Глава 7.46. Уроки затонувшей Атлантиды
— Виктория, не испытывай Диану. Она весь день была в ожидании.
—Напрасно, Ричи, иронизируешь! Я заметила ещё за обедом, когда вы обсуждали события, что Вика к вашим рассуждениям хотела что-то добавить, но промолчала.
Вересов с дедулей на это улыбнулись, пока наблюдая мою безучастность. Дед всё же не сдержится — вижу по озорным глазам.
—Дианочка, она в моей библиотеке в Петербурге кое-что оставила в закладках.
Я нехотя открываю ноутбук, видя нетерпение нашей американки.
—Хорошо! И чего вы, мужчины, смеётесь? Да, Александр Андреевич, я действительно хотела понять — как и Дианочка — что сегодня происходит в Америке. Мне повезло: последние дни перед вашими выборами я была в России и впервые столько времени просидела у телевизора, наблюдая за политическими шоу.
—Викуль, не томи!
Мужчины улыбаются нетерпению Дианы.
—Что в моих закладках… Вот что пишет ваш посол в СССР, Джек Мэтлок. Думаю, не без участия Америки развалили нашу Могучую и Великую в 1991-м. «Мы — страна иммигрантов, но мы не можем принять всех… Мы приветствуем эмиграцию, но не поощряем её. В мире существует гораздо больше желающих, чем мы имеем возможность принять».
—Вика, мы это и без Мэтлока знаем!
—Внученька, не тяни!
Дед, поддержав Диану, всех насмешил. Но вижу — ему тоже интересно.
—Так… продолжаю рассуждения вашего посла о нашей затонувшей Атлантиде. Из СССР в год 40% беженцев — это 50 тысяч от общего числа в 120 тысяч. В Америке через два-три года забывают, что человек эмигрант, — просто американец с акцентом. И вывод: «Человеческая жизнь — новая рабочая сила — самое главное богатство».
—А к чему ты ведёшь этими цифрами?
—Родная, не спеши!
Ричард улыбнулся, но Николенька с дедулей смотрят на меня уже с другим интересом — понимают, что за цифрами кроются мои выводы.
—Вот ещё. До 1989 года из СССР принимали всех. Но поток нарастал: если в 1986-м в США приехали 700 советских эмигрантов, то в 1989-м — уже 40 тысяч.
—Короче, крысы побежали с тонущего корабля?
—Заметь, Ричард, это сказал ты, а не я!
—А что ты хочешь сказать этими цифрами?
—Дедуль, не спеши!
Николенька понимает, что я жду их рассуждений, поэтому пока молчит, лишь улыбаясь.
—В 1989-м американская администрация истратила 65 миллионов долларов на проживание советских эмигрантов в Италии. Как известно, многие, оформив визы в Израиль, доезжали до Рима и переориентировались на США. В том же году визовый центр перенесли из Рима в Москву и установили квоту в 50 тысяч человек. В октябре 1991-го квота выросла на 11 тысяч, а в 1992-м составила 61 тысячу.
—Это что же, Ричи, ваша администрация и помогла развалить СССР?
—Безусловно, родная!
Дианочка с сочувствием смотрит на моего дедулю, а тот не показывает чувств — только ждёт дальнейших цифр.
—Число заявок в американское посольство в Москве к концу 1990 года превысило 600 тысяч. Но если вы богаты — очень богаты, — у вас есть шанс попасть в Америку вне очереди. Как сообщала телекомпания ABC, с 1 октября 1991 года иммиграционные законы изменились. Отныне первыми в очереди стояли не самые квалифицированные, а самые состоятельные. Больше века Америка привечала «бедных и усталых» — теперь она искала миллионеров.
Новый закон позволял десяти тысячам богатых иммигрантов в год получать «зелёные карточки». Всё, что требовалось, — вложить минимум миллион долларов в бизнес, создающий рабочие места хотя бы для 10 американцев. Сотня толстосумов из 20 стран уже подала заявки. Первым среди них был… наш, советский гражданин.