Дорога к счастью. Большое сердце

Полина Ребенина
Захожу утром в мой врачебный кабинет, на столе уже лежит записка: «Срочно позвоните этому пациенту!». Смотрю на персональный номер и имя пациента и на душе теплеет: « Ах, это Анвар! Что-то у него опять приключилось?»

Анвар и его семья- беженцы из Сирии, я их знаю давно, и по мере возможности стараюсь во всем помочь. Помню, как год назад он впервые пришел ко мне на прием, таща за руку своего упирающегося, что-то невнятно бурчащего, слабоумного брата. Сразу было видно, как ему нелегко жилось, но, по-настоящему, я была растрогана, когда рассказал он мне о себе и своей семье.

«Это мой старший брат Исам, - начал он свой рассказ, показывая мне на инвалида,- он старше меня на пять лет, и сколько я себя помню, я всегда за ним ухаживал. Но самая большая ответственность за брата и его жизнь легла на мои плечи с двенадцатилетнего возраста, когда умерла наша мать, а отец пропадал целые дни на работе. Мать рассказывала, что родился мой брат совершенно нормальным ребенком, но в годовалом возрасте внезапно заболел, слёг с высокой температурой, эта болезнь осложнилась менингитом, после чего он стал плохо развиваться и вырос вот таким дурачком.

Исам может ходить, но у него очень плохой баланс, и он всё время спотыкается и падает. Он может говорить, но произносит лишь отдельные бессвязные слова, или же просто злится на меня, топает ногой и протестует: «Нет-нет-нет!». За ним нужен уход днём и ночью, во сне он ходит под себя, но ненавидит, если мы ему одеваем подгузник и срывает его. Всю еду ему я должен протирать, потому что он не может нормально глотать и куски пищи застревают у него в горле. Я привык за ним ухаживать, забота о брате стала неотъемлемой частью моей жизни.

Когда Исам повзрослел, врачи посоветовали его женить, считая, что это может благоприятно сказаться на его развитии. Мы с отцом нашли девушку по имени Мейрам, которая тоже отставала в развитии, как мой брат, и поженили их. Родители этой девушки состояли в отдалённом родстве, и у них появились на свет один за другим шестеро слабоумных детей, Мейрам была одной из них. Теперь и Мейрам стала жить с нами, и нам пришлось ухаживать за двоими инвалидами, ведь и за ней нужен постоянный присмотр, она даже более неспокойна и агрессивна, чем Исам. Так вместо одного слабоумного брата оказались на попечении у меня двое недоразвитых родственников. Отец тоже вскоре умер, но к этому времени подрос мой младший брат, который мне во многом помогает.

Позднее и я женился, родилось у меня шестеро детей, семьи у нас традиционно большие. Но и тут несчастье, у младшей дочки обнаружили рак мозга с прорастанием в глазное яблоко, глаз пришлось удалить, и она теперь нуждается в постоянном лечении.»

Когда я слушаю Анвара, то понимаю, что его жизнь это постоянное служение семье и больным родственникам, непонятно, как у него хватает сил всё это выносить. Помогает лишь то, что он не один, ведь живут мусульмане в Сирии большими семьями и помогают друг другу во всём. А Анвар, между тем, продолжает свой рассказ:

«Когда началась страшная война в Сирии, то единственным спасением было бежать из страны. Всей семье сразу выехать не удалось, вначале уехали мы с женой и оказались в Швеции. После того, как мы устроились, стали вызволять остальных членов семьи. Выезжали они частями. Я каждый день звонил младшему брату и уговаривал его в первую очередь вывезти инвалидов, Исама и Мейрам, а потом уже забирать моих шестерых детей. Это было непростое решение, но я знал, что слабоумные родственники больше всего нуждаются в помощи, я не мог бросить их.
- Поймите меня,- объясняет мне он, -ведь я ухаживал за моим братом с двенадцатилетнего возраста, это было моей каждодневной обязанностью, это вошло в мою плоть и кровь, и стало моей жизнью. По-другому я существовать не могу.»

Мне, честно говоря, непонятно, как Анвар со всем управляется, но он не выглядит неудачником, он чувствует себя главой большой семьи и счастлив этим. И он всё время ощущает поддержку своих близких. И мне невольно хочется подставить ему своё плечо. Я стараюсь, в силу своих возможностей, помочь ему и этой удивительной семье.

Когда их большая семья собралась вместе, в Швеции, то местные власти предложили им расселиться по разным лагерям для мигрантов, то есть надо было разделиться на маленькие подсемьи, а слабоумных родственников поместить в инвалидный дом. Анвар категорически отказался и снял где-то маленькую двухкомнатную квартирку. В этой квартирке и стала жить вся их огромная семья из четырнадцати человек: Анвар с женой и их шестеро детей, слабоумные Исам и Мейрам, и младший брат с женой и двумя детьми. Трудно себе представить будни этой семьи, как четырнадцать человек могли расселиться и перемещаться в 38- метровой квартирке, при том, что двое безумных требовали постоянного ухода, да и больная раком четырёхлетняя девочка тоже. Но они не жаловались, ведь главное, что они опять были вместе. Жили «в тесноте, да не в обиде», как когда-то говорили у нас на Руси.

Я была так взволнована историей Анвара, что начала бороться, чтобы помочь им с жильём. Я звонила в  коммунальные службы, посылала всевозможные медицинские справки в государственные инстанции и через несколько месяцев, к моей огромной радости, смог Анвар с семьей, наконец, переселиться в большую 4-комнатную квартиру.

Теперь со всеми своими проблемами в первую очередь Анвар прибегает ко мне, и при встрече всегда говорит, прижимая руки к груди: «Доктор -у вас большое сердце! Я теперь полюбил вашу страну, Россию, потому что вы- русская! Сколько раз я обращался к шведским врачам, никто из них не хотел мне помочь, все лишь притворно сочувствовали и разводили руками. Спасибо вам!» И он низко кланяется, а его родственники согласно кивают и пожимают мне руки. Но я не люблю слышать эти слова благодарности, ведь это мой профессиональный долг и моя радость- помочь этой замечательной семье. Я - врач, и, естественно, должна сделать всё возможное, чтобы моим пациентам жилось лучше, мы же не напрасно давали когда-то клятву Гиппократа.

«Это у тебя, Анвар - большое сердце! -отвечаю я ему. «Ты и твои родные не оставляете в беде друг друга и готовы вечно поддерживать своих близких, живете ради них! Спасибо вам за то, что мне привелось узнать вас, казалось бы, простых, но таких необыкновенных и прекрасных людей! Но очень прошу тебя, Анвар, береги себя!»

Я вынуждена добавить это, потому что знаю, что Анвар сам нездоров, на почве постоянного стресса развилась у него гипертония и тяжелый диабет. Но он всё равно станет служить своим близким до конца, и никогда их не предаст, как бы ему не было трудно. И, выполняя свой долг, будет чувствовать себя счастливым. Удивительный человек, удивительная семья!