скифов, народ их - моложе всех” [Геродот IV, 5]. КОПАРЫС созвучно слову кипарис - символу глубокой печали (см. выше Сп.№1) и названию о.Кипр (о.Алашия), что может предполагать АЛАСАмалый (маленький)+YЯ гнездо.
КОПмножество + АРЫС(ТАН)львов - у этрусков (см. изображение на фибуле [с.72, фото 42, Искусство этрусков, Соколов, 1990]) и у скифов (гребень из Солохи) имеются изображения пяти львов (три льва повернуты в одну сторону, а два в другую). Изображения пяти львов можно понять как БЕС АРЫС “пять львов”, но также и как БАС АРЫС - “главный (начальный) лев(семья)” или БАС ОРЫС “Начальная Русь”...
Приведённые построения подтверждают версию, что авары могли ритуально (к великому ужасу непосвящённых) “гонять” болгар, как бы “истреблять” их. Как, например, кипчаки в своё время к великому ужасу греков “истребили” печенегов как свидетельствует Анна Комнин, чтобы доказать грекам свою антскую верность. На самом деле это греки их истребили, боясь восстания, повергнув в уныние кипчаков...
В действительности, один и тот же народ мог просто время от времени менять своё название, словно монета поворачиваясь к миру то одной, то другой стороной. /Ср. попеременную смену кипчакской и грузинской династий правителей у мамлюков в Египте/.
Тотемы хаттов могут также определяться из названия города

22. БОГАЗКЁЙ –

БYFЫолень(БYКАбык производитель) ++ ОFIЗ вол;бык  +  КОЙовца /ср. изображения на хаттских штандартах/  и подразумевают общего их прародителя КОДАСА - “яка”. Отсюда этноним ХАТТЫ. Погребение сибирских тагарцев - поздняя копия хаттского погребения в Аладжа-Хююке [с. 90, Вадецкая, 1981].
В культуре Бескерамического Кипра, в андроновской культуре Казахстана, на скалах Кобустана, в Уруке (на т.н. учётной табличке)... часто бык и овца изображаются вместе, как бы составляя пару.
В гхассульской культуре “найдено около 100 медных трубкообразных наверший и скипетров других форм с рельефными украшениями и скульптурными головками рогатых животных (в некоторых случаях на одном навершии изображены животные трёх видов, но все рогатые)” [с.187, Антонова, 1990].
Гхасульская культура гораздо древнее хаттской (древностей Аладжи-Гююка), но имеет с ней несомненное сходство, а также с Тагарской культурой Сибири /cр. северо-восточное направление стекающих возлияний в гхасульском культовом центре, а также погребальные ложа хаттов и тагарцев с “тисовой кроватью” половцев-кипчаков в “Слове о полку Игореве”/.
Как сказано выше, до прихода израильтян в Палестине жил народ гергесеев (см. УРУК). Именно Гхасульская культура могла принадлежать киргизам. Ср. с визитной карточкой “дикокаменных киргизов” (ТАСТАК) следующую цитату: “В пещере найдена каменная плита размером 48 х12 х 6 см, назначение которой не ясно... (и далее)... В некоторых местах вместе с оссуариями найдены вертикально поставленные камни...” [с.56-57, там же].
Оссуарии гхасульской культуры можно связать с оссуариями Хорезма первой половины I тыс. н.э. /ср. Ургенч - город в Хорезме/.

Теперь об Ургенче. Если я не ошибаюсь, то наши т.н. “воры в законе” имеют отличительную наколку - “сердце, пронзённое кинжалом”.     Ср.   УРК / ЮРАКсердце + КАНЖАРкинжал , что должно означать “честь; совесть; муж; род Ура Младшего”. Если это соответствует действительности, то можно только восхищаться живучестью культурных традиций...
В дельте Аму-Дарьи есть созвучный с названием г.Урука населённый пункт Урга.

23. ИЕРУСАЛИМ

ИЕР/ЕРземля + УС/YШтри +  IЛIМ учение .
Иерусалим - земля трёх религий: христианства, иудаизма, мусульманства.
               
ИЕРземля+УСтри + АЛИМ 1. мир, вселенная, царство;*
*В современных учебниках Истории Древнего мира на карте Древней Месопотамии (III-II тыс. до н.э.) обозначаются границы распространения только семитских и хуррито-урартских языков. /Ср. также Иерусалим и ЕР САЛИМ “земля Сальма” (той Вселенной, старшего сына Феридуна)/.

ИЕРземля+УСтри +АЛИМ 2. ЕЛнарод-ЕМгрудь;
3. ОЛIМсмерть, кончина.

Ср. в Чатал-Хююке (цитата): “...женские груди тщательно вылепливались, но внутри них находилась нижняя челюсть дикого кабана, черепа лисиц, ласок или грифов - несомненные символы смерти” [с.92, Мелларт, 1982]. Вероятно, население Чатал-Хююка делилось на несколько племён, тотемами которых были кабан, лиса, ласка, гриф...
На голове у монголоида с самуського кинжала надет тюбетей (букв. “корень племени”) в виде женской груди.
Ср. ТОСгрудь + ТАКИЯтюбетейка = ТАСТАК + YЯгнездо.

Возможно также прочтение ИЕРУСАЛИМ = “земля трёх Эламов”. Элам - государство, входившее в орбиту тюркской культуры... “В Эламе существовала система правления, допускавшая двоевластие, порой троевластие” [БСЭ].

ИЕРУС компл.  три-хозяина пастбища  + АЛМАСУ  1. обмениваться 2. чередоваться
Подразумевается поочерёдное владение землёй. Интересен факт совпадения ключевых слов СЭЛЕМ / ШОЛОМ приветствие  и ИЕР; ЕР земля  у семитов и тюрков.

         ИЕ/И(Е=Н)1плечо2мать+РУрод(лоно)+IШживот+АЛ*+ИМ/ЕМ грудь.
На многочисленных женских статуэтках богинь-матерей подчёркнуто изображены плечи (руки по локоть или груди вместо рук), родящее место (лоно), живот, грудь.
*Под слогом АЛ можно подразумевать:
АЛалый(красный), ЕЛнарод -  то же, что и КЫЗ-ИЛ“девичья страна”. Характерным признаком народа может служить его красная лощенная посуда, которая появляется в Хаджиларе VII и VI.
АЛАпёстрый;пятнистый;полосатый. Ср. точечные полосы на теле лежащей богини (статуэтка из Хаджилара) и полосы на керамике.
  YЛЫ улитка, ЕЛ народ - см. выше ИЛ-УР-ИЯ и Хаттусили. По описаниям, в виде улиток были выполнены лабиринты в Египте и на Крите. Судя по названию местности - Лабраинда, где было святилище Зевса Стратия [Геродот V 119], лабиринт мог существовать и в Малой Азии. Ср. также имя хеттского працаря - Лабарна.
  ЙИЛгод, ЮЛ(ДУЗ)звезда, т.е. календарь. На статуэтках богинь имеются солярные знаки. Слово ЕЛнарод могло табуировать название народа - КОКнебо. См. выше Уран - бог неба у греков. Тотемом хаджиларцев являлся олень. Ср. КОКнебо - КЕЙIКолень и ритуальный сосуд из Хаджилара VI в виде лежащего оленя. Оленя как бы “рожают” в юрте одновременно три матери, которые имеют одно общее тело - мать-змея, мать-обезьяна и мать горянка с массивными носом и подбородком [с.98, Мелларт, 1982]. Ср. в калм., стп. монг. и х.монг.   -    ИЛноворожденный детёныш изюбра.
ОЛIмёртвый, YЛсын. Ср. переднеазиатскую традицию погребать ребёнка под полом жилищ и пр., а также
БОЛГАР= БЕЛстолб; опора; БАЛАребёнок + КОРмогила.
“В Уре времени Римсина... около столбообразных оснований... часто находили глиняные сосуды с костями ребёнка” [с.85, Антонова, 1990].

АЛАУ 1. пламя 2. флаг, (Ж)ЫЛАУ плач;
/YЛЫ великий, ЕЛ ветер, ЙYЛ дорога;
(Ж)АЛ 1. грива 2. дамба...
Последние пять построений в совокупности с особой популярностью леопардов  вызывают ассоциации с культурой ольмеков и “Аналами какчикелей” на американском континенте. “Гривастые строители дамб” напоминают Касков (племя-строителей каналов Бешара), изображения египетских пленников “народов моря” и знаки “гривастых голов людей” на критских письменах. Ср. также “Мы шли по дамбе, которая здесь шириной в 8 шагов и прямиком ведёт в Мехико...” (Воспоминание Берналь Диаса - солдата-летописца из отряда Кортеса). Правящий род аристократов у ацтеков и майя назывался КАСИК.
На стене в храме майя, на древнем индонезийском манускрипте, на одежде американских тлинкитов имеются почти одинаковые изображения т.н. “ныряющего бога”- см. ниже. Чигиль, астеки, чаруки, теленгиты... - название племён живших на территории средневекового Казахстана. Как уже было сказано, в настоящее время в провинции Фарс на юге Ирана проживает объединение тюркоязычных племён - КАШКАИ, а американоидный антропологический тип часто встречается среди центральноазиатского. /Существует мнение, что в IIIтыс. до н.э. он был характерен для населения Павлодарской области Казахстана/.
Впечатление “американоидности” усиливается после очередного построения:
ИЕхозяин+РУрод+САЛплот+ИМИЮгнуться, сгибаться   -
конечное - “М” в слове  САЛИМ может переходить в - “Н”. /“Н” может также подразумеваться вместо “Е”- в вар. САЛЕМ/, что созвучно: ЖАЛЫНпламя- ЖЫЛАНзмея- ЖАЛАУфлаг. (Возможен также вариант ИЛОН=ИЛОЕзмея). На волшебном плоту из змей уплыл  бог ацтеков Кецалькоатль, сердце  которого стало утренней звездой. Ср.
 
КЕТуходи+САЛплот+КУАТсила;энергия;мощь+ ЛУдракон;ИЛОЕзмея.

ЛУдракон встречается в древнетюркском, общемонгольском и китайском. Последнее слово в данном построении может быть представлено и словом YЛУ улитка, которое может представлять категорию времени. Ср. год улитки = год дракона.

ИЕР(У)земля + САЛИМнарод солимов.
Узбекское СYЛИМ может иметь синоним в казахском:
1. СЫПАЙЫизящный, красивый (+РУ).
Ср. СИППАР - город в Двуречье.
     Солимы - народ путешественников. Ср. САПАРпуть, путешествие.
Солимы могли изготовлять треножники и строить запруды - cр. SULAMA/тур./ирригация, а из узбекского - СЕПОЯ 1.треножник. 2. приспособление для сооружения запруд или плотин. Народ ирригаторов - БЕШАРА, вероятно, и есть народ солимов.  Следовательно, буквы этнонима могут меняться местами (!), т.е. конс. ПСР=СПР. (Снова приходит сравнение со сторонами одной монеты). Визитной карточкой солимов, кроме треножников, может быть СЕПАРАбольшая трёхгранная игла для зашивания мешков. Ср. приставку в именах шумерских богов - “НИН-” и НИНАигла, иголка. Игольчатые предметы были популярны ещё в натуфийской культуре. Особый интерес представляет имя шумерской богини полевых вредителей - НИНКИЛИМ, т.е. НИНАигла+КИЛИМковёр. /В сказках, по приказанию девы-богини чудесный ковёр за одну ночь ткут мыши и пр. грызуны/.
2. ЭДЕМIкрасивый - ср. Адам - библейский первочеловек и АДАМ/каз./человек, а также ЭТЕ ЭДЕМIпрекрасный  или  АТА-АДАМ первопредок, что созвучно АТАотец;дед+ДЕМдыхание (бог вдохнул душу в Адама).
3.  АПЭДЕМIпрекрасный, прелестный  созвучно АПАмать+ДЕМдыхание.
            Последние два построения приближают к пониманию значения названия критского двойного топора ЛАБРИС  т.к. ЛЕП = ДЕМдыхание.
4. КЫЗЫЛкрасный с приставками в разг. ОТЕ, КОЮ, КАН, КЫП-  в значении “прекрасный” может означать деление солимов на племена:
“огненных”(ОТогонь), т.е. огнепоклонников (Халаф, Анау, Геоксюр, Урук со времени Джемдет Наср...);
“льющих”( КYЮлить), т.е. водо- и ветропоклонников (Самарра, Крит...);
“солнцепоклонников”(кровепоклонников)КYНсолнце; КАНкровь)...
“мешочников”(КАПмешок), т.е. торговцев-путешественников. Ср. КАПАогорчение, печаль - мотив “плачущего глаза”, разнесённого по всему свету и КYПИЯтайный; сокровенный; секретный... Мешочники могли выбирать для жительства КОПА -  местность, заросшую камышом, одеваться в стёганную (КАБУстегать) верхнюю одежду с подкладкой из верблюжьего или овечьего руна (КYПI) и иметь тотемом кабана (КАБА-Н=Е) или ДОНЫЗкабан, что подразумевало ТЕНIЗморе.
Ср. также иглу для зашивания мешков. Мешок мог использоваться и в качестве КАПюшона. В древностях Чатал-Хююка в святилище найдена статуэтка - “женская фигурка в стоячем положении в длинной одежде и капюшоне, со сложенными на животе руками” [с.130, Антонова, 1990]. По описанию эта статуэтка напоминает известное сибирское каменное изваяние “Аскизской бабушки”.
В алтайском языке КЕП означает “лицо”, “маска”. Ср. неолитические  глиняные маски Иерихона, сибирские маски и пр. пр.
Название “очень красные”, “красно-бурые”, “багрянщики” впоследствии перешло на финикийцев. “Красными” называли и славян. В число тюркских народов входили  красные гуны... В число критских племён входили полихниты, т.е. все хиониты...

ИЕхозяин+РУрод+САЛмудрый,знающий+ИМзнак,мимика(язык                обезьян?)*;
       +ЕМсредство для лечения.
Ацтеки были народом лекарей. Исследователи утверждают, что их медицинские средства  эффективнее современных [Знание-Сила  6,77, стр.49].
Эти построения подтверждают предположение, что САЛИМ=ЖЫЛАН, т.к. символом медицины издревле служит змея.
Из предыдущих построений также следует, что солимы - народ мореплавателей. С Солимских высот увидел Одиссея Посейдон (вероятно покровитель солимов или их прародитель) [Од. V, 282].
* По поводу языка мимики: “В анауской культуре периода Намазга III... появляются и схематизированные, на цилиндроконических основаниях, антропоморфные изображения, у которых вылеплены лишь руки в разных положениях... Вероятно... фигурки можно рассматривать как статуэтки людей, обращающихся к кому-то с просьбами” [с.167, Антонова, 1990]. Понятно, что здесь подразумевается язык мимики, т.е. язык немых. В культурах Хаджилара, Самарры, Джармо, Анау...  встречаются безротые, т.е. “немые” статуэтки. Безротые статуэтки встречаются и в культуре дзёмон (Япония). К категории “немых”, вероятно, можно отнести и изображения человека с завязанным ртом / культура Яншао (Китай) и  статуэтка из Тустлы (Америка)/.

ПЛЕМЕНА “СЛЕПЫХ”, “НЕМЫХ”, “СПЯЩИХ”.

О народе “слепых”.    

 Выше уже было сказано о Магии Звука в тюркских языках (см. Урук).
Такая Магия имеет существенное значение, т.к. сам народ (КАЗАК, КИРГИЗ...) мыслился “слепым” и главным ориентиром в его жизни становилось сказанное Слово. Выражение “Моё Слово” (“Я сказал!”), часто звучит из уст богов, царей, жрецов, героев мифов многих народов. Встречается это выражение и в надписях на казахских печатях и должно, вероятно,  приравниваться к сакральному - “Мой Бог - Моё Слово”. Ср. “Вначале было Слово” (!). К высказанному слову “слепые” должны были относиться трепетно. Ср. - сказано о казахах - “Раб без ушей” - самое большое у них ругательство [с.176, Прошлое Каз.]. “Глаза у них маленькие, но зато большие, оттопыренные уши, в высшей степени примечательные [там же] ”. Именно поэтому я в своих построениях уделяю большое внимание созвучности.

О народе “немых”.

Ср. в каз. МЫЛКАУ; САКАУнемой. Общим в этих двух словах является слог КАУнескошенная трава, т.е. пастбище.  МЫЛогн.трубка=МАЛскот. СА=СО(ЙЫЛ) палка, где слово ЙЫЛ табуировано, т.к. было древним названием народа (см. выше). В итоге в местах традиционного расселения нынешних тюрков появились предки САКОВ ХАУМАВАРГА или КАУМЕ(Н)БАРГЕ(Н) - “по нескошенной траве идущий” (см. легенду о племенной атрибутике старшего брата - прародителя Старшего Жуза казахов). Конечное ТЫН в слове “идущий” было частью имени народа и поэтому также табуировалось. Ведь народ назывался ЙЫЛТЫН, т.е. В.ЛИТАНА арабских источников (см. Урук) или “корень корней племени ас-сакалиба”. /Становится понятным - почему табуируется окончание ТАН в слове Арыстан (лев)/.
Этот народ мог именоваться “матерью нации” (YЛТ-АНА) “сыном целины” (YЛ-ТЫН), “утренней звездой” (ЮЛ-ТАН) (под звездой мог пониматься Сириус и  поэтому племя могло именоваться “собачьим” - ср. библейское “песиглавцы” -  эпитет народа Гога)...
Символом этого народа являлась YЛТАНподошва. Синонимом названия народа было ТАБАНподошва(ступни) или ТАБАсковорода+АНАмать.  Ср. т.н. кикладские сковородки, подошву на золотой подвеске в форме ноги из погребений древних царей в Афганистане и пояснение Иакинфа - “Казак, по китайски ХАСАК, есть большое владение, лежащее от Или к северо-западу. Это есть древняя Давань” [с.187, Прошлое Каз., ссылка на с.144, Иакинф].
Кстати, вариант названия племени В.ЛИНАНА может передавать ЙYЛ путь; способ; приём ; YЛсын + НАН хлеб; ОЛIмертвый+НАНхлеб или ИЛОНзмея+АНАмать  и подразумевать некий магический ритуал с целью рождения сыновей или кормления мёртвых. Вероятно, внутренней поверхностью кикладской сковороды,  на сыром ещё тесте,  ставили магический отпечаток или же придавливали сковородой тесто к стене тандыра. Выпеченный ритуальный хлебец беременная мать посвящала богине-матери в качестве жертвы-заместителя за душу будущего ребёнка и пр. Ср. созвучность ТАБАсковорода и ТАПотпечаток, а также многочисленные ливийские и пр. параллели выпечения хлебцев с магическими знаками и посвящения их богам-предкам [с.225, Антонова, 1990].

Народ “немых”, на первый взгляд, должен отличаться от народа “слепых”. Но не надо забывать, что КАЗАК “глаза-бельмо” может означать также “глаза выпученные”, т.е. “напряжённо смотрящие”. Вероятно, выпученные глаза могут являться своеобразным ключом-маркёром - пояснительным знаком, дающим установку на готовность к тому, что изображения или различные пассы - знаки руками визуально необходимо будет рассматривать более внимательней, а язык звуковых колебаний или совсем не принимать в расчёт, или учитывать, что он не очень богат.
Такой язык был необходим прежде всего для торговли в многоэтничном постоянно изменяющемся лингвистическом хаосе. Этот язык, конечно же, не мог быть “правильным”, с известной точки зрения, но вполне мог быть пригоден для широкого общения, т.к. “оттачивался и притирался” тысячелетия. /Очень вероятно, что этот язык вовсе не “оттачивался и не притирался” тысячелетия, а мог быть просто сохранён на протяжении многих тысячелетий в своём первозданном виде. Ср. эпитет - “корень корней племени...”/.

О “спящих".   
 
Виртуозным искусством заплетать и закручивать в образы несколько визуальных сюжетов прекрасно владели в недавнем прошлом жрецы скифов и кельтов (а до них их предки - кроманьонцы). У последних же был распространён “маркёр немых” - “выпученные глаза”. “Маркёром слепых” может быть изображение закрытых глаз. На окуневской скульптуре присутствуют оба этих маркёра. Именно поэтому эта культура так своеобразно “визуальна”, но в то же время она должна подчиняться Магии Звука. Не менее богата изображениями и тагарская культура. Интересно сравнение “маркёра слепых” с тисовой кроватью в тагарском погребении. В этом ключе изображение закрытых глаз на окуневской скульптуре может означать не только слепого человека, но также и спящего... Тисовая кровать является связующим звеном “маркёра слепых” и “маркёра глухих”. Ведь озвученные сны видят и слепые и глухие...
© Изъящев Т.П., 2016                (из книги "Откровение Вещего Кота",  ISBN 978-601-06-3798-6
Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №1952 от 19.09.16г.)
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2016/11/17/1025