Участь мелкого предпринимателя 13

Ирина Беспалова
                Участь мелкого предпринимателя 13

     Дня за два Силецкая прислала окончательную программу VIII фестиваля литературы и культуры "Славянские традиции 2016", где мой "творческий вечер" был заявлен в первый же день фестиваля, сразу после торжественного открытия фестиваля и выступлений четырех поэтов. Главное, их выступления назывались в одном ключе "Содружество муз", "Шепот Вселенной", "Возраст Федры", "Желания женщины", а мое, притом последнее, завершающее, по названию произведения, которое сейчас  пишу "Участь мелкого предпринимателя". В воскресенье я у Марго распечатала рукопись (уже полтора авторских листа), и думала, что у меня остался всего лишь вечер, выбрать подходящие отрывки из нее. Поскольку до меня будут выступать поэты - отрывки должны быть как можно короче. Прямо как пара строф. Это работы на целую ночь. Поэтому я Владика попросила выйти на работу не на полдня, а на целый день, прямо с утра. Поэтому и осуществила свою мечту - попала в монастырскую библиотеку.
     Разумеется, в 7.15 под справой стояла сама. К 8.00 получила место, а к 9.00 уже заканчивала развеску экспозиции, когда пришел Владик. Без опоздания. Я вовремя пришла на встречу в 9.30. В 10.00 нас у входа в ареал ждал настоятель монастыря и церкви Девы Марии Снежной, и время перестало починяться мне. Перед тем, как провести нас в библиотеку, настоятель оставил нас в церкви перед Главным алтарем, минут на двадцать, ему нужно было принять у кого-то исповедь. Мы сидели там, человек  двадцать, двадцать минут. В храме под ренессансными сводами в 31 метр (помните, св. Витта - 33 метра) у алтаря под своды - самого большого и самого обширного произведения периода раннего барокко в Праге. На черном фоне расположена целая система архитектурных, скульптурных  и декоративных элементов с богатой позолотой и полихромией. Между первым и вторым этажом алтаря находится полихромный герб главного благодетеля монастыря Яна Ст. из Талмберга, обрамленный двумя фигурами путти (мальчиков без крыльев).
     В нижней части по обеим сторонам входа за алтарь находятся фигуры двух ангелов, указывающих на место, где хранится дарохранительница. По сторонам главной алтарной картины размещены четыре большие фигуры святых: Иоанна Крестителя, Петра, Павла и Франциска. Выше, около меньшей картины, изображающей св.Франциска, принимающего от Девы Марии отпущение грехов, находятся меньшие по размерам пластики св.Клары, св.Елизаветы, св.Барборы и св.Екатерины. В центре верхнего этажа фигуры архангела Михаила со святыми Вацлавом и Войтехом по сторонам. Алтарь закончен группой "Голгофа". Если в воздушных, почти танцевальных позах ангелов в нижней части еще видны черты уходящего маньеризма, то в главных фигурах святых они сменились тяжестью материи, силой жестов и выразительностью, предшествующих уже переходу к мощной динамике барокко.
     Ты меня прости, мой любимый, мой вдумчивый читатель, просто меня потрясла красота главной картины алтаря, и я не могу не передать ее описания.
     Сюжет главной картины непосредственно связан с посвящением и названием церкви. Она отражает чудо, произошедшее 5 августа 352 года во время правления папы Либерия. Шествие во главе с папой Либерием направляется к холму Эсквилин в Риме, на заснеженную (в середине жаркого лета) вершину которого выразительным жестом из облачной сферы указывает Богоматерь. Именно на этом месте, чудом покрытым снегом, была потом построена церковь Санта Мария Маджоре. Оба донаторы: Ян Ст.из Талмберга и его супруга, изображены коленопреклоненными в левой нижней части картины.
     Я была под таким впечатлением и в таких раздумьях, что опоздала на регистрацию участников фестиваля в РЦНК. Хорошо, Ирина Силецкая оставила в фойе регистрационный столик, и за ним - жену поэта Юрия Мышева (Тютюши, Россия). Я быстро отыскала свой пэйджик, внесла в кассу за кофе-брейки 200 крон, но довольно долго переобувалась в уборной. В общем, я зашла в хрустальный зал, когда демонстрировался фильм о фестивале "Славянские традиции 2013"(Казантип), наверное, тот, на который я не попала по конкурсу.  Силецкая помахала мне со своего места. В отличие от Левицкого, она не сидит за столиком на сцене, у микрофона. Она сидит в первом ряду, а когда у той или другой стены зала, чтобы иметь возможность фотографировать других. Фильм я не смотрела внимательно. И в "поэтри-слэме" (стихоборье - теперь это и так называется) участвовала без энтузиазма. Тем более, что участвовали почти все, и каждый выходящий должен был сначала сказать о себе несколько слов. Когда я вышла, оно само собой вырвалось "В Праге я живу вот уже ровных двадцать лет, но с недавнего времени, конкретно ровно год назад, жизнь моя радикально изменилась, у меня нашли рак. Я прошла все курсы химио- и радио-терапии, но все равно через полгода потребовалась операция. Теперь по операции прошло три месяца, и врачи твердят мне, что я выздоравливаю. Я им верю"...не знаю, что на меня нашло. Но от поэтов несколько подуло. Я прочитала диалог мужчины и женщины (благо, у меня тех диалогов пруд-пруди), но никого не тронула. Зато меня саму тронула Ирина Егерева (Россия, МО).
                Как много в тебе любви,
                И нежности, и заботы.
                Ты только душой не криви,
                Когда не придешь в субботу.
     Я бы ей первое место дала.
      Я ей на кофе-брейке (кофе-паузе - теперь предпочтительнее) так и сказала. Она подарила мне свою книжку "Возраст Федры". Вот,  у человека презентация вышедшей книжки. А я с этим раком о книжках  не помышляю. А ведь приятней бы было книжку в руках держать, а не рукопись!
     Потом выступали четыре поэта. Пока до меня дошла очередь, я вся извелась. И кололо мне, и что-то урчало, и тянуло, и холодело. Я даже не помню, сколько их было - отрывков тех - пять или шесть, но один был о мамином юбилее, и о том, как Маришка меня чихвостила за то, что я послала маме пятьдесят долларов. Хлопали мне как-то не очень горячо. А тут еще Савельев-старый осел, поймал меня на втором кофе-брейке, и брюзгливо сказал:
     - Вас, конечно, Ирина, будут читать и через 20-ть, и через 200-ти лет, потому что никто, как Вы, так глубоко не описал жизнь люмпенов в Праге.
     У меня аж сушка поперек горла встала.
     - Надо сказать, что более всего Вам удается образ дочери, и эти ее попандопольские замашки (отрывок о том, как мы делили Катины одежды я не читала, значит, он читает меня самостоятельно на прозе.ру, не ленится), - продолжал Савельев, входя в раж от моего молчания, - как-то надо поменьше этих цифр, что ли. Минус триста - плюс триста, ну что это такое?
      И тут я рассмеялась. Вспомнила.
     - Маришка тоже против такого обилия цифр в  литературе, но что поделать, если мою героиню цифры касаются до нутра? До развороченного, изуродованного, истекающего страхом нутра?

     Тут уж замолчал Савельев. А я положила сушку в карман и ушла. Совсем ушла. В ресторан на ужин со всеми мне не хотелось. И впереди меня ждал новый, очень трудный день.