О духовности всё, и даже больше

Михаил Шамин 2
                Сначала мнения  специалистов.   

       Слово духовность почти всегда используется без определения, как само собой разумеющееся. Однако самоочевидного значения у него практически нет. Каждый вкладывает в это слово (скорее подразумевает) нечто своё. Слово духовность часто используется как некоторый знак, символ чего-то ценностно нагруженного, но чего конкретно, толком не ясно и самому, употребляющему это слово. За этим словом кроется тяга к чему-то, что люди не очень чётко понимают, но ощущают – к некоему идеалу.

   Духовность чаще всего употребляется в контексте личностных ценностей и жизненных приоритетов, как противопоставление  интеллектуальных и нравственных ценностей материальным.  А также в контексте интеллектуального (умственного, мыслительного) творчества (это создание и восприятие произведений искусства, смыслов, идей).
     Далее, под духовностью подразумевается трансценденция  (умозрительная тяга) к чему-то высшему, например, восхождение к Богу.
     Так же духовность связывается с опр. уровнем сверхсознательного или высшего бессознательного, являющегося источником интуиции и творческого вдохновения, также с переживанием единства с Вселенной, открытостью неким космическим энергиям.

            А вот более конкретное понимание духовности.
  Духовность есть разумное (т. е. не чувственно-эмоциональное) начало в психике, и это способность человека ориентироваться на ценности (точнее, поле ценностей, дающее возможность выбора) и определяться по отношению к ним.   У человека духовного потребность руководствоваться принципами и высшими ценностями (справедливость, добро, красота, истина и др.) преобладает над другими потребностями. Свидетельством  наличия у личности  реальной духовности является также то,  что у неё нет  выбранных раз и навсегда смыслов и ценностей.  Поведение человека духовного альтернативное, то есть, он обладает свободой выбора. Поэтому  духовность не фанатизм, когда всё однозначно, всё предопределено, как в религии.
Духовный способ существования заключается в выходе за пределы узко личных потребностей в пространство, где ориентирами для самоопределения служит широкий спектр общечеловеческих и трансцедентальных  (умозрительных) духовных ценностей.
Для личности, обладающей реальной духовностью, смыслы и ценности не остаются на уровне просто слов, а являются руководством в поступках и поведении.
    Духовность, как реальный феномен есть система психических механизмов управления человеком  собственным поведением. Духовность есть высший уровень человеческой само регуляции, присущей зрелой личности. Действие, основанное на духовности, всегда представляет собой поступок, в нём учитываются сразу многое факторы, что позволяет человеку преодолевать ситуационную обусловленность поведения, т. е. не руководствоваться эмоциями.

                Далее мои соображения.

  Духовность, по словарному определению, это качественное состояние внутреннего психического мира, когда в нём преобладают интеллектуальные и нравственные интересы над материальными.  Это означает, что разум  в таком состоянии занят решением не заурядных житейских вопросов и обслуживанием плоти, а чем-то более важным, или, как говорят в таких случаях, высокими материями.
     Что же подразумевают под занятием «высокими материями»? Это интеллектуальный процесс приобщения к вершинам культуры (всесторонне образование), развитие творческих способностей, творение новых знаний (наука), образов и моделей (литература, театр и кино), идей и идеалов (религиозных в том числе). К занятию высокими материями также относится  восприятие и творение гармоний: звука (музыка), цвета (художества), мысли (поэзия), формы (скульптура, архитектура, дизайн).  Интеллектуальные игры (шахматы, например)  и упражнения для развития умственных и творческих способностей (задачи, загадки), в том числе игра смыслов — юмор, это тоже из этой области.
    Так вот, когда голова чрезмерно увлекается такими вещами, это значит человек «впадает» в состояние духовности.
     В этом состоянии идёт процесс наращивания знаний, рождение идей (духовного продукта), применение его в деле (творчество, общественная деятельность), также развитие самого интеллекта (умственных способностей), совершенствование его.
      Как замечено выше, процессы эти есть работа сознания с мышлением. Но для их работы требуется какая-то исходная база данных, или духовный багаж.
    Духовный багаж  это знания, представления, убеждения, идеалы и ценности, это всё, что  определяет отношение к миру, его восприятие и осознание,  устремления в нём, содержание и направленность деятельности. Это база данных для творчества и наращивания самого духовного багажа.
     Расширение базы данных, обработка и систематизация её содержания  является интеллектуальной  (или духовной) потребностью психики, и эта потребность по мере накапливание данных только растёт. Удовлетворение этой потребности это, разумеется, состояние духовности.  С преодолением растущей потребностью некоего порога,  психика переходит в состояние устойчивой духовности. То есть, духовные потребности переходят на первый план (удовлетворю интерес, а потом поем).

     Религиозность, когда образ Бога  в голове является  руководящим и направляющим началом для сознания, тоже духовный продукт, но это часть общего духовного багажа индивида, причём не необходимая, а как уводящая от реалий, даже вредная.
 
    Преобладание интеллектуальных,  нравственных, духовных интересов над материальными, наступает  на определённом этапе интеллектуального развития (преодоления порога), и далеко не с каждым. При этом рождается осознание всей важности выработанных человечеством духовных ценностей, т.е. знаний, идеалов, моральных принципов. Подчинение жизни их требованиям становится необходимостью, такой человек становится неспособным поступиться ими ради материальных и др. выгод. Созидательная деятельность, деятельность на благо общества и природы, становится смыслом его существования. Таким образом, человек подчиняет, согласует свои жизненные интересы с интересами Жизни на Земле, обретая при этом истинное счастье.  И это есть проявление Истинной духовности (о других вариантах духовности ниже).  Но способных на такое, конечно, единицы.

     Высокие материи те или иные, в той или иной степени интересуют всех, поскольку мы все обладаем каким-никаким интеллектом. Значит все мы в большей или меньшей степени способны к духовности, конечно не истинной, полноценной (её только у вымышленных героев и встретишь),  ибо багаж духовный у большинства в до пороговом объёме, от того и по времени в состояние духовности «впадаем» эпизодически. Потому и говорят, что духовность народа  надо бы повышать. А правильнее - духовный багаж народа следует увеличивать и улучшать. Тогда народ будет чаще тянуться к культуре (духовным ценностям), а не плотским удовольствиям.

    Что ж, духовный багаж дело нужное, и нужда заставляет почти каждого иногда работать мозгами и на высшем, то есть, духовном уровне. Потому что и все «высокие материи», они не сами по себе, это всё, так или иначе, идёт в копилку борьбы за существование,  повышения качества и надёжности его. А люди  творческих профессий этим багажом вообще добывают средства на существование  (учёные, писатели, композиторы, педагоги, политики и т. д.).

   Дальше по тексту, употребляя термин духовность, не будем напоминать, что это состояние, а также уточнять, постоянно оно у тех или иных, или эпизодическое, и  велик ли духовный багаж при этом.

      Изучая вопрос духовности, религиозные и светские мыслители пришли к выводу, что не следует оценивать духовность исключительно положительно, что духовность бывает истинной, квази истинной,  ложной, доброй, злой или нейтральной. Короче, духовность делят на положительную, отрицательную и нейтральную. И оно действительно так, и это надо знать и не забывать.  Например, когда речь идёт о духовности нации, искусства, науки и любых других отраслей культуры, необходимо обязательно учитывать, на что нацеливает эта духовность, каков её знак. Потому что духовная работа  это не только благородные помыслы, и злые умыслы тоже требуют раскидывать мозгами.   
    Разнообразию духовностей религиозные деятели нашли  такое объяснение: мол, это в зависимости от того, какой дух проник в душеньку и наследил там.
    А как на самом деле? Почему мы интеллект свой, знания используем на служение народу или личное обогащение, на злодейство или богоискательство?
    А потому, что когда изначально в голове формируется базис сознания и духовности (мировоззрение, приоритеты, запреты, идеалы, которые все вместе определяют качество духовности, а так же её практического применение), то туда попадает разное, и зависит оно от среды, в которой воспитываешься, от наставников и собственных наклонностей.  Вдобавок, духовное развитие человека, как правило, извилисто и противоречиво, отчего духовный базис зачастую не есть нечто цельное, устоявшееся (система, то есть). Потому и цельная личность при твёрдых убеждениях встречается не часто.  От того и практическое применение духовного материала людского бывает разное: для себя, для всех, во вред кому-либо, или ещё как.

   Когда в миру говорят о духовности вообще, обычно подразумевают духовность идеально истинную, это когда «душа к вершинам тянется», и без корысти при этом. Такое бывает, иногда, обычно у молодых романтиков. Но в подавляющей обыденности  духовность обычная, "до пороговая". Ведь разум обывателя обычно занят одновременно  проблемами и житейскими, и теми, которые условно отнесены к духовной сфере, и которые при этом  довольно разнообразные. Духовность людская может иметь разные побуждения и направленность: кого-то интересуют проблемы мироустройства и общественных отношений,  научные проблемы, у других на уме власть, богатство, личное благополучие и безопасность. Такова реальность.
   Духовность, направленная на общее благо,  конечно, положительна. А духовность, порождаемая завистью, соперничеством, местью, гордынею и называемая зло духовностью — отрицательна. Есть нейтральная духовность, например, коллекционирование произведений искусств, увлечение фантастикой и бесплодными мечтаниями, это когда человек сам в себе и по себе.
   
   Конечно, духовность, если она истинная, это хорошо, так как она  однозначно предполагает наличие нравственности у обладателя её.  С другой стороны, обретение высокой духовность при отсутствии нравственности невозможно. Объясняется это тем, что  истоки духовности и нравственности едины, это осознание (скорее ощущение) необходимости сохранять и развивать культуру (в широком смысле), ибо культурная среда условие нашего существования.    В общем, сбережение и развитие культуры без духовности и нравственности не возможно.

   В большинстве своём люди у нас заурядные, духовностью не особенно располагающие и практически не религиозные, а нравственность  какую-никакую блюдут многие. А куда деваться? Ведь развалится же всё. Вот на таких стихийно сознательных и выезжаем и кое-как  выживаем.

   Высокий духовный уровень населения — основа дальнейшего развития культуры (в широком понимании) и двигатель прогресса. А нравственность (следование морально-этическим нормам) — поддержание достигнутого уровня культуры, защита его от регресса.

    В Советское время  вопросами духовности народа занимались на государственном уровне, а сейчас это вроде как на общественных началах. Поэтому в опустевшую нишу беспрепятственно и активно  внедрились всякие прохиндеи от астрологии до порнографии, чего и добивались апологеты т. н. свободы совести.
    В государстве, если оно хочет быть государством, просто необходим полномочный орган, организация, изучающая и вырабатывающая стратегию общественного развития, также разрабатывающая структуру общества. Такого общества, в котором каждый человек интересен и дорог, где общественный интерес выше частного, и при этом личный интерес каждого совпадает с общественным, но при этом человек на своём месте самодостаточен, а не винтик или мальчик на побегушках. Такого общества, где интеллектуальный и духовный уровень гражданина высок и направлен в первую очередь на повышение общественного блага, защиту общественных интересов.
    Высокий духовный уровень предполагает преобладание духовных и нравственных  интересов над материальными.
    Однако, в обществе, где частная собственность на средства производства, земли, водоёмы, недра священна и неприкосновенна,  преобладание духовных интересов над стремлением к обогащению не осуществимо (у большинства),  и с нравственностью слабо, хоть сколько ни строй храмов и развешивай  кресты на шеи.  Неосуществимо, поскольку стремление к наживе развитию высокой духовности не способствует.
    Осуществимо такое лишь при социализме, в котором предполагается разумное ограничение человека в его потреблении материальном и развлекательном, но при этом  осуществляется обязательное предоставление достойных форм жизни  и реализация возможностей каждого, создание условий духовного роста. А высокий духовный уровень, как выяснили, сам способствует разумному ограничению потреблений (материальных, но не духовных).
     Именно этим путём надо идти, а не цепляться за отживших своё капитализм и оправдывающую его религию.