Философские представления о человеке

Елена Плюснина
Родовым признаком, характеризующим специфику человека, является его биосоциальная природа. Человек единственный из всех известных живых существ обладает этим признаком – биосоциальностью, ибо все другие животные есть просто «био». Биосоциальность Р. А. Зобов и В. Л. Обухов считают сущностью первого порядка в отношении человека. Именно исследование соотношения биологического и социального в человеке привело З. Фрейда к его гениальным открытиям, в частности к утверждению, что социальное не отменяет и не уничтожает инстинкты, а может лишь их загнать вглубь, деформировать.

Сегодня все больше сторонников привлекает подход к человеческой природе не как к дихотомии (био-социо), а как к трихотомии, разделяющей ее на три составляющие. Я. Щепаньский считает, что личность представляет собой биопсихосоциальную целостность.  М. С. Каган доказывает, что речь должна идти о его природно-социо-культурной сущности. Еще одна точка зрения, представленная В. П. Казначеевым, получила название космопланетарной модели человека. Ее суть заключается во взаимодействии внешних (пространственных), внутренних и социальных компонент мира.

Появляется новое космоноосферное сознание, объединяющее в себе весь предыдущий опыт человеческого знания.

Современное  звучание  приобретает  определение человека как космо-био-социального существа.

А. Л. Чижевский наряду с К. Э. Циолковским,  В. И. Вернадским и другими мыслителями – представителями антропокосмизма обратил внимание на нерасторжимую связь между историей человечества, социокультурными процессами, космическими явлениями и геологическими процессами, происходящими на планете Земля. Итогом его философского и научного размышления становится положение о том, что «жизнь в значительной степени есть явление космическое, а не земное». Основную задачу культуры будущего он видел в отыскании путей гармонизации жизни людей и космических процессов.

Работы вышеназванных ученых показали, что Космос (как всеобщий порядок мироустройства) имеет существенное влияние не только на каждого человека, но и на социальные (земные) процессы и это влияние происходит независимо от социума и отдельно взятого человека, значит,  оно должно быть больше (ценнее, важнее), чем просто влияние социума по отношению к био (т.е. к отдельному человеку, выражающему в данном случае животное начало).   Больше оно должно быть примерно в 1,6… раза (число "фи" ). Получилась пропорция: Космо/Социо:Социо/Био=1,618…..

Эта метафора,  наглядно показывает отношение человека к законам космоса и природы, отношение к социуму, отношение к самому себе в их взаимосвязи. В представлении человека как био-социо-космического существа имеется в виду следующая иерархия: Космос (Абсолют, Бог, Вселенная, Универсум) – это главное, социум – на втором месте в иерархии, биологическое (в данном случае - животное начало в человеке) должно быть на третьем месте. Таким образом, мы получили системную триаду, в которой определена иерархия отношений.
 
Поскольку  метафора «золотая целостность» родилась на основе проведенной аналогии с понятием «золотое сечение», необходимо пояснить, что заимствовано и что привнесено нового в это понятие. Заимствовано: а) три компонента – целое, которое включает в себя большую часть и меньшую часть; б) иррациональное число =1,61… взято как символ стремления к постоянному совершенству, которое в идеале недостижимо, а возможно только приближение к нему.

В эту схему внесено новое: введена иерархия компонентов и вместо равенства используется отношение. Таким образом, получилась новая пропорция, которая носит название «золотая целостность».

Почему возникло желание воспользоваться аналогией с «золотым сечением»?  Во-первых, общеизвестно, что «золотое сечение» – это закон о пропорциональной связи целого и составляющих это целое частей. Во-вторых, искусствоведы, а затем психологи установили, что подобное соотношение длин в живописи и архитектуре воспринимается человеком наиболее благоприятно, вызывает чувство спокойствия и уверенности. Оно производит впечатление чего-то устойчивого и закрепленного в самом себе, завершенности, целостности объекта или вещи.

Итак, метафора «золотая целостность» представляет собой триаду объектов, состоящих в определенных иерархических отношениях.  Вопрос о системных триадах в  специальной философской литературе уже освещен. Около шести тысяч работ по триадическим структурам собрано в двух томах  Международной библиотеки тринитарной литературы.

2004 год.


***
Примечание

А.К.Колеченко (светлая ему память) в 2003 году в свободной дискуссии предложил свои размышления на эту тему:

«… у меня вызвала сомнения био-социо-космическая модель. «Био» - то, что у человека есть психика, это не вызывает сомнений, а почему «социо»? Но если рассматривать проблему с той точки зрения, что «социо» формирует психику, то это вполне логично. Далее следуя логике исследования, что есть у человека кроме «био» - психики и «социо», развивающего психику, - есть еще и духовная сфера. Часто психику и духовность отождествляют. По большому счету психика -  это инструмент переработки информации. Но от компьютера человек отличается тем, что у него есть чувства и воля.  И, следовательно, мы можем рассматривать  «социо» как развивающее психику, а «космо» как развивающее дух. И это, с моей точки зрения, интересно и правомочно» .

*** Размышления
Что такое метафора «золотой целостности»?
Это система, пропорция, формула, модель, принцип, образ или еще что-то?

1. Это система, поскольку  общая теория систем допускает наименьшее количество компонентов системы равное числу три.

Объяснение необходимости взять иррациональное число можно пояснить следующей цитатой: «Дух проявляется не через материю как таковую, а через ее организацию в той или иной конкретной области мира. Такая организация может быть реализована только в материальном субстрате.  И в конечном счете хорошо известный эффект целостности сводится к тому, что сложная организация целого позволяет  оформиться духовному началу и потому возникает знаменитый «излишек», который никогда не может быть выражен никакими комбинациями частей этого целого» (Обухов В. Л., Зобов Р. А., Сугакова Л. И., Ситников В. Л. Основы человековедения: Человек как микрокосм: Учебное пособие. – СПб., 2001. – 272 с.)

2. Это пропорция, которая отражает (интуитивное) ощущение человека, составляющего эту пропорцию и, делающего выбор чуть больше в сторону того или иного компонента системы и, выстраивающего свою собственную иерархию выбранных компонентов. Такое представление возможно в том случае, если мы принимаем как ценность развитие индивидуальности человека и возможность существования феноменологического и аксиоматического подходов в науке.
 Эта пропорция может использоваться как формула, когда выделены значимые компоненты, расставлены приоритеты и имеются количественные данные.

3. Число "Фи"   связано с пропорцией «золотого сечения». Заимствование автором числа  "фи"   позволяет использовать принцип экономии (минимизации) энергии, поскольку за этим числом уже закреплен определенный положительный психологический образ, можно сказать,  несущий таким образом «положительный заряд энергии».

4. Это метафора , потому что соответствует аристотелевскому определению и не претендует на полное описание целого, а делает акцент на отношения между компонентами (по аналогии).

5. Это модель живой (динамичной, изменяющейся) неравновесной системы. Чтобы подчеркнуть неравновесность системы, знак равенства в пропорции «золотого сечения» заменен примерным отношением.
 
Если мы человека рассматриваем как живую неравновесную систему, метафора «золотой целостности» представляет собой модель такой системы. Причем метка условного деления может колебаться вправо-влево в пределах 8 (если расчет делать по этой пропорции, взяв за целое 100%). По данному расчету число 8 - это то минимальное допущение, которое отражает те отклонения (условно вправо или влево), которые не позволяют переходить грань, за которой происходит «поворот (или переворот) в другую сторону». Это - диапазон, в пределах которого колебания допустимы, или допустимы ошибки, погрешности.  Эта модель вводит ограничения, когда употребляется как формула.

Такое сравнение  возможно, если человека воспринимать  как вибрирующую (колебательную, пульсирующую)  систему и тогда такое восприятие будет условно отражаться в колебании этой метки.
 
6. После всего сказанного можно предположить, что  эта метафора отражает принципы Э.С. Бауэра: 1. принцип устойчивого неравновесия (см. пункты 2, 5). 2. принцип работы системных сил  3. принцип увеличивающейся внешней работы (формулировки даны по статье Слауцитайса В.В. в кн. Акмеология чтения: идеи и решения. Материалы научно-практ.сем. 21 апреля 1999 г. СПб., 1999)  Третий принцип автором условно выражен числом  "фи" (см. пункт 1). Идеи Э.С. Бауэра можно считать историческими идеями, которые современным обществом начинают осознаваться и требуют наиболее тщательного изучения, так как наука за это время далеко ушла вперед и экстраполяция этих принципов без изменений может быть уже с искажениями.
 
7. И, наконец, метафора «золотой целостности» - это развивающийся образ,  имеющий возможность наполняться разным содержанием.