Нотка превосходства на струнке снисходительности

Алексей Ратушный
Вступление

Ролик на Ютьюбе:
Лучше всех! Маленький шахматист Михаил Осипов. 13.11.2016
https://www.youtube.com/watch?v=hTSfq9V3rZw

Спешить нам некуда. Пятьдесят пять лет отданых обучению малышей шахматам позволяют мне расслабиться, и присмотреться к выдающемуся учебному и поучительному во всех отношениях ролику Первого канала.
Нет, я не придираюсь и не критикую.
Я просто отмечаю отдельные шероховатости и нестыковки, которых на мой непрофессиональный взгляд при последующих такого рода показах лучше бы всё-таки избегать.
Начну с малого – с мёбели.
Меблировка во все времена была делом и деликатным и тонким и изысканным и изящным.
Допустить мысль, что Первый телеканал страны, руководимый телегением Константина Эрнста может допускать такие «ляпы» случайно я не в состоянии.
Видимо авторы демонстрации хотели так подчеркнуть несопоставимость размеров малышат и всрослого телечуда.
Но вот ведь и Еве Смирновой (в роли телеведущей Новостей) и Михаилу Осипову предложено РЕАЛЬНО выступить перед миллионной телеаудиторией!
Вот мне довелось как-то летом в 1985-ом году готовить занятия малышей по шахматам в Качканарском дворце спорта. Точнее готовить помещение для этих самых занятий. Чем же я занимался? Вы не поверите! Стульями!
Точнее приисканием ПОДХОДЯЩЕЙ по росту малышам мебели и в первую очередь – детскими стульями.
В нашей Шахматной Шкатулке (технология обучения дошколят шахматным азам) три типа стульев ДЛЯ ДЕТЕЙ 3,4,5 и 6-7 лет.
И вот мне предлагают поверить, что на Первом телеканале не оказалось удобных стульев для героев телепроекта «Лучше всех»!!!
А чем же это лучше?
Да и лучше ли?
Вслушайтесь, однако, в некоторые фрагменты выступлений и комментариев величайшего нашего интеллектуала Максима Галкина, ведущего этот проект.
Даже неудобно как-то подсказывать из далекого Урая, куда и телесигнал-то не всегда отчетливо добирается (то тучи, то молнии, то профилактики всяческие), что это выглядит как бы не совсем, что ли…
Конечно мне неведомо, какие там бумажки подписывали родители малышей, и на что они «в интересах детей» давали согласие.
Но уверен на пятьсот процентов, что сами трёхлетние герои эпизодов во-первых не в курсе того, что с ними делалось и как они представлялись «широкой публике»,  а во-вторых и не в состоянии были давать адекватную оценку происходящему, в силу как раз своего малолетства.
Но давайте посмотрим: на чём они СИДЕЛИ, и как ИХ представляли.
Впрочем о Еве мы поговорим, даст Бог, в другой раз, а вот к эпизоду с Мишей Осиповым давайте начнём присматриваться.
Спешить некуда, а потому покрутим ролик, а заодно и попробуем проникнуть в глубины интонации ведущего проект Максима Галкина.

Малышу трёх (трёх – прописью) лет предлагается сыграть партию в шахматы с ДОСТОЙНЫМ ПРОТИВНИКОМ.
Не буду отрицать факта: «противник» действительно наидостойнейший.
Анатолий Евгеньевич Карпов – двенадцатый Чемпион мира по шахматам, провёл в своей жизни наверное десятки, если не сотни, а то и тысячи сеансов одновременной игры. В любом случае очень много. Сеанс – это когда сеансёр ходит, а участники сеанса сидят. Поэтому профессионалу высочайшего уровня играть СТОЯ не впервой.
Но при контрольной партии с трёхлетним партнёром Чемпиона мира удобно усаживают на адекватный его росту стул, за адекватную его габаритам доску, при адекватных его размерам шахматных часах.
Его юный партнер НАТУРАЛЬНО (!!!) вынужден встать на колени перед своим великим соперником.
Достойно?
Достойнее и не придумать!!!

Вот как представлен трехлетний малыш:
«Без пяти минут самый молодой гроссмейстер в мире, маленький шахматный ферзь, король чёрно-белого шахматного поля, мистер е два е четыре, Михаил Осипов»
Отметим, что в ортодоксальных шахматах поле (клетка) может быть либо чёрной (тёмной) либо белой (светлой). Черно-белое поле - это не шахматное поле, а шахматная доска. Утверждение "без пяти минут" некорректно представляет перспективы юного дарования. Даже "без пяти лет" более чем оптимистично.
Далее Максим еще раз предложит перл "второй юношеский разряд" однако в классификации такого разряда в шахматах уже десятки лет не наблюдается. Речь может идти исключительно о "внутренних тренерских мотивировках учащихся". Но пока давайте прислушаемся к диалогу "на диване":
- Чем ты интересуешься, Миша?
- Шахматами
- Шахматами?
- Да
- В три года?
- Да
- Ты имеешь ввиду что тебе коробка нравится, как они гремят?
- Нет, как они ходят
- А ты знаешь как они ходят?
- Да
- А как конь ходит?
- Прыг-скок, в сторону
- Я всегда думал, что прыг-скок, в сторону – это Валерий Леонтьев на сцене. А оказывается это шахматы.

Конструкция "имеешь ввиду" мне не представляется корректной при беседе с трёхлеткой, но интересно не это.
К кому обращен текст "Валерий Леонтьев на эстраде"?
Мне почудилось, что к залу.
И весь диалог приоткрылся именно как элемент шоу "на публику"
Это означает, что трехлетний участник используется как декорация, что реального диалога нет, что маэстро Галкин просто веселит аудиторию используя малыша.
 Но прервёмся и подумаем.
А может ли сорокалетний лоб реально не ощущать своего превосходства над трехлетним малышом?
Может ли удержать план диалога равных Личностей?
Может ли полноформатно серьёзно говорить со своим юным представляемым?
Здесь проходит тончайшая грань между удивительным и недопустимым.
И потому прервёмся, что бы подготовиться к восприятию дальнейшего.
Пока мне кажется, что Максим Галкин здесь не удержал чего-то очень важного в общении с малышом.
И возникла нотка превосходства на струнке снисходительности, превратившая весь эпизод в образец того, как скорее всего "не следует..."

На ту же тему:
http://www.proza.ru/2016/11/13/2282 Потрясающая педагогическая ошибка