Монгольские ходоки у Ленина

Дмитрий Анатольевич Овчинников
В.И. Ленин, опираясь на идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, провозгласил курс на «мировую революцию». В череде стран, охваченных революционным порывом, не стала исключением и Монголия, старающаяся во многом подражать русскому «старшему брату» и смело шагнувшая из феодализма в социализм, минуя фазу капитализма. Не случайно тот же Владимир Ильич вполне открыто писал о необходимости «советизации» Монголии. Впоследствии «страна вечно голубого неба» и стала фактически неофициальной шестнадцатой республикой Советского Союза…

ПАМЯТНИК СИДЯЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ

… Этот памятник я заметил не сразу. Как-то выйдя из самого крупного в Улан-Баторе семиэтажного супермаркета «Улсын их делгул» (в переводе с монгольского соответствует нашей привычной аббревиатуре – ГУМ), я традиционно прошел мимо потрепанного монгольского мужичка с привычной скороговоркой: «Помоги! У меня юрта сгорела!» И вдруг мой взгляд случайно скользнул на другую сторону главной столичной магистрали – проспекта Мира – и застыл на затерявшейся среди домов скульптуре сидящего человека. Уже потом выяснил, что это памятник Балангийну Церендоржу – министру иностранных дел и премьер-министру Монголии революционных времен.
 
Как оказалось, именно он вместе с военным министром, главнокомандующим Монгольской народной армией Дамдином Сухэ-Батором (большой памятник которому на коне давно украшает центральную площадь Улан-Батора), министром финансов и председателем ЦК Монгольской народно-революционной партии (МНРП) Солийном Данзаном, представителем религиозных кругов Чжон-Ван-Ширнин-Дандином, советником и ответственным переводчиком Эрдэни Батуханом был в составе официальной монгольской делегации осенью 1921 года на встрече с В.И. Лениным в Москве.

В 1960-70-е годы монгольские художники сочли своим долгом изобразить это событие на полотнах, выставленных сейчас в столичных музеях – историческом и изобразительных искусств. Сюжет очень схож с картиной Владимира Серова «Ходоки у Ленина»…

ЛЕНИН ПРОТИВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Официальная запись беседы В.И. Ленина с делегацией Монгольской народной республики (МНР), датированная 5 ноября 1921 года, впервые была опубликована в 1934 году в материалах IX съезда МНРП, а затем – в 44 томе собрания сочинений вождя мирового пролетариата.  Текст основан на воспоминаниях Б. Церендоржа. Приведем его сокращенный вариант:

«Первый вопрос монгольской делегации: «Как Вы, тов. Ленин, относитесь к созданию в нашей стране народно-революционной партии, и что является главным для нас?»

Ответ тов. Ленина: «…единственно правильным путем для всякого трудящегося вашей страны является борьба за государственную и хозяйственную независимость в союзе с рабочими и крестьянами Советской России. Эту борьбу изолированно вести нельзя, поэтому создание партии монгольских аратов является условием успешности их борьбы».

Второй вопрос монгольской делегации: «Будет ли победоносной национально-освободительная борьба?»

Ответ тов. Ленина: «Я сам участвую в революционном движении 30 лет и по личному опыту знаю, как трудно любому народу освободиться от своих внешних и внутренних поработителей. Но, несмотря на то, что Монголия - страна скотоводческая, а основная масса ее населения - пастухи-кочевники, она достигла в своей революции больших успехов, а главное - закрепила эти успехи созданием своей народно-революционной партии, задача которой стать массовой и не быть засоренной чуждыми элементами».

Третий вопрос монгольской делегации: «Не следует ли народно-революционной партии превратиться в коммунистическую?»

Ответ тов. Ленина: «Я этого не рекомендую, так как «превратиться» одной партии в другую нельзя. Много еще надо будет поработать революционерам над своим государственным, хозяйственным и культурным строительством, пока из пастушеских элементов создастся пролетарская масса, которая впоследствии поможет «превращению» народно-революционной партии в коммунистическую. Простая перемена вывески вредна и опасна».

Сам Б. Церендорж вспоминал: «Ленин долго беседовал с членами делегации. Он внимательно слушал наши рассказы, живо интересовался самыми разными вопросами жизни народной Монголии. Давал полезные советы. В частности, Владимир Ильич обратил наше внимание на необходимость поднять уровень просвещения и культуры монгольского народа, одновременно подчеркнув, что нужно всемерно развивать собственную экономику с целью удовлетворения всех потребностей народа».

ПУТЕШЕСТВИЕ МОНГОЛОВ В РОССИЮ

Есть еще неофициальные воспоминания участника тех переговоров, первого секретаря советской делегации, референта Наркомата иностранных дел (НКИД) РСФСР Льва Ефимовича Берлина, с которыми мне удалось ознакомиться в ходе пребывания в Улан-Баторе.

Из них можно узнать, что полномочная делегация из Монголии прибыла по приглашению Советского правительства в последних числах сентября 1921 года из Урги (старое название Улан-Батора) в Иркутск, где ей была устроена торжественная встреча. Из Иркутска в Москву делегацию сопровождал Борис Захарович Шумянский – член Сиббюро ЦК большевистской партии, уполномоченный НКИД РСФСР на Дальнем Востоке, который участвовал в составе особого экспедиционного корпуса в освобождении Монголии от войск белого генерала и барона Унгерна.

2 ноября делегация прибыла в Москву. Ее разместили в особняке НКИД в районе Арбата, «несмотря на разруху, голод и топливный кризис, для гостей были созданы исключительно благоприятные условия», организовали знакомство с советской столицей. Члены монгольской делегации, кроме С. Данзана и Э. Батухана, носили национальные одежды – шелковые дэли (халат) и гутулы (войлочная обувь), на Д. Сухэ-Баторе был национальный головной убор.

3 ноября В.И. Ленин направил записку с просьбой рассмотреть соглашение с МНР председателю Малого Совнаркома, который его одобрил.

В день подписания соглашения, 5 ноября, состоялась встреча В.И. Ленина с монгольской делегацией в Кремле, у него в кабинете. На ней присутствовали Нарком иностранных дел Георгий Васильевич Чичерин и Б.З. Шумянский. Переводил беседу Э. Батухан. Делегация преподнесла Ленину, по монгольскому обычаю, приветственный хадак – ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов.

Было подписано соглашение между представителями РСФСР и МНР, по которому обе стороны обязывались не допускать пребывания и формирования на своей территории групп, враждебных другой стороне, установили соглашение о порядке назначения дипломатических и консульских представителей, определения государственной границы; были установлены основные положения таможенной политики. Советское правительство передало правительству МНР принадлежащие РСФСР в Монголии телеграфные сооружения.

Затем монгольская делегация посетила в Большом театре оперу «Князь Игорь», во МХАТе – постановку горьковской пьесы «На дне», представление в цирке. С большой непосредственностью Сухэ-Батор следил за цирковым действом, особенно за джигитовкой. Он не мог удержаться от восклицаний, одобрительных реплик, волновался, ведь он сам в совершенстве владел этим лихим исскуством. Успели монголы побывать и в Петрограде.

В начале декабря, заключив еще соглашения о финансовой и военной помощи, делегация отбыла из Москвы в Монголию.

ТРАГИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ «ХОДОКОВ»

Последующая жизнь членов монгольской делегации сложилась трагически.

Д. Сухэ-Батор 10 января 1922 года был награжден орденом Красного Знамени, а в Монголии в этот год началась активная борьба с «врагами народа». В 1923 году во время традиционного монгольского праздника – Цаган Сара (Новый год по лунному календарю) – был раскрыт очередной «заговор», а в один из праздничных дней 14 февраля Сухэ-Батор после тщательной проверки уличных караулов слег с серьезной простудой и через неделю умер в возрасте 30-ти лет. Современные историки не подтверждают возникшую в те времена версию об его отравлении.
 
В Улан-Баторе был создан мавзолей Сухэ-Батора, но около десяти лет назад, когда отмечалось 800-летие образования Чингисханом Монгольской империи, этот мавзолей был убран с центральной площади, а тело захоронено…

С. Данзан (официальный руководитель той делегации) вел активную внутрипартийную борьбу за лидерство в МНРП с Сухэ-Батором, а после его смерти был обвинен в контрреволюционной деятельности, арестован во время работы III съезда МНРП в августе 1924 года и в течение суток расстрелян. Ему было всего 39 лет. В обвинительном заключении значилось: ведение пробуржуазной политики в бизнес-интересах американских и китайских компаний, шпионаж в пользу Японии, причастность к «отравлению» Сухэ-Батора.

Б. Церендорж настойчиво добивался дипломатических отношений Монголии с европейскими державами, Японией, США. За это он был подвергнут резкой критике как со стороны Коминтерна, так и со стороны радикальных соратников по партии.

В 1927 году Церендорж подал в отставку, но здоровье его было подорвано внутрипартийной борьбой, и в начале 1928 года, когда ему исполнилось 60 лет, он скончался.

Э. Батухан преподавал в учебных заведениях Улан-Батора, а в 1924 году назначен министром просвещения. На этом посту он активно проводил в Монголии образовательные реформы. Батухан был обвинен в «правом уклоне» и в 1929 году выслан из родной страны.

Приют нашел, как ни странно, в СССР, где жил под русифицированным именем – Никита Федорович Батуханов. Преподавал в вузах Ленинграда. Был лично знаком с Максимом Горьким. Осенью 1937 года на отдыхе в Крыму Батухан арестован. Только спустя три года ему предъявили обвинение военного трибунала Ленинградского военного округа – «за антисоветскую деятельность и международный шпионаж приговорить к 8 годам лишения свободы». В январе 1941 года 53-летний Батухан умер в лагере города Вятка. Посмертно реабилитирован в 1956 году…

Доподлинно неизвестна судьба неофициального члена делегации, религиозного деятеля Чжон-Ван-Ширнин-Дандина. Но, возможно, и она печальна, так как еще в 1922 году признан «врагом народа» и казнен в Монголии да-лама Пунцагдорж, а во времена правления маршала Хорлогийна Чойбалсана известны многочисленные репрессии в отношении местных буддистов и ламаистов…

P.S. Идеологические изменения случились в конце 1989 года, когда в Монголии произошли демократические преобразования. Вместо революционера Сухэ-Батора сейчас в почете Чингисхан. Его многочисленные статуи появились в различных местах, его портреты размещены в государственных учреждениях, изображены на обложках школьных учебников, на деньгах, на водке, его именем названы отель и проспект…

Ноябрь 2016 г.